Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" предназначена для младших школьников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_zdorovya_eremchenko_zh.n.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО школа – интернат VIII вида
№ 14 г. Волгодонск
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности в начальной школе для детей с ОВЗ
« АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ »
Программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Автор: учитель начальных классов
Еремченко Жанна Николаевна
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ
Пояснительная записка
- Актуальность программы:
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат – ослабление здоровья нации, гибель большого количества людей в экстремальных ситуациях.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Это требует от педагога особых подходов в образовании и воспитании. Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках.
В ходе образовательного процесса перед учителем стоит задача становления и сохранения здоровья младших школьников. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Социализация личности младшего школьника может проходить более успешно, если создать условия для успешного формирования и применения информационной компетенции, для самовыражения обучающихся через участие в проектах, творческой и исследовательской деятельности.
Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре.
Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
2.Цель программы:
Создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, для развития важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации; а также помочь детям сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
- Задачи программы:
Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
4. Принципы построения программы:
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
5.Участники программы:
Обучающиеся 1 класса.
6.Состав группы:
- постоянный.
7.Особенности набора детей:
- дети с ОВЗ.
8.Формы занятий:
- групповые.
9.Время существования программы:
программа рассчитана на 1 год обучения.
10.Количество занятий и учебных часов:
программа рассчитана на 34 учебные недели, на 34 учебных часа.
11.Основная идея программы:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
12. Основные направления содержания деятельности:
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровье-сберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
13. В практике работы используются следующие формы:
- занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия,
- инсценирование ситуаций, просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов и др.;
- классные часы, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – праздники, игры, викторины и др.
- участие в дистанционных конкурсах, викторинах и олимпиадах по ЗОЖ.
14. Ожидаемые результаты:
Личностные
- Осознать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
- Объяснять положительные и отрицательные оценки с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
- Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Регулятивные
- Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения в природе.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления.
- Составлять план выполнения задач.
Предметные
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Предполагать, какая информация необходима.
- Под руководством педагога, отбирать для решения учебных задач необходимые словари, справочники, энциклопедии.
- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
- Учиться подтверждать аргументы фактами.
- Организовывать учебное взаимодействие в группе.
15. Условия реализации программы:
- кабинет;
- медиатека;
- библиотека;
- спортивный зал;
- медицинский кабинет;
- учебно-методические материалы ( «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под редакцией М.М,. Безруких – Москва : ООО Вариант 2005.;
«Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» под редакцией Н.В.Сократова – Москва: ТЦ Сфера 2005.;
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер». В.И. Ковалько – Москва:Вако 2007;
Обухова Л.А. «135 уроков здоровья или школа докторов природы» – Москва: Вако 2005;
Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г;
КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г;
Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник,
1-4 кл. М.1997г;
Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г;
Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г4
Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.- СПб..1998г;
«Мир детства: Младший школьник» М., 1988г;
«Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» \под
Сократова.М..2005г;
Урунтаева Г.А. «Как я расту: Советы психолога родителям» М., 1996г;Юдин Г.Н. «Главное чудо света» М., 1991г.
16. Диагностика:
- 2 раза в год;
- игра «В приемной доктора Айболита»;
- викторина «Эти правила важны — знать мы их должны».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата |
Режим дня школьника. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Конкурс рисунков «Мы выбираем ЗОЖ!». Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Я выбираю жизнь!» | 1 | 0 | 1 | ||
Наши верные друзья: вода и мыло. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Игра-сказка «Путешествие к Мойдодыру». | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Витамины — наши лучшие друзья. Доктора природы. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Правильное питание — залог здоровья. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Уроки Мальвины. Правила поведения за столом во время еды. Участие во Всероссийской познавательной викторине по ОБЖ «Малыш и Карлсон: опасные забавы». | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Практическое занятие «Накрой на стол». | 1 | 0 | 1 | ||
Отравления (пищевые и лекарственные). Как избежать отравлений. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Как уберечься от травм? | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Практическое занятие «Изучает ПДД». Участие во Всероссийской занимательной викторине «Безопасное движение». | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Поговорим о вирусах и микробах. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Правила обращения с огнем. Участие во Всероссийском конкурсе плакатов «Осторожно, огонь!». | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Уроки Бобренка. Здоровые зубы. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Игра «В приемной доктора Айболита». | 1 | 0 | 1 | ||
Практическое занятие «Знаки светофора». Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Мой друг – светофор». | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Что мы знаем о глазах? Как беречь зрение? | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Разучивание комплекса утренней зарядки. | 1 | 0 | 1 | ||
Осанка – стройная спина. | 1 | 0 | 1 | ||
Конкурс рисунков «Спорт глазами детей». Участие во Всероссийском дистанционном конкурсе по основам безопасности жизнедеятельности «Мы выбираем здоровье и успех!» | 1 | 0 | 1 | ||
Что такое закаливание? Волшебник морж. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Для чего нужно заниматься физкультурой. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Викторина «Эти правила важны — знать мы их должны». Участие во Всероссийской занимательной викторине о здоровье «Если хочешь быть здоров!». | 1 | 0 | 1 | ||
Полезные и вредные привычки. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Умей сказать «НЕТ!». Участие во Всероссийском конкурсе плакатов «Курение опасно для здоровья!». | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Какие врачи нас лечат? | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Встреча с медработником школы. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Творческая работа «Спорт в моей жизни». Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Спорт - это жизнь!». | 1 | 0 | 1 | ||
Как защитить себя от болезней? | 1 | 0 | 1 | ||
Конкурс рисунков «Мама, папа, я - спортивная семья». | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
Коллаж «Мы за здоровый образ жизни». | 1 | 0 | 1 | ||
34. | Лето красное – для здоровья время прекрасное. Участие в международном конкурсе «Ориентир: здоровье!» номинация: конкурс фото и видеоматериалов. | 1 | 0 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровье-твоё главное богатство"
Программа внеурочной деятельности "Здоровье-твоё главное богатство" рассчитана для курса "Валеологии" в 5 классе и рассматривает следующие аспекты: понятия здоровья и здорового образа жизни, значение ...
Программа внеурочных занятий "Здоровые щечки".
АннотацияРабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровые щечки» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарт...
авторская программа внеурочных занятий "Здоровый образ жизни"
программа внеурочных занятий по биологии...
Программа внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна»
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.Главная особенность здоровьесб...
Программа внеурочной деятельности "Здоровый я - здоровая страна"
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личност...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово" 6-8 класс
Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоро...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...