Устный журнал "Мама! Как много в этом слове!"
классный час (8 класс) на тему

Сусликова Ольга Александровна

Воспитание уважения и бережного отношения к женщине – матери

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл беседа о маме33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат №33 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«МАМА!

КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ!»

Автор: воспитатель Сусликова О.А.

с.Толбага

2014 г.

ЦЕЛЬ:

- учить детей выражать свои чувства к матери;

- учиться выразительно читать стихотворения и прозу;

- воспитывать уважение и бережное отношение к женщине – матери;

- разбивать чувство долга и ответственности за свои поступки;

- поощрять творческие способности учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ:

  1. Репродукции картин: Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», «Сикстинская мадонна».
  2. Репродукции картин: Богоматерь Казанская», «Богоматерь Владимирская».
  3. Цитаты и высказывания «о матери».
  4. Газета на тему «Моя мама!».
  5. Рисунки учащихся на тему «Моя мама!» -

I

    Мы собрались сегодня, чтобы поговорить с вами о самом дорогом и близком каждому человеку – о матери. Эта тема найдёт отклик в сердце каждого человека, независимо от его возраста, национальности, образования.

   Почему именно сегодня, именно в нашем возрасте,  который называется «переходным», «трудным»?  Когда вы, сами  того не желая, становитесь подчас неуправляемыми, где – то даже дерзкими, и, зачастую своим поведением или каким – то словом огорчаете своих мам. Я думаю, что сегодняшняя наша беседа заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и своё поведение по отношению к близким людям.

    Сегодня мы будем славить женщину. Есть такая миссия на земле, которая целиком принадлежит женщине: стоять у колыбели, бороться с любыми напастями, защищая слабый огонёк новой жизни, вводить маленького человечка в большой мир, помогать ему делать первые шаги.

О той, кто жизнь дарует и тепло,

Звучащее в напеве колыбельном,

О той, кто нас в терпенье беспредельном

Растит, лелеет, ставит на крыло.

О матери…

Зачем так дни спешат?

Зачем так незаметно и без спросу

Ей седина вплелась в густую косу?..

…Дохнуло стужей, горечью утрат…

Летящий с гор, в теснинах гор клубимый,

Речной поток не обратиться вспять.

…Останешься без матери родимой –

Стократ острей поймёшь, что значит мать.

Не первым, не последнем на земле

Кричу: «И кто придумал это?»

Земля и небо не дают ответа,

Зарницы гаснут дальние во мгле…

Родиться стоит поздно или рано

Хотя бы для того на этот свет,

Чтоб вымолвить впервые имя «МАМА»,

Которого священней в мире нет.

На чём держится мир человеческих отношений? На материнской любви. Она – основа основ. Именно благодаря ей, у ребёнка зарождаются человеческие чувства: чуткость, внимание к людям, умение сострадать, помогать, быть надёжным и верным, тактичным и добрым. Материнская любовь неразрывно связана с чувством ответственности за жизнь и судьбу ребёнка. Даже в самые горькие минуты, во времена сильных потрясений сердце женщины не ожесточится. В нём остаётся чувство заботы о людях: ведь все они – чьи – то дети. Трудно представить себе мать без доброй улыбки, без нежности.

Никто не знает всё, как мать,

Никто, как мать не понимает,

Никто не может так ласкать,

Никто, как мать не сострадает.

Никто, как мать не может дать,

Никто, как мать прощать не может.

И так любить и ожидать

Никто, как мать, не может тоже.

  Мать, женщина, девушка – эти понятия несовместимы с жестокостью. Без способности возвести в душе своей здание Добра и Красоты немыслима женщина.

Всей красоты источник – женщина!

Мы без неё упали б под ярмом.

Всей доброты источник – женщина!

Мы без неё дышали б тьмой и злом.

II

  Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребёнку – в этом смысл её жизни. Любовь к своему малышу для неё так же естественна, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает ребёнка. Мать приобщает дитя к жизни. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства народа. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь духовные ценности. Не это ли держит мир?

    Младенец старательно складывает по слогам – «ма - ма» и, почувствовав свою удачу, смеётся счастливый. Мама… Вслушайтесь, как гордо звучит это слово!

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная,

(Ей – то уж добра не занимать!)

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

Всё на свете метится следами,

Сколько бы не вышагал путей,

Яблоня – увешана плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так и будет жить она в веках,

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

     У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют всё. Жизнь матери – это самопожертвование, самозабвение. Эти слова точнее всего характеризуют материнскую любовь.

    А сейчас послушайте старинную горскую легенду.

  «Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким – никто не мог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его…И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой… и безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашёл так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить и стыдить его, пытались напомнить сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьёт мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим домам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как можно убить родную мать?

И не ушли…

  Тогда он вбежал в дом и, действительно, убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: «Ты не ушибся сынок? Тебе не больно?»

  - Какие чувства вы испытали прослушав эту легенду?

 - Что вы думаете о героях этой легенды?

(ответы детей)

  • А вы знаете ли какие-нибудь легенды или сказки о маме, материнском сердце, материнской любви?

    Гимном жизни звучат слова о матери: «Вся гордость мира от матерей, без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

    Открывая двери своего дома, мы внимательно смотрим в глаза мамы. Ведь глаза – это зеркало души.

   - Расскажите, какие глаза у ваших мам?

   - Что вы увидели в этих глазах?

   - А какими чаще бывают глаза у ваших мам, грустными или весёлыми?

   - Вдумайтесь, а можем ли мы сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам?

   - Не узнаёте ли вы себя в следующих ситуациях?

  Вова сказал маме, что после уроков останется на репетицию спектакля. Но после репетиции он задержался: поиграл немного с ребятами, затем по дороге зашёл к товарищу за книгой и заговорился. Когда он пришёл домой, то увидел полные страха и отчаяния заплаканные глаза мамы.

   - Как бы вы поступили на мамином месте? (ответы детей)

Мама предупредила Наташу, что придёт с работы поздно и попросила её прибраться в квартире, накормить ужином сестрёнку и спокойно с ней поиграть. Когда мама вошла в дом, там стоял тарарам: вещи были разбросаны, сестрёнка капризничала, а Наташа сердито на неё кричала.

   - Что в эту минуту переживала мама? (ответы детей)

  Дина требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть, а у неё нет. Мама объясняла, что не может их купить, у неё нет сейчас денег. Но Дина продолжала требовать, плакала и кричала, что мама её не любит, не жалеет, потом оделась и ушла, хлопнув дверью.

   - Что в этот момент испытала мама? (ответы детей)

   - Так что же мы должны делать, чтобы в глазах чаще светилась радость?

   - Как вы думаете, почему чаще нужно заглядывать в мамины глаза?

III

Отшумит и умчится любая беда,

Как весенней порою грохочущий гром,

Если с вами она, если с вами всегда

Человек, на котором держится дом.

Может ей 33 ей или 73 –

Сколько б не было ей, возраст тут ни при чём.

В беспокойстве, в делах от зари до зари

Человек, на котором держится дом.

Очень редко, но всё же бывает больна,

И тогда всё округ кверху дном.

Потому что она, потому что она –

Человек, на котором держится дом.

Нас куда-то уносит стремительный век,

В суете мы порой забываем о том,

Что она – не фундамент, она – человек,

Человек, на котором держится дом.

Чтобы было и в сердце и в доме светло,

На её доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает любовь и тепло

Человек, на котором держится дом.

   - Умеем ли мы ценить эту любовь, не знающую преград?

   - Умеем ли мы любить и понимать свою маму?

  Давайте попробуем составить собирательный образ мамы. Для этого каждый в этом свитке ответит на один вопрос: Что я больше всего люблю в своей маме?

 (педагог по рядам пускает три длинных листа бумаги, на которых дети поочерёдно пишут, что они больше всего любят в своей маме. Написав, ребёнок заворачивает лист так, чтобы следующий не видел того, что уже написано. После окончания работы ответы детей зачитываются вслух).

   Не случайно известный отечественный писатель Н.А.Островский говорил: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы все в долгу – это мать!»

   - Как вы думаете, справедливо ли на нас сердятся наши мамы?

   Получается, что мамы сердятся за неряшливость, неопрятность, лень, грубость, несдержанность, нарушение обещаний, неумение вести себя правильно.

   - Не кажется ли вам, что это справедливый гнев?

   - Вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать своих мам, стремиться больше знать о них, чтобы понимать лучше. Вы можете уже и помочь, и посочувствовать, и подарить им радость. Нужно только захотеть! А захотеть очень важно. Это нужно не только мама, но и вам. Максим Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». А ведь самое страшное равнодушие – это равнодушие к собственной матери.

   - Давайте попробуем проанализировать хотя бы один день вашей мамы.

 Итак, мама встала раньше всех, приготовила завтрак, помыла и убрала посуду, проводила вас в школу. Хорошо, если вы не восприняли это как должное и помогали бы чем могли. Давайте посмотрим, насколько вы знаете и любите ваших мам. Ответьте на шесть простых вопросов:

  • Кем работает ваша мама?
  • Нравится ли ей работа?
  • Когда её день рождения?
  • Что вы подарили ей на прошлый Новый год?
  • Какое её любимое блюдо?
  • Назовите её любимую передачу, книгу, песню.

А теперь посмотрите внимательно на свои записи. Кто ответил на все вопросы? Меньше пяти?

   Это говорит о невнимательном отношении к маме, равнодушии с вашей стороны. Сделайте для себя выводы – это очень важно.

Красивые мамы – на свете вас много,

В глаза вы глядите красиво и прямо…

В какую бы даль не звала нас дорога,

Нас всех провожают красивые мамы.

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто её огорчает…

А добрая мама прощает всё это,

Красивая мама всё это прощает.

Од грузом забот, не сгибаясь упрямо,

Она выполняет свой долг терпеливо…

Красива по-своему каждая мама,

Любовью своей материнской красива.

   Мать и ребенок с первых мгновений его появления на свет связаны невидимой прочной нитью. Сердце матери чутко реагирует на все невзгоды её чада.

Бедный мальчик! Весь в огне, всё ему неловко!

Ляг на плечико ко мне, прислонись головкой!

Я с тобою похожу… подремли, мой мальчик!

Хочешь, сказку расскажу: Жил-был мальчик с пальчик…

Нет! Не хочешь! Сказки – вздор! Пеня лучше будет…

Зашумел сыр – тёмен бор, лис лисичку будит;

Во сыром-тёмном бору… задремал мой крошка!..

Я малинки наберу полное лукошко…

Во сыром – тёмно бору… Тише! Засыпает!

Словно птенчик, весь в жару, губки открывает…

Отклони удар, уйди смерть с своей косою!

Мать дитя с своей груди не отдаст без боя!

Заслонит средь всех тревог всей душой своею

Жизни чудный огонёк, что затеплен ею!

   Это стихотворение Майкова тесно перекликается со стихотворением Бунина. Оно также о матери и её заботе о ребёнке.

И дни и ночи до утра в степи бураны бушевали,

И вешки снегом заметали и заносили хутора.

Они врывались в мёртвый дом –

И стёкла в рамах дребезжали,

И снег сухой в старинной зале

Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь,  не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила.

И, положив дитя к плечу,

Всё напевала и ходила.

   Мать всегда стремится укрыть от бури и непогоды своё дитя. Пока есть Мать на земле, человеку не страшно. Мать затеплит огонёк среди мрака ночи, не даст заблудиться и пропасть.

Звучит фонограмма песни «Только мама»

Сценка «Три мамы»

Автор:   Танюша под вечер с прогулки пришла и куклу спросила:

Дочка:   Как, дочка дела?

             Опять ты залезла под стол, непоседа!

             Опять просидела весь день без обеда?

         С этими дочками просто беда!

         Скоро ты будешь, как спичка худа! Иди-ка обедать, вертушка!

Автор:   Танюшкина мама с работы пришла и Таню спросила:

Мама:     Как, дочка, дела?

              Опять заигралась, наверно, в саду?

              Опять ухитрилась забыть про еду?

        «Обедать!» - кричала бабуля сто раз, а ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!»

         С этими дочками просто беда!

         Скоро ты будешь, как спичка худа! Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Тут бабушка – мамина мама пришла и дочку спросила:

Бабушка:              Как дочка дела?

                   Наверно, в больнице за целые сутки

                   Опять для еды не нашлось ни минутки

                   А вечером съела сухой бутерброд?!

                   Нельзя же сидеть целый день без обеда!

                   Уж доктором стала, а всё непоседа!  

                    С этими дочками просто беда!

         Скоро ты будешь, как спичка худа! Иди-ка обедать, вертушка!

Автор:    Три мамы в столовой сидят, три мамы на дочек глядят.

               Что с дочками делать упрямыми?

Вместе:     Ох, как непросто быть мамами!

IV

Мы в вечном неоплатном долгу пред матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь, поэтому любите, уважайте, берегите её, не причиняйте матери боли своими словами и поступками. Отблагодарите её за труды и заботу о вас, будьте добрыми, чуткими и отзывчивыми к ней. Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова ждёт от вас мама.

О, вера наших матерей, вовек не знающая меры,

Святая, трепетная вера в нас, подрастающих детей.

Её, как свет в березняке, не вытравит ничто на свете:

Ни единицы в дневнике, ни злые жалобы соседей.

Уж матери – такой народ – вздохнут,

Нас долгим взглядом смеря: «Пусть перебесятся. пройдёт», -

И снова верят, верят, верят.

Так верят матери одни, взыскательно и терпеливо.

И – не крикливые они – они не почитают это дивом.

А просто нипочём года их вере трепетной и нежной;

Вот только мы – то не всегда оправдываем их надежды.

Будем помнить наказ Расула Гамзатова:

Если ваши матери устали, добрый отдых вы им дать должны…

Пуще глаза Маму берегите от обид, от тягот и забот.

Берегите мать от злого слова, знайте: дети ранят всех больней!

V

  Мать оберегает своё дитя от невзгод, но готовит его к взрослой жизни, воспитывает в нём благородные чувства: смелость, мужество, доброту, сострадание. И когда наступит время испытаний, она провожает его на поле брани. И ждёт, и страдает. И сердце её разрывается от боли и горя, как сердце Пресвятой Богородицы, когда её сына распяли на кресте. Погибают сыновья, защищая родину – мать, самое святое, что есть у человека. Поэты воспевали воинов – героев, а также мужество и силу духа солдатских матерей.

Она поседела в разлуке за годы великой войны.

Её терпеливые руки огнём и трудом крещены.

В те годы пришлось ей не сладко: ушла вся семья воевать.

А дома она – и солдатка, и наша солдатская мать.

Но беды она выносила, не хмуря высоких бровей.

Пахала она и косила за мужа, за старшего сына,

За младших своих сыновей.

И верил я снова и снова, что в каждом конверте найду

Её материнское слово, её сокровенное: ЖДУ!

Я знал в эти годы крутые, что каждую строчку письма

С ней вместе писала Россия, Россия, Россия сама!

(исполнение на гитаре песни «Мама, я пишу тебе письмо», одновременно с песней демонстрируется презентация «Матери в годы ВОВ»)

   Давайте зажжём эту свечу, как символ материнской любви и заботы, как символ горячего материнского сердца, освещающего наш земной путь.

(зажигается свеча перед образом Богородицы)

VI

   Сегодня не зря вашему вниманию представлены репродукции икон Богоматери. Слово «икона» - греческое; в переводе на русский язык означает – «образ». Эти картины особого содержания, написанные на доске. По преданию первые иконы Богоматери написаны ещё при её жизни, и написал их ученик Иисуса Христа, апостол Лука. Одна из икон – «Богоматерь Владимирская» считается покровительницей, защитницей земли русской. Вглядитесь в неё: лик Богоматери печален, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к её щеке, Богоматерь умоляющим жестом, протягивает к нему левую руку, словно прося у Иисуса защиты для всех нас. Лики Богоматери и Иисуса Христа прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств. Именно Дева Мария стала покровительницей всех матерей.

VII

    Готовясь к нашей сегодняшней встрече, многие ребята написали сочинения о маме, некоторые из них представим вашему вниманию.

(зачитываются детские сочинения).

  Сегодня наш устный журнал мы посвятили Матери. Эта тема бездонна и бесконечна, как сама материнская любовь. Мы с вами прикоснулись к прекрасному. Мать – это кладезь любви и добра. Но образ женщины не полон, если о ней не расскажет мужчина.

Ты – женщина, ты – книга между книг,

Ты – свёрнутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг…

…Ты – женщина, и этим ты права.

От века убрана короной звёздной,

Ты - в наших безднах образ божества…

…Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся – от века – на тебя!

   Нашу беседу хотелось бы закончить отрывком из стихотворения Расула Гамзатова, который посвятил поэму всем матерям, которые «душа дома и сердца». В нём как нельзя лучше звучит мольба и призыв беречь своих мам. Вслушайтесь внимательно в эти строки.

 - Ты, сынок? –

Чуть приоткрылись веки.

Взгляд чуть-чуть зажёгся и погас.

Эту ночь мне не забыть вовеки.

 - Вот и наступил прощанья час.

Смерти угодил я под копыта,

Видно в стремя встал не с той ноги…

Душу дома, маму береги ты;

Слышишь, сын мой, маму береги!

И замолк навек, отца не стало…

Но звучаньем прерванной строки

Всё кругом гудело, рокотало, повторяло:

 - Маму береги!

Хлынул дождь – и всё в горах намокло,

Разбежались по воде круги…

Слышу: через крышу, через стёкла

Молят капли:

 - Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

- Мама – это дерево родное!

Голосом отца твердит земля:

- Мать – весь мир, и рощи и поля.

Яростно бушует непогода

В чёрном небе не видать ни зги…

Грохот грома – голос твой, природа, -

Просит каждый час любого года:

- Душу дома – маму береги!

   Думайте больше о ваших мамах ребята, берегите их любовь, любите их. Их любовь к вам требовательна, но и именно мама имеет больше всего право требовать. Она мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми.

   А сейчас каждый из вас на листочках, который лежат перед вами маркерами напишет самое главное, что вы должны были прочувствовать и понять сегодня, а также нарисовать в виде смайлика те чувства, которые вы сегодня испытали и своё отношение к своей маме нарисуйте в виде большого красочного смайлика!

БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ!!!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....

классный час "Семья! Как много в этом слове..."

Разработка мероприятия по теме "Семья и семейные ценности" представляет собой конспект, состоящий из стихов, конкурсов, пословиц, различных заданий....

Семья...как много в этом слове

Классный час 1 сентября День семьи...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

Классный час на тему: «Семья, как много в этом слове»

воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основедуховности и единства народа;формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе,любят ...