Лингвистический КВН
методическая разработка (10 класс) на тему
"Лингвистический КВН" - это одна из форм внеклассной работы по русскому языку. Данная разработка содержит задания, развивающие интерес к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_kvn.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический КВН
Вступление
Ведущий.
Добрый день, дорогие ребята. Приветствую вас на нашем лингвистическом КВНе. А начать наше мероприятие я хочу с легенды.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую лучшую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес…язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?»-спросил Ксанф. «Конечно,- ответил Эзоп.- Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» - «Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую в мире вещь»,- сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес…
-Что принес Эзоп?
-Прав ли был Эзоп?
1 этап «Орфоэпический»
Поставьте ударение в формах слов
Сторона – сторону, стороны, сторон, сторонами
Стена – стену, стенам, на стену
Принять – принял, приняла, принятый
Проведенный – проведен, проведена, проведено, проведены
Взять – взяла, взяло, взялось, взятый
2 этап «Лексический»
А) Замените синонимами слова:
Вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив
Б) Определите лексическое значение слов
Аршин, лубочный, алтын, миля
3 этап «Фразеологический»
К нарицательным существительным первого столбика надо найти имя собственное из второго столбика, которое само или прилагательное от которого в сочетании с определяемым нарицательным существительным образует фразеологизм.
Азбука Авгий
Близнецы Аладин
Бочка Анюта
Верста Ариадна
Глазки Ахиллес
Грамота Буридан
Кафтан Вавилон
Конюшни Валаам
Конь Геркулес
Лампа Гомер
Ложе Гордий
Меч Дамокл
Муки Демьян
Нить Диоген
Огонь Китай
Осел Коломна
Ослица Лукулл
Пир Мамай
Победа Мономах
Побоище Морзе
Пята Пандора
Стена Пирр
Столпотворение Прокруст
Столпы Прометей
Узел Сиам
Уха Тантал
Хохот Тришка
Шапка Троя
Язык Филька
Ящик Эзоп
4 этап «Грамматический»
Найдите в стихотворении все ошибки в употреблении рода имени существительного.
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живет
Тот, кто любую овощь,
Любой продукт сжует.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнет в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живет в шкафу:
Пропали тюль и тапок,
И туфель на меху.
Он съел жилетку кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью
Который весь пропах.
Так кто же путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мыш ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: «Не верим!!!
Чтоб все пустить в труху?»
Но есть обжора Время-
Вот кто живет в шкафу.
5 этап «Пунктуационный»
Расставьте знаки препинания.
Самое большое блюдо на свете жареный верблюд. Это лакомство обычное украшение свадебного пира бедуинов. Для его приготовления вареные яйца тушатся в рыбе рыба в
вареной курице курица в жареном баране а баран запекается в верблюжьей туше.
6 этап «Литературный»
Назовите литературные персонажи, которые могут быть использованы в данных сравнениях.
Хвастливый, как…
Жадный, как…
Ревнивый, как…
Сильный, как…
Страшный, как…
7 этап «Занимательный»
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали.
1. Назовите вид придаточных предложений, входящих в данное СПП :И барышня рассказала, где и у кого служила, сколько получила жалованья, много ли было работы.
2. Определите, как называется употребленное в данном предложении образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения: Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать. 3.Из данного отрывка выпишите слово, образованное приставочным способом: Роли? Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актер на амплуа хороших ролей (есть и такой). Большинство из них маленькие роли, «без ниточки»(т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания). 4.В каком слове есть звук Т: грустно, подкова, местный, честный. 5. Определите, какая языковая особенность содержится в данном предложении: Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле – не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив – широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть. 6.Определите разряд местоимения НЕСКОЛЬКО.
По вертикали.
7.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук: избАлован, намЕрение, вЕрование, Иконопись? 8.Какое слово используется автором как контекстный синоним слову УЗКАЯ: Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле – не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив – широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть. 9.К какой части речи относятся слова РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ?
10. В каком слове букв больше, чем звуков: съемный, восьмой, яркость, яростно? 11.В каком слове есть суффикс –оват- со значением неполноты проявления признака: продолговатый, виноватый, тесновато, основательно? 12. Из следующего контекста выпишите слово, образованное бессуффиксным способом: Я пришла к вам с просьбой…-продолжала барышня, неловко теребя дрожащими руками свои пуговки.-Я пришла…попросить у вас билет на проезд…Я хочу ехать…13.В каком слове звуков больше, чем букв: читать, столик, истина, единый? 14.Из предложений выпишите прилагательное в сравнительной степени: Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. Одни места ее заставляют вспоминать о других, еще лучших местах и ,наконец, о всем произведении. Еще и еще перечитываешь его – и чувствуешь внутри глубокие залежи. 15.Какое значение из предложенных: «точный и однозначный», «некий», «утвержденный на основании договора», «измеренный» - больше подходит для слова ОПРЕДЕЛЕННЫЙ в данном предложении: Хорошо говорить на языке – это значит правильно говорить на нем, то есть говорить на нем, то есть говорить в соответствии с определенными правилами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс
"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....