Внеклассное занятие "Труд - основа жизни"
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Послушайте притчу мудреца: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь. И придет, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_trud_-_osnova_zhizni.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие «Труд – основа жизни»

Цели: развивать понимание того, что труд – основа всей жизни, убеждения в том, что все достигается большим трудом; воспитание трудолюбия, гражданской зрелости; коррекция зрительного восприятия посредством разгадывания кроссворда; коррекция мышления на основе упражнений в определении скрытого смысла пословиц, разгадывания ребусов.

Ход занятия.

1.Организационный момент

Ребята, сядьте удобнее, освободите свои головы от посторонних мыслей, и начнем наше занятие.

2. Коррекционное упражнение на внимание

   

3. Активизация познавательной деятельности

Послушайте притчу мудреца: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; Но он заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь. И придет, как прохожий бедность твоя и нужда твоя, как разбойник».

- О чем говорится в этой притче?

- К кому обращается мудрец?

- Для чего (почему) трудится муравей?

- Каков смысл этой притчи?

- А зачем еще трудится человек?

- И что значит трудиться?

- Какого человека мы можем назвать тружеником?

- Что такое трудолюбие?

- Как вы понимаете значение этого слова?

А теперь сравним наше толкование слов с тем объяснением, которое дает толковый словарь

Труженик - человек, который трудится, трудолюбивый человек.

Трудолюбивый – любящий трудиться.

Перед вами кроссворд. Найдите в нем слово труженик и закрасьте красным карандашом.

4. Основная часть

Из нашей беседы вы поняли, что говорить мы будем о труде. Тема нашего занятия «Труд – основа жизни»

Пока в пространстве пружинится планета

На ней, залитой солнцем, никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета.

Не будет дня, чтоб не было труда.               (Р.Рождественский)

- Как вы понимаете смысл этих строк?

Вывод: Человек трудился всегда, и будет трудиться всегда, так как только с помощью труда он смог превратиться из дикаря в разумное существо.

Труд сопровождает человека всю его жизнь от рождения до смерти. Давайте попробуем проследить это (слайд изображение грудного ребенка)

Перед вами изображение грудного ребенка.

- Докажите, что, несмотря на свой маленький возраст, ему приходится постоянно трудиться?

- В чем заключается его труд? (слайд изображение трехлетнего ребенка)

А здесь ребенку три года.

- Как он трудится в этом возрасте?(учится говорить, держать ложку,  самостоятельно одеваться, умываться, убирать игрушки)

Вывод: Если на этом этапе жизни ребенок будет лениться или родители будут делать все за него, то в дальнейшей жизни человеку будет сложно. (слайд изображение школьника)

- А в этом возрасте? (учиться писать, читать, осваивать более сложные трудовые операции) (слайд подросток)

- А как трудятся подростки? (слайд взрослого человека)

- Чем занят взрослый человек? (слайд пожилого человека) (помогает растить внуков, помогает по хозяйству)

Вывод: мы доказали с вами, что труд сопровождает человека всю его жизнь. Если в какой-то момент своей жизни человек проявит лень, чему-нибудь не научится, то в дальнейшей жизни может об этом очень пожалеть.

5 Беседа по теме

Понятие труд имеет много составляющих. В первую очередь для чего трудится человек? (чтобы прокормить, одеть, обуть, обеспечить всем необходимым себя и свою семью)

Вывод: то есть труд – это добывание денег.

Найдите это слово деньги в кроссворде и закрасьте зеленым цветом.

Но ведь не всякий труд ради денег считается достойным человеком. Все мы знаем, что некоторые зарабатывают деньги воровством, стараются словчить, обмануть, получить больше, чем заслуживают.

- Можно ли уважать таких людей?

- Каким должен быть труд? (честным)

Вывод: Правильно. Главная составляющая труда – честность. Запомните это на всю жизнь!!!

Найдите это слово в кроссворде и закрасьте желтым цветом.

Прослушайте стихотворение (слайд сапоги)

Странное дело,

А может быть, нет

Жил-был на свете

Когда-то сапожник

Был он сапожником

Сорок пять лет

Но про него говорили

«Художник»!

- О человеке какой профессии говорится в стихотворении?

- Почему труд сапожника сравнили с трудом художника?

- Как он выполнял свою работу?

- Как называют специалиста, человека, который умеет хорошо, ловко делать что-нибудь? (мастер)

Вывод: Значит, труд – это не только добывание денег, это еще и мастерство.

Найдите слово мастер в кроссворде и закрасьте его коричневым цветом.

В своих сочинениях на тему «Моя будущая профессия», вы написали какую профессию вы хотели бы получить: мальчики хотят стать сварщиками, каменщиками, штукатурами, девочки – кондитерами, поварами. Но в своих сочинениях вы затруднились написать, чего бы вы хотели добиться, получив профессию.

- Ребята, а в результате чего человек становится мастером своего дела? (ответы детей)

Объясните смысл пословицы

«Мастерству тому дается, кто весь делу отдается» (ответы детей)

Вывод: Вы будете должны отдать все силы, чтобы научиться профессии. Не все достигают мастерства. Нужно обладать определенными качествами характера, чтобы чего-то добиться в жизни, в труде.

Не всегда нам хочется, что-то делать, значит надо проявить силу воли.

Нужно все и всегда доводить до конца, значит необходимо упорство в труде.

Мастерство достигается не разговорами, а делами, значит в труде нужны поступки.

Человек, знающий свое дело, мастер – это всегда востребованный работник. Его труд оплачивается выше, по сравнению с менее опытными работниками. Желаю вам быть мастерами своего дела, не останавливаться на достигнутом, стремиться к большему. Пусть ваш труд приносит пользу другим людям.

Ребята, а кто из вас может сказать, что он может сделать самостоятельно (ответы детей)

Все это очень важные навыки, они очень пригодятся вам в жизни. Человек, который владеет многими профессиями, чувствует себя независимым, и на многих  вещах сможет сэкономить. Например: девочки могут не выбрать профессию швеи, но этот навык может им пригодиться в жизни: сами сошьют постельное белье, фартук, халат. Не надо покупать эти вещи, а это экономия. Мальчики научатся столярному и сапожному делу, смогут ремонтировать обувь всей семье, делать ремонт мебели, пользоваться машинкой для стрижки волос.

Послушайте пословицу: (слайд)

«Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись»

- Как вы ее понимаете?

- Если возьмешься не за свое дело, чем это может кончиться для вас и других людей? (работа станет не любимой, а она должна приносить радость).

- А что для вас сейчас является основным трудом?

- Докажите, что учеба – это труд?

Вывод: Ваша учеба – это разностороннее развитие – это основа вашей дальнейшей жизни. Не ленитесь учиться всю жизнь. Выбрав профессию, учитесь ей всю жизнь, чтобы стать мастером своего дела. Учитесь разным делам, все это поможет вам в жизни.

6. Итог

- А теперь посмотрим на кроссворд, что же входит в понятие труд? (труженик, деньги, честность, мастер, польза, радость, учеба) В кроссворде остались незаштрихованые буквы. Прочитайте из них фразу, которая подведет итог нашей беседе. (слайд «Трудись! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем!

Спасибо всем.

Т

Р

У

Д

И

Т

Е

С

Ь

!

Т

Р

У

Ж

Е

Н

И

К

М

И

Р

Н

Е

Б

У

Д

Е

Т

Р

А

Д

О

С

Т

Ь

Р

А

Е

М

П

О

Л

Ь

З

А

Д

Л

Я

У

Т

Е

Х

Д

Е

Н

Ь

Г

И

Ч

К

Т

О

М

А

С

Т

Е

Р

Е

Х

О

Ч

Е

Т

Ж

И

Т

Ь

Б

Ч

Е

С

Т

Н

О

С

Т

Ь

А

Л

Е

Н

Т

Я

Е

М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия «ВОДА – ОСНОВА ЖИЗНИ!»

Цель : углубить знания учащихся о физических свойствах воды, о её применении, значении воды для животных и растений, развивать интерес учащихся к биологии, химии,  литературе, музыке....

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данное мероприятие предназназначено для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах детям предлагаются упражнения развивающего характера, что способствует поддержанию познавательно...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе при изучении ОБЖ и внеклассной работе - основа формирования здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельнос...

Внеклассное мероприятие по биологии «Этот удивительный мир цветов» «Биоразнообразие – основа жизни на Земле»

Данное внеклассное мероприятие знакомит  учащихся с многообразием первоцветов и проблемой их сохранения,воспитывает бережное отношение к природе,развивает познавательный интерес, творческие спосо...

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...

Внеклассное мероприятие Основы здорового образа жизни

Внеклассное мероприятие Основы здорового образа жизни...