Классный час "Все мы разные, но мы вместе!"
методическая разработка (6 класс) на тему

Родионова Валентина Валентиновна

Классный час с элементами тренинга может быть отнесён к категории психологических, потому что его задача – привлечь внимание  детей к проблеме взаимоотношений в коллективе. По утверждению психологов, главной и определяющей деятельностью для подростков является общение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vse_my_raznye_no_my_vmeste.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Все мы разные, но мы вместе!»

Цель: сплочение классного коллектива через формирование у учащихся умения и навыка общения и сотрудничества, построение межличностных отношений.

Образовательные задачи: 

  • закрепить определение понятия «толерантность», углубить понимание его значения.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам; желание и умение прощать;
  • воспитывать стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать доброжелательность, этические  нормы поведения.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки сотрудничества обучающихся в процессе совместной деятельности;
  • совершенствовать коммуникативные умения;
  • развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

         

Коррекционные задачи:

  • формировать адекватную самооценку через построение рефлексии учащимися своих личностных качеств;
  • развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать ориентацию в микро- и макро – пространстве;
  • развивать зрительные и тактильные восприятия.

Форма проведения: классный час с элементами тренинга.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация;  аудиозаписи;  мягкая игрушка; плакаты с домом и деревом.  

Раздаточные материалы: карточки со списком качеств личности, чистые листы бумаги, ручки, фотографии детей, листочки дерева для аппликации, «солнышки» и «тучки» для рефлексии.

Ход классного часа

          Организационный момент. Целеполагание.

Воспитатель.  Добрый день, дорогие ребята. Я рада нашей встрече. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и с помощью ладошек поделимся теплом своего сердца, постараемся создать доброжелательную обстановку.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Что принадлежит лишь тебе, а пользуются этим чаще всего другие? (Имя).

Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики, стоя в кругу,  все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Юляша, сейчас в школе меня зовут Юля, а когда я вырасту, меня будут звать Юлия Васильевна».

Воспитатель. Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

Для следующего упражнения нам необходимо разделиться на две группы. Выберите из шкатулки по жетону определённого цвета и разделитесь на  группы.

Упражнение «Мы с тобой похожи…    Мы отличаемся…»

Участники выстраиваются в два круга согласно выбранным жетонам – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

- Что вы выяснили в ходе этого упражнения? (Ответы детей)

Упражнение «Особенности класса».

Давайте обобщим наши сходные и различные черты. На доске записывается слово «МЫ» и далее доска делится на две половинки, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». Далее ученики называют, а воспитатель записывает сходства и различия детей в классе.

Сходства

Различия

Мы - люди

Мы ученики одной школы, одного класса

Любим родителей

Уважаем взрослых

Мы любим общаться

Пол

Внешность (рост, комплекция, цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей, носа и рта и др.)

Одежда

Знания

Возраст

Характер

Интересы

Способности

- Чем вы отличаетесь друг от друга?

- Как вы считаете, хорошо или плохо, что у нас нашлось столько различий?

- Отчего же мы иногда надсмехаемся над внешними недостатками ребят?

- Что вы чувствовали, когда находили общее с ребятами в паре или группе, классе?

- Что вы чувствовали, когда замечали своё отличие от ребят?

- Какой вывод можно сделать о нас?

Воспитатель. Да, действительно, у нас есть много общего: мы вместе учимся, вместе отдыхаем, есть и различия:  мы разные по характеру, внешнему виду,  у нас разные мечты и желания.  

- Как вы думаете, о чем пойдёт речь сегодня на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель. Сегодня мы проводим классный час на тему «Все мы разные, но мы вместе».

- С какой целью мы проводим это занятие? (Ответы детей)

С целью сплочения нашего классного коллектива, формирования умения и навыка общения и сотрудничества.  В результате  классного часа мы еще раз вспомним о толерантности и совместно придем к выводу, что современный молодой человек обязательно проявляет терпимость по отношению ко всем окружающим.

Беседа «Все мы разные, и,  тем не менее, у нас много общего».

Все мы живём в  обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии с ними.

О человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими,  какая у него профессия. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного. Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Упражнение «Давайте пофантазируем...»

Представьте на минуту, что вы оказались на планете, где люди ничем не отличаются: выглядят одинаково, думают одинаково, говорят и чувствуют как все, имя одно на всех.

Понравилась бы вам такая жизнь? Почему?

Дети делают вывод (ведущий обобщает).

 Скучно жить в одинаковом мире, люди интересны своим разнообразием, непохожестью. Различия дополняют и обогащают общество. Здорово, что и мы с вами отличаемся друг от друга, потому что разнообразие делает   нашу жизнь в классе и в школе интересной, весёлой и нескучной.  

Воспитатель.  Мы все разные. По-разному смотрим на мир, на одни и те же вещи.

Игра «А я считаю так…»

         Учащиеся выстраиваются в колонну.

Воспитатель. Я зачитываю  утверждения, те, кто согласен с утверждением, делает шаг вправо, где (+), если не согласен влево, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы остаётесь  на середине. Затем снова становитесь на своё место и слушаете следующее утверждение.

         Утверждения:

  • весна лучше осени;
  • самый важный предмет – математика;
  • играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
  • изучать иностранный язык легче, чем русский;
  • самое прекрасное домашнее животное – кошка;
  • лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;
  • заниматься рыбалкой – старомодно;
  • лучше трудиться, чем идти на прогулку;
  • война – это всегда плохо;
  • учиться без «2» и «3» невозможно;
  • лучше быть в школе, чем сидеть дома
  • всё знать в школе невозможно, но я могу преуспеть в чём-то одном.

Воспитатель. Посмотрите, как отличаются ваши мнения по незначительному числу утверждений. Но это не является основанием не принимать друг друга.

Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

        

Упражнение «Это здорово!»

Участники группы стоят в кругу. Один кто-нибудь выходит в круг и первым говорит о любом из своих качеств, умении или таланте (например: «Я умею вязать крючком»). В ответ на каждое такое высказывание, все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.

         –  Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

         –  Вы гордитесь своими талантами?  

–  Вам приятно, когда вами восхищаются?

Воспитатель. Каждый  из вас – личность, неповторимая индивидуальность. Даже самый неприметный человек похож, образно говоря, на древнеримскую виллу. Эти дворцы богачей имели гладкие фасады, создававшие ощущение стандартности, однообразия. Но за фасадами, внутри помещений – роскошное убранство, богатство и неповторимость. Так и в людях за внешней неприметностью скрывается богатый душевный мир, множество задатков, оригинальность мыслей, чувств, увлечений. Важно суметь разглядеть это. Для того, чтобы найти путь к окружающим, надо учиться сближаться с ними, развивать в себе стремление видеть в людях добро, относится к ним с симпатией.

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

В последнее время появилось много новых слов. И одно из них – толерантность. Обратимся к истории.

Сообщение ученика.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «толерантность».

Воспитатель. Давайте, вспомним, что значит – толерантность. (Ответы детей)

  • Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
  • Стремление к полноценной реализации своих способностей;
  • Умение понимать и познавать других людей;
  • Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

Ученик.

Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда, 
Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга, 
Если дружбы в сердце нет!

Воспитатель. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Потому что, несмотря на то, что все мы разные, мы все равны.

- А что является символом толерантности? (Ответы детей)

Воспитатель. Перед вами Цветок толерантности. Давайте рассмотрим лепестки этого красивого цветка.

- Чем они отличаются?

- Что общего между ними? 

- Какие бы вы добавили лепестки?

Разминка на внимание.

«Хлопни в ладоши 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2... раз».

Все по очереди хлопают в ладоши от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча, подсказывать нельзя.

 – Что помогало и что мешало выполнить ее быстро и правильно?

Воспитатель.

Ребята, поднимите руки, кто из вас любит получать двойки? …А кто любит получать тройки? …Ну а теперь поднимите руки те, кто любит получать четверки и пятерки?

- У вас единая цель. Вот в этом желании хорошо учиться вас можно

назвать единодушными? Достижение единой цели ведёт к сплочению коллектива.

- Какие же качества вам помогают быть сплоченными? А какие качества мешают?   На этот вопрос вы ответите, работая в группах. Первая группа определяют те качества, которые помогают быть классу сплоченным. Вторая группа подумает и выберет те качества, которые мешают быть классу сплоченным.

Групповая работа.

Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, доброта, хвастовство, злоба, взаимопомощь, грубость, доверие, дисциплинированность, жадность, агрессивность, хитрость, лживость.

Подводим итог.

- Какие качества вы выбрали?

Первая группа. (Милосердие, доброта, отзывчивость, взаимопомощь, доверие, дисциплинированность).

–  Как вы думаете, отзывчивый человек приходит на помощь только тогда, когда его об этом попросят?

Вопрос на засыпку: Подсказку другу можно считать взаимопомощью?

Умение сотрудничать, терпение и терпимость, милосердие и

сострадание, уважение человеческого достоинства - это все признаки

толерантности, а толерантность - одно из условий сплоченности.

Вторая группа.  (Равнодушие, жадность, грубость, хитрость).

–  Ребята, в чем, по-вашему, проявляется равнодушие?

–  Грубость в вашем классе чаще проявляется в словах или в поступках?

Очень рада, что качеств, помогающих вам быть сплоченными больше, чем тех, которые мешают вам в этом.

Ваше стремление быть дружными - это еще один шаг на пути к успеху, к сплоченности.

Игра-тренинг на сплочение коллектива «Квадрат»

Мы сейчас немного отдохнем и одновременно продемонстрируем, как важно быть сплоченными. Упражнение, которое мы выполним, называется «Квадрат». Ваша задача встать в отчерченный квадрат и выполнять мои команды.

Будьте внимательны.

- Класс, шаг вправо, и раз…

- Класс шаг вперед, и раз…

- Класс наклон влево, и раз…

- Класс присел, и раз…

- А теперь подпрыгнул, и раз…

- Шаг влево, и раз…

- И шаг назад, и раз…

Молодцы! Вы очень старались.

Коллективное дело «Составляем портрет нашего класса».

  Воспитатель. Ребята, подумайте, а хорошо ли мы знаем друг друга? Иногда, долго общаясь с человеком, проводя в школе вместе много времени, мы не знаем его по-настоящему.  Посмотрим на отношение друг к другу внимательно.

Приятно когда тебя окружают заботливые люди, когда тебе говорят добрые слова, но «чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Давайте прямо сейчас попробуем  сделать наш мир хоть капельку лучше и добрее.  

Я предлагаю вам составить коллективный портрет нашего класса.

Представим наш класс как удобный и красивый дом. Каждый из вас выберет фотографию одноклассника и разместит её на общем портрете со словами: «Я хочу, чтобы в нашем доме жил …., потому что он ….»  

Подводим итог.

- Что можно сказать, глядя на портрет? Приветливые лица говорят об отзывчивости этого коллектива. По глазам можно судить о доброте, так улыбаться могут только искренние люди. Ну а то, что вы находитесь все рядом, в одном доме говорит о вашем стремлении быть вместе в своих начинаниях и делах.

Воспитатель.  Давайте вырастим в нашем классе дерево толерантности, возьмите по листочку и напишите, что нужно сделать, чтобы отношения в нашем классе стали как можно более толерантными. (Работа ребят)

- А теперь давайте наклеим листочки на дерево (дети зачитывают  записи на листочках и приклеивают их к дереву).

         - Вы молодцы. Все поняли правильно. Давайте еще раз скажем, что же такое толерантность? (Ответы детей)

Воспитатель. В  заключении мне хочется сказать, что класс - это маленькая семья. И очень хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни конфликтных ситуаций, ни ссор.

Человек  не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.

Мы разные –  в этом наше богатство.

Мы вместе – в этом наша сила.

     Рефлексия.

Упражнение "Круг обратной связи"

Цель: Получение обратной связи от группы, обмен чувствами, впечатлениями.

Воспитатель  предлагает участникам по кругу высказать свои мнения по следующим вопросам:

  1. Что нового узнали на занятии?
  2. Что больше всего понравилось, запомнилось?
  3. Нужны ли такие игры ещё?
  4. Как вы собираетесь использовать то, чему научились?

У вас на партах лежат солнышки и тучки, я предлагаю вам дополнить наш коллективный портрет символами вашего сегодняшнего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час:«Мы разные, но мы вместе»

Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.  Мы все такие разные! Хорошо это или плохо – мы попробуем разобраться....

Классный час "Мы разные, но мы вместе"

Классный час о дружбе, взаимном увыжении и толерантности....

Классный час "Мы разные, но мы вместе"

Классный час направлен на воспитание у учащихся интереса к культурным традициям разных народов, способствует формирования уважительного отношения к людям разных национальностей.Рекомендован к использо...

Классный час «Мы разные, но мы вместе».

30 октября после проведения Большого урока в 8 классе прошел классный час на тему «Мы разные, но мы вместе». Этот классный час был направлен на поддержание общения между людьми с разным вероиспо...

Классный час «Мы разные, но мы вместе. Мы против террора».

Классный час «Мы разные, но мы вместе. Мы против террора»....

Классный час "Мы разные, но мы вместе"

Классный час направлен на создание благоприятной атмосферы в классе. Так как в классе есть дети из различных социальных категорий - неполные семьи, многодетные семьи, дети - инвалиды, дети с ОВЗ, прие...

классный час"Мы разные, но мы вместе"

Сегодня вы сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера. А также познакомитесь с важными документами международного значения....