Вокруг меня мир. 1-4 класс Рабочая программа
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования «Вокруг меня мир» опирается на ФГОС , базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "Вокруг меня мир" 1-4 класс образовательная область ИЗО | 653.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»
Обсуждено на заседании
методического объединения
протокол №_______________
руководитель м/о______________________
утверждено педагогическим советом школы
протокол №_______________
от_______________________
директор________________________
Вокруг меня мир.
1-4 класс
Рабочая программа
Составитель:
Лоскутова М.В. ,
Педагог дополнительного образования.
П. Белый Яр 2012-13год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Вокруг меня мир» составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, стандартов второго поколения (Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.) и с использованием авторской программы «Изобразительное искусство.1 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский Лицей»Томск: Дельтаплан, 2002 г).
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной образовательной программы.
Программа дополнительного образования «Вокруг меня мир» опирается на ФГОС НОО, базируется на деятельностном подходе к обучению, выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного воспитания и эстетического вкуса подрастающего поколения. Занятия изобразительной деятельностью способствует соединению знания технологических приёмов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом и с педагогом, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества.
Направленность образовательной программы:
- создание условий для самореализации и самоопределения личности ребёнка;
- освоение окружающего мира путём творческого познания его, осознание своего места в этом мире.
Цели и задачи образовательной программы:
- воспитание интереса к изобразительному искусству;
- развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
- поддержание интереса детей к изобразительной деятельности через ситуацию успеха;
- создание условий для эмоционального бережного восприятия мира;
- обеспечение оздоровительного эффекта на занятиях.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих программ.
Программа учитывает местные условия и возможности при обучении детей, используется в работе доступный материал для изделий, знакомство с традициями местных промыслов. Темы занятий распределены так, что на прогулки, экскурсии и занятия на пленере отведено 43% часов по отношению к аудиторным занятиям, чем и достигается оздоровительный эффект курса.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет.
Объем программы: 60 часов – 1 класс, 68 часов – 2 класс, 67 часов - 3 класс, 34 часа – 4 класс.
Сроки реализации образовательной программы – 4 год.
Предполагаемые формы занятий:
беседа, практическое занятие, экскурсия, выставка.
Режим занятий: 2 раза в неделю в 1-м, 2-м, 3-м классах, 1 раз в неделю в 4 классе.
Продолжительность занятия: 35 минут в 1-м классе, 45 минут 2-4 классы.
Ожидаемые результаты.
Овладение рисованием, лепкой в рамках программы способствует развитию образного восприятия, формированию эстетических представлений о мире, постановке специальных движений руки и усвоению графических навыков.
Предполагается, что в результате прохождения данной программы дети смогут гармонично заполнять поверхность листа рисунком, выполнять объёмные композиции из пластилина и природного материала, будут знать способы получения составных цветов, светлых и тёмных оттенков одного цвета, иметь понятие о холодной и тёплой цветовых гаммах, научатся работать кистью, карандашом, мелками, освоят новые способы создания художественного образа и улучшат навыки лепки.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены:
1. через критерии оценки выполнения творческой работы.
№ | Ф.И.О. ребёнка | Название работы | Техника исполнения | Аккуратность | Самостоятельность | завершенность |
- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
2. Через тестирование. ( смотреть приложение)
3. Творческий отчет. (смотреть приложение)
Итоговый контроль в форме выставки детского творчества.
Содержание программы.
Тематическое рисование.
Занятия тематического рисования ставят своей задачей развитие художественных способностей, внимания, зрительной памяти, эстетического вкуса, воспитание духовно эмоциональной чуткости, гармоничного развития личности.
1 класс. 20 часов.
Тема 1: «Какого цвета осень».
Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной альбомной бумаге, зарисовкам с прошлого занятия.
Тем 2: «Птичьи хлопоты»
Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной альбомной бумаге.
Тема 3: «На что похоже?»
Работа в технике монотипии.
Тема 4: «Что творится на реке?»
Рисунок по работе с прошлого занятия акварелью.
Тема 5: Впечатления осени.
Общее панно с индивидуальными работами.
Тема 6: Первый снег.
Аппликация из ваты по предварительному рисунку.
Тема 7: Пернатые соседи.
Рисунок по памяти с использованием цветных мелков.
Тема 8: Какого цвета снег?
Оттенки белого. Заливки акварелью, размывы.
Тема 9: Зимние забавы.
Рисунок гуашью по работе прошлого урока.
Тема 10: Что за праздник, Новый год!
Рисунок по представлению.
Тема 11: Цирк.
Рисование по памяти или по представлению гуашью.
Тема 12: Кем мы будем?
Создание коллективного панно из работ учеников.
Тема 13: В каком доме ты живёшь?
Рисунок по памяти гуашью по цветному картону или заранее окрашенной бумаге.
Тема 14: Я рисую друга (подругу).
Портрет акварелью.
Тема 15: Мы с другом любим поиграть…
Рисунок по представлению или по памяти с применением акварели и гуаши.
Тема 16: Подарок мужчинам к празднику.
Изображаем воинов любых эпох по цветному картону гуашью.
Тема 17: Ждём весну - какая она?
Пейзаж в технике отпечатков мятой бумагой белилами по цветному картону с последующей дорисовкой крон деревьев коричневой гуашью.
Тема 18: Верба.
Рисунок по цветному картону гуашью.
Тема 19: Мои лесные друзья.
Рисунок по представлению акварелью.
Тема 20: Весенние картинки с речки.
Пейзаж акварелью по представлению.
2 класс. 24 часа.
Тема 1: «Весёлые краски».
Знакомство с дополнительными цветами, понятием контраста, выполнение рисунка заданной эмоциональной направленности.
Тем 2: «Золотая осень».
Рисунок по представлению гуашью по зарисовкам с прошлого занятия.
Тема 3: «Осенние хлопоты»
Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной альбомной бумаге.
Тема 4: «Дорисуй, похожее!»
Работа в технике монотипии.
Тема 5: «С кем простимся до весны».
Рисунок по работе прошлого занятия.
Тема 6:«Я хочу с тобой поделиться…»
Рисунок по представлению.
Тема 7: Пейзаж «Настроение»
Рисунок по представлению.
Тема 8: В гостях у сказки.
Иллюстрирование русских народных сказок.
Тема9: Первый снег в ночи.
Овладение техникой «выкрывания» воском.
Тема 10: Мой пернатый друг.
Рисунок по памяти с использованием цветных мелков.
Тема 11: Зимушка-Зима
Оттенки белого. Создание выразительного рисунка без ярких цветов.
Тема 12: Где живёт дед мороз?
Рисунок по представлению.
Тема 13: Зрелища и мы.
Рисование по памяти или по представлению гуашью.
Тема 14: Кем мы будем - первый шаг к мечте.
Создание коллективного панно из работ учеников.
Тема 15: Дом-мечта.
Рисунок по памяти гуашью по цветному картону или заранее окрашенной бумаге.
Тема 16: Автопортрет.
Портрет акварелью.
Тема 17: Если такое возможно…
Рисунок по представлению с применением акварели и гуаши.
Тема 18: Защитник отечества.
Изображаем воинов любых эпох по цветному картону гуашью.
Тема 19: Природа и человек.
Пейзаж в технике отпечатков мятой бумагой белилами по цветному картону с последующей дорисовкой сюжета гуашью.
Тема 20: «Вслед за солнечным лучиком»
Рисунок по памяти
Тема 21: Праздник широкой масленицы.
Рисунок по представлению гуашью по цветному фону.
Тема 22: Весна и мы.
Рисунок по цветному картону гуашью.
Тема 23: Я хотел бы природе помочь вот чем…
Рисунок по представлению акварелью.
Тема 24: Вешние воды.
Пейзаж по работе прошлого занятия.
3 класс. 23 часа.
Тема 1: «Тепло – холодно».
Знакомство с тёплыми и холодными цветами, осознание их эмоционального воздействия, понятием контраста, выполнение рисунка заданной эмоциональной направленности.
Тем 2: «Осенний пейзаж».
Рисунок по представлению гуашью по зарисовкам с прошлого занятия.
Тема 3: «Осенний день – год кормит »
Рисунок по представлению гуашью по цветному картону или окрашенной альбомной бумаге.
Тема 4: «Фантазии нам осень навевает…»
Работа в технике монотипии или кляксографии по выбору учащихся.
Тема 5: «Прощальный взгляд»
Рисунок по работе с прошлого занятия акварелью.
Тема 6: Лесные зарисовки
Рисунок по цветному картону.
Тема 7 «Деревенский этюд»
Рисунок по представлению с использованием предварительных зарисовок.
Тема 8: «Моя сказка»
Рисунок по представлению.
Тема 9: Моё зимнее настроение выглядит вот так…
Коллаж, знакомство с новым изобразительным приёмом.
Тема 10: Мы в ответе за них…
Рисунок по памяти с использованием цветных мелков.
Тема 11: Зимние сны наяву
Оттенки белого. Создание выразительного рисунка без ярких цветов.
Тема 12: Снежный городок
Рисунок по представлению.
Тема 13: Мои настроения бывают такими…
Рисование по памяти или по представлению гуашью.
Тема 14: Каким я хочу стать?
Автопортрет много лет тому вперёд.
Тема 15: Своё пространство
Рисунок по представлению на цветном картоне или заранее окрашенной бумаге.
Тема 16: Мы с товарищем
Портрет акварелью.
Тема 17: «Если с другом вышел в путь…»
Рисунок по представлению с применением акварели и гуаши.
Тема 18:Защитник отечества.
Рисунок по представлению.
Тема 19: Весенние происшествия
Пейзаж по сырой бумаге.
Тема 20: Моё впечатление праздника широкой масленицы
Рисунок по представлению.
Тема 21: Весточки весны
Рисунок по цветному картону.
Тема 22. Весенние радости в лесных чертогах
Пейзаж по представлению.
Тема 23 Зарисовки о весне
Пейзаж, техника на выбор.
4 класс. 9 часов.
Тема 1: Нюансы осенней палитры».
Знакомство с оттенками цветов, изучение богатства палитры оттенков каждого цвета, способов получения нужных оттенков.
Тем 2: «Лесные сказки».
Рисунок по представлению гуашью по зарисовкам с прошлого занятия.
Тема 3: «Фантазии, навеянные осенним разнообразием состояний природы»
Рисунок по представлению в технике акварельной живописи
Тема 4: «Если бы Зима была живым существом, то она выглядела бы вот так…»
Работа по представлению гуашью.
Тема 5: «Акварели на снегу».
Создание выразительного рисунка без ярких цветов. Работа акварелью.
Тема 6: «Настроение природы- это и моё настроение».
Рисование по представлению с использованием предварительных зарисовок.
Тема 7 «Я буду таким, как…»
Рисунок по представлению
Тема 8: «Вместе весело шагать…»
Портрет человека, с которого я беру пример в жизни.
Тема 9: Размышления о весне.
Рисунок по представлению.
Декоративное рисование.
На этих занятиях дети овладевают азами художественно-образного языка декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета.
1 класс 7 часов.
Тема 1: Узоры на стекле.
Рисунок по цветному картону жёсткой кистью белилами.
Тема 2: Белые пушинки - хрупкие снежинки!
Вырезание из белой бумаги снежинок и наклеивание на работу прошлого занятия.
Тема 3: Сказочные птицы.
Мозаика из цветной бумаги.
Тема 4: Роспись филимоновской игрушки.
Роспись подготовленной фигурки с прошлого занятия в традиционной технике филимоновской игрушки.
Тема 5 - 6: Открытка для мамы.
Выполнение открытки в технике граттажа.
Тема 7: « Писанки».
Роспись пасхального яйца гуашью в традиционной народной технике.
2 класс. 8 часов.
Тема 1: Узорные варежки
Рисунок по цветному картону.
Тема 2: Зимний узор.
Вырезание из белой бумаги снежинок и наклеивание на работу прошлого занятия.
Тема 3: Сказочный лес.
Аппликация из ткани.
Тема 4: Роспись дымковской игрушки.
Роспись подготовленной фигурки с прошлого занятия в традиционной технике дымковской игрушки.
Тема 5 - 6: Открытка для мамы.
Выполнение открытки из цветных салфеток.
Тема 7: «Птица - папагаль»
Роспись в стиле северодвинской росписи
Тема 8: Пасхальная открытка.
Аппликация из ткани.
3 класс. 8 часов.
Тема 1: Самый морозный узор
Узор в квадрате.
Тема 2: Силуэты зимы
Вырезание из белой бумаги силуэтов и наклеивание на цветной картон.
Тема 3: «Заколдован невидимкой…»
Аппликация из салфеток.
Тема 4: Мезенские лошадки.
Роспись тарелочки в стиле мезенской росписи.
Тема 5 - 6: Сюрприз для мамы
Выполнение вазочки в технике Папье-маше и её роспись.
Тема 7: Птичья круговерть.
Роспись тарелочки в стиле городецкой росписи.
Тема 8: Пасхальные хлопоты.
Изготовление подставки для яйца, роспись пасхального яйца.
4 класс. 5 часов.
Тема 1: Сервиз для Деда Мороза.
Беседа о гжели. Составление орнамента по заданной теме, подбор элементов.
Тема 2: «Удивительный узор».
Вырезание из белой бумаги элементов орнамента и наклеивание на цветной картон.
Тема 3: Сюрприз для мамы
Роспись тарелочки в выбранном стиле мезенской, городецкой или пермогорской росписи.
Тема 4: Жар-птица.
Роспись тарелочки в стиле хохломской росписи.
Тема 5: Идеи для пасхального праздника.
Изготовление подставки для яйца, упаковок для пасхальных сюрпризов и роспись пасхального яйца.
Рисование с натуры.
Эти занятия способствуют формированию осознанного восприятия окружающего мира, развивают наблюдательность, внимание. Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).
1 класс. 10 часов.
Тема 1 « В гостях у осени»
Быстрые зарисовки на пленере простым карандашом.
Тема 2:«Что творится на реке?»
Работа на пленере цветными мелками.
Тема 3:«Как живут деревья?»
Работа на пленере, изображение голых веток по светлому картону восковыми мелками.
Тема 4: В ожидании зимы.
Работа на пленере простым карандашом по светлому картон в технике быстрых зарисовок.
Тема 5: Какие бывают снежинки.
Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки по белой бумаге простым карандашом.
Тема 6 -7: Наши мечты о лете.
Работа на пленере восковыми мелками по плотной бумаге.
Тема 8: «В мягких муравках у нас…»
Наблюдения за жизнью насекомых, быстрые зарисовки восковыми мелками.
Тема9: Апрель с водой, май с травой!
Наблюдения за весенней рекой, зарисовки простым карандашом.
Тема 10: Скоро птицы прилетят!
Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки цветными мелками.
2 класс. 10 часов.
Тема 1: «По осенним тропкам».
Быстрые зарисовки на пленере.
Тема 2: «С кем простимся до весны?»
Работа на пленере цветными мелками.
Тема 3: Мой край родной.
Работа на пленере простым карандашом по светлому картону в технике быстрых зарисовок.
Тема 4:«У природы нет плохой погоды»
Изображение деревьев разных пород.
Тема 5: Какие бывают снежинки.
Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки по белой бумаге простым карандашом.
Тема 6: А к нам «грачи прилетели»?
Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки цветными мелками.
Тема 7-8: Ощущения лета.
Работа на пленере восковыми мелками по плотной бумаге.
Тема 9: «Кто к нам летом погостить?»
Наблюдения за жизнью насекомых, быстрые зарисовки восковыми мелками.
Тема10: Журчат ручьи?
Этюдные зарисовки пейзажа акварелью кисти по окрашенной бумаге.
3 класс. 10 часов.
Тема 1: Наброски осенней природы
Зарисовки простым карандашом.
Тема 2: «Прощальный взгляд »
Зарисовки простым карандашом.
Тема 3: «Деревенский этюд».
Работа на пленере простым карандашом по светлому картон в технике быстрых зарисовок.
Тема 4: Зарисовки на пленере
Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки по белой бумаге простым карандашом.
Тема 5: Силуэты зимы
Наблюдения и быстрые зарисовки цветными мелками.
Тема 6 Птичья круговерть
Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки.
Тема7: Зарисовки о весне
Наблюдения за весенней рекой, зарисовки.
Тема8-9: Скоро лето
Работа на пленере.
Тема10 Посланники лета
Наблюдения, зарисовки.
4 класс. 7 часов.
Тема 1: Нюансы осенней палитры.
Зарисовки на пленэре.
Тема 2: «Финальные аккорды осени»
Зарисовки простым карандашом.
Тема 3: Этюды
Зарисовки с натуры природы.
Тема 4: «Весенний пленер».
Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки.
Тема 5: «Весенний пленер».
Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки цветными мелками.
Тема 6: «Весенний пленер».
Наблюдения за весенней рекой, зарисовки.
Тема 7:«Моё лето»
Наблюдения, зарисовки.
Художественный труд. (Работа с природным материалом. Лепка)
Эти занятия способствуют развитию сенсомоторики, совершенствуют координацию движений, развивают воображение, творческую фантазию.
1 класс. 6 часов.
Тема 1: Зимний хоровод.
Изготовление сувенира из шишек и бересты.
Тема 2: Пушистый друг.
Аппликация из пуха рогоза.
Тема 3: Птичьи домишки
Поделки из природного материала: шишек, травинок, веточек и пластилина.
Тема 4: Лепим любимых животных в стиле филимоновской игрушки.
Лепка из белого пластилина или оконной замазки.
Тема 5: Герою-воину.
Лепка из пластилина эскиза для памятника.
Тема 6: «В мягких муравках у нас…»
Аппликация из пластилина по цветному фону имитирующему траву.
2 класс. 9 часов.
Тема 1: «Калейдоскоп».
Аппликация из природного материала.
Тема2: «Лыжники» .
Изготовление аппликации из природного материала
Тема 3: Зимнее чудо.
Изготовление сувенира из шишек и бересты.
Тема 4:Зверьё моё.
Аппликация из бересты.
Тема 5: Чудо-цветок.
Поделки из природного материала: шишек, травинок, веточек, бересты и пластилина.
Тема 6: Лепим любимых животных в стиле дымковской игрушки.
Лепка из белого пластилина или оконной замазки.
Тема 7: Подвиг.
Лепка из пластилина фигурок солдат времён ВОВ, сборка панорамы боя по представлению.
Тема 8: «Кто к нам летом погостить?»
Аппликация из пластилина.
Тема 9: Пластилиновое лето.
Лепка, пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона.
3 класс. 9 часов.
Тема 1: «Осенний букет»
Аппликация из осенних листьев по цветному картону.
Тема2: Таёжный сувенир
Изготовление объёмной композиции из природного материала.
Тема 3: Удивительные ёлки
Изготовление сувенира из шишек и бересты.
Тема 4: Портрет лесного жителя
Аппликация из бересты и осенних листьев.
Тема 5: Пластилиновый зоопарк.
Лепка.
Тема 6: Кораблики.
Поделки из природного материала.
Тема 7: Разговор о войне.
Лепка из пластилина фигурок солдат времён ВОВ, сборка панорамы боя по представлению.
Тема 8: Летний натюрморт
Аппликация из пластилина.
Тема 9:Каждый сверчок знай свой шесток!
Лепка, пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона.
4 класс. 9 часов.
Тема 1: «Осенний пейзаж»
Аппликация из осенних листьев по цветному картону.
Тема2: «Уснувшая тайга»
Изготовление объёмной композиции из природного материала.
Тема 3: «Удивительный мир».
Аппликация из природного материала.
Тема 4: Пластилиновый мир.
Лепка.
Тема 5: Коллаж.
Поделки из природного материала.
Тема 6: барельеф о войне.
Лепка из пластилина в стиле барельефа.
Тема 7: Летний пейзаж.
Аппликация из пластилина.
Экскурсии.
Прогулки и экскурсии расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, ощущать себя как часть окружающего мира и сохранять целостность восприятия. Общение с природой вырабатывает необходимость бережного отношения к окружающей среде.
1 класс. 17 часов.
Тема 1: «Птичьи хлопоты»
Экскурсия, наблюдения за жизнью птиц.
Тема 2:«На что похоже?»
Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе.
Тема3: В мастерской художницы зимы.
Наблюдения на природе за зимними изменениями в природе.
Тема 4: Птицы зимой.
Наблюдения за жизнью птиц на улицах, кормление.
Тема 5. «Снежная кутерьма»
Игры на свежем воздухе.
Тема 6: Как наш народ ждёт Новый год?
Экскурсия по зимним улицам посёлка.
Тема 7: Человек и его профессия.
Прогулка возле близлежащих учреждений и беседа о людях, там работающих.
Тема 8: Какие бывают дома?
Прогулка по окрестностям.
Тема9: Кому мы можем помочь?
Прогулка с целью кормления птиц.
Тема10: Кто он - воин?
Экскурсия к памятнику воинам – верхнекетцам, беседа о подвигах во время ВОВ.
Тема11: Предчувствие весны.
Прогулка по окрестностям школы.
Тема12: Как просыпается природа?
Прогулка с целью наблюдения.
Тема 13: Пасха.
Беседа о празднике светлой пасхи и прогулка к церкви.
Тема 14: Птичьи хлопоты.
Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами.
2 класс. 17 часов.
Тема 1: «Осенние хлопоты»
Экскурсия, наблюдения за окружающей жизнью, беседа об осенних заботах животных.
Тема 2: «Найди похожее»
Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе.
Тема 3: «Осеннее настроение»
Наблюдения на природе
Тема 4: Осенние гостинцы
Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание принесенного материала для просушки.
Тема 5: Навестим друзей.
Экскурсия по осенним улицам, наблюдения за жизнью птиц.
Тема 6: Зимняя прогулка.
Наблюдения на природе за зимними изменениями в природе.
Тема 7: «…Хорошо ли метели лесные тропы замели?»
Наблюдение на пленере, зимние игры.
Тема 8: Предчувствие праздника.
Экскурсия по зимним улицам посёлка.
Тема 9: Кем мы будем первый шаг к мечте.
Прогулка возле близлежащих учреждений и беседа о людях, там работающих.
Тема 10: Красивый дом –какой он?
Прогулка по окрестностям.
Тема 11: Где рождается сказка?
Прогулка с целью кормления птиц.
Тема 12: Защитник отечества.
Экскурсия к памятнику воинам – верхнекетцам, беседа о защитниках отечества.
Тема 13: Весна не за горами.
Прогулка по окрестностям школы.
Тема 14: Весна и мы.
Прогулка с целью наблюдения.
Тема 15: «Вслед за солнечным лучиком»
Игра на развитие наблюдательности.
Тема 16: Пасхальные традиции.
Беседа о празднике светлой пасхи и прогулка к церкви.
Тема 17:Чудо-цветы.
Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами.
3 класс. 17 часов.
Тема 1: «Осенний день – год кормит»
Экскурсия с целью наблюдения за осенней природой.
Тема 2: «Фантазии нам осень навевает…»
Экскурсия, наблюдения за окружающей жизнью, беседа об осенних заботах животных.
Тема 3: «За что поэты осень любят?»
Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание принесенного материала для просушки.
Тема 4«Закладки на память»
Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание принесенного материала для просушки, (пакет, старая книжка)
Тема 5: Мы в ответе за них…
Наблюдения за жизнью птиц на улицах.
Тема6: Зимние сны наяву
Наблюдения на природе за зимними изменениями в природе.
Тема 7: «Мороз не велик, но стоять не велит!»
Игры на свежем воздухе.
Тема 8: Снежный городок
Прогулка по зимним улицам посёлка.
Тема 9: Нас окружают разные люди.
Прогулка, наблюдения за людьми.
Тема 10: Своё пространство
Экскурсия по зимним улицам посёлка.
Тема 11: «Заколдован невидимкой…»
Прогулка с целью наблюдения за жизнью природы.
Тема 12: Защитник отечества.
Экскурсия к обелиску на ул. Гагарина.
Тема13: Весенние происшествия
Прогулка по окрестностям школы, наблюдения.
Тема14: Весточки весны
Прогулка с целью наблюдения.
Тема15: Пасхальные вести.
Беседа о празднике светлой пасхи и прогулка к церкви.
Тема16: Кораблики
Тема 17: Пасхальные традиции.
«спуск флотилии на воду»
4 класс. 6 часов.
Тема 1: «Пора запасаться!»
Экскурсия с целью наблюдения за наблюдения за окружающей жизнью осенью, зарисовки.
Тема 2: Нам не сложно им помочь.
Наблюдения за жизнью птиц на улицах.
Тема 3: «У зимы свои забавы!»
Игры на свежем воздухе.
Тема 4: «Уж дух праздника в воздухе витает…»
Прогулка по зимним улицам посёлка.
Тема 5: «Какой мир мы создадим, в таком и будем жить».
Прогулка по окрестностям, наблюдения.
Тема 6: Защитник отечества.
Экскурсия к обелиску, беседа.
Кроме этого, программа выстроена по принципу сквозного тематического планирования, который был разработан А.Г. Сайбединовым (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский Лицей»).
Содержание программы разделено на четыре блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к смене времен года. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.
Тематика блоков в каждом классе усложняется и углубляется. В первом классе темы предполагают больше созерцание, наблюдение, во втором и в третьем – анализ происходящего, в четвертом – сознаем свое место в этом мире, свою роль в нем. Созидание и творческая деятельность на протяжении всего курса выступает как основной инструмент в достижении поставленных целей и задач.
Темы для занятий внутри блока выстроены по тому же принципу сквозного тематического планирования и усложняются в каждом классе, т.е. взятая в первом классе тема в следующем раскрывается более глубоко и ставит более сложные воспитательные задачи. Неформальному изучению темы способствует и то, что каждая рассчитана на два занятия: аудиторное занятие, на котором дети выполняют творческую работу, является логическим продолжением пленера, прогулки или экскурсии.
Тематическое планирование.
1 класс.
№ | Тема | Форма занятия | Оборудование | Вид деятельности | Часы | дата |
1 четверть. Вокруг нас осень | ||||||
1 | «В гостях у осени» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 | |
2 | «Какого цвета осень» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 | |
3 | «Птичьи хлопоты» | Экскурсия | Пакет с кормом для птиц. | наблюдения за жизнью птиц осенью. | 1 | |
4 | «Птичьи хлопоты» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 | |
5 | «На что похоже?» | Экскурсия | Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе. | 1 | ||
6 | «На что похоже?» | Тематическое рисование | гуашь, альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Монотипия | 1 | |
7 | «Что творится на реке?» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 | |
8 | «Что творится на реке?» | Тематическое рисование | работа с прошлого занятия, основные цвета, акварель, палитра, кисти, баночка с водой, лист бумаги. | Рисунок по работе с прошлого занятия | 1 | |
9 | «Как живут деревья?» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | изображение голых веток | 1 | |
10 | Впечатления осени | Тематическое рисование | Картон синий и коричневый гуашь, баночка с водой, кисти | Общее панно с индивидуальными работами | 1 | |
2 четверть. Вокруг нас красота зимы. | ||||||
1 | В ожидании зимы | Рисование с натуры на пленере | простой карандаш, картон | Изображение голых деревьев | 1 | |
2 | Первый снег | Тематическое рисование | Вата, картон, гуашь, кисти, баночка с водой, клей ПВА | Аппликация из ваты по предварительному рисунку | 1 | |
3 | Птицы зимой | экскурсия | корм для птиц. | Наблюдения за жизнью птиц на улицах | 1 | |
4 | Пернатые соседи | Тематическое рисование | бумага плотная, или картон, восковые мелки | Рисунок по памяти | 1 | |
5 | «Снежная кутерьма» | прогулка | Лопатки, санки-ледянки. | Наблюдение на пленере, зимние игры. | 1 | |
6 | Какого цвета снег? | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Оттенки белого, заливка цветом | 1 | |
7 | Зимние забавы. | Тематическое рисование | Гуашь, работа прошлого урока, кисть, баночка с водой. | Рисунок по работе прошлого урока | 1 | |
8 | В мастерской художницы-зимы | экскурсия | Лопатки, санки-ледянки. | Наблюдения на пленере | 1 | |
9 | Узоры на стекле. | Декоративное рисование | серая бумага, 2-3 цвета гуаши, жёсткая кисть. | Рисунок по представлению или по памяти | 1 | |
10 | Какие бывают снежинки | Рисование с натуры | бумага, простой карандаш | Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки. | 1 | |
11 | Белые пушинки - хрупкие снежинки! | Декоративное рисование | ножницы, бумага белая, цветной картон, клей. | Вырезание из бумаги. | 1 | |
12 | Зимний хоровод | Работа с природным материалом | Заготовки из бересты, шишки, пластилин, краски | Изготовление сувенира из шишек и бересты. | 1 | |
13 | Как наш народ ждёт Новый год? | Экскурсия | Прогулка по зимним улицам посёлка. | 1 | ||
14 | Что за праздник, Новый год! | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Рисунок по представлению | 1 | |
3 четверть. Мы и люди вокруг. | ||||||
1 | Цирк | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | Рисование по памяти | 1 | |
2 | Человек и его профессия. | Экскурсия | Прогулка у близлежащих учреждений и беседа о профессиях | 1 | ||
3 | Кем мы будем? | Тематическое рисование | бумага, карандаш, восковые мелки, шаблон фигуры человека, основа для панно. | Создание коллективного панно. | 1 | |
4 | Какие бывают дома? | Экскурсия | Прогулка по окрестностям, наблюдения | 1 | ||
5 | В каком доме ты живёшь? | Тематическое рисование | бумага, карандаш, гуашь, баночка с водой, кисти. | Рисунок по памяти. | 1 | |
6 | Пушистый друг | Работа с природным материалом | клей ПВА, цветной картон, шаблон фигурки котенка, щенка. | Аппликация из рогоза | 1 | |
7 | Кому мы можем помочь? | экскурсия | Корм для птиц. | Прогулка с целью кормления птиц. | 1 | |
8 | Сказочные птицы. | Декоративное рисование | клей, цветная бумага, цветной картон для основы, черный фломастер, шаблон. | Мозаика из цветной бумаги | 1 | |
9 | Я рисую друга (подругу) | Тематическое рисование | бумага, гуашь, кисти, баночка с водой. | Портрет | 1 | |
10 | Мы с другом любим поиграть… | Тематическое рисование | бумага, акварель, кисти, баночка с водой. | Рисунок по представлению или по памяти. | 1 | |
11 | Кто он - воин? | Экскурсия | Экскурсия к памятнику воинам – верхнекетцам, беседа. | 1 | ||
12 | Подарок мужчинам к празднику. | Тематическое рисование | цветной картон, гуашь, кисти, баночка с водой | Изображаем воинов любых эпох. | 1 | |
13 | Лепим любимых животных в стиле филимоновской игрушки. | Лепка | белый пластилин или замазка, стек, клеёнка, тряпочка | Лепка | 1 | |
14 | Роспись филимоновской игрушки | Декоративное рисование | фигурки с прошлого занятия, гуашь, кисти, баночка с водой. | Роспись | 1 | |
15 | Открытка для мамы | Декоративное рисование | открытка, восковая свеча, чёрная тушь, гуашь, клей, светлая бумага по величине открытки, кисть. | Подготовка основы для открытки в технике граттаж. | 1 | |
16 | Открытка для мамы | Декоративное рисование | подготовленная основа, шаблон, стек или тонкая палочка. | завершение работы в технике граттаж. | 1 | |
17 | Предчувствие весны | экскурсия | Прогулка по окрестностям школы, наблюдения | 1 | ||
18 | Ждём весну - какая она? | Тематическое рисование | белила, цветной картон, коричневая гуашь. | Пейзаж, техника отпечатков мятой бумагой | 1 | |
19 | Скоро птицы прилетят! | Рисование с натуры | белая бумага, основа под лист, восковые мелки. | Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки. | 1 | |
4 четверть. Какого цвета весна и лето | ||||||
1 | Как просыпается природа? | экскурсия | Прогулка с целью наблюдения. | 1 | ||
2 | Верба. | Тематическое рисование | гуашь, цветной картон, баночка с водой. | Рисунок по цветному картону | 1 | |
3 | Пасха | экскурсия | Косынки девочкам и деньги на свечку. | Беседа и прогулка к церкви. | 1 | |
4 | Писанки. | Декоративное рисование | яйцо, гуашь, кисти, баночка с водой. | Роспись яйца | 1 | |
5 | Мои лесные друзья | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 1 | |
6 | Апрель с водой, май с травой! | Рисование с натуры | бумага, карандаш, твёрдая основа для листа. | Наблюдения за весенней рекой, зарисовки. | 1 | |
7 | Весенние картинки с речки. | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой | Пейзаж | 1 | |
8 | Птичьи хлопоты. | Экскурсия | Пакет. | Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами. | 1 | |
9 | Птичьи домишки. | Работа с природным материалом | шишки, травинки, веточки, пластилин, картон. | Поделки из природного материала. | 1 | |
10 | Герою-воину | Лепка | пластилин, стек, кусок картона, клеёнка. | Лепка | 1 | |
11 | Наши мечты о лете. | Рисование с натуры | восковые мелки, бумага, твёрдая основа. | Работа на пленере. | 1 | |
12 | Наши мечты о лете. | Рисование с натуры | восковые мелки, бумага, твёрдая основа. | Работа на пленере. | 1 | |
13 | В мягких муравках у нас… | Рисование с натуры | бумага, твёрдая основа, восковые мелки. | Наблюдения за жизнью насекомых, зарисовки. | 1 | |
14 | В мягких муравках у нас… | Лепка | пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона. | Лепка | 1 | |
60 |
Тематическое планирование.
2 класс.
№ | Тема | Форма занятия | Оборудование | Вид деятельности | Часы | дата | |
1 четверть. Снова осень к нам пришла. | |||||||
1 | Весёлые краски | Тематическое рисование | альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой | Знакомство с дополнительными цветами, организация рабочего места, рисунок акварелью. | 1 | ||
2 | «По осенним тропкам» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 | ||
3 | «Золотая осень» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 | ||
4 | «Осенние хлопоты» | Экскурсия | Пакет для сбора природного материала. | наблюдения за окружающей жизнью осенью. | 1 | ||
5 | «Осенние хлопоты» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 | ||
6 | «Найди похожее» | Экскурсия | Пакет для сбора материала | Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе. | 1 | ||
7 | «Дорисуй похоже !» | Тематическое рисование | гуашь, альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Работа в технике монотипии с последующей дорисовкой | 1 | ||
8 | «С кем простимся до весны?» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 | ||
9 | «С кем простимся до весны?» | Тематическое рисование | Работа с прошлого занятия, гуашь, кисти, баночка с водой. | Рисунок | 1 | ||
10 | «Осеннее настроение» | Экскурсия | Наблюдения на природе | 1 | |||
11 | Калейдоскоп | Работа с природным материалом | Цветной картон, клей, сухие осенние листья | Аппликация | 1 | ||
12 | Осенние гостинцы | экскурсия | пакет, старая книжка | Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание принесенного материала для просушки. | 1 | ||
13 | «Я хочу с тобой поделиться…» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | |||
14 | «У природы нет плохой погоды» | Рисование с натуры на пленере | светлый картон, восковые мелки, твёрдая основа для листа. | Изображение деревьев разных пород | 1 | ||
15 | Пейзаж «Настроение» | Тематическое рисование | акварель, палитра, кисти, баночка с водой, лист бумаги. | Рисунок по представлению | 1 | ||
16 | В гостях у сказки | Тематическое рисование | Альбомная бумага, гуашь, баночка с водой, кисти | Иллюстрирование русских народных сказок | |||
2 четверть. Круговерть зимы. | |||||||
1 | Мой край родной | Рисование с натуры на пленере | простой карандаш, картон | пейзаж | 1 | ||
2 | Первый снег в ночи | Тематическое рисование | воск, картон, гуашь, кисти, баночка с водой, клей ПВА | Овладение техникой «выкрывания воском» | 1 | ||
3 | Навестим друзей | экскурсия | корм для птиц, кормушки из подручного материала. | Наблюдения за жизнью птиц на улицах | 1 | ||
4 | Мой пернатый друг | Тематическое рисование | бумага плотная, или картон, восковые мелки | Рисунок по памяти | 1 | ||
5 | «…Хорошо ли метели лесные тропы замели?» | прогулка | Лопатки, санки-ледянки. | Наблюдение на пленере, зимние игры. | 1 | ||
6 | Зимушка-Зима | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Создание выразительного рисунка без ярких цветов | 1 | ||
7 | «Лыжники» аппликация | Работа с природным материалом | Кусок бересты, клей, засушенные листья, веточки, кисть, лист плотного картона, тряпочка. | Изготовление аппликации из природного материала | 1 | ||
8 | Зимняя прогулка | экскурсия | Лопатки, санки-ледянки. | Наблюдения на пленере | 1 | ||
9 | Узорные варежки | Декоративное рисование | Цветной картон, гуашь, кисть. | Рисунок по представлению или по памяти | 1 | ||
10 | Зимние наброски. | Рисование с натуры | бумага, простой карандаш | Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки. | 1 | ||
11 | Зимний узор. | Декоративное рисование | ножницы, бумага белая, цветной картон, клей. | Вырезание из бумаги. | 1 | ||
12 | Зимнее чудо. | Работа с природным материалом | Заготовки из бересты, шишки, пластилин, краски | Изготовление сувенира из шишек и бересты. | 1 | ||
13 | Предчувствие праздника | Экскурсия | Прогулка по зимним улицам посёлка. | 1 | |||
14 | Где живёт дед мороз? | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Рисунок по представлению | 1 | ||
3 четверть. О людях и о себе... | |||||||
1 | Зрелища и мы. | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | Рисование по памяти | 1 | ||
2 | Кем мы будем первый шаг к мечте. | Экскурсия | Прогулка у близлежащих учреждений и беседа о профессиях | 1 | |||
3 | Кем мы будем: первый шаг к мечте. | Тематическое рисование | бумага, карандаш, восковые мелки, шаблон фигуры человека, основа для панно. | Создание коллективного панно. | 1 | ||
4 | Красивый дом –какой он? | Экскурсия | Прогулка по окрестностям, наблюдения | 1 | |||
5 | Дом-мечта. | Тематическое рисование | бумага, карандаш, гуашь, баночка с водой, кисти. | Рисунок по памяти. | 1 | ||
6 | Зверьё моё. | Работа с природным материалом | клей ПВА, цветной картон, шаблоны лесных зверей нашего края, береста. | Аппликация из бересты. | 1 | ||
7 | Где рождается сказка? | экскурсия | Корм для птиц. | Прогулка с целью наблюдения за жизнью природы | 1 | ||
8 | Сказочный лес. | Декоративное рисование | клей, цветной картон для основы, цветные лоскутки, шаблоны деталей. | Аппликация из ткани. | 1 | ||
9 | Автопортрет. | Тематическое рисование | бумага, гуашь, кисти, баночка с водой. | Рисунок по памяти | 1 | ||
10 | Если такое возможно… | Тематическое рисование | бумага, акварель, кисти, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 1 | ||
11 | Защитник отечества. | Экскурсия | Экскурсия к памятнику воинам – верхнекетцам, беседа. | 1 | |||
12 | Защитник отечества. | Тематическое рисование | цветной картон, гуашь, кисти, баночка с водой | Изображаем воинов любых эпох. | 1 | ||
13 | Лепим любимых животных в стиле дымковской игрушки. | Лепка | белый пластилин или замазка, стек, клеёнка, тряпочка | Лепка | 1 | ||
14 | Роспись дымковской игрушки | Декоративное рисование | фигурки с прошлого занятия, гуашь, кисти, баночка с водой. | Роспись | 1 | ||
15 | Открытка для мамы | Декоративное рисование | Плотный картон, лист белой бумаги, акварель, кисть, клей. | Подготовка основы для открытки. | 1 | ||
16 | Открытка для мамы | Декоративное рисование | цветные бумажные салфетки, гуашь, клей, кисть. | завершение работы. | 1 | ||
17 | Весна не за горами. | экскурсия | Прогулка по окрестностям школы, наблюдения | 1 | |||
18 | Природа и человек. | Тематическое рисование | Бумага, кисти, гуашь. | Пейзаж, техника отпечатков мятой бумагой | 1 | ||
19 | А к нам «грачи прилетели»? | Рисование с натуры | белая бумага, основа под лист, восковые мелки. | Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки. | 1 | ||
20 | «Птица - папагаль» | Декоративное рисование | гуашь, баночка с водой, кисть, разовая картонная тарелочка. | Роспись в стиле северодвинской росписи | 1 | ||
21 | «Вслед за солнечным лучиком» | экскурсия | Игра на развитие наблюдательности | 1 | |||
22 | «Вслед за солнечным лучиком» | Тематическое рисование | гуашь, баночка с водой, кисть, разовая картон цветной | Рисунок по памяти | 1 | ||
4 четверть. Зелёный шум. | |||||||
1 | Праздник широкой масленицы | Тематическое рисование | гуашь, кисти, баночка с водой, бумага | Рисунок по представлению. | 1 | ||
2 | Весна и мы. | экскурсия | Прогулка с целью наблюдения. | 1 | |||
3 | Весна и мы. | Тематическое рисование | гуашь, цветной картон, баночка с водой. | Рисунок по цветному картону | 1 | ||
4 | Пасхальные традиции. | экскурсия | Косынки девочкам и деньги на свечку. | Беседа и прогулка к церкви. | 1 | ||
5 | Пасхальные открытки. | Декоративное рисование | Белый плотный лист бумаги, цветная бумага, 2 лоскутка ткани, клей, сухоцветы или искусственные цветы. | Выполнение аппликации | 1 | ||
6 | Я хотел бы природе помочь вот чем… | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 1 | ||
7 | Журчат ручьи? | Рисование с натуры | бумага, карандаш, твёрдая основа для листа. | Наблюдения за весенней рекой, зарисовки. | 1 | ||
8 | Вешние воды. | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой | Пейзаж | 1 | ||
9 | Чудо-цветы. | Экскурсия | Пакет. | Экскурсия по окрестностям, сбор сухих травинок, веточек, наблюдения за птицами. | 1 | ||
10 | Чудо-цветок. | Работа с природным материалом | шишки, травинки, веточки, пластилин, береста. | Поделки из природного материала. | 1 | ||
11 | Подвиг. | Лепка | пластилин, стек, кусок картона, клеёнка. | Лепка | 1 | ||
12 | Ощущения лета. | Рисование с натуры | восковые мелки, бумага, твёрдая основа. | Работа на пленере. | 1 | ||
13 | Ощущения лета. | Рисование с натуры | восковые мелки, бумага, твёрдая основа. | Работа на пленере. | 1 | ||
14 | Пластилиновое лето. | Лепка. | пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона | Лепка. | 1 | ||
15 | Кто к нам летом погостить? | Рисование с натуры | бумага, твёрдая основа, восковые мелки. | Наблюдения за жизнью насекомых, зарисовки. | 1 | ||
16 | Кто к нам летом погостить? | Лепка | пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона. | Лепка | 1 | ||
68 |
Тематическое планирование.
3 класс.
№ | Тема | Форма занятия | Оборудование | Вид деятельности | Часы | дата | |||
1 четверть. Осенняя дрёма. | |||||||||
1 | «Тепло – холодно» | Тематическое рисование | альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой | Теплые и холодные цвета | 1 | ||||
2 | Наброски осенней природы | Рисование с натуры на пленере | Плотная бумага, карандаш простой, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 | ||||
3 | «Осенний пейзаж» | Тематическое рисование | гуашь, работа с прошлого занятия, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению | 1 | ||||
4 | «Осенний день – год кормит» | Экскурсия | Пакет для сбора природного материала, бумага, карандаш. | наблюдения за окружающей жизнью осенью, зарисовки | 1 | ||||
5 | «Осенний день – год кормит» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по представлению с использованием предварительных зарисовок | 1 | ||||
6 | «Фантазии нам осень навевает…» | Экскурсия | Пакет для сбора материала | Игра на развитие фантазии | 1 | ||||
7 | «Фантазии нам осень навевает…» | Тематическое рисование | гуашь, альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Монотипия, кляксография и др. | 1 | ||||
8 | «Прощальный взгляд» | Рисование с натуры на пленере | Плотная бумага, карандаш простой, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 | ||||
9 | «Прощальный взгляд» | Тематическое рисование | работа с прошлого занятия, основные цвета, акварель, палитра, кисти, баночка с водой, лист бумаги. | Рисунок по работе с прошлого занятия | 1 | ||||
10 | «За что поэты осень любят?» | Экскурсия | пакет, старая книжка | Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание принесенного материала для просушки. | 1 | ||||
11 | «Осенний букет» | Работа с природным материалом | картон, клей, листья просушенные, ножницы | Аппликация из осенних листьев | 1 | ||||
12 | «Закладки на память» | Экскурсия | пакет, старая книжка | Экскурсия по осенним улицам, сбор листьев, веточек и др. выкладывание принесенного материала для просушки. | 1 | ||||
13 | Лесные зарисовки | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по цветному картону | 1 | ||||
14 | «Деревенский этюд» | Рисование с натуры на пленере | Плотная бумага, простой карандаш, твёрдая основа для листа. | Зарисовки с натуры | 1 | ||||
15 | «Деревенский этюд» | Тематическое рисование | акварель, палитра, кисти, баночка с водой, лист бумаги. | Рисунок по представлению с использованием предварительных зарисовок. | 1 | ||||
16 | «Моя сказка» | Тематическое рисование | Альбомная бумага, гуашь, баночка с водой, кисти | Рисунок по представлению | 1 | ||||
2 четверть. Зимние сны. | |||||||||
1 | Зарисовки на пленере | Рисование с натуры на пленере | простой карандаш, картон | пейзаж | 1 | ||||
2 | Моё зимнее настроение выглядит вот так… | Тематическое рисование | картон, гуашь, кисти, баночка с водой | коллаж | 1 | ||||
3 | Мы в ответе за них… | экскурсия | корм для птиц, кормушки из подручного материала. | Наблюдения за жизнью птиц на улицах | 1 | ||||
4 | Мы в ответе за них… | Тематическое рисование | бумага плотная, или картон, восковые мелки | Рисунок по памяти | 1 | ||||
5 | Зимние сны наяву | прогулка | Лопатки, санки-ледянки. | Наблюдение на пленере, зимние игры. | 1 | ||||
6 | Зимние сны наяву | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Создание выразительного рисунка без ярких цветов | 1 | ||||
7 | Таёжный сувенир | Работа с природным материалом | Шишки, клей столярный, краски акриловые белые, веточки, лист плотного картона | Объёмная композиция | 1 | ||||
8 | «Мороз не велик, но стоять не велит!» | экскурсия | Лопатки, санки-ледянки. | Игры на св. воздухе | 1 | ||||
9 | Самый морозный узор | Декоративное рисование | серая бумага, гуашь, кисть. | Узор в квадрате | 1 | ||||
10 | Силуэты зимы | Рисование с натуры | бумага, простой карандаш | Наблюдения на пленере, быстрые зарисовки. | 1 | ||||
11 | Силуэты зимы | Декоративное рисование | ножницы, бумага белая, цветной картон, клей. | Вырезание из бумаги. | 1 | ||||
12 | Удивительные ёлки | Работа с природным материалом | Кусочки бересты, цветной картон | Изготовление аппликации из бересты. | 1 | ||||
13 | Снежный городок | Экскурсия | Прогулка по зимним улицам посёлка. | 1 | |||||
14 | Снежный городок | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Рисунок по представлению | 1 | ||||
3 четверть. О жизни и о себе. | |||||||||
1 | Мои настроения бывают такими… | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | Рисование по представлению | 1 | ||||
2 | Нас окружают разные люди. | Экскурсия | Прогулка, наблюдения за людьми | 1 | |||||
3 | Каким я хочу стать? | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | портрет | 1 | ||||
4 | Своё пространство | Экскурсия | Прогулка по окрестностям, наблюдения | 1 | |||||
5 | Своё пространство | Тематическое рисование | бумага, карандаш, гуашь, баночка с водой, кисти. | Рисунок по представлению | 1 | ||||
6 | Портрет лесного жителя | Работа с природным материалом | клей ПВА, цветной картон, шаблоны лесных зверей нашего края, береста, засушенные листья | Аппликация | 1 | ||||
7 | «Заколдован невидимкой…» | экскурсия | Корм для птиц. | Прогулка с целью наблюдения за жизнью природы | 1 | ||||
8 | «Заколдован невидимкой…» | Декоративное рисование | клей, белый картон, белые салфетки | Аппликация | 1 | ||||
9 | Мы с товарищем | Тематическое рисование | бумага, гуашь, кисти, баночка с водой. | портрет | 1 | ||||
10 | «Если с другом вышел в путь…» | Тематическое рисование | бумага, акварель, кисти, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 1 | ||||
11 | Защитник отечества. | Экскурсия | Экскурсия к обелиску, беседа. | 1 | |||||
12 | Защитник отечества. | Тематическое рисование | цветной картон, гуашь, кисти, баночка с водой | Рисунок по представлению | 1 | ||||
13 | Пластилиновый зоопарк | Лепка | пластилин, стек, клеёнка, тряпочка | Лепка | 1 | ||||
14 | Мезенские лошадки | Декоративное рисование | Картонные одноразовые тарелки, гуашь, кисти, баночка с водой. | Роспись | 1 | ||||
15 | Сюрприз для мамы | Декоративное рисование | Форма, газеты, кисть, клей. | Выполнение вазочки в технике Папье-маше | 1 | ||||
16 | Сюрприз для мамы | Декоративное рисование | гуашь, баночка с водой, кисть. | роспись работы. | 1 | ||||
17 | Весенние происшествия | экскурсия | Прогулка по окрестностям школы, наблюдения | 1 | |||||
18 | Весенние происшествия | Тематическое рисование | Бумага, кисти, гуашь. | Пейзаж, | 1 | ||||
19 | Птичья круговерть | Рисование с натуры | белая бумага, основа под лист, восковые мелки. | Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки. | 1 | ||||
20 | Птичья круговерть | Декоративное рисование | гуашь, баночка с водой, кисть, разовая картонная тарелочка. | Роспись в стиле городецкой росписи | 1 | ||||
4 четверть. Весеннее пробуждение | |||||||||
1 | Моё впечатление праздника широкой масленицы | Тематическое рисование | гуашь, кисти, баночка с водой, бумага | Рисунок по представлению. | 1 | ||||
2 | Весточки весны | экскурсия | Прогулка с целью наблюдения. | 1 | |||||
3 | Весточки весны | Тематическое рисование | гуашь, цветной картон, баночка с водой. | Рисунок по цветному картону | 1 | ||||
4 | Пасхальные вести. | экскурсия | Косынки девочкам и деньги на свечку. | Беседа и прогулка к церкви. | 1 | ||||
5 | Пасхальные хлопоты. | Декоративное рисование | Вареные яйца, плотная белая бумага, ножницы | Изготовление подставки для яйца, роспись пасхального яйца | 1 | ||||
6 | Весенние радости в лесных чертогах | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 1 | ||||
7 | Зарисовки о весне | Рисование с натуры | бумага, карандаш, твёрдая основа для листа. | Наблюдения за весенней рекой, зарисовки. | 1 | ||||
8 | Зарисовки о весне | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой | Пейзаж | 1 | ||||
9 | Кораблики | Работа с природным материалом | веточки, пластилин, береста, куски коры от комля сосны. | Поделки из природного материала. | 1 | ||||
10 | Кораблики | Экскурсия | Изготовленный кораблик | «спуск флотилии на воду» | 1 | ||||
11 | Разговор о войне | Лепка | пластилин, стек, кусок картона, клеёнка. | Лепка | 1 | ||||
12 | Скоро лето | Рисование с натуры | восковые мелки, бумага, твёрдая основа. | Работа на пленере. | 1 | ||||
13 | Скоро лето | Рисование с натуры | восковые мелки, бумага, твёрдая основа. | Работа на пленере. | 1 | ||||
14 | Летний натюрморт | Лепка. | пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона | Лепка. | 1 | ||||
15 | Посланники лета | Рисование с натуры | бумага, твёрдая основа, восковые мелки. | Наблюдения, зарисовки. | 1 | ||||
16 | Каждый сверчок знай свой шесток! | Лепка | пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона. | Лепка | 1 | ||||
67 часов |
Тематическое планирование.
4 класс.
№ | Тема | Форма занятия | Оборудование | Вид деятельности | Часы | дата | |||
1 четверть. Созерцая осень. | |||||||||
1 | Нюансы осенней палитры. | Рисование с натуры на пленере | Плотная бумага, карандаш простой, твёрдая основа для листа, краски, баночка с водой. | Зарисовки с натуры, наблюдения. | 1 | ||||
2 | «Пора запасаться!» | Экскурсия | Пакет для сбора природного материала, бумага, карандаш. | наблюдения за окружающей жизнью осенью, зарисовки | 1 | ||||
3 | «Образы осени» | Тематическое рисование | гуашь, альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Работа в технике набрызга. | 1 | ||||
4 | «Финальные аккорды осени» | Рисование с натуры на пленере | Плотная бумага, карандаш простой, твёрдая основа для листа. | зарисовки | 1 | ||||
5 | «Осенний пейзаж» | Художественный труд. | картон, клей, листья просушенные, ножницы | Аппликация из осенних листьев | 1 | ||||
6 | «Лесные сказки» | Тематическое рисование | гуашь, цветной не глянцевый картон или окрашенная альбомная бумага, кисти, краски, баночка с водой. | Рисунок по цветному картону | 1 | ||||
7 | «Этюды» | Рисование с натуры на пленере | Плотная бумага, простой карандаш, твёрдая основа для листа. | Зарисовки с натуры | 1 | ||||
8 | «Фантазии, навеянные осенним разнообразием состояний природы» | Тематическое рисование | Альбомная бумага, гуашь, баночка с водой, кисти | Рисунок по представлению | 1 | ||||
2 четверть. Наблюдая за зимой. | |||||||||
1 | «Если бы Зима была живым существом, то она выглядела бы так…» | Тематическое рисование | картон, гуашь, кисти, баночка с водой | Рисование по представлению | 1 | ||||
2 | Нам не сложно им помочь. | экскурсия | корм для птиц, кормушки из подручного материала. | Наблюдения за жизнью птиц на улицах | 1 | ||||
3 | Акварели на снегу. | Тематическое рисование | акварель, кисти, баночка с водой, бумага. | Создание выразительного рисунка без ярких цветов | 1 | ||||
4 | «Уснувшая тайга» | Художественный труд. | Шишки, клей столярный, краски акриловые белые, веточки, коробка от конфет. | объёмная композиция | 1 | ||||
5 | «У зимы свои забавы» | экскурсия | Лопатки, санки-ледянки. | Игры на св. воздухе | 1 | ||||
6 | Сервиз для Деда Мороза. | Декоративное рисование | серая бумага, гуашь, кисть, одноразовые тарелочки. | Составление орнамента по заданной теме, подбор элементов. | 1 | ||||
7 | «Уж дух праздника в воздухе витает…» | Экскурсия | Прогулка по зимним улицам посёлка. | 1 | |||||
3 четверть. Я и мир вокруг. | |||||||||
1 | «Настроение природы – это и моё настроение». | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | Рисование по представлению | 1 | ||||
2 | «Я буду таким, как…» | Тематическое рисование | бумага, краски гуашь, акварель, баночка с водой, кисти. | Портрет человека, с которого я беру пример в жизни. | 1 | ||||
3 | «Какой мир мы создадим, в таком и будем жить». | Экскурсия | Прогулка по окрестностям, наблюдения | 1 | |||||
4 | «Удивительный мир» | Художественный труд. | клей ПВА, цветной картон, шаблоны лесных зверей нашего края, береста, засушенные листья | Аппликация из природного материала. | 1 | ||||
5 | «Удивительный узор». | Декоративное рисование | клей, цветной картон, белая бумага | Аппликация | 1 | ||||
6 | «Вместе весело шагать…» | Тематическое рисование | бумага, акварель, кисти, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 1 | ||||
7 | Защитник отечества. | Экскурсия | Экскурсия к обелиску, беседа. | 1 | |||||
8 | Пластилиновый мир. | Художественный труд. | пластилин, стек, клеёнка, тряпочка | Лепка | 1 | ||||
9 | Сюрприз для мамы | Декоративное рисование | Одноразовая тарелочка. | Выполнение росписи в народном стиле. | 1 | ||||
10 | Весенний пленер. | Рисование с натуры | белая бумага, основа под лист, восковые мелки. | Наблюдения за птицами, быстрые зарисовки. | 1 | ||||
11 | Жар-птица. | Декоративное рисование | гуашь, баночка с водой, кисть, разовая картонная тарелочка. | Роспись в стиле хохломской росписи | 1 | ||||
4 четверть. Мир обновляется. | |||||||||
1 | Весенний пленэр. | Рисование с натуры. | Прогулка с целью наблюдения, зарисовки цветными мелками. | 1 | |||||
2 | Идеи для пасхального праздника. | Декоративное рисование | Вареные яйца, плотная белая бумага, ножницы, цветной картон, цветная бумага. | Изготовление подставки для яйца, упаковок для пасхальных сюрпризов и роспись пасхального яйца. | 1 | ||||
3 | Размышления о весне. | Тематическое рисование | акварель, кисти, бумага, баночка с водой. | Рисунок по представлению. | 1 | ||||
4 | Весенний пленэр. | Рисование с натуры | бумага, карандаш, твёрдая основа для листа. | Наблюдения за весенней рекой, зарисовки. | 1 | ||||
5 | Коллаж | Художественный труд. | веточки, пластилин, береста, куски коры, листья, кусочки ткани. | Поделки из природного материала. | 1 | ||||
6 | Барельеф о войне. | Художественный труд. | пластилин, стек, кусок картона, клеёнка. | Лепка | 1 | ||||
7 | Летний пейзаж. | Художественный труд. | пластилин, стек, клеёнка, кусочек картона | Лепка. | 1 | ||||
8 | «Моё лето». | Рисование с натуры | бумага, твёрдая основа, восковые мелки. | Наблюдения, зарисовки. | 1 | ||||
36 часов |
Методические рекомендации.
Изобразительная деятельность – творческая, поэтому важно создать творческую атмосферу на занятии. Для этого нужно, что бы процесс общения с детьми носил непринужденный, искренний характер, вовлекать детей в диалог по теме занятия. Важно, чтобы дети получали удовольствие от своей работы. Педагог должен видеть, как ребёнок относится к самому процессу: скучно ему или весело, интересно ему или нет, чтобы вовремя помочь, поддержать, пробудить утерянный интерес. Ребёнок не должен бояться, что выйдет плохо, не должен бояться творить. Ситуация успеха должна присутствовать на каждом занятии, тогда ребёнок будет с увлечением и интересом открывать для себя мир вокруг. Хорошо на занятиях использовать музыкальные фрагменты, подходящие к теме занятия. Это поможет создать эмоциональный настрой и поддерживать его в течение всего занятия. Этой же цели служат стихи, загадки, маленькие рассказы, пословицы и поговорки, включаемые в содержание занятия.
Тематическое рисование.
Большая часть тем в этом блоке является продолжением занятий на пленере, прогулок и экскурсий. Эмоциональное погружение происходит именно на этих занятиях, а тематические работы являются их итогом, логическим завершением. Такие «пары» нужно планировать так, чтобы одно вытекало из другого. Например, за экскурсией по теме «Фантазии нам осень навевает…» следует занятие тематическим рисованием на ту же тему . На экскурсии дети наблюдают за начавшимися изменениями в природе: подтаявшим снегом, оживившимися птицами, тёплым ветром и т.д. Следующее занятие нужно начать с вопросов, которые помогут детям оживить в памяти картину природы ранней весной. После этого можно попросить детей, опираясь на свой жизненный опыт представить, какие изменения будут происходить дальше, и нарисовать рисунок на основе своих фантазий. Есть в блоке темы, которые не связаны на- прямую с предыдущими или последующими занятиями. Их немного, но они заставляют ребенка осмысливать свои ощущения и настроения. Например:
«Моё зимнее настроение выглядит вот так…» и др. Здесь важно настроить ребенка на нужную волну, погрузить в себя.
Рисование с натуры.
Эти занятия проходят на пленере. Дети наблюдают за жизнью животных, растений, насекомых, делают зарисовки. Срисовывая объекты из жизни, дети учатся внимательнее относиться к сезонным изменениям в природе, открывают целый мир, живущий по своим законам, учатся осознавать себя его частью.
Важно создать атмосферу заинтересованности, желания работать, наблюдать, обеспечить комфортные условия для работы: твёрдая основа с надёжно закреплённым листом бумаги или картона, минимум материала (мелки, карандаш).
Декоративное рисование.
На этих занятиях третьеклассники овладевают азами образного языка декоративного искусства, развивают чувство ритма, периодичности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета. Педагог должен широко применять богатый зрительный ряд – примеры произведений декоративного искусства, таблицы, репродукции, записи народной музыки и т.д. На каждом занятие дети знакомятся с новым видом декоративного творчества.
Работа с природным материалом, лепка.
Для этих занятий используется в основном материал, собранный детьми на прогулках. Это береста, опавшие листья, сухие травинки, шишки.
Много собранного материала не нужно. Главный принцип: взять ровно столько, сколько необходимо. Тогда у детей формируется бережное отношение к миру вокруг. Поделки не должны быть сложными. Ребёнок должен справляться с работой за одно занятие. Для занятий лепкой можно использовать поделочную глину белый пластилин, или обычная замазка. Последняя хороша тем, что не дорогая и не требует обжига, но если требуется в последствии изделия расписать, то поверхность необходимо обезжирить толчёным мелом либо зубным порошком. Затем изделия грунтуются белой акриловой краской и просушиваются. Эту операцию могут сделать сами дети или педагог до занятия.
Экскурсии и прогулки.
Важно продумать маршрут согласно теме экскурсии, перед выходом объявить цель прогулки, напомнить правила дорожного движения, правила поведения в лесопарковой зоне, у воды.
Приложения.
Тест: Материалы и инструменты.
1 .Эти краски имеют следующие свойства:
|
2 . Этот материал для рисования представляет собой палочки без оправы различных красно-коричневых тонов
|
3. Маркировка на карандашах (ТМ, 2М и т.п.) обозначает
|
4. Холст изготавливают
|
. Из пластичного природного материала, имеющего разную окраску, скульпторы лепят скульптуры малых форм или делают эскизы (наброски)для больших скульптур.
|
Проверь себя: |
|
Тест: Цветоведение.
|
|
|
|
|
Проверь себя: |
|
Творческий отчет.
Цель: зафиксировать сформированность общеучебные компетенции: целеполагание, планирование, самооценка, добывание знаний из окружающей действительности, овладение способами совместной деятельности в группе, презентация своего продукта.
Перед детьми ставится задача: отобрать лучшую свою работу за год, доказать перед «коллегами» обоснованность выбора, подготовить работу для выставки. Дети работают самостоятельно.
Памятка для детей:
Можно:
- Объединяться в группы для работы.
- Пользоваться всеми материалами и средствами в кабинете.
- Советоваться с товарищами.
Нельзя :
- Нарушать регламент.
- Представлять работу не оформленную в паспарту.
- Приводить меньше 2 и больше 5 аргументов в защиту своего выбора.
Регламент.
- Просмотр и отбор работы. 5 мин.
- Подготовка к защите обоснованности своего выбора 15 мин.
- 3ащита обоснованности выбора работ – 25 мин. (По 2-3 мин на работу).
Необходимые материалы и оборудование:
Для ученика.
- Акварель
- кисти колонок №2, №4-5,
- жёсткая кисть из щетины№4-5,
- гуашь 6 цветов.
- цветной картон не глянцевый и цветная бумага
- восковые мелки
- твёрдая основа для листа.
- палитра
- клей ПВА
- пластилин
- черная тушь
- альбом для рисования
- Ластик
- Простой карандаш
- Ножницы
- Ватные диски
- Ватные палочки
- Природный материал
- Баночка под воду
Для учителя:
- набор цветных таблиц «Декоративно прикладное творчество» готовый, либо самостоятельно изготовленный.
- магнитная доска
- проектор и компьютер для демонстрации презентаций
- CD плейер для прослушивания аудиозаписей
- Диски с записью инструментальных композиций для прослушивания.
Литература:
- Петр Порте «Учимся рисовать человека», «Мир книги», 2005 г.
- Петр Порте «Учимся рисовать зверей, рыб и птиц», «Мир книги»,2005 г.
- Петр Порте «Учимся рисовать природу», «Мир книги», 2005 г.
- Петр Порте «Учимся рисовать окружающий мир», «Мир книги», 2005 г.
- Петр Порте «Учимся рисовать от А до Я», «Мир книги», 2005 г.
- Нина Соколова-Кубей «Узоры из бумаги», «Мир книги», 2008 г.
- Н. Телегина «Фантазии из природного материала». «Мир книги», 2008 г.
- И. Агапова М. Давыдова «Аппликация». «Мир книги», 2009 г.
- Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008.
- «Изобразительное искусство.1 класс» А.Г. Сайбединова (ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский Лицей»Томск: Дельтаплан, 2002 г).
- Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...