Интеллектуальная игра для школьников 5-х классов «Юные эрудиты»
методическая разработка (5 класс) на тему

Семёнова Светлана Вениаминовна

Материал предназначен для внеклассной работы по русскому языку.

Можно использовать для Недели русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_dlya_5_klassa.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Интеллектуальная игра для школьников  5-х классов «Юные эрудиты»    

                                                                         

Цели и задачи:
 углубить знания учащихся в области русского языка и       литературы, пробуждать интерес к данным предметам; развивать логическое мышление, память, речь; воспитывать интерес к такого рода играм.

Ведущий Здравствуйте, дорогие ребята! Я рад приветствовать вас в клубе любителей русского языка и литературы. Послушайте легенду.


   Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес... язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф.
   «Конечно,- ответил Эзоп.- Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?» «Хорошо, иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь в мире»,-сказал Ксанф. Эзоп  ушел и принес... язык.
   Эзоп прав. Язык может быть и самой лучшей, и самой худшей в мире вещью.
Словом можно служить вражде и ненависти. Но язык дает нам возможность по-
нимать друг друга, помогать, любить и надеяться на лучшее.
Я надеюсь, что сегодняшняя игра не только даст вам возможность продемонстри- ровать свои познания в области языка, но и пробудит интерес к науке, которая называется языкознанием.
   Сегодня соревнуются 4 команды. В команде- 6 участников. Каждое задание оценивается 1 баллом. Счет идет до 6 очков. Проигравшая команда выбывает из соревнований. Из 4-х команд останутся 2, которые и будут сражаться за победу.
Желаю вам успеха.
Приглашаются капитаны для жеребьевки.
                                                       
Вопросы командам.
1. В чем разница между ужом и ежом? (В первой букве у -е).
2. Какое сказочное морское существо изображено сидящим на дереве у А.С. Пуш-
кина? (Русалка).
3. Почему философ считал, что рассудить спор между двумя врагами легче, чем между друзьями? (Если судить спор между врагами, то один из них становится твоим другом, а если судить спор между друзьями, то один из них становится врагом).
4. Баранина- мясо барана. Свинина- мясо свиньи. А почему мясо коровы называют говядиной? (В глубокой древности было слово
говядо для обозначения скота. Это было родовое название, общее для коровы и быка. Затем появилось название корова, которое укоренилось в нашем языке, а мясо, получаемое от убоя коров и быков, по-прежнему называют говядиной).
5. Плутарх любил свой город и часто повторял: «Я житель маленького городка и не покину его, чтобы он не стал... каким? ( Еще меньше).
6. В древней Руси это животное — исчадье зла. А у великого русского поэта
оно умеет песни петь и сказки рассказывать. Кто это?( Кот. Пойдет направо- песнь
заводит, налево-сказку говорит).
7 В « списке» вы мой обнаружите корень,
 Суффиксы- в «собрании» встретите вскоре,
 В слове «рассказ» вы приставку найдете,
 В целом-по мне на уроки пойдете.
 (Рас- пис- а-ни-е)
8. Из писка птиц мой первый слог возьмите,
   Второй-с бараньей головы.
  Откройте печь и там найдите
  То, что не раз едали вы.
  (Пи- рог).
9. Нота- мой первый слог.
  Поставь с ней рядом предлог,
  И, разгадав загадку до конца,
  Получишь выражение лица.
  (Ми -на).
10. В океанах он живет,
    И мала ему река.
    Буквы ставь наоборот-
    Будет дергаться щека.
    (Кит-тик).
11.По мне движется к сердцу кровь,
   Меня ищут на сгибах руки,
  Если же, буквы смешав,
  Мы расставим их вновь,
 То получим названье реки.
  (Вена-Нева).
12.Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро?
(Ум хорошо, а два лучше).
13. Как. Если верить фразеологизму, называют носителя горящей шапки?
Произнесите фразеологизм.  (Вор.  На  воре шапка горит).
14. Какую пословицу скажет учитель тому ученику, который первый выполнил задание, но сделал это неверно? (Поспешишь- людей насмешишь).
15. Замечательный художник - иллюстратор 19 столетия. Ему одному принадлежат открытия в живописи волшебного мира былин, сказок, преданий.
Назовите имя художника и хотя бы одну, написанную им, картину.
(В. М. Васнецов. «Иван -царевич на сером волке», «Три царевны подземного царства»).
16. Что назвал Владимир Даль «ходячим умом народа»? (Поговорку).
17. Какой алфавит состоит из шести букв? (Азбука).
18. Название какой птицы без начальной буквы превратится в название самой большой реки в Европе? (Иволга-Волга).
19. Какие прилагательные среднего рода в именительном падеже единственного
числа имеют в конце три буквы
е подряд? (Прилагательные, в которых вторая часть образована от существительного шея. Например, короткошеее, тонкошеее).
20. Какое числительное приказывает?  (Три- повелительная форма глагола).
21. Мы говорим: «Дом сгорел до тла». Что такое тло?  (Тло- основание).
22. На какой вопрос нельзя ответить нет?  (Ты меня слышишь?)

Подведение итогов. Награждение команд.

Ведущий: Закончить нашу встречу хочу словами К.Д. Паустовского: «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы».
Ребята, любите богатый, меткий,  поистине волшебный русский язык и великую русскую литературу.

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальная игра "Остров сокровищ" (9 класс)

Умение действовать в составе коллектива, спортивные состязания,смекалка, проверка интеллекта. Каждой команде выдается свиток, в котором указывается ориентир нахождения следующей подсказки. Таким образ...

Спортивно - интеллектуальная игра "Остров сокровищ" (9 класс)

Умение действовать в составе коллектива, спортивные состязания,смекалка, проверка интеллекта. Каждой команде выдается свиток, в котором указывается ориентир нахождения следующей подсказки. Таким образ...

Интеллектуальная игра по географии 7 класс

Интеллектуальная игра "По странам и континентам" по географии материков и океанов в 7 классе. Игра представлена в виде компьютерной презентации. Игру можно использовать для уроков обобщения....

Интегрированная игра для 7-х классов " Юный исследователь".

Потребность в  обращении  к интегрированному подходу  вызвана рядом объективных причин:§     Образование  новых  синтезированных наук.§...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Интеллектуальная игра для учащихся 6 класса "Своя игра" (классный час)

Интеллектуальные игры наиболее полно раскрывают способности учащихся, развивают любознательность, познавательный интерес к учебным дисциплинам; учат общению со сверстниками и единомышленниками. О...

Интеллектуальная игра для 5-7 классов. “Игры разума”

ldquo;Игры разума” – Командная интеллектуальная игра, в которой команды соревнуются друг с другом за призовое место. Игра очень динамичная, развивает множество компетенций. Также игра спо...