конспект занятия "телефонный разговор- позвони мне, позвони"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Красникова Галина Ивановна,

конспект занятия "телефонный разговор- позвони мне, позвони"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon telefonnyy_razgovor.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-этическое воспитание.

ПОЗВОНИ МНЕ, ПОЗВОНИ

( занятие-тренинг)

Словами нужно пользоваться, как деньгами (экономно).

Цицерон

Цели: Разобрать с детьми некоторые правила, связанные с разговорами по телефону;

- познакомить детей с особенностями построения отношений с другими людьми;

- сформировать навыки вежливого разговора по телефону, в процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребёнка вежливых выражений, которые сопровождают телефонный разговор;

- обратить внимание на влияние телефонных разговоров на психику человека;

- предупредить о правовой ответственности за ложные телефонные звонки.

Задача: Освоить типичные ситуации общения по телефону.

Оборудование: 2 телефонных аппарата, карточки с правилами, тексты телефонных разговоров.

Подготовка.

Найти ребёнка на роль «Телефона» и отрепетировать с ним сценку «Песня телефона».

Систематизировать материал о правилах этикета при телефонных разговорах.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Два говорят, два глядят, два слушают.

Дети: Телефон.

Воспитатель: А вы знаете, когда был изобретен первый телефонный аппарат? (предположение детей).

   Первый телефонный аппарат появился в 1876 году. Его придумал человек по фамилии Белл, работавший в то время преподавателем в американской школе для глухонемых. Но у этого телефона, оказывается, были и предшественники.

   Например, древние инки (племя индейцев, в Южной Америке) были мастерами в создании приспособлений, похожих на телефон, с помощью особых труб, положенных в стенах дворца, владыка, сидя на троне, отдавал распоряжение по всему дворцу.

   В настоящее время телефон есть почти в каждом доме. Но, к сожалению, не все люди умеют правильно общаться по телефону.

Культура телефонного разговора относится к особому способу межличностного общения.

   Мы живем в век информационных перегрузок. Скорость обмена информацией заметно возросло с использованием современных средств связи: радио, телевидения, компьютера, факса, Интернета, телефона.

   Но эти замечательные изобретения подчас используются не по назначению. Давайте послушаем, о чем нам расскажет телефон.

Песня телефона.

Ой, я бедный телефон,

Что мне делать, как мне быть,

От пустых, ненужных слов

Волком хочется завыть!

Создан я для нужных дел,

Сообщенья передать,

Но, похоже, мой удел-

Дать возможность лишь болтать!

Пухнет трубка от тоски,

Бесконечные «да» и «ну»,

Как не плавятся мозги,

Ничего я не пойму…..

А использовать меня,

Не назвавшись самому,

Это грубая возня

Не нужна ведь никому!

Не смешно, а горько мне

Злые шутки изрекать,

И обиднее вдвойне

О ложных фактах сообщать!

Разговоры ни о чем,

Я от них с ума схожу!

Ой! Я бедный телефон,

Помогите мне, прошу!

Дайте, люди, отдохну,

Номер мой прошу забыть,

Хоть минуточку одну

Умоляю не звонить!

Телефонные проблемы (обсуждение)

Воспитатель: По-моему, телефон очень кратко, емко и достаточно доходчиво объяснил, как не надо с ним обращаться.

Люба: Действительно,  каждый из нас подчас не продумывает, как и что надо сказать, а тратит время на разговоры, которые можно обсудить при встрече.

Вика: Многие специалисты-психологи утверждают, что появилась современная болезнь – «телефономания», которая даже сокращает жизнь современного человека на 3-4 года. Причем, дело тут не в неприятных известиях, а в постоянном напряжении нервной системы из-за ожидания звонка.

Марина: А злые шутки, мерзкие розыгрыши или хихиканье, шипенье или просто молчание в трубку – просто безобразие и хулиганство.

Таня: Кстати, действительно существуют штрафы и уголовное наказание за моральный и материальный ущерб, нанесенный телефонными хулиганами. Но, главное, чтобы таких явлений было меньше, надо каждому из нас пресекать знакомых или приятелей, которые любят побаловаться с телефоном, считая это безобидной затеей.

Нигина: в последнее время приобрели большое распространение сотовые телефоны. Они, безусловно, очень удобны, особенно для деловых людей, а также в службах быстрого реагирования (милиция, ГАИ, охрана и т.д.)

Воспитатель: Мобильные телефоны, появившиеся совсем недавно, очень быстро стали просто необходимой вещью. Но, несмотря на недавнее их появление, и здесь появились правила этикета. Этикет – это наука вечная. Он с такой же быстротой овладевает всеми современными новинками, как и обрастает новыми правилами. Существуют и правила разговоров по мобильному телефону. Кто из вас хочет назвать хотя бы 5 правил?

Желающих выслушивают, и занятие продолжается.

Да, ребята, вы правы, по мобильным телефонам нельзя разговаривать и играть с ними на школьных уроках, во время спектакля в театре, концерта классической музыки. Кроме того, в музеях и библиотеках их следует ставить на тихий режим, а разговаривать по ним только в случае острой необходимости и обязательно негромко или выйти из помещения. Мобильный телефон потому так и называется, что передвигается вместе со своим хозяином. Но вокруг вас находятся люди со своими делами, заботами, проблемами, и поэтому ваш громкий разговор в каком-нибудь тихом месте может им помешать. Это – правила о том, где не следует разговаривать по телефону.

   Но, кроме этого, существует ряд правил ещё и о том, в каких случаях воспользоваться телефоном просто необходимо.

   Во-первых, вам купили, подарили мобильный телефон не для развлечения, а для того, чтобы вы всегда могли сообщить, где вы находитесь и с вами все в порядке.

   Во-вторых, если около вас произошло несчастье, например, автомобильная авария, следует предложить свой мобильный телефон пострадавшему для вызова помощи, или сделать это самому.

   В наши дни, когда существует угроза террористических актов, следует не забывать о том, что мобильный телефон в критической ситуации может спасти вам жизнь, если вы вовремя успеете связаться со службой спасения. Это, в-третьих.

   Существует ещё и понятие о тактичности. Например, вам купили мобильный телефон со всевозможными функциями, а вашему другу – простой, с малым количеством функций. Будьте тактичными, не хвастайтесь постоянно своим телефоном. К тому же это может привести к тому, что у вас просто украдут или отнимут – не все же, к сожалению, знакомы с правилами поведения в обществе, как вы.

    И, наконец, ещё одно правило: не разговаривайте по мобильному телефону долго, даже если у вас безлимитный тариф.

   Во-первых, висеть на телефоне неприлично – ведь наверняка рядом с вами есть люди, которые хотят с вами решить какие-то вопросы. Во-вторых, возможно, вы отрываете своего собеседника от важных дел, а он стесняется вам об этом сказать.

   Будьте осторожны, пользуясь телефоном при переходе улицы, при посадке в транспорт и выходе из него. Лучше поговорите, находясь в спокойном месте. Если ваш мобильный телефон звонит, когда вы, например, выходите из автобуса или маршрутного такси, не торопитесь хвататься за него – можете получить травму, споткнувшись о ступени или попав под проезжающую машину. Если кому-то вы нужны – вам обязательно перезвонят.

    Использование сотовых телефонов во время управления машиной нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, когда их заметит инспектор ГАИ и оштрафует.

   Многие страны резко усилили наказание водителей за разговоры по сотовому телефону во время управления машиной. Так, например, в Англии водитель подвергается уголовной ответственности до 2,5 лет, если во время разговора по сотовому телефону произошло ДТП.

   Вот мы и изучили основные правила этикета, касающиеся мобильного телефона.

Слушать и слышать – это большая разница.

Следует научиться слушать – это важно при обычной беседе и уж совсем необходимо при телефонных разговорах. При этом слушать можно пассивно, то есть молча – и собеседник не поймет, слушаете вы его или смотрите телевизор, и активно, то есть, изредка вставляя слова типа: «да», «конечно», «что ты говоришь?», «я тоже так думаю».

   Посредством телефона общаться вам придется на протяжении всей жизни, поэтому очень важно уметь это делать правильно. О мобильном телефоне  вы теперь многое знаете.

Тренинг «Общение по домашнему телефону».

Правила разговора:

Поднимая телефонную трубку, не допытывайтесь, кто звонит. Если спрашивают кого-то из домашних, попробуйте сделать это в другой форме: «можно узнать, кто его (её) спрашивает?» или: «что ему (ей) передать?».Это не только покажет вашу воспитанность, но и заставит других людей отвечать вам такой же заботой;

   Лучше всего, подняв трубку, сказать: «слушаю», - вы ведь действительно это делаете;

При телефонном разговоре, чтобы человек оставался внимательным, следует называть его по имени или имени-отчеству, это всегда людям приятно, это правило необходимо соблюдать, если собеседник старше, чем вы.

   Если к телефону приглашают кого-то, который в данный момент в ванной, совсем не обязательно об этом сообщать, лучше сказать так: «вы знаете, он (она) занят (занята), перезвоните, пожалуйста, минут через 15» или «может быть, ему (ей) передать, кто звонил, и он (она) вам чуть позже перезвонит?».

   Первым прекращает разговор всегда тот, кто позвонил, - это правило должно соблюдаться всегда.

   Не звоните даже близким людям после 22.00 вечера и до 9.00 утра, только если не чрезвычайные обстоятельства.

Советы о том, как создать о себе хорошее впечатление:

  • Выражайся ясно;
  • Будь краток;
  • Избегай непонятных выражений;
  • Будь логичен и организован;
  • Будь эмоционален;
  • Умей слушать;
  • Не повторяйся;
  • Придерживайся дружелюбного тона (вашу улыбку собеседник почувствует даже по телефону);
  • Четко произноси слова, особенно даты и фамилии;
  • Придерживайся среднего темпа речи;
  • Говори обычным голосом, не кричи и не шепчи

Варианты телефонных разговоров

Звонят вам:

Возьмите трубку до четвертого звонка – так вы успеете закончить то, чем занимались, и не утомите абонента ожиданием;

   Не игнорируйте телефонных звонков – так можно не узнать чего-нибудь интересного или не попасть на какую-нибудь важную встречу;

   Вы сняли трубку? Поздоровайтесь и представьтесь;

   У вас зазвонил домашний телефон во время беседы с подругой по мобильному телефону? Возьмите трубку, извинившись перед подругой – вы можете перезвонить ей позже;

В случае срыва связи перезванивает тот, кто позвонил первым;

Если кто-то  позвонил ошибочно, не бросайте трубку, вежливо скажите: «вы ошиблись» - вдруг звонит кто-то из ваших друзей или друзей ваших родителей, да и просто человеку будет приятно;

   Если звонили кому-то из ваших близких в их отсутствие, оставьте записку с краткой информацией о звонке на видном или просто привычном месте – впоследствии он сделает точно так же, что избавит вас от лишних проблем.

Звоните  вы:

Перед звонком тщательно подготовьтесь, четко продумайте, зачем звоните и что скажете, уточните имя собеседника. Если нужно – составьте краткий план разговора на бумаге или в компьютере;

   Определите оптимальное время – если нет предварительной договоренности, не звоните ровно в 9 часов утра, в самом начале рабочего дня, в обеденный перерыв или в самом конце рабочего дня (в любом из трёх случаев разговор вряд ли будет продуктивный);

   Не звоните на домашний телефон после 22.00 и до 9.00;

   Поздоровайтесь и представьтесь;

Если вы не туда попали, обязательно извинитесь, уточните номер, чтобы не ошибиться во второй раз;

   Если нужного вам человека нет на месте, но кто-то другой снял трубку, попросите его передать информацию – так вы сэкономите время;

   Если вам предстоит долгий и сложный разговор, предупредите об этом собеседника и выясните, может ли он именно в настоящий момент уделить вам столько времени;

   При повторном звонке напомните о себе и о вопросе, который вы хотите решить – это значительно упростит ситуацию;

   Не звоните по деловому вопросу домой незнакомому человеку или знакомому без острой необходимости – дома люди отдыхают.

Телефонные экспромты.

Дубль 1.

«Почему обиделась мама?»

Маша: Алло, Катя, это ты?

Мама: Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?

Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?

Мама: Её нет дома. Что ей передать?

Маша: Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!

Мама: Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.

Обсуждение ошибок

  • Маша начала разговор с вопроса. Не зная, кто взял трубку, стала обращаться на «ты», а к телефону подошел взрослый человек, к которому необходимо обращаться на «вы».
  • После того, как  Машу попросили представиться, она не назвала своего имени.
  • Маша эмоционально и бесцеремонно стала высказываться по поводу отсутствия Кати.
  • Если у неё было срочное дело, то ей нужно было коротко передать просьбу через маму.
  • Если не срочное дело, то сказать, что она обязательно перезвонит.

Дубль 2.

«Исправим ошибки разговора».

Мама: Алло, слушаю вас.

Маша: Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница Маша.

Мама: Здравствуйте, слушаю вас.

Маша: Можно пригласить вашу дочь к телефону?

Мама: К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей передать?

Маша: Не беспокойтесь, её сейчас нет дома. Что ей передать?

Мама: Перезвоните часа через два. Я передам ей, что вы ей звонили.

Маша: Спасибо, я обязательно перезвоню. Всего доброго.

Примечание: Эти сценки должны быть приготовлены заранее. Если дети активно отреагируют на них, то можно экспромтом разыграть несколько телефонных разговоров, касающихся различных ситуаций.

Воспитатель: Телефонный речевой этикет стоится с учетом особенностей того, кому вы звоните. Надо понимать разницу между своими ровесниками и людьми старшего возраста, между хорошо знакомыми и незнакомыми людьми, между деловым разговором и беседой близких людей на домашние темы.

   Один из самых главных вопросов телефонной этики: как правильно представиться и называть собеседника.

   Ещё Петр I ввел в России правила обращения к представителям разных социальных слоев. Они сохранились до Октябрьской революции 1917года, а с их отменой возникли проблемы. Наше общество не выработало ничего, кроме обращений «мужчина» или «женщина». Наша страна единственная, где отсутствуют специальные вежливые обращения к мужчине или женщине, к партнеру по бизнесу или соседу по квартире.

   Правда, в последнее время, стали возвращаться такие обращения, как, «сударыня», «господин», но пока они не закрепились, в обиходе обращаются по имени и отчеству или: «будьте любезны».

   Если вы звоните с просьбой, примените такие выражения: «Сделайте одолжение», «Не сочтите за труд», «Очень прошу вас». По окончании телефонного разговора надо обязательно попрощаться и сделать это вежливо.

    Научившись простым правилам телефонного разговора, вы в будущем сможете с легкостью решать по телефону многие проблемы и создавать о себе у собеседника только хорошее впечатление.

ТЕСТ. ТЕЛЕФОННЫЙ  РАЗГОВОР.

  1. «Алло! Какой это номер телефона? Это квартира Сидоровых? Позовите Сашу. Его нет? А с кем я говорю? Ну, тогда всё».

Сколько этических ошибок допустил позвонивший?

  1. две
  2. три
  3. четыре

2.Каким должен быть телефонный разговор?

1) весёлым

2) кратким

3) длинным

3.В каком случае необязательно представляться позвонившему?

  1. если звонит женщина
  2.  если просят к телефону кого-то
  3.  если это звонок на домашний телефон

4. В каком месте следует отключать мобильный телефон?

1) в театре

2) на пляже

3) на улице

5. Кто первым после телефонного разговора кладёт трубку?

1) мужчина

2) женщина

3) не имеет значение

6. Какую из перечисленных фраз ты бы использовал в телефонном разговоре?

1) извините за беспокойство, не откажите в любезности, будьте так добры, если вас не затруднит, позовите, пожалуйста, к телефону Анну Ивановну

2) будьте так добры, если вас не затруднит, позовите, пожалуйста, к телефону Анну Ивановну

3) позовите, пожалуйста, к телефону Анну Ивановну

7.В каких случаях не говорят «Алло!», снимая трубку телефона?

1) если произносят название фирмы, учреждения

2) если звонок раздается в квартире поздно ночью

3) если узнаёшь по голосу знакомого человека

8.Почему, набрав номер по сотовому телефону, желательно спросить человека: «Вы можете говорить?»?

1) чтобы быть уверенным, что этот человек хочет говорить с тобой

2) чтобы перезвонить позже, если человек за рулём машины ил занят работой

3) чтобы узнать настроение человека

9. Во время беседы с учителем Саша позвонил по мобильному телефону Кирилл. Выбери верный вариант ответа

1) «Привет, Кирилл! Как мы и договорились, я жду тебя на автобусной остановке».

2)»Извините, Анна Ивановна! Кирилл, перезвони, я занят!»

3)»Подождите, Анна Ивановна! Слушай. Кирилл, ты представляешь. Что произошло….»

10.Руководитель принимает посетителя в своём кабинете, снимает трубку и начинает разговор по телефону. Посетитель ждёт окончания разговора и потом начинает заново излагать суть своего дела. Снова раздается звонок, и всё повторяется. Какое из простейших правил общения было нарушено руководителем?

1) краткость разговора

2) точность изложения

3) уважительное отношение к посетителю

11. Отгадай загадку:

Два говорят, два глядят, два слушают.

  1. телевизор
  2. телефон
  3. радиоприёмник

12.Сравни два диалога по телефону и определи. Кто спровоцировал конфликт в связи с неумением говорить по телефону.

Первый диалог

 -Да?

-Здравствуйте. Могу я поговорить с Игорем Ивановичем?

-А вы куда звоните?

-Это издательство «Легион»?

-Да.

-Мне надо поговорить с директором.

-А вы кто?

-Сидоров Пётр Петрович.

-Мне это ни о чём не говорит. Кто вы?

-Я учитель.

-Вы, по какому вопросу?

-По личному.

-Что значит «поличному»?

-Поличному – значит, скажу лично ему.

-Без указания цели звонка я не соединяю.

-Вы не имеете права так со мной разговаривать!

-А вы меня не учите!

Второй диалог.

-Издательство «Легион». Секретарь у телефона. Здравствуйте.

-Здравствуйте. Могу ли я поговорить с Игорем Ивановичем?

-Как вас представить?

-Сидоров Пётр Петрович, учитель.

-Минуточку подождите, пожалуйста.

-Спасибо.

1) секретарь

2) учитель

3) секретарь и учитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Позвони мне позвони" Этикет разговора по телефону.

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА«Позвони мне, позвони».этикет разговора по телефону.Цель:Сформировать представление учащихся о культуре общения по теле...

Классный час «Позвони мне, позвони».

Цель: познакомить учащихся с правилами телефонного этикета....

Позвони, мне, позвони!

слова песни на мотив:  "Позони, мне, позвони!" Материал подойдет для внеклассного мероприятия....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "РАЗГОВОР ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

На данном уроке, как итог курса химии и биологии, обобщаются  и   закрепляются знания об изученных веществах  на примере исследования состава и свойств  различных со...

Классный час «Позвони мне, позвони» (о телефонном этикете)

Сформировать представ­ление учащихся о культуре общения по телефону....

Конспект урока "Разговор о каникулах"

Представлены цели, задачи урока, дан подобный план урока по всем его этапам....

Воспитательное мероприятие. Классный час "Позвони мне, позвони" ( о телефонном этикете) для учащихся 4 класса.

Классный час проводится в форме беседы с элементами ситуативного практикума, цель которого познакомить учащихся с правилами телефонного этикета....