Роль школьной библиотеки в формировании успешной личности обучающегося
статья

Тараненко Янина Юрьевна

В 2019 году Министерством образования был запушен национальный проект «Образование», подпроектом которого стал проект «Успех каждого ребенка».

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.

Несомненно, работать в направлении выявления, поддержки и развития способностей учащихся важная задача системы образования. Но как развить в ребенке успешность, от чего она зависит, какую роль школьная библиотека играет в формировании успешности. И вообще, зачем ребенку быть успешным?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль школьной библиотеки в формировании успешной личности обучающегося

Успех ребенка – необходимая часть его воспитания. Надо сделать так, чтобы самый слабый ребенок видел плоды своего труда и чувствовал гордость.

Василий Александрович Сухомлинский

В 2019 году Министерством образования был запушен национальный проект «Образование», подпроектом которого стал проект «Успех каждого ребенка».

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.

Несомненно, работать в направлении выявления, поддержки и развития способностей учащихся важная задача системы образования. Но как развить в ребенке успешность, от чего она зависит, какую роль школьная библиотека играет в формировании успешности. И вообще, зачем ребенку быть успешным?

В детстве непременно каждый ребенок должен получить опыт успешных дел, проектов, задумок.

Успех побеждает страх. Успех делает людей победителями. Успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе. К тому же успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний. Ребенок, который испытал успех, очень отчетливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех — это ступеньки к великим делам.

Путь к успеху у каждого свой, но главное — это путь, дорога, по которой необходимо пройти. Пройти — значит, быть в движении. Движение — значит, действие.

Следует разделить два вида успеха или, вернее, представление о них.

Это успешность в личных победах ребенка: спорте, творчестве, проектах, в активной жизни, в способности достигать желаемого. Это то, что мы делаем в жизни. И успешность отличника в школе. Это совершенно разные пути, и, как доказывает жизнь, великолепная успешность в школе не гарантирует успеха в жизни. А вот активная жизненная позиция ребенка в школе, внеучебная деятельность все в той же школе приведут к хорошим результатам и успеху в будущей жизни ребенка. Такие дети и во взрослой жизни активны и деятельны. И добиваются, как правило, больших высот.

Таким образом успех ребенка далеко не сводится к одним только школьным оценкам. А как же тогда определить, успешен ли наш ребенок?

Успешный ребенок имеет адекватную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет решать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье. Успешный ребенок умеет не «застревать» в негативных мыслях, а избавляется от них и настраивается на позитив.  

Это что касается успешности в целом, а определить успешность обучения несколько сложнее.

В статье Е.А.Ширяева «К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся» выводятся следующие критерии успешности обучения:

https://cyberleninka.ru/viewer_images/16951432/f/5.png

Первым критерием успешности обучения - когнитивный, который отражает результаты учебной деятельности учащихся. Учебная деятельность, имеющая конкретные результаты стимулирует познавательную потребность и познавательную активность. Показателем когнитивного критерия служат непосредственные оценки ученика, участие в олимпиадах, получение похвальных листов, грамот и другие достижения учащихся, связанные с учебой.

Социально-психологический критерий подразумевает деление на три уровня. Высокий уровень предполагает позитивно-адекватную самооценку учащегося, положительный характер семейцных отношений и положительный соц\иметрический статус. Для среднего уровня допустимы колебания уровня самооценки как в сторону завышенной, так и заниженной, или же еормальный уровень в случае негативного социометрического статуса или отношений в семье. Низкий уровень предполагает заниженную самооценку, низкий социометрический статус и невысокую шкалу семейных ценностей.

Успешность подразумевает позитивный наст рой учащегося, показателем чего выступает отношение к учванию в школе. Эмоции играют очень большую роль в деятельности человека. Деяительность, которой человек увлечен, выполняется быстро и дает хороший резулттат. И наоборо, деятелньость, котрая сопровождается отрицательными эмоциями, угнетает и поторму мало продуктивна. Это полностью относится и к учебной деятельности школьников. Показателем эмоционально-волевого, соответственно, является отношение учащегося к учебе.

Мотивационный критерий. Важным фактором, определяющим успешность любой деятельности, в том числе и учебной является мотивация. Мотивация учащегося определяет личную значимость результата, что является необходимым компонентом успешности обучения. В данном критерии можно выделить три уровня, высокий, предполагающий сформированный познавательный интерес, средний, при котором мотивы неустойчивы и низкий, при котором мотивы достижения отсутствуют.

Но какова же роль школьной библиотеки в формировании успешной личности обучающегося?

Успешность в какой-либо деятельности в большой степени зависит от умения работать с информацией, а информация – это в первую очередь текст, а текст – это чтение.

Одной из главных задач современной школьной библиотеки – сформировать и развить информационную культуру обучающегося, его читательскую грамотность и привить любовь к чтению.

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем многообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия.

Современные исследования PIRLS говорят о том, что уровень читательской грамотности в России находится на высоком уровне и продолжает расти.

В 2021 году проводились очередные исследования PIRLS, о результатах которых мы получим информацию только в декабре 2022 года.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности участвовать в социальной жизни. Что с свою очередь способствует развитию его успешности.

Школьные библиотекари из года в год ведут большую работу по приобщению учащихся к чтению, по прививанию любви к книге, к традиционному тексту. Находят все новые способы и методы работы как с читающими детьми, так и с теми, для которых путь к книге стал тяжел и сложен.

В стенах школьной библиотеки почувствовать себя успешным может практически каждый ребенок, главное, что для этого необходимо – его искреннее желание и вера в успех, которые, как никто другой может зажечь в ребенке школьный библиотекарь.

Зачастую здесь нет слова надо и должен. Здесь нет книг, которые ребенку нужно прочитать, здесь правит юный читатель.

Школьная библиотека действительно может стать настоящим порталом в успешное будущее каждого ребенка, так как успешный человек – это, как банально бы не звучало – это читающий человек, умеющий грамотно работать с информацией, знающий и уважающий культуру своей страны.

Пусть в школьных библиотеках на первом месте остается книга, так необходимая каждому ребенку на пути в успешное будущее.  

 «Школа – это, прежде всего, книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые, человеческие отношения», В. А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе"

Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководите...

«Роль школьных библиотек в условиях модернизации российского образования»

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для ...

Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика

Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и...

Роль школьной библиотеки в формировании гражданских качеств

Гражданское образование сегодня- это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом гражданского воспитания является система образования....

Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...

Роль школьных традиций в формировании личности

Одна из важнейших сторон сегодняшнего воспитательного процесса, ­развитие индивидуальных способностей каждого ребенка, формирование личности школьника независимо от его умственного развития.Школьн...