Внеклассное мероприятие "Во славу павших."
методическая разработка (7 класс) на тему
«Во славу павших - во имя живущих». Литературно- музыкальная композиция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vo_slavu_pavshikh.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Во славу павших - во имя живущих»
Литературно- музыкальная композиция
На подготовительном этапе данного мероприятия для ребят объявлен конкурс рисунков: «Что я знаю о войне?». Ребята произвольно выбирали тему своего рисунка. Уже ко дню проведения мероприятия некоторые ребята принесли свои работы, а некоторые в назначенный день.
Литературно- музыкальная композиция начинается с прослушивания песни «Рисуют мальчики войну» (музыка и слова А.Богословского) или чтения этого стихотворения.
«РИСУЮТ МАЛЬЧИКИ ВОЙНУ»
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и «катюши».
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые, как груши.
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы,
И берегут они свои
Огнем кричащие альбомы.
Рисуют мальчики войну…
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну…
Благодарю свою страну
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну
Узнали только на бумаге.
Рисуют мальчики войну…
- Сегодня, ребята, мы с вами собрались, чтобы продолжить разговор на тему: «Что я знаю о войне?». Вы принесли свои рисунки, и по ним можно составить рассказ о страшных и жестоких днях войны: 1416 дней и ночей. А сейчас поведем разговор во славу павших, во имя живущих.
Мы все родом из войны. И те, кто не воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами ее ужасов, и даже те, кто еще не родился сейчас. Потому что она была и осталась. Одна на всех. На весь мир. На всех людей. Одна на всех. Но каждому своя.
Июнь 41-го был теплый, солнечный, мирный…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось. (С.Щипачев)
Звучит песня «Священная война».
- Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого.
Вам сейчас 10, 12 лет или немногим больше. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видите, как строят новые дома, и не дай Бог вам увидеть, как легко они разрушаются под градом бомб и снарядов.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям!
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
- Память… Верность памяти… Она имеет свое начало. Но она не имеет конца. Потому, что вот уже 60 лет все идут запоздавшие с войны похоронки, потому что сыновья стали взрослее своих отцов.
Десятки тысяч страниц насчитывает литература о Великой Отечественной войне. В художественных и документальных произведениях есть все: героизм бойцов и командиров. Самоотверженность тыла, бесстрашие партизан, горечь поражения и радость побед. Однако есть в этой истории глава, которая все еще ждет своих вдумчивых и милосердных исследователей. Речь идет о людях трагической судьбы – военнопленных и без вести пропавших.
Звучит песня Ж.Бичевской: «Без вести пропавшие» и заканчивается словами:
И вот уже лежу десятилетья
В чужой земле – я к этому привык.
И слышу: надо мной играют дети,
Но я не понимаю их язык.
Продолжить это хочется словами от лица погибших:
Сейчас все это странно,
Звучит все это глупо.
В пяти соседних странах
Зарыты наши трупы.
(Б.Слуцкий)
- А сколько их еще осталось – безымянных могил и захоронений?! Но делается все возможное, чтобы их было меньше.
Каждый год в местах боев проходит ВАХТА ПАМЯТИ. Растает снег. И для поисковых отрядов России начнется новый рабочий сезон. Десятки их со всех концов страны выедут на места былых боев, где до сих пор лежат незахороненные, считающиеся пропавшими без вести, защитники Отечества. Будет среди российских поисковиков и марийский отряд «Демос». Позади у него 11 экспедиций, найдены и захоронены останки около 400 бойцов и командиров Красной Армии. Восьмоая год существует отряд «Демос». Знают их в Смоленской и Калужской областях, знают десятки семей бывших «пропавших без вести» воинов, найденных и захороненных поисковиками. Идет подготовка к очередной экспедиции. Парни зарабатывают отгулы, «пробивают» отпуска, латают старое снаряжение и форму, выкраивают деньги из скромных семейных бюджетов.
ВАХТА ПАМЯТИ… Привычная туристская атрибутика: лесные лагеря, палатки, песни у костра, звонкие голоса молодых людей. Но романтики здесь нет. Школьники, возвращаясь из леса, несут целлофановые мешки с человеческими костями. Сгнили гимнастерки, поржавели винтовки и гранаты. Остались кости и черепа. Место для костра проверяют миноискателем, чтобы не взлететь на воздух вместе с котелком. НО … детское ли это дело – собирать кости? А сколько еще таких осталось?!
Звучит Реквием. На фоне мелодии ведущий продолжает:
- Вот только перечень областей, где лежат незахороненные:
Московская, Мурманская, Калининская, Гомельская, Киевская, Запорожская, Псковская, Смоленская, Калужская, Волгоградская, Брянская, Витебская, Орловская, Полтавская, Тульская, Курская, Днепропетровская, Харьковская, Крымская, Одесская, Белгородская, Ленинградская…
Сколько их, этих захоронений безвинных людей на нашей земле?! А сколько их развеяно пеплом?!
Ночью ходит мать по Хиросиме,
Бухенвальд проходит и Освенцим.
И скорбит о дочери и сыне,
Горстку пепла прижимая к сердцу.
(«Саласпилс» - песня)
Нет! Об этом нельзя словами…
Тут надо рычать! Рыдать!
Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме,
Заржавленной, как руда. Кто эти люди? Бойцы?
Нисколько.
Может быть, партизаны?
Нет.
Вот лежит лопоухий Колька-
Ему одиннадцать лет.
Рядом истерзанная еврейка.
При ней ребенок. Совсем как во сне.
С какой заботой детская шейка
Повязана маминым серым кашне…
Матери сердцу не изменили:
Идя на расстрел, под пулю идя,
За час, за полчаса до могилы
Мать от простуды спасала дитя.
Но даже и смерть для них не разлука:
Не властны теперь над ними враги-
И рыжая струйка из детского уха
Стекает в горсть
Материнской
Руки.
(И. Сельвинский. «Я это видел»)
Звучит «Бухенвальдский набат»
-Война обрушилась на детей так же безжалостно, как и на взрослых- бомбами, разлуками, холодом и голодом.
На выезде из Ленинграда ( ныне Санкт-Петербург), там, где начинается дорога на легендарную Ладогу, сейчас стоит памятник-«Цветок жизни». На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Это памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод военных ночей.
Сценка
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому сейчас в стране легко!
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травить!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат (строго): НЕ вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей .
Многим известно имя ленинградской девочки Тани Савичевой, в блокадном городе она вела дневник.
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
«Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной»…Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все. Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом,
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском,
Был документом страшным и веским.
Плакали люди строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
-Дети войны… Они рано и быстро взрослели. И каждый из них мог бы сказать:
Я родом не из детства – из войны,
И потому, наверное, дороже
Ценю, чем ты, и счастье тишины,
И каждый лишний день,
Что мною прожит.
Мы с вами тоже должны научиться ценить наступившее утро, весенний дождь, шум деревьев, каждое прожитое мгновение, ценить и беречь это.
И если у вас сегодня хоть раз защемило сердце, то я уверена, что с вами никогда не произойдет такого, как в стихотворении М.Небогатова «В магазине»:
-Ты почему без очереди, дед?
-Я инвалид войны. Имею право.
А тот в броню бездушия одет:
-Поразвелось вас!
Прете! Слева, справа!-
И в очереди шум – кто за кого.
В лице у инвалида лишь усталость.
Все силы отдал фронту –
Ничего
Для спора и отпора не осталось.
И мы, ребята, в нашей повседневной жизни должны помнить о том, что они рядом с нами. Постараемся не обидеть их ни словом, ни поступком; всем нам по силам помочь им, охватить их заботой и вниманием.
- Не все еще зажили раны от Великой Отечественной войны, еще заполнены госпитали инвалидами Великой Отечественной, а время опять разделило нашу жизнь на мирную и военную. Это война, военные действия в Чечне. И наши отцы и братья там. И мы не можем делать вид, что ничего не происходит.
А мальчики ни в чем не виноваты,
Что кто-то приказал: «Вперед, ребята!»
Что мальчики лишь мамам улыбнулись.
Сказали: «Мы придем». И не вернулись.
Давайте постараемся не забывать в повседневной жизни и юношей с седыми висками, воздадим дань воевавшим сыновьям невоевавших отцов. Мы оплачем погибших, поможем раненым, сделаем все возможное, чтобы вернулись домой попавшие в плен.
ВСЕ ВМЕСТЕ: Мы должны сделать все, чтобы на Земле был МИР!
Звучит песня «День Победы».
Выходит девочка в цветастом платье, бантики, гольфики, в руке воздушный шар, декламирует, показывая на участников монтажа.
Ты нарисуешь яркое солнце,
Я нарисую синее небо,
Он нарисует свет в оконце,
Она нарисует колосья хлеба,
Школу, друзей, ручей беспокойный.
И зачеркнем нашей общей кистью
Все вместе ВЫСТРЕЛЫ, ВЗРЫВЫ, ОГОНЬ И ВОЙНЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Слава русской старине"
Показ особенностей быта и традиций русского народа в игровой форме- игра "Колесо истории".Мероприятие направлено на воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край, на сохранение культурн...
Внеклассное занятие «Памяти павших будьте достойны!»
Эпиграф«Нельзя научиться любить живых,если не умеешь хранить память о павших».Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский. Ход классного часаКлассный руководитель : Давайте прочтем слова марш...
Сценарий внеклассного мероприятия "Слава тебе, Ленинград!"
Материал рассказывает о страшных и тяжелых днях ленинградцев. Сценарий расчитан на учащихся младшего и среднего звена....
Сценарий театрализованного представления " Для славы павших не бывает"
Данный сценраий, включает пролог, три эпизода, финал и эпилог.На сцене - студенты и учащиеся колледжа, участники театральной студии «Дебют».Сценарий можно использвать для проведения вечеров памя...
Внеклассное мероприятие "Памяти павших будьте достойны"
К участию приглашаются учащиеся 8-9 классов общеобразовательных школ района, представители историко-патриотических, краеведческих музеев....
Методическая разработка внеклассного события "Памяти павших будьте достойны"
КЛАССНЫЙ ЧАС«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!»Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.Задачи:·...
Методическая разработка внеклассного события "Памяти павших будьте достойны"
Внеклассное мероприятие«ПАМЯТИ ПАВШИХ БУДЬТЕ ДОСТОЙНЫ!»Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотич...