Сценарий внеклассного мероприятия "Слава тебе, Ленинград!"
материал (5 класс) на тему

Егорова Оксана Александровна

Материал рассказывает о страшных и тяжелых днях ленинградцев. Сценарий расчитан на учащихся младшего и среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_slava_tebe_leningrad.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

внеклассного мероприятия «Слава тебе, Ленинград!»,

 проведенного   учащимися  9А класса

 МОУ Тумская средняя общеобразовательная школа № 46

27 января 2010 г.

Автор: учитель истории МОУ Тумская СОГ №46 Егорова Оксана Александровна

(слайд 1)

Вед 1.  22 июня 1941 года Германия напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война (слайд 2)

Вед 2. Гитлеровская  армия рвалась к Москве, сметая все на своем пути. Но наша армия сражалась смело, мужественно.

Вед 1. Важно для фашистов было захватить и город  Ленинград.    8 сентября 1941 года гитлеровцы окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось кольцо. Казалось, чуть-чуть  и враг войдет в город, ступит на исторические камни своим кованным сапогом.

Вед 2. Блокада продолжалась до 27 января 1944 года. В блокадном Ленинграде оставалось около 3   миллионов жителей (слайд 3)

Вед 1. Мы не слышали взрывов, грохота,

            Мы не видели эту блокаду,

            Но мы знаем, как трудно было

            Осажденному Ленинграду

Вед 2. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Днем и ночью рвались снаряды, полыхали пожары, раздавались стоны умирающих людей (слайды 4-7)

Вед 1. Все ленинградцы поднялись на защиту города. Стали строить оборонительные сооружения. Враг не мог взять город.

 Вед 2.  Но враг не унимался.  Фашисты хотели сломить ленинградцев, поставить их на колени, но измученные, голодные горожане не сдавались. Они  свято верили, что победят.

Вед 1. Поэтесса Ольга Бергольц  написала стихотворение.  Это клятва ленинградцев стране (слайд 8)

Я говорю с тобой под свист снарядов.

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна.

Крондштадтский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежище уснули дети,

Ночная стража стала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называют страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады –

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И  дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Руками, сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Стрельною в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

Вед 2. Да, все защитники Ленинграда клялись не сдаваться. И эту клятву жители свято выполняли 900 бесконечно длинных  дней  и ночей. Столько продолжалась блокада Ленинграда.

Вед 1. Шло время. Наступало чудесное время года – зима. Но не радовала она ленинградцев. Из-за отсутствия топлива и электроэнергии остановились многие предприятия, трамваи, троллейбусы, вышло из строя отопление, замерз водопровод. В городе заканчивались продукты, а привезти их было неоткуда. Люди стали ослабевать, болеть (слайд 9)

Вед 2.  Уже в декабре 1941 года году норма хлеба, состоящего из пыли, опилок сосны и нескольких граммов ржаной муки, составила 125 граммов. «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» - писала поэтесса О. Бергольц (слайды 10-11)

Вед 1.   В городе распространилась дистрофия, люди падали в голодные обмороки. Ели все, что попадется: суп из травы, кисель из столярного клея, мышей – все что было. Старались даже маленький кусочек хлеба оставить надолго (слайд 12)

Вед 2. Послушайте рассказ «Хлебные крошки»

  Это было во время войны, в осажденном фашистами Ленинграде. В магазине холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь. Люди подходили. Протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжелый и влажный, потому, что муки в нем было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха. А с другой стороны прилавка толпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, изнеможденные лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны теплыми шарфами и платками. Ноги – в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом. Как только у продавца, разрезавшего буханку, падала на прилавок хлебная крошка , чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нес ее в рот .Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь. Продавщица не бранила, не покрикивала на детей, не говорила: « Не мешайте работать! Уйдите!» продавщица молча делала свое дело: отпускала людям их блокадный паек. Люди брали хлеб и отходили. А кучка Ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки.

Вед 1. Город голодал. Умирали люди. Умирали дома, у станка и даже на улице. Умирали молодые и старые, мужчины, женщины, а главное - дети, им перенести голод было тяжелее всего, их неокрепшие тела не выдерживали, они  были обречены (слайды 13-14)
Чтец  

          На салазках кокон пряменький,
          Спеленав, везет
          Мать, заплаканная, в валенках,
          А метель метет.
         Старушонка лезет в очередь,
         Охает, крестясь:
         “У моей вот тоже дочери
         Схоронен вчерась.
         Бог прибрал, и слава господу,
        Легше им и нам.
        Я сама-то скоро с ног спаду
        С этих со ста грамм”.
        Труден путь, далек до кладбища,
        Как с могилой быть?
       Довезти сама смогла б еще,
       Сможет ли зарыть?
       А не сможет – сложат в братскую,
       Сложат, как дрова,
       В трудовую, ленинградскую,
      Закопав едва.
       И  спешат по снегу валенки, –
      Стало уж темнеть.
      Схоронить трудней, мой маленький,
      Легче умереть.

Вед 2. В городе были и другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.

Вед 1.  Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой было -41.  Люди устанавливали печки-буржуйки. Дров не было, поэтому жгли все:  мебель, книги.  За водой ходили  к Неве и Фонтанке (слайд 15-16).

Вед 2. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе (слайд 17)

Чтец.

Девочка руки протянула

Уснула

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

Вед 1. А после школы дети  помогали фронту, работали в госпитале, очищали улицы от снега и как взрослые вставали к станкам (слайд 18).

Вед 2. Грузы в Ленинград перевозились по   воздуху, но главную роль в спасении города от голодной смерти сыграла   "Дорога жизни" на Ладожском озере.  Но эта дорога беспрестанно обстреливалась. На  ней  пролилось много крови. Машины часто уходили под лед. Водители совершали подвиг за подвигом, вытаскивая из тонувшего грузовика мешок с мукой. (слайд 19).

Вед 1. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни» (слайд 20).

Чтец

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

  Дорогой  жизни  многих к многим.

  Еще не знают на земле

  Страшней и радостней дороги...

  На Ленинград! На Ленинград!

  Там на два дня осталось хлеба,

  Там матери под черным небом

  Толпой у булочных стоят.

Вед 2. Наконец наступила весна 1942 года, но с весной в город пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы и улицы. Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.  22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде, из них 15249 детей (слайды 21-22).

Вед 1. Кто в город не пустил врага,

           Кто в смертной схватке одолел блокаду, -

           Тому, как высший орден, дорога

           Медаль  «За оборону Ленинграда»!

   Вед 2.   Сегодня на дороге жизни стоит памятник  «Цветок жизни».  На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов» (слайд 23).      

Вед 1. В Ленинграде нет ни одной семьи, которая не потеряла бы в блокаду родственников.

Вед 2. Страшная судьба постигла и семью Савичевых. Таня Савичева родилась в 1930 году, ей было всего 12 лет, когда шла война.  Во время войны Таня вела дневник. Это  маленькая записная книжка, В ней  девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей (слайд 24).

  • "28 декабря 1941 года Женя умерла...
  • Бабушка умерла 25 января 1942-го.
  • 17 марта - Лека умер.
  • Дядя Вася умер 13 апреля.
  • 10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.
  • Савичевы умерли. Умерли все.
  • Осталась одна Таня.

Вед 1. Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище.

Вед 2. В Петербурге  27 января 2005 открыта мемориальная доска в память о Тане Савичевой, написавшей блокадный дневник (слайд 25).
Вед 1. Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда. О ее судьбе написаны десятки книг, сняты фильмы, есть звезда, названная в ее честь.

Вед 2. Но... немногие и сегодня  знают, что Таня ошибалась, и Савичевы умерли не все. В таких страшных условиях  выжила родная  сестра Тани, Нина Николаевна, которая по сей день живёт под Петербургом (слайд 26).

Вед 1. 27 января 1944 года Красная Армия в результате операции «Искра» прорвала блокадное кольцо. Этот день стал одним из дней воинской славы России. Более 3 тысяч домов, около 400 школ, 200 памятников истории и архитектуры было разрушено или пострадало за годы блокады (слайд 27).

Вед 2. До сих пор некоторые здания в Ленинграде несут на себе следы вражеских бомбардировок. Ленинград - огромный памятник под открытым небом. Памятник мужеству, героизму, самоотверженности.

Вед 1. В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое Пискаревское, на котором похоронено 470 тысяч человек (слайды 28-29).

Чтец Полгорода лежит в земле сырой

          Неугасима память поколений

          И память тех, кого так свято чтим,

          Давайте люди, встанем на мгновенье

         И в скорби постоим и помолчим

  (минута молчания)

Вед 1. Нам наше прошлое свято и дорого -

           Гордость победами, горечь утрат.

           Вечная память защитникам города!

           Вечная слава спасителям города!

           Вечная слава тебе, Ленинград!

Вед 2. Вот и подошел к концу наш небольшой  утренник, сегодня в 19.00 во многих окнах зажгутся свечи памяти. Не забудьте и вы поставить зажженную свечу на подоконник, в память о тех, кто погиб в Блокадном Ленинграде (слайд 30).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что в имени тебе моём?" (сценарий внеклассного мероприятия)

Данный сценарий внеклассного меропрития предназначен для учащихся основной школы...

Сценарий внеклассного мероприятия "Героям Ленинграда посвящается"

Добрый день, уважаемые гости. Сегодняшняя наша встреча дань памяти городу легендарной славы, городу-герою Ленинграду, ныне С.Петербург, его защитникам и его жителям.И я с глубочайшей благод...

Сценарий внеклассного мероприятия "Героям Ленинграда посвящается"

Добрый день, уважаемые гости. Сегодняшняя наша встреча дань памяти городу легендарной славы, городу-герою Ленинграду, ныне С.Петербург, его защитникам и его жителям.И я с глубочайшей благод...

Сценарий музыкально-литературной гостиной, посвященной Дню снятия Блокады "Вечная слава тебе, Ленинград!"

Цель:- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;- дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.Задачи:Образовательные:- формировать у учащихся ...

сценарий внеклассного мероприятия "Я пишу тебе с фронта, родная..."

сценарий внеклассного мероприятия "Я пишу тебе с фронта, родная..."...

"Служить России суждено тебе и мне" - сценарий внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие, посвященное "Дню защитника отечества"....

Сценарий внеклассного мероприятия «Я люблю тебя, Россия!»

Сценарий внеклассного мероприятия «Я люблю тебя, Россия!»...