Сценарий театрализованного представления " Для славы павших не бывает"
проект (11 класс) на тему
Данный сценраий, включает пролог, три эпизода, финал и эпилог.
На сцене - студенты и учащиеся колледжа, участники театральной студии «Дебют».
Сценарий можно использвать для проведения вечеров памяти для обучающихся, педагогов. ветеранов Великой Отечественной войны, Афганской войны, боевых действий в «горячих точках». Действие могут сопровождаться демонстрацией на большом экране видеофрагментов, слайдов, фотографий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 308.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №28
109383, г. Москва, ул. Полбина, д.72, стр.1, 2, 3 Телефон/факс: (495) 354-90-29
E-mail: 28@prof.educom.ru
www.k28.mskcollege.ru; www.tk28.ru
ОГРН 1057723000158 ИНН/КПП 7723356040/772301001
___________________________________________________________________________________
“ДЛЯ СЛАВЫ ПАВШИХ НЕ БЫВАЕТ”
Автор разработки:
Шершнёва Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования;
г. Москва, ул. Полбина,72, стр.1;
контактный телефон: 8-909-162-57-35.
Москва, 2012 год
СЦЕНАРИЙ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ВЕЧЕРА-ПАМЯТИ,
посвященного 22-й годовщине со дня вывода советских войск
из Афганистана
Пролог
Ведущий:
Вам, ветераны яростных сражений,
Чья молодость закалена в бою,
Приносим мы любовь и уваженье
И светлую признательность свою.
За то, что шли сквозь тысячу смертей,
За то, что никогда не забывали
О долге перед Родиной своей!
Звучат фанфары.
Ведущий:
- Всё может родная земля! Может накормить тёплым хлебом, напоить родниковой водой, порадовать своей красотой. И только защитить сама себя она, к сожалению, не может. Поэтому защита Отечества и Родины - долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой!
История любого народа – это история войн. Сколько их было?! Не счесть! И сегодня в этом зале присутствуют ветераны Великой Отечественной и Афганской войн.
Февраль славен праздниками и памятными датами. И в преддверии праздника Дня защитника Отечества мы не могли не вспомнить об Афганской войне. 22 года назад из Афганистана был выведен последний русский солдат. Эта война длилась девять лет, один месяц и девять дней.
Им было в среднем лет по двадцать. Как это много в измерении исторических перемен последнего времени и как ничтожно мало, если столько тебе отведено судьбой.
Обычный парень, призван в армию, попал в Афганистан, принял присягу, под пулями не струсил, друзей не предал. Мы просто хотим, чтобы короткий кусочек его жизни хоть немного ощутил каждый из нас.
Затемненная сцена постепенно освещается, звучит музыка, выходит мать убитого солдата, звучит голос за кадром – стихотворение «Сон». В это время на сцене - пластический этюд, который отражает боль и горе, которые переживает мать.
Снился сон тяжелый вчера,
Я, былой войны ветеран,
Оказался снова в горной ночи,
И опять кругом басмачи.
Вновь со мною рядом друзья,
Снова вижу их рядом я.
Не в таком уютном месте,
На камнях…
С гранатами и фляжками на ремнях.
Сон, ты уходи и не приходи,
Дай мне до утра покой.
Всё давно прошло, поросло травой,
Разве нужен миру новый бой?!
Я во сне негодовал и кричал,
А тому, кому кричал, тот молчал.
Я от этого с ума чуть не сошел.
Что же нужно от нас им ещё?
Или мало им погибших парней?
И убитых горем их матерей?
Постаревших в один час у свечи,
Когда сын лежит в земле и молчит.
Сон, ты уходи и не приходи,
Дай мне до утра покой.
Всё уже давно далеко…
Пусть придёт покой,
Пусть придёт покой…
Первый эпизод
Сцена затемнена, на заднем плане - видеоряд кадров боевых действий в Афганистане. Звучит тревожная музыка. Появляются девушки в черной одежде с черными тканями, олицетворяющие войну. По очереди выходят солдаты в камуфляжной форме. Исполняется пластическая композиция «Борьба».
1-й афганец: - 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС принято секретное постановление о вводе войск в Афганистан.
25 декабря колонны советской 40-й армии пересекают афганскую границу.
2–й афганец: - К назначенному времени первое соединение армии было в Кабуле. 29 декабря двумя полками вошла в Афганистан еще одна мотострелковая дивизия. В Кабуле тогда выпал глубокий снег. «Русские принесли», — говорили афганцы.
3-й афганец: - Наиболее трудным оказался этот переход. Здесь предстояло преодолеть высокогорный Саланг. Ночью дорога обледенела. На подъеме буксовала колесная техника, на спуске гусеничная шла юзом…
4-й афганец: - Залп нескольких гранатометов — душманы пошли в атаку. Затянутые в черные бронежилеты. В черных касках или чалмах, развевающихся на ветру. Дико орали.
1-й афганец: - «Гранит», я - «Антей», минометный обстрел усиливается. Есть потери: убит гвардии сержант Вячеслав Федотов.
2-й афганец: - Три дня назад ему исполнилось 20 лет. Всем взводом поздравили его, на самодельном торте вывели сгущенкой цифру “20”. Помню, кто-то сказал:
3-й афганец: - “Славик, вернешься домой, не поверят, когда будешь рассказывать, что день 20-летия встретил под разрывами снарядов”.
4-й афганец: - Все солдаты и офицеры любили его за отзывчивость и смелость. До конца своей жизни я буду помнить и гордиться его дружбой в Афганистане. А когда вернусь домой, приеду в село, где живут его родители. Я расскажу, как бесстрашно сражался и погиб их сын.
Солдаты поворачиваются спиной к зрителю и делают три шага вперёд, раздаются взрывы, и солдаты замирают в скульптурной композиции в виде памятника воинам-афганцам.
Выходят две девушки.
1-я девушка: - Я сегодня ради интереса просмотрела учебники по истории: и по мировой, и по истории России. Посмотрела их в поисках хоть какого - то косвенного упоминания об Афгане. Самое поразительное, что я не нашла НИЧЕГО!
2-я девушка: - Капризная дама – история. Потому что делают её одни, пишут, зачастую, другие. Пишут, зорко следя за тем, куда ветер дует… И кто знает, что завтра ещё сочинят о вчерашнем Афгане, о сегодняшней Чечне, или, как сейчас, вычеркнут совсем из учебников. Из учебников, но не из памяти…
3-я девушка: - Советский Союз выполнил свои обязательства в срок. Войска выводили в два этапа. В августе 1988 года вывели 50 тысяч солдат. А 15 февраля 1989 года границу перешел последний военнослужащий в Афганистане. Это был генерал-лейтенант Борис Васильевич Громов, командующий легендарной 40-й армией.
1-я девушка: - Для СССР война в Афганистане закончилась. Они вернулись. Но не все…
ВТОРОЙ ЭПИЗОД
На экране - видеоряд из фотографий под взрывы и автоматную очередь. Останавливается видеоряд на изображении памятника «Воинам - афганцам» в г. Екатеринбурге.
К фотоизображению памятника подходит мать, возлагает цветы и уходит.
Звучит музыка. На сценическую площадку выходят женщины в образах матери, жены, сестры и невесты. К каждой из них подходит почтальон, отдает письмо.
Почтальон: - Как ждали их, эти письма, матери, отцы, жены, а ещё невесты. Как страшна подвенечная судьба не состоявшихся афганских невест! Родным пришлют «похоронку», а что пришлют невесте… (одевает невесту в черный плащ).
Невеста: - Как после этого жить, как сложить не сложившееся слово “семья”. Вдумайтесь в это слово: слово “семья” - это семь я. А получилось так, что было двое, а осталась я одна…
Невеста исполняет песню “Афганский вальс”. В это же время на сцене девушка в чёрном исполняет пластический этюд, держа в руках подвенечное платье.
На сцену выходят молодые девушки, обращаются к зрителю.
1-я девушка: - Женщину, потерявшую мужа, народ назвал горьким словом – вдова.
2-я девушка: - Дети, оставшиеся без родителей, получили не менее горькое имя – сироты.
3-я девушка: - И только для матерей и отцов, лишившихся сыновей, не нашлось слова, способного передать боль и страдания до конца их дней.
4-я девушка: - Родители, пережившие своих детей.
Девушки расступаются, открывая задник сцены.
Звучит фонограмма, на экран выводится видеопроекция приказа командующего армией, с каждой объявленной фамилией погибшего на сценической площадке появляются умершие солдаты. А в это время на видеоряде постепенно сменяются фотографии погибших. Звучит печальная музыка.
1-й афганец: - Алая кровь запеклась на броне…
2 –й афганец: - Говорят, что погибли по грошовой цене,
3 -й афганец: - Говорят, что со смертью играли,
4-й афганец: - Свои жизни напрасно отдали…
1-й афганец: - Но откуда понять вам, как мы здесь живем,
2-й афганец: - Как под грузной плитою третий тост молча ждем?
3-й афганец: - Этих плит никому никогда не поднять,
4-й афганец: - Матерей нам своих никогда не обнять!..
1-й афганец: - Завещаем вам жить прекрасно
2-й афганец: - Без нас…
3-й афганец: - Без нас….
4-й афганец: - Без нас…
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ
В это время на видеоряде - вечный огонь, на фоне которого чередуются фамилии павших.
Чтец:
- Россия – матерь, помяни
Того, кого уже не будет с нами,
Тех, кто ушёл в неведомые дали…
А им лицом упасть в траву,
Обнять Россию наяву…
Россия – матерь, помолись
За тех, кого уж никогда не будет с нами…
Звучит песня “Помяни нас, Россия”. В это время мать в чёрном проходит по залу со свечой, ставит её к стоящему на сцене портрету погибшего сына.
1-й афганец: - Стихли взрывов гулкие удары,
Нас не пожалел тяжёлый бой.
Чудом уцелевшую гитару
Мы нашли в машине головной.
2-й афганец: - А потом усталые и злые
Мы к костру сходились в тишине.
В наших душах плакала Россия
На гитарной тоненькой струне.
3-й афганец : - Песни фронтовые наших дедов
Были нам понятны и близки.
Пели мы о доме – значит, живы.
Пышные нам фразы не нужны.
4-й афганец: - В наших песнях с нами - вся Россия,
Хоть и слезы проступают на глазах.
Верим мы, что мы непобедимы
Вместе: - И никто не одолеет нас!
ТРЕТИЙ ЭПИЗОД
На сцене приглушённый свет, на заднике все тот же памятник погибшим солдатам-афганцам, у которого стоит мать.
Под песню «Серега, Сашка...» появляются афганцы, выжившие в той войне. Они обнимаются, радуются встрече. Выходят современники – молодые солдаты, девушки.
1-й афганец: - Прошла война,
Ушла за поворот.
В чехлах стоят гвардейские знамена.
Она ушла, оставив павших миллионы.
2-й афганец: - Да на рентгеновских экранах они, пожалуй, не видны –
Незаживающие раны,
Беда и боль родной страны.
3-й афганец: - Мы забываем о солдатах,
Не чтим могильные холмы.
А каково живым солдатам?
Их тоже забываем мы.
4-й афганец: - Мы вспоминаем их награды -
Медали их и ордена.
Солдаты: - А мы вам говорим: «Не надо,
Она давно была - война».
Появляется парень с гитарой - «дух погибшего солдата», поет песню. Все, кто есть на сцене, замирают. Он поёт песню “Мой дед погиб в бою под Ржевом…”.
1 –й солдат: - Душа болит уже так много лет,
И чувства в рифму неприкрытую одеты.
2-й солдат: - Я рюмку подниму и вспомню всех ребят,
3-й солдат: - Кто в батальоне навсегда в «тюльпан» купил билеты…
1-я девушка: - Я не была в Афганистане…
2-я девушка: - Я не была в Афганистане…
3-я и 4-я девушки: - Мы не были в Афганистане.
1-я девушка: - Вы ж знаете не понаслышке,
Как умирали на войне
Неполных двадцать лет мальчишки…
2-я девушка: - Мы не были в горах Афгана
На той, запятнанной войне,
Но жить спокойно я не стану:
Тоска и боль войны живет во мне…
3-я девушка: - Во мне…
4-я девушка: - Во мне…
1-я девушка: - Наотмашь рубят ветры злые,
2-я девушка: - Глотаем черный горький дым.
3-я девушка: - И павшие, и живые -
Все вместе: - Мы поклониться вам хотим!
Россия есть!
Россия будет!
Пока живут в ней такие люди!!!
ФИНАЛ
Звучит песня о России, под которую исполняется пластический этюд с тканями цветов флага РФ.
ЭПИЛОГ
На сцене девушки держат ткани цветов флага РФ, на фоне которого подросток читает стихотворение Юрия Левитанского “Чтоб стать мужчиной…” .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя.
В данном материале представлен сценарий театрализованного представления ко Дню Учителя по мотивам к/ф «Чародеи». Данная разработка поможет сэкономить время классного руководителя, учащихся или ...
Сценарий театрализованного представления "Merry Christmas" – "Рождество" для учащихся 2–5-х классов
Сценарий театрализованного представления "Merry Christmas" – "Рождество" для учащихся 2–5-х классов...
Сценарий театрализованного представления книги В.Вересаева "Спутники Пушкина"
Внеклассное мероприятие по литературе рассчитано на учащихся 8 - 9 классов; расширяет и углубляет представления школьников о жизни и творчестве А.С.Пушкина и его эпохе, служит привлечению подрос...
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...
сценарий театрализованного представления "Как царь Горох жену выбирал"
Сценарий осеннего праздника со стихами и загадками....
Сценарий театрализованного представления « Венок славы» (посвященный 9 мая.)
Сценарий театрализованного представления « Венок славы»(посвященный 9 мая.)...