Экологическая культура нравственных отношений.
статья на тему

Экологическая культура рассматривается многими учеными,как культура единения человека с природой,гармоничногослияния социальных нужд  и потребностей людей,с нормальным сосуществованием и развитием самой природы.Человек,владеющей экологической культурой,подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природоиспользования,заботится об улучшении окружающей среды,не допускает её разрушения и загрязнения.Поэтому необходимо усвоить общечеловеческие ценности,ориентации по отношению к природе,а так же выработать практические умения и навыки по сохранеию благоприятных условий природной среды.приобщая детей к экологической культуре мы  (педагоги) формируем чувство гражданскогодолга и моральной ответственности за состояние окружающей среды,учим бережно относиться к природеи её ресурсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekolog.kult_2.doc31 КБ

Предварительный просмотр:


    Тема:  Экологическая культура нравственных отношений.

Первым ключевым моментом в духовном развитии ребенка является его взаимодействие с миром природы. Это взаимодействие должно быть гармоничным, направленным на максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей природного мира, т.е. таким, в котором мир людей и мир природы не противопоставляются друг другу, а являются одним целым. Помогает установить гармоничные отношения с Природой — формирования у ребенка экологического сознания, приобщение к экологической культуре. Экологическая культура включает много аспектов: знание законов природы, особенностей жизни растительного и животного мира, понимание значения природы для человека для всей жизни на земле, формирование бережного отношения к природе, умение видеть и ценить красоту природы, испытывать потребность в общении с ней.

Частью такого экологического воспитания является обращение детей к традиционной культуре — фольклору. Т.к. огромный пласт фольклора — это мир особых гармоничных отношений человека и природы. В фольклоре природные стихии одушевлены и опоэтизированы, их яркие образы помогают ребенку воспринимать природу живой, одухотворенной, как объект общения очень важно широко использовать элементы фольклора, как одного из средств приобщения детей к экологической культуре: легенды, мифы, былины, сказки, загадки. Большую роль играет изготовление поделок из природного материала - «Дары Матери Природы». В творчестве дети отражают свое восприятие природы, ее красоты. Очень важно чтобы ребенок душой воспринимал все увиденное, услышанное, а затем мог эстетически передать в своих маленьких творениях. Необходимо просить детей отразить черты характера своих персонажей, передать свои эмоции, переживания очень хорошо, когда ребенок может «оживить» созданное им в придуманной сказке или рассказе.

Идея традиционного календарного образа, занимающая большое место в народном творчестве — символизирует единство природы и человека. Поэтому надо уделить внимание календарным праздникам и обрядам, которым предавал большое значение человек в прошлом: Рождество, крещение, масленица и других праздниках. Например, 4 января отмечался день «Узорешительницы» - в этот день славянские предки думали о своем роде — племени. Славили Мать. Наши дети могут плюнуть на землю, бросить огрызок или бумажку, а нужно внушить им, что земля — это сыра Мать — земля и сделать вышесказанное, значит плюнуть в лицо матери.

Акцентируется внимание детей на большом народно-обрядовом празднике 23 мая - «земля именинница». В этот день наши предки просили прощения у земли-матушки, особая роль в этот день отводилась женщине, когда она просила прощения и благословения. Уважение к матери-земле передается детям через наши взрослые поступки, через наши проявления любви к неё: посадил дерево, кустарник, накормил птицу, поработал на субботнике и т.д. Вся эта деятельность по охране природы, забота о ней должна быть продуктивна необходимостью сохранить природу ради нее самой, а не ради нужд человека, т.е. некий симбиоз человека и природы. Очень важно, чтобы в душу ребенка попала искорка духовности.

Человек! Он ведь тоже природа!

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нем времени года,

И особый в нем времени ход,

И особое таинство света,

То с жестоким, то с добрым огнем!

Человек - ....!

Резюме: В сознание ребенка должно сформироваться понятие, что все вокруг живое: все слышит, видит, дышит. Если у ребенка слепы духовные очи, значит закрыт путь к росту умственный и нравственных сил. Поэтому мы должны помочь прозреть нашим детям.

Использованная литература:

1. Куприна Е.А.»Народный календарь. Праздники, образы, как средство экологического воспитания детей», «Генезис» 2009г.,155л.

2. Ларионова Е.В. «Жить теплей, когда с тобою существо живое рядом», Донецк, 2007г.,105л

3. Петрова В.Д. «Природа и я — одна семья», М.2007г.,85л

4. Тихомирова Е.М. «Растительный и животный мир», «экзамен» 2009г.,80л.

5. Федоров Г.В. «Эколого-региональный компонент в образовании», «Либерия» 2008г.,90л

6. Федоров Г.А. «Мир и мой родной край» (программа), Либерия, 2008г.,110л.

7. Фомина Л.И. «Первый визит» «Академия развития», 2007г.,95л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры как одно из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла глобальные масштабы. В усл...

Статья "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ"

Аннотация. В статье на примере изучения произведения К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» анализируется педагогический подход к формированию у детей экологически нравственного отношения к приро...

Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе и экологической культуры на уроках обществознания.

                       Три главных правила экологической морали.1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.2. Я не причиню...

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе и экологической культуры на уроках обществознания

                       Три главных правила экологической морали.1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.2. Я не причиню...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Формирование основ экологической культуры через развитие эмоционально-личностного отношения к домашним животным

Дорогие друзья, задумайтесь, сколько бездомных животных вынуждены скитаться по холодным улицам города и страдать от голода и болезней? Сколько животных ютятся в маленьких клетках, не видя ласки и вним...