внеклассное мероприятие
классный час (5 класс) на тему
Классный час
Тема: «Путешествие по родному краю»
Цель: сформировать представление об территории ХМАО, особенностях коренного населения и его хозяйственной деятельности.
Задачи:
1. Сформировать знания об истории заселения, природных богатствах коренных народов ХМАО-Югры;
2. Обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт школьников. Развивать наблюдательность, речь и общий кругозор учащихся;
3. Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_11.12.2014.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Путешествие по родному краю»
Цель: сформировать представление об территории ХМАО, особенностях коренного населения и его хозяйственной деятельности.
Задачи:
- Сформировать знания об истории заселения, природных богатствах коренных народов ХМАО-Югры;
- Обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт школьников. Развивать наблюдательность, речь и общий кругозор учащихся;
- Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе края.
Форма проведения: кейс
Возраст: 10-11 лет (5 класс)
Наглядность: физическая карта ХМАО, иллюстрации, литература по ХМАО, презентация.
Подготовительная работа:
1) оформление кабинета: карта ХМАО-Югры, и т.д.;
2) подготовка презентации по теме классного часа;
3) отбор краеведческой литературы школьной библиотеки;
Содержание:
- История заселения территории ХМАО.
- Кроссворд «Югра».
- Загадки о рыбах Югры.
- Стихи о бережном и ответственном отношении жителей Югры к природе края.
- Итог классного часа.
Предполагаемые результаты: более глубокие знания истории заселения территории коренными народами и русскими, культуры народов ханты и манси; трепетное и ответственное отношение учащихся к окружающей нас природе и желание сохранить очарование здешних мест.
Ход классного часа
Эпиграф урока: (на доске)
Здравствуй,
Край мансийский милый –
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой.
Ю.Шесталов
Вступительное слово учителя:
Добрый день, ребята.
Давайте прочитаем слова Ю.Шесталова и определим тему нашего классного часа.
Слайд №1
Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда поспорила с Вещим вороном. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака и в путь. Молча летел Вещий ворон, упорно, а птица-легенда заливалась песнями. Нипочём ей были не белый ветер, ни чёрная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти чёрный ворон, тяжело опустил чёрные крылья. А птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – Времени добрых надежд и озарений разума…
А принесла нас эта песня в край дивный – край Утренней Зари, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси. В старину хантов называли остяками, а манси – вогулами. Это два близкородственных народа, их языки названы угорскими, поэтому и край наш называется Угра, или Югра.
Прошло с тех пор сотыр тал – тысяча лет, а может, и того больше. Пришли потом на эту землю купцы русские, стали деревни строить, хлеб сажать. Дружно жили они с местными народами, лечили их, товарами обменивались, в школах учили.
В прошлом столетии в 1930 году на территории, заселённой остяками (ханты) и вогулами (манси) 10 декабря был образован Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово. Сейчас это Ханты-Мансийский автономный округ-Югра со столицей городом Ханты-Мансийск.
Сегодня мы совершим путешествие по родному краю: Тюменской области и Ханты-Мансийскому автономному округу. А чтобы совершить наше путешествие нам с вами необходимо поработать самостоятельно и в группах каждому из вас будет предложено задание, вы его выполняете, а затем обсуждаете в группе, вам необходимо определить какое одно общее слово объединяет все ваши ответы, тот ответ (слово или образ) который у вас получится вы должны увидеть на карте. И выделить его с помощью маркера. а затем остальным группам рассказать и показать, что у вас получилось. чтобы ваш рассказ был интересным и понятным мы подготовили небольшие подсказки. текст с вашим выступлением, но в нем пропущены слова, которые вы должны добавить. у каждой группы будет свое задание. Желаем всем удачи. время на выполнение работы 7 минут.
Задание группы №1(Человек)
- Ребята вам необходимо решить кроссворд. Когда каждый из вас ответит на вопросы.
- У вас получится ключевое слово.
- Образ вам нужно найти на карте.
Задания к кроссворду по теме ХМАО:
По горизонтали:
2. Один из окружных городов ХМАО? (Покачи)
4. Одна из промысловых рыб. (лещ)
5. Что в ХМАО является умеренным, континентальным и характеризуется быстрой сменой погодных условий. (климат)
6. Основная река ХМАО. (Обь)
7. Ягода, растущая на болотах ХМАО. (клюква)
8. Территорию ХМАО с запада защищает Уральский ...? (хребет)
10. Столица ХМАО. (Ханты-Мансийск)
По вертикали:
1. Царь пушных зверей. (соболь)
3. Продолжи: ХМАО-.... (югра)
9. Где можно заблудиться или даже встретить медведя? (тайга)
- Текст выступления (можно дополнить свою информацию)
Территория края была заселена ещё с древних времён, об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов. Издревле здесь проживали ханты, манси и ненцы. Коренным населением Ханты-Мансийского автономного округа являются ханты и манси.
В нашем округе живет много замечательных людей, которые прославляют наш край своим трудом, успехами, достижениями.
В нашем округе живут добрые и отзывчивые люди, чьи сердца не остудили сибирские морозы. Мы искренние, открытые, внимательные, перспективные.… Да-да! Сибирский народ — самый многонациональный! Потому что когда они ехали сюда, они были в числе первых. А только первые могут быть целеустремлённые, активные, творческие, инициативные, работоспособные, а значит, перспективные! И мы их - дети будем такими же.
- Вам нужно сочинить синквейн.
Темы синквейнов «Югра».
Правила сочинения:
1 строчка 1 имя существительное край
2 строчка 2 прилагательных (признаки) большой, богатый
3 строчка 3 глагола живёт, работает, процветает
4 строчка предложение из 4 слов мы в нём живём
5 строчка 1 имя существительное ЮГРА
Задание группы №2(Сердце)
- Ребята вам необходимо собрать две части одной пословицы.
- И определить какое получится ключевое слово.
- Образ вам нужно найти на карте.
Без друга на | сердце вьюга. |
Не ищи красоты, | ищи доброты. |
Их и водой | не разольёшь. |
Лицо - | зеркало души. |
Снаружи красота, | а внутри пустота. |
Хранимое в сердце | отражается на лице. |
Сердце | |
Верная любовь ни в огне не горит, | ни в воде не тонет. |
Любовь не картошка, | не выкинешь в окошко. |
С милым рай | и в шалаше. |
- Текст выступления (можно дополнить свою информацию)
Моя родина – Югра. Мне нравится здесь жить. В нашем округе много рек, озёр. Край богат нефтью и газом. А какие необыкновенно красивые леса у нас. Иной раз пойдешь по грибы или ягоды, а потом залюбуешься красотой, заслушаешься пением птиц и забываешь, зачем пришел. Домой возвращаешься довольным, радостным. Особенно нравятся белые ночи. Просыпаешься и с удивлением думаешь, вечер сейчас или утро.
Мне кажется, что всю эту красоту невозможно встретить нигде, кроме Югры. И в будущем я хочу остаться здесь, чтобы хранить и оберегать эту необыкновенно красивую и богатую землю.
- Вам нужно сочинить синквейн.
Темы синквейнов «Югра».
Правила сочинения:
1 строчка 1 имя существительное край
2 строчка 2 прилагательных (признаки) большой, богатый
3 строчка 3 глагола живёт, работает, процветает
4 строчка предложение из 4 слов мы в нём живём
5 строчка 1 имя существительное ЮГРА
Задание группы №3(Рыба)
- Ребята вам необходимо отгадать загадки. Когда каждый из вас отгадает.
- У вас получится ключевое слово.
- Образ вам нужно найти на карте.
- Тот рыбак, большой везун,
У кого в руках. (Муксун.) - Охраняют днем и ночью,
Эту рыбу, между прочим (Нельма.) - Есть названия, похожи,
У реки и рыбы тоже.
Эта рыба всем ценна –
Охраняема она,
начинается на о… (Осетр.) - А вот вам еще
одна загадка.
Рыба редкая это – с…(Стерлядка.) - Бывает творожным
Бывает и сладким,
А этот плавает
Без оглядки с....(Сырок.) - Приготовили рыбаки снедь,
И поймали в нее с… (Сельдь.)
7. Название ее интересное,
И рыба сама полезная.
А первая буква такая,
У сказочной рыбы бывает. (Щокур – чир.)
4. Текст выступление (можно дополнить свою информацию)
Самыми распространёнными занятиями местных жителей были рыбная ловля, охота на пушных зверей и дичь. Они занимались выделкой кож и шкур, заготовкой кедрового ореха, ягод, грибов, пошивом обуви и одежды, кузнечным делом, держали много собак для охоты и езды.
В реках и озерах нашего края водится очень много рыбы. Рыбы – основа жизнеобеспечения народов Югры, важный источник пищи, «живое серебро» нашего края.
Знаете ли вы, что город Сургут в переводе из хантыйского означает – “рыбное место”. Название города происходит от слов ханты “Сур”(рыба) и “гут”(яма).
5.Вам нужно сочинить синквейн.
Темы синквейнов «Югра».
Правила сочинения:
1 строчка 1 имя существительное край
2 строчка 2 прилагательных (признаки) большой, богатый
3 строчка 3 глагола живёт, работает, процветает
4 строчка предложение из 4 слов мы в нём живём
5 строчка 1 имя существительное ЮГРА
Рефлексия
- Наш округ - седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России - Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву. - Югра - ты прекрасный наш дом,
Здесь ценят всегда человека,
И нашим упорством, и нашим трудом
Тебе процветать век от века!
Дорогие ребята, я очень хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем путешествии. На ваших столах есть зеленые и желтые елочки. Я вас попрошу на зеленых елочках написать, что вам понравилось или больше всего запомнилось и прикрепить на нашу карту. А на желтых елочках написать, что не понравилось и так же прикрепить на карту.
Итог урока:
В день рождения принято дарить разные подарки. Что может быть для нашей Югры самым лучшим подарком? Конечно, наша любовь и наши знания о ней. Сегодня вы показали, насколько хорошо вы знаете свой край. Надеюсь, что вы ещё больше полюбите его.
Югра многоликая,
Делами великая
Идёт вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!
Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня поработали.
Приложение 1
Территория края была заселена ещё с древних ……….., об этом свидетельствуют многочисленные находки ……………... Издревле здесь проживали ……………….., манси и ненцы. Коренным населением Ханты-Мансийского автономного округа являются ханты и………………………..
В нашем округе живет много замечательных людей, которые прославляют наш край своим трудом, ………………, достижениями.
В нашем округе живут ……………и отзывчивые люди, чьи сердца не остудили сибирские………………. Мы искренние, открытые, внимательные, перспективные.… Да-да! Сибирский народ — самый многонациональный! Потому что когда они ехали сюда, они были в числе первых. А только первые могут быть целеустремлённые,…………….. , творческие, инициативные, работоспособные, а значит, перспективные! И мы их - дети будем такими же.
Слова: времён, археологов, ханты, манси, успехами, добрые, морозы, активные
Моя родина –……………….. Мне нравится здесь жить. В нашем округе много рек,…………….. Край богат нефтью и………………. А какие необыкновенно красивые леса у нас. Иной раз пойдешь по грибы или, а потом залюбуешься красотой, заслушаешься пением …………………и забываешь, зачем пришел. Домой возвращаешься довольным, радостным. Особенно нравятся белые ночи. Просыпаешься и с удивлением думаешь, вечер сейчас или утро.
Мне кажется, что всю эту …………………невозможно встретить нигде, кроме Югры. И в будущем я хочу остаться здесь, чтобы хранить и ……………………эту необыкновенно красивую и богатую землю.
Слова: Югра, газом, озёр, ягоды, птиц, красоту, оберегать.
Самыми распространёнными занятиями местных ……………..были рыбная ловля, ……………..на пушных зверей и дичь. Они занимались выделкой кож и шкур, заготовкой кедрового ореха, ягод, грибов, пошивом обуви и одежды, кузнечным делом, держали много собак для охоты и езды.
В реках и ……………….нашего края водится очень много………………... Рыбы – основа жизнеобеспечения народов Югры, важный источник……………., «живое серебро» нашего края.
Знаете ли вы, что город Сургут в переводе из хантыйского означает – “рыбное место”. Название города происходит от слов ханты “Сур”(рыба) и “гут”(яма).
Слова: жителей, охота, озерах, рыбы, пищи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...