Направления и формы работы по патриотическому воспитанию на уроках истории
методическая разработка по истории на тему

Матниязова Евгения Николаевна

В работе описан опыт учителя по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_raboty.docx73.23 КБ

Предварительный просмотр:


                                                                      Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

                                                                                                                           Александр Пушкин

Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по-другому.
Куда бы нас мечты ни завели,
Дорога приведет к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где все без слов понятно и знакомо.
Прийти лишь надо, тихо обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою Родину беречь!

Введение

Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель патриотического воспитания - выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: 

- утверждение в сознании и чувствах молодежи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

-  уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям.

Однако, выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения, происшедшие в стране, смена системы социальных отношений привели к распаду сложившейся системы патриотического воспитания.

В настоящее время учащиеся слабо знают выдающихся личностей нашей Родины, но лучше представителей других государств, не говоря уже о кумирах эстрады.  

Мне кажется, что  сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине, патриотическому воспитанию должна отводиться особая роль.  Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.  Моя личная задача как учителя, как гражданина- помочь учащимся в выработке у них чувства гордости за тех людей,  кому небезразлична была судьба России, и, может быть, в какой – то степени приблизиться к тем истокам нравственности, чистоты и порядочности, исходивших от славных сынов Отечества.

Сегодня вопросы патриотического воспитания активно обсуждаются на всех уровнях. Успешно реализуется государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Она была утверждена Правительством РФ 5 октября 2010 года. Программа опирается на «Концепцию патриотического воспитания граждан РФ» 2003 года.

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» (Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М., 1998. – С. 482).

Патриотическое воспитание  в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства. На Руси патриотический дух народа подпитывался лозунгом «За святую Русь», воплощавшим в себе веру и любовь к Родине. Защитники Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество», соединяя православие, самодержавие и любовь к Родине. Понятие «советский патриотизм» помимо идеологической нагрузки несло ответственность всех граждан за судьбу страны: «Прежде думай о Родине, а потом о себе».

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение «Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».

Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод:

патриотическое воспитание - это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, непримиримость к врагам России.

Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать всё то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

Воспитание патриотизма через изучение истории на рубеже ХХ-ХХ1 вв. сопряжено с рядом негативных явлений, охвативших часть общества. Это и психологическое потрясение, пронизавшее Россию в последние 15-20 лет. Это и слом традиций общения и взаимодействия людей различных национальностей и религиозных конфессий. Наконец, это низкий жизненный уровень многих миллионов семей. Эти и другие факторы вынуждают подрастающее поколение больше самовоспитываться на окружающей действительности, чем на изучении истории.

Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с пеленок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляют в неразрывной связке. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие. И, если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие-то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.

В работе с  подростками  мы  ставим перед собой педагогическую задачу – помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей. Воспитание патриотизма – очень тонкое дело, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.

Что же включает в себя патриотическое воспитание? Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» выделяет следующие наиболее актуальные направления:

- формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

- воспитание активной гражданской позиции личности;

- военно-патриотическое воспитание;

- патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности ;

- формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности

Мероприятия, проводимые в рамках патриотического воспитания, можно разделить на восемь основных направлений.

1. Духовно-нравственное воспитание, направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2. Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.

3. Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

4. Военно-патриотическое воспитание. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.

5. Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности.

6. Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

7. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

8. Спортивно-героическое воспитание развивает морально-волевые качества, воспитывает силу, ловкость, выносливость, стойкость, мужество, дисциплинированность, в процессе игры формирует опыт служения Отечеству и готовность к защите Родины.

Формирование активной гражданской позиции, укрепление связей между поколениями, несомненно, начинается в семье. Академик Дмитрий Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа мероприятий по патриотическому воспитанию, разнообразию форм их проведения, а главное все чаще разрабатываются целые проекты и программы, в рамках которых проходит цикл логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий.

В воспитании патриотических чувств детей и юношества значительную роль играет краеведение. Краеведение расширяет кругозор, развивает интеллектуальный и творческий потенциал детей и молодёжи. «Малая Родина» ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, села, его исторические и культурные центры, это и известные люди, гордость и слава родного края. Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней».

На современном этапе развития общества изучение родного края выступает как ведущий фактор воспитания патриотизма и становится особенно актуальным. Благодаря краеведению решается важная педагогическая задача – соединение обучения с жизнью. При изучении своей малой родины у школьников формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь, служат основой для формирования научных понятий и представлений об окружающем мире.

Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ознакомление с жизнью и деятельностью А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, классиков «Серебряного» и «Золотого века», русских меценатов, защитников Отечества  - все это дает детям и подросткам представление о патриоте, носителе передовой идеи.

Проблемы патриотического воспитания

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Однако теряются, к сожалению, многовековые основы российского патриотизма, традиционные ценности русской жизни: соборность, коллективизм, общинность. Они заменяются западными идеями и образцами поведения и общения. Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур, потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода безответственности, упрощенчество.

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм – это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости , проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: сохранение, сбережение  Российской государственности;  защита государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификация личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесение себя в пространство большой Родины; мобилизация ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; толерантности в процессе консолидации российского общества.

Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Патриотическое воспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли . Общая цель патриотического воспитания – воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края.

Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, учителю  необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества.  Главным творцом воспитательной системы является сам народ.

Подводя итоги, важно отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должны  в первую очередь принимать участие сами учащиеся, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

Обобщение педагогического опыта

по патриотическому воспитанию: практический опыт

На основании изученной литературы можно сделать вывод, что в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогом - это активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.

Гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

- формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;

- воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

- формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

- формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;

- формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.

- формирование системы ценностных ориентаций.

Основными целями исторического и обществоведческого образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". В содержании учебных дисциплин история, обществознание, история родного края заложены большие возможности для гражданского и патриотического воспитания школьников.

Я считаю одним из важных условий повышения эффективности нравственного воспитания в обучении истории – воспитание патриотизма на примере выдающихся исторических персоналий и определения их роли в важнейших событиях страны. Нравственные убеждения школьников во многом складываются  под влиянием людей, на  которых они хотели бы быть похожими. Поэтому очень важно на соответствующих уроках давать по возможности развернутые характеристики исторических личностей, показывать мотивы и результаты их деятельности.

   Вся наша русская история дает богатейший материал для воспитания чувства любви к Отечеству. Я хочу привести примеры из своей педагогической практики как этого добиться на примере изучения личностей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Ивана Сусанина, героев Отечественной воны 1812 года, героев Великой Отечественной войны и наших современников…

   

6 класс  ТЕМА: ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

ЦЕЛЬ: дать представление о восточных славянах, как наших предках

ЗАДАЧИ:

  1. сформировать у учеников общее представление о предках славян, расселением их племен, соседей в древности;
  2. развивать умения составлять рассказ, логическое мышление, умение работать с историческими источниками;
  3. воспитывать гражданско-патриотические чувства, чувства взаимопонимания, взаимоуважения.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа.

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну – РОССИЮ.

С историей России мы соприкасаемся почти ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войн. История находит отражение в народных песнях и сказках, названиях городов, сел и улиц, именах и фамилиях. Но прежде чем изучать историю нашей страны, мне хотелось бы узнать, что для каждого из вас обозначает слово – Родина?

– А знаете ли вы как называли наших предков?

2. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы узнали о том, как называли наших предков, где они жили и чем занимались.

3. Работа в тетради.

– Откройте тетради и запишите тему и план нашего урока.

Тема: Восточные славяне в древности.

План:

  1. Далекие предки славян.
  2. Религия восточных славян.
  3. Славянские племена и их соседи.

4. Рассказ учителя о племенах восточных славян.

5. Словарная работа.

Славянская языковая семья,

индоевропейская группа народов,

праславяне,

подсечное земледелие,

род,

родовая община,

племя,

союзы племен,

язычество.

– Внимательно посмотрите на доску, это слова, которые мы будем использовать на нашем уроке.

– Значение каких слов вам известны?

/п.о. – род, родовая община, племя, союзы племен/

(Дети дают определения этим словам.)

6. Словарная работа по учебнику

– Откройте учебник на с. 7 и попробуйте самостоятельно дать определения словосочетаниям:

  • славянская языковая семья,
  • индоевропейская группа народов.

/Дети читают определения и пытаются их пересказать./

Закрепление проводится по рабочим тетрадям В.В. Артемова с. 5 № 1.

Вычеркнете в первом и во втором списках по 2 названия, выпадающих из соответствующей каждому списку логики. После каждого списка напишите названия языковых групп, к которым относятся указанные народы:

1) словаки, русские, сербы, болгары, датчане, украинцы, французы, хорваты, белорусы, поляки ___________________ .

2) англичане, болгары, иранцы, русские, вьетнамцы, немцы, французы, испанцы, узбеки, таджики ____________________ .

– Определения другим словам мы дадим работая в группах.

III. Физминутка.

7. Работа в группах.

– Ребята, сейчас мы представим, что наш класс состоит из трех групп:

  • I группа – это писатели, они будут составлять рассказ о занятиях крестьян по картине “Славянский поселок”, и они же дадут определение словосочетанию “подсечное земледелие”.
  • II группа – это географы, они нанесут на контурную карту поселения славянских племен и дадут определение слову “праславяне”.
  • III группа – это историки, они будут изучать религию восточных славян, расскажут нам о славянских праздниках и дадут определение слову “язычество”.

/На работу в группах дается 10 минут. Ребята работают в сотрудничестве друг с другом и с учителем./

После подготовительной работы группы отчитываются.

8. Отчет рабочих групп.

9. Игра “Угадай соседа”.

/Перед началом урока учитель расклеивает по всему кабинету карточки с назва-ниями соседских племен восточных славян

 – Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите вокруг себя, вы видите наклеенные по классу таблички с названиями соседствующих племен восточных славян.

Откройте карту в учебнике на с. 309. Вам надо подойти взять карточку, посмотреть на карту в учебнике, где располагается этот сосед, а затем подойти к доске и правильно наклеить карточку, висящую на доске.

м.и. – Перечислите соседей восточных славян.

10. Элемент регионального компонента.

– Ребята, посмотрите на карту. В этом месте находится территория нашего края.

– Какие племена проживали на этой территории в древности?

Были на этой территории поселения славян?

– А кто знает, когда впервые русское население поселилось на территории края?

IV. Итог урока:

1. Игра “Вопрос-ответ”.

На доске прикреплены карточки с вопросами. Если правильно отвечаешь на вопрос, карточка переворачивается и получается слово МОЛОДЦЫ!

http://festival.1september.ru/articles/210101/img1.gif

Вопросы на карточках:

  1. Как называли наших предков?
  2. Что такое подсечное земледелие?
  3. Перечислите занятия славян.
  4. Что такое язычество?
  5. Перечислите религиозные праздники славян.
  6. Покажите на карте племена восточных славян.
  7. Покажите на карте соседей восточных славян.
  8. Какие народы проживали на территории нашего края в древности?

2. Оценивание.

3. Домашние задание.

В  6 классе  при изучении темы «Татаро-монгольское иго» и, в частности, Куликовской битвы все уроки пронизаны чувством глубокой преданности своей Родин, делу служения Отечеству. Русь XIV столетия была переполнена политическими интригами, предательствами, ложью, завистью, страхом. Почти все церковные писатели этого времени не жалели сил для обличения  людских пороков. Однако их проповеди слышали единицы. Нужно было совершать подвиг, стать примером для людей -  только тогда за тобой пошли бы тысячи, десятки тысяч. Таким человеком, готовым на подвиг, удивительно – чистым, смиренным, устремленным к Богу, был Сергий Радонежский.

Биографию Сергия Радонежского учащиеся находят в различных источниках самостоятельно дома. На уроке обязательно рассматривается репродукция картины   М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Учащиеся анализируют картину: Кто изображен? Что можно сказать об отношениях между ними? Далее следует  показ икон с изображением Сергия Радонежского. В чем сила  этого духовника Земли русской? Своим примером непрестанного труда и молитвы, он снискал Божью благодать.

Слава о Сергии и его монастыре разнеслась по Руси, к нему шел беспрерывный людской поток,  он стал утешением для многих обездоленных и отчаявшихся.

Сергий Радонежский благословляет Князя Дмитрия Ивановича на борьбу с татаро-монголами на поле Куликовом. В 1392г Сергий Радонежский умер, но его ученики создали несколько десятков монастырей по всей России. Вскоре он был канонизирован.

Почему сегодня, спустя более 600 лет русский народ потерял  какое-то особенно трогательное, внимательное  и серьёзное отношение к Сергею Радонежскому. Мы оглядываемся  на эту  фигуру, как бы вопрошая  о правильности  выбранного пути, мы ищем в Сергии поддержку  и успокоение.

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как проходил прогресс, какие яркие личности жили в это время. И я продолжаю свой рассказ о настоящем патриоте своей Родины - князе Дмитрии Ивановиче, за победу в Куликовской битве, прозванным Донским.

В теме «Россия на рубеже XV/-XVII вв..» урок «Смута в Российском государстве» в VII классе посвящен трагическим событиям Смутного времени в начале XVII века. Кризис общества и государства, Россия на краю потери независимости, явление самозванства на Руси — эти проблемы являются довольно сложными для школьников, поэтому важны глубокая проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учеников к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения Минина и Пожарского, изгнания захватчиков.

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.

Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками, включение в урок отрывков из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», обращение к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Важно помочь учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом встает выбор — либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества; они понимают, что подъем патриотического движения и рост национального самосознания происходят не всегда просто и быстро.

При работе в группе с дополнительными историческими материалами, грамотой Дионисия и речью Кузьмы Минина учащиеся находят и выделяют патриотические идеи: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей»; «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надо ополчение»; «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».

Школьники подводятся к пониманию того, что только единые, коллективные усилия народа, его самоотречение, готовность человека пожертвовать многим, в том числе своей жизнью, позволяют добиться в такие моменты спасения Отечества. 

Глубже понять и прочувствовать подобные нюансы помогает ознакомление учащихся с историческими персоналиями того времени. Учащиеся готовят сообщения о понравившемся им историческом деятеле. Знакомятся с трагедией «Царь Борис» А.К.Толстого. Возможно написание мини сочинения, эссе по данной тематике. 

В 7 классе  также изучается тема: Второе ополчение. Освобождение Москвы. Воспитательной целью урока является знакомство учащихся с выдающимися патриотами России на примере К. Минина, Д. Пожарского, И. Сусанина. Главная идея урока – борьба за независимость Родины. Всенародное патриотическое движение развернулось по России. Все это укрепляло в народе чувство гордости за страну, воспитывало патриотизм, формировало национальное достоинство и  национальное самосознание русского народа.

Для более прочного запоминания и усвоения деятельности этих людей можно составить опорные схемы. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о деятельности К. Минина, Д. Пожарского и И. Сусанина, и по ходу их повествования составляются схемы:

Кузьма Минин                        Дмитрий Пожарский                   Иван Сусанин

Нижний Новгород                                Москва                                     Кострома

Земский староста                                    Князь                                    Крестьянин

Инициатор создания                    Возглавил второе                         Завел поляков

второго ополчения                            ополчение                                     в дебри

Сбор средств и                            Освобождение Москвы                   Погиб, но и врагов

Пожертвований                                  от поляков                                   погубил

1812 г. Памятник Минину и Пожарскому                                      Опера М.Глинки

Скульптор И.П. Мартос                                                                  «Жизнь за царя»

«Гражданину Минину и князю

Пожарскому благодарная Россия».

8 класс. Тема: Отечественная война 1812г.

1812 год был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе  дошла до нас, и не может быть предана забвению.

Учащиеся  создают презентацию и демонстрируют  на уроке портреты героев-участников войны 1812 г.

Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

9 класс На уроке “Движение декабристов” красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др..  Используются отрывки из поэмы Некрасова “Русские женщины”, “Послание в Сибирь” Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Показываю портреты жен декабристов, рассказываю об их удивительной судьбе, достойной восхищения. На уроке инсценируется отрывок из “Русских женщин”- встреча Трубецкой с иркутским генералом – губернатором. Эту тему  можно продолжить и во внеклассной работе, проводя вечер, посвященный декабристам, где, помимо стихов, будут звучать и романсы в исполнении учащихся.

Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

Урок «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».   Тема Великой Отечественной войны особенно тесно связывает историю страны и историю Ульяновской области.  Учащиеся получают  исследовательское задание : Узнать и рассказать  о своих родственниках-участниках фронта и тыла в Великой Отечественной войне. Они всегда с большим  удовольствием и гордостью рассказывают об этом.

 Начинается он с грамзаписи песни “Журавли”, на фоне которой звучит четверостишие :

Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б не глянул на нас со стены
Молодыми глазами солдата 
Окрыляющий подвиг войны.

Затем учитель говорит, что война затронула каждую советскую семью, в том числе и вашу, пришла в каждый дом. После этого объявляю тему урока, записанную на доске. В качестве наглядности использую ксерокопию документов и наград, фотографии и медали родственников ребят, участвовавших в войне. Заранее ознакомившись с материалом, я стараюсь расположить сообщения ребят в хронологическом порядке и на уроке кратко представляю каждое сообщение.

Так почти у каждого в классе нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. В заключении я рассказываю о своем дедушке -  Пучкове Анатолии  Павловиче, участнике Великой Отечественной войны, ушедшем на фронт в 1941 году и пропавшем без вести в 1942 году. Я показываю  его фотографию. Обращаюсь и к “ Книге Памяти Ульяновской области ”,  знакомлю с ней учащихся, рассказывая, как ей  пользоваться. Заканчивается урок мелодией из кинофильма “ Офицеры ”.

Подобные уроки оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма.

Ученикам старших классов можно предложить  темы для защиты защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Великая битва на Волге», «Операция «Эдельвейс»,  «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны». Выбор тем осознан.  Ученики стремятся осмыслить подвиг советского народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. Наследие Великой Победы - это живая социальная связь прошлого и настоящего. Это форма самоорганизации, целеполагания, интеграции. Способ духовного воспроизводства,

     На уроках  можно использовать и другие формы работы:

  1. Визуальные источники.

На каждом уроке стараюсь  использовать  визуальные источники (картины, рисунки, фотографии…), которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.

Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний. Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения. Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.

Привлекая учащихся к организации презентаций, компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и т.д., к подбору графических изображений при изучении определенной исторической темы, учитель не только способствует развитию предметной компетентности, но и формирует социально значимые умения и навыки, развивает способности учащихся, создает для них ситуацию успеха. Источник должен быть доступным и достаточно ярким по содержанию, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока.

  1. Исторические документы.

Работа с историческими источниками играет большую роль в изучении истории. Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников. Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.

Например:

« … первые над гробом святого  Сергия поцеловали крест в том, чтобы  сидеть в осаде без измены. Все люди ратные и монастырские следовали их примеру в духе любви и братства, ободряли друг друга и с ревностью готовились к трапезе кровопролитной, пить чашу смертную за отечество…»

«… Святой Сергий  охрабрил и невежд; без лат и , без навыка и знания ратного, они шли на волков опытных, доспешных, и побеждали.»

Учащиеся по этому документу должны сами сформулировать вопросы( например, какую роль сыграл Сергий Радонежский в поднятии духа осаждённых?)

  1. Технологический приём «вживание в образ»

Для более полного и эмоционального восприятия качеств личности детьми я использую этот приём. Вживание в образ возможно в различных вариантах:

- С помощью исторического документа;

- С использованием визуальных источников;

- Озвучивание кадров немого кино;

-Через личные высказывания героев;

- Методом ролевой игры.

  1. Кинофрагменты

Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно    обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.

  1. Немое кино

Удачным приёмом для знакомства с историческими личностями является так называемое озвучивание кадров «немого кино» Предварительно хорошо изучается данная тема . Учащиеся просматривают художественный фильм. В наиболее значимом по сюжету отрывке фильма выключается звук. Учащиеся должны представить и исполнить то, что говорят герои фильма. Этот приём помогает эмоционально представить характер и ситуацию в которой оказался данный герой, такая методика очень нравится детям.

  1. Игровые формы работы

Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, я использую задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества: во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т.е может быть объектом оценивания. Понятно, что такими контрастными качествами обладают задания, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений. Задания подобного рода обладают еще одним преимуществом: их удобно использовать на уроке для индивидуальной работы или работы в группах. Кроме того составление таких заданий является столь же интеллектуально привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания, а наиболее удачные «авторские» образцы можно в дальнейшем предлагать для решения на уроке другим учащимся.

Применяю  использование анаграмм, т.е  слов, образованных путем перестановки букв. Различаются два типа учебных анаграмм:

  1. Одни представляют собой случайную перестановку букв в термине или имени исторического персонажа;
  2. Другие же составлены таким образом, что  напоминают  реальное, но не относящиеся к теме слово.

Уровень сложности задания  может при необходимости снижаться за счет добавления полной или частичной дефиниции термина, либо намека на исторического деятеля, имя которого скрыто в анаграмме.

В 6 – ом классе, например, учащиеся любят зашифровывать имена великих князей.

При каком князе произошло крещение Руси? АДМИРВЛИ

Ответ: Владимир

Одним из самых популярных заданий являются кроссворды. Учащимся интересно и решать кроссворды и составлять их.

Подобные задания можно давать на обобщающих уроках. Примерно такой кроссворд составляют  учащиеся 8 класса, сами формируют вопросы «Герои войны 1812 года».

Нравится обучающимся и решать матрицу.

У

Ш

А

С

У

Н

Е

В

С

Д

О

К

О

В

О

Р

О

К

М

Н

С

В

К

У

Р

В

И

И

Н

К

О

Й

Й

И

Н

Й

П

И

Н

С

К

И

А

Н

Ы

О

Ж

А

Р

Р

О

М

О

В

Задание: найдите и выделите в матрице следующие имена собственные:

1. флотоводец

2. полководец

Выше были рассмотрены только 3 типа заданий, которые позволяют разнообразить индивидуальную и групповую работу в классе. Конечно, таких типов заданий существует великое множество, выбор именно этих заданий объясняется тем, что научиться составлять их можно довольно эффективно, так сказать по инструкции.

Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга  в своей работе я использую:

- проблемно-диалогическую  технологию  ведения урока, позволяющую  удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающую  возможность сосредоточить мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;

- урок защиты реферата;

- уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

- приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта журнала по изучаемой теме, дающие возможность проявить творчество в совместной групповой работе, направленные на достижение "благородной цели": наше творение полезно людям, имеет практическое значение. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика.

Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым  я  уделяю подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому необходимо привлечение на уроках краеведческого материала. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» целесообразно привлечь материал об участии населения Симбирского края в этом событии.

Школьная практика подтверждает, что ученик формируется как гражданин не просто благодаря внешним воздействиям на него, а с помощью отношений с окружающим его миром. Со стороны ученика эти отношения обусловливаются его разносторонней реакцией на окружающий мир и проявляются в деятельности по отношению к внешнему миру, они определяются педагогом, обстоятельствами, условиями, в которых живет и развивается школьник. Воспитание правильных гражданских отношений - одна из задач деятельности  учителя. Важно чтобы школьник убедился в своих силах, понял, что его гражданская позиция нужна и полезна ему и обществу. Только включившись в активную деятельность можно понять это и научиться быть нужным, получить удовлетворение этой своей потребности. Деятельность школьников только тогда будет иметь общественную значимость, когда она, во-первых, осуществляется добросовестно и осознанно, во-вторых, приносит общественно полезные результаты и, в-третьих, сочетается с положительно-нравственными путями достижения целей. Гражданская активность означает готовность и умение на деле доказывать свои гражданские убеждения, добровольно и творчески выполнять обязанности. Гражданская активность предполагает не просто исполнение обязанностей, но и проявление творчества, инициативы, энтузиазма.  Ценностно-ориентированная внутренняя позиция подростка возникает в результате организации общественной практики, в которую он включен. Примером такого включения может являться активное участие учеников в экологических мероприятиях по благоустройству города, организованных местной властью, местными организациями, учреждениями дополнительного образования. Как настоящим гражданам, детям не безразлично, в каком состоянии находятся самые посещаемые и самые красивые места города: скверы и парки, улицы города, стадионы. Надо отметить высокую активность детей в мероприятиях по благоустройству родного города.

Самое активное участие  мои подопечные принимают в различных конкурсах. Один из примеров - участие в VIII Международные Давыдовских чтениях 2013 г. Целями данного конкурса были развитие интереса к истории России и биографии её героев, патриотическое воспитание на примере Д.В.Давыдова и других защитников Родины, задачами – активизация работы образовательных учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Лауреатом викторины стал Жильников Никита, ученик 10 Б класса.

В сентябре 2013 года ученики 5-х классов приняли участие в конкурсе рассказов, посвященном 20-летию Конституции.

Школьникам нравится дух состязательности, который присутствует в конкурсах и играх, способствующих росту самооценки и гордости за свои достижения. Испытав свои знания, ощутив способности, дети пишут доклады, помогают в оформлении стендов, школьных стенгазет, посвященных российской Конституции, символам нашего государства. Работу выполняют со знанием дела, самостоятельно, с интересом.

Большие возможности для гражданского и патриотического воспитания учащихся создает программа работы  школьного музея.  В нашей школе это музей открыт в 2002г. Экспозиция рассказывает о боевом пути 11-ой Гвардейской Краснознамённой Армии 3-го Белорусского фронта. Регулярно проводятся встречи с ветеранами Великой войны, которых с каждым годом,  к сожалению, становится все меньше. Это живая история.

Проводятся концерты для ветеранов, встречи с ветеранами. Дети проявляют свою активность, творчество, благодарят ветеранов, общаются с выпускниками школы, приобретают бесценный опыт практической деятельности и общения, формируют гражданские качества, формируется ответственность за порученное дело, чувство долга, уважение к старшему поколению.

Гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:

- содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка;

- гражданское самосознание и чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан, на уважении к

законам государства и правам другого человека, на основе понимания значения государственной символики;

- на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию;

- знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах;

- органы ученического самоуправления и система воспитательной работы школы создают условия для проявления активной гражданской позиции с помощью организации отдельных мероприятии и акций, а также через разработку и реализацию социально значимых проектов, где объединяются усилия учителей, учащихся и их родителей, общественных организаций, органов местного самоуправления.

Заключение

Проблема воспитания гражданственности и патриотизма, становления и развития личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Идея воспитания гражданственности и патриотизма у школьников не нова, но очень актуальна в современной России.

Над темой гражданско-патриотического воспитания трудились известные отечественные педагоги прошлых лет и современности.

Воспитание гражданственности и патриотизма это процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, становления учащихся гражданами.

Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.

Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.

Определить результаты гражданского и патриотического воспитания довольно сложно.

Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».

В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...

Основные направления патриотического воспитания на уроках истории

Доклад на заседании методического объединения учителей общественных наук...