Внеклассное мероприятие по русскому языку "От Кирилла и Мефодия до наших дней"
учебно-методический материал (6 класс) на тему
Познавательная игра «От Кирилла и Мефодия до наших дней»
Цель: 1)развивать межпредметные связи уроков русского языка и основ православной культуры Крыма;
2) поддерживать интерес учащихся к изучению предметов;
3) создать условия для проявления творческих и интеллектуальных способностей школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_igry_kirill_i_mefodiy.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная игра
«От Кирилла и Мефодия до наших дней»
Цель: 1)развивать межпредметные связи уроков русского языка и основ православной культуры Крыма;
2) поддерживать интерес учащихся к изучению предметов;
3)создать условия для проявления творческих и интеллектуальных способностей школьников.
Оборудование: телевизор с видео; карточки с заданиями; книжная выставка;
фильм; историческая карта; запись колокольного звона; инсценировки; «чёрный ящик» и др.
Ход мероприятия
- Вступительное слово учителя
-В рамках недели русского языка и литературы мы проводим игру между командами 7-х, 8-х классов, посвящённую истории современного русского языка. На уроках истории вы изучали «откуда есть пошла земля русская», а сегодня вы узнаете о создателях русского языка.
Помогут нам в этом команды.
(Представление команд игроков)
- Первый конкурс «Разминка»
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава русской старине:
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли...
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль рассказывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
- Какое произведение создавал этот монах? Как звали монаха?
(«Повесть временных лет»; Летописец Нестор)
-Накаком языке он писал? Кто создатель Кириллицы?
(На древнерусском (общеславянском); Кирилл и Мефодий)
- Второй конкурс «Кубики»
Соберите на скорость из детских кубиков имена «Кирилл» и «Мефодий»
Слово жюри (Подведение промежуточного итога игры)
- Выступление ведущих.
-Здравствуйте, люди добрые! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот важного-то и не имели...
- Чего не имела Древняя Русь?
- Что произошло с ней в 988 году?
(Смотрим отрывок из фильма по православной культуре «Крещение Руси»)
- Слово учителя.
- Жили они в 9 веке. Для того чтобы перевести священные книги на славянский язык, они создали славянскую азбуку. За это они причислины к лику Святых. На русской земле поставлен не один памятник этим Святым в благодарность за их труды.
(Раздаётся колокольный звон)
- Выступление чтецов:
По широкой Руси — нашей матушке -
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
Чтецы хором: Мы — славяне!
- Третий конкурс.
-У каких народов побывали братья Кирилл и Мефодий? Покажите на карте представителей каких государств можно назвать славянами?
- Выступление чтецов:
Добрый день, ребята!
Меня зовут «добро».
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть!
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
А я буква «люди».
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
- Четвёртый конкурс.
-Русская азбука начинается с букв:
«Аз», «Буки», «Веди», «Добро», «Есть»
Если составить эти названия букв — получится предложение.
Произнесите его на современном руском языке!
(«Я знаю буквы — это есть добро(хорошо)!»)
Слово жюри (Подведение промежуточного итога)
- Пятый конкурс
-А теперь, когда мы познакомились с алфавитом, попробуем прочитать и перевести текст с церковнославянского(общеславянского) языка на современный русский язык
Учитель читает отрывок из «Поучения Владимира Мономаха» на церковнославянском языке. Отрывки с текстами даны командам для чтения и перевода.
- Шестой конкурс
-Наши предки были очень мудрыми людьми и нарекали своих детей так, чтобы они в жизни были счастливы, чтобы имя отражало их характер. Например, Кирилл — владыка, тот, кто правит;
Константин — постоянный, стойкий.
А как, по-вашему, зовут этих двух знакомых?
Подготовленные учащиеся разыгрывают сценку:
- Здравствуйте, Камень Мужественнович.
- Здравствуйте. Как поживаете, Защитник Победителевич?
(Ответ: Пётр Александрович или Андреевич; Алексей или Александр Викторович)
Слово жюри (Подведение промежуточного итога)
- Седьмой конкурс.
-Вы убедились, как изменился русский язык всего за пять-шесть столетий. Но благодаря письменности сохраняется культура народа. А язык древних славян хранит православная церковь. Мудрость языка мы можем найти в пословицах.
- Проверим, хорошо ли их знает и сохраняет современное поколение
Соберите пословицу из двух частей.
(Карточки с заданиями для команд и жюри)
- Восьмой конкурс
- Шли годы. Дожилимы до 21 века. И красивые длинные фразы предков заменили на краткие и порой неприглядные фразы современников.
Попробуем восстановить несправедливо поруганный красивый язык и заменить корявые жаргонизмы литературной лексикой.
Сценка:
-Это было круто! Офигеннный, обалдеть можно, ну ваще!
- Не догоняю!
Задание: Разыграйте эту же сценку на литературном русском языке.
- Девятый конкурс
-Мне хочется пожелать, чтобы вы достойно владели русским языком не только на уроках русского языка или конкурсах по русскому языку, но и в обычном общении, ведь этот язык нам дан Святыми земли русской — Кириллом иМефодием. Они, благодаря языку, открыли нам окно в мир.
- А что ещё в православной Древней Руси называли окном в другой мир?
(Вносится «чёрный ящик»)
- Угадайте, что лежит в «чёрном ящике»? Это называли окном в другой мир.
(В «чёрном ящике» икона равноапостольных святых Кирилла и Мефодия)
- Заключительное слово.
Спросят меня: «Что похоже на море?»
-Русский язык, - не замедлю с ответом, -
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края
Блещут немеркнущим солнечным светом:
К людям хорошим в дальние страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык — безграничное море!
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость,-
Этим ключом было русское слово!
Слово жюри. (Подведение итогов последних конкурсов и всей игры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие "Наш русский лес-наше богатство"
Внеклассноемероприятие " Наш русский лес- наше богатство" к дню защиты природы. Презентация к мероприятию "наш русский лес-наше богатство"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Учители наши, Кирилл и Мефодий, хранят нас молитвой на все времена"
Данный материал дает возможность познакомить учащихся с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, расширить их знания и представления об истории возникновения славянской письменности, ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!».
Мероприятие посвящается культуре речи. Как бережно надо относится к языку, к его чистоте, не засорять его ненужными словами, чтобы грамотнее стала речь....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!"
Цели внеклассного мероприятия "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!": 1.Помочь учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка.2.Предостеречь школьников от неправиль...
Внеклассное мероприятие "О святом преподобном Кирилле Челмогорском"
Это внеклассное мероприятие посвящено памяти святого преподобного Кирилла Челмогорского, который подвизался в молитвенном подвиге на территории Каргопольского района Архангельской области. Его можно и...