Внеклассное мероприятие по русскому языку "От Кирилла и Мефодия до наших дней"
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Добровольская Юлия Раймондовна

Познавательная   игра  «От Кирилла и Мефодия до наших дней»

      Цель: 1)развивать межпредметные связи уроков русского языка и основ православной культуры Крыма;

                2) поддерживать интерес учащихся к изучению предметов;

                3) создать условия для проявления творческих и  интеллектуальных способностей школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_igry_kirill_i_mefodiy.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Познавательная   игра

                 «От Кирилла и Мефодия до наших дней»

      Цель: 1)развивать межпредметные связи уроков русского языка и              основ православной культуры Крыма;

                2) поддерживать интерес учащихся к изучению предметов;

                3)создать условия для проявления творческих и                        интеллектуальных способностей школьников.

      Оборудование: телевизор с видео; карточки с заданиями; книжная выставка;

                                  фильм; историческая карта; запись колокольного звона;   инсценировки; «чёрный ящик» и др.

                                               Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

-В рамках недели русского языка и литературы мы проводим игру между командами 7-х, 8-х классов, посвящённую истории современного русского языка. На уроках истории вы изучали «откуда есть пошла земля русская», а сегодня вы узнаете о создателях русского языка.  

Помогут нам в этом команды.

                               (Представление команд игроков)

  1. Первый конкурс «Разминка»

                            Оглянись на предков наших,

                             На героев прошлых дней.

                             Вспоминай их добрым словом -

                             Слава им, борцам суровым!

                              Слава русской старине:

                                         И про эту старину

                                         Я рассказывать начну,

                                         Чтобы дети знать могли

                                         О делах родной земли...  

                              В монастырской келье узкой,

                              В четырёх глухих стенах

                              О земле о древнерусской

                              Быль рассказывал монах.

                                            Он писал зимой и летом,

                                            Озарённый тусклым светом.

                                            Он писал из года в год                                                                  

                                            Про великий наш народ.

- Какое произведение создавал этот монах? Как звали монаха?

        («Повесть временных лет»; Летописец Нестор)            

            -Накаком языке он писал? Кто создатель Кириллицы?

                   (На древнерусском (общеславянском); Кирилл и Мефодий)

  1. Второй конкурс «Кубики»

          Соберите на скорость из детских кубиков имена «Кирилл» и «Мефодий»

Слово жюри            (Подведение промежуточного итога игры)

  1. Выступление ведущих.

-Здравствуйте, люди добрые! Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы красны девицы. А у них были добрые матушки, мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить. Умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот важного-то и не имели...

- Чего не имела Древняя Русь?

- Что произошло с ней в 988 году?

(Смотрим отрывок из фильма по православной культуре  «Крещение Руси»)

  1. Слово учителя.

- Жили они в 9 веке. Для того чтобы перевести священные книги на славянский язык, они создали славянскую азбуку. За это они причислины к лику Святых. На русской земле поставлен не один памятник этим Святым в благодарность за их труды.

                      (Раздаётся колокольный звон)

  1. Выступление чтецов:

                По широкой Руси — нашей матушке -

                Колокольный звон разливается.

                Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

                За труды свои прославляются.

 Вспоминают Кирилла с Мефодием,

 Братьев славных равноапостольных,

 В Белоруссии, Македонии,

 В Польше, Чехии и Словакии.

 Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

 В Украине, Хорватии, Сербии.

                 Все народы, что пишут кириллицей,

                 Что зовутся издревле славянскими,

                 Славят подвиг первоучителей,

                 Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Чтецы хором: Мы — славяне!

  1. Третий конкурс.

-У каких народов побывали братья Кирилл и Мефодий? Покажите на карте представителей каких государств можно назвать славянами?

  1. Выступление чтецов:

Добрый день, ребята!

Меня зовут «добро».

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть!

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

          А я буква «люди».

          Люди, вы в ладу живите,

          Ласку и любовь несите.

          Лучистое солнце не делим на части,

           И вечную землю нельзя разделить,

           Но искорку счастья

           Ты можешь, ты должен,

            Ты в силах друзьям подарить.

  1. Четвёртый конкурс.

-Русская азбука начинается с букв:

«Аз», «Буки», «Веди», «Добро», «Есть»

Если составить эти названия букв — получится предложение.

Произнесите его на современном руском языке!

 («Я знаю буквы — это есть добро(хорошо)!»)

  Слово жюри            (Подведение промежуточного итога)

  1. Пятый конкурс

-А теперь, когда мы познакомились с алфавитом, попробуем прочитать и перевести текст  с церковнославянского(общеславянского) языка на современный русский язык

Учитель читает отрывок из «Поучения Владимира Мономаха» на церковнославянском языке. Отрывки с текстами даны командам для чтения и перевода.

  1. Шестой конкурс

-Наши предки были очень мудрыми людьми и нарекали своих детей так, чтобы они в жизни были счастливы, чтобы имя отражало их характер. Например, Кирилл — владыка, тот, кто правит;

                                    Константин — постоянный, стойкий.

А как, по-вашему, зовут этих двух знакомых?

Подготовленные учащиеся разыгрывают сценку:

- Здравствуйте, Камень Мужественнович.

- Здравствуйте. Как поживаете, Защитник Победителевич?

(Ответ: Пётр Александрович или Андреевич; Алексей или Александр Викторович)

     Слово жюри          (Подведение промежуточного итога)

  1. Седьмой конкурс.

-Вы убедились, как изменился русский язык всего за пять-шесть столетий. Но благодаря письменности сохраняется культура народа. А язык древних славян хранит православная церковь. Мудрость языка мы можем найти в пословицах.

               - Проверим, хорошо ли их знает и сохраняет современное поколение

  Соберите пословицу из двух частей.

   (Карточки с заданиями для команд и жюри)

  1. Восьмой конкурс

- Шли годы. Дожилимы до 21 века. И красивые длинные фразы предков заменили на краткие и порой неприглядные фразы современников.

Попробуем восстановить несправедливо поруганный красивый язык и заменить корявые жаргонизмы литературной лексикой.

                       Сценка:

-Это было круто! Офигеннный, обалдеть можно, ну ваще!

- Не догоняю!

Задание: Разыграйте эту же сценку на литературном русском языке.

  1. Девятый конкурс

-Мне хочется пожелать, чтобы вы достойно владели русским языком не только на уроках русского языка или конкурсах по русскому языку, но и в обычном общении, ведь этот язык нам дан Святыми земли русской — Кириллом иМефодием. Они, благодаря языку, открыли нам окно в мир.

 - А что ещё в православной Древней Руси называли окном в другой мир?

                          (Вносится «чёрный ящик»)

- Угадайте, что лежит в «чёрном ящике»? Это называли окном в другой мир.

   (В «чёрном ящике» икона равноапостольных святых Кирилла и Мефодия)

  1. Заключительное слово.

Спросят меня: «Что похоже на море?»

-Русский язык, - не замедлю с ответом, -

Он, словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

                   Воды его, разливаясь без края

                   Блещут немеркнущим солнечным светом:

                   К людям хорошим в дальние страны

                   Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык — безграничное море!

В глуби морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим ключом было русское слово!

Слово жюри. (Подведение итогов последних конкурсов и всей игры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие "Наш русский лес-наше богатство"

Внеклассноемероприятие " Наш русский лес- наше богатство" к дню защиты природы. Презентация к мероприятию "наш русский лес-наше богатство"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Учители наши, Кирилл и Мефодий, хранят нас молитвой на все времена"

Данный материал дает возможность познакомить учащихся с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, расширить их знания и представления  об истории возникновения славянской письменности, ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!».

Мероприятие посвящается культуре речи. Как бережно надо относится к языку, к его чистоте, не засорять его ненужными словами, чтобы грамотнее стала речь....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!"

Цели внеклассного мероприятия  "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!": 1.Помочь учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка.2.Предостеречь школьников от неправиль...

Внеклассное мероприятие "О святом преподобном Кирилле Челмогорском"

Это внеклассное мероприятие посвящено памяти святого преподобного Кирилла Челмогорского, который подвизался в молитвенном подвиге на территории Каргопольского района Архангельской области. Его можно и...