Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!».
материал по русскому языку (6 класс) на тему
Мероприятие посвящается культуре речи. Как бережно надо относится к языку, к его чистоте, не засорять его ненужными словами, чтобы грамотнее стала речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мероприятие о чистоте языка. | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по русскому языку в 6 классе
«Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!».
Подготовила учитель русского языка и литературы Одикадзе Жужуна Владимировна.
Оформление: сцена, стол, стулья, перед сценой помещён плакат с высказыванием И. С. Тургенева о русском языке:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
И.С.Тургенев
Действующие лица:
Учитель,
Мать,
Катя (дочка)
Костя (одноклассник Кати),
Время, Имя прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать, КАК БЫ.
Открывается занавес. Небольшая комната. В ней стол, стулья. Девочка сидит и читает книгу, мать шьёт.
КАТЯ. Мамочка, сколько время? Ой, я опаздываю.
Быстро покушаю и побегу в школу.
МАТЬ. Доченька, обед стоит на плите.
КАТЯ. Борщ? Хорошо. Мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую.
(Режет мясо и ест.)
Костя. (Вбегает) Катя! Мы же опаздываем!
КАТЯ. Сейчас, сейчас. Вот только попью чай. (Быстро встаёт.) Мама, а у нас есть холодный кипяток? (Наливает из графина воду и пьёт). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?
КОСТЯ. Одень … как бы … пальто.
МАТЬ. Да, Катенька, возьми лучше пальто.
КАТЯ. Хорошо, я одену пальто.
Катя и Костя уходят.
МАТЬ. Не могу понять, почему Катя и Костя да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и по русскому языку в школе хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.
На сцене появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК БЫ и говорят все хором.
-Мы по- ра-жа-ем-ся, мы у-ди-вля-ем-ся , мы воз-му-ща-ем-ся. Послушайте, что сказала Катя.
ВРЕМЯ. Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж - времени, а во-вторых, вопрос «сколько времени» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?», а в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются!
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Нет, имена существительные, уж если кому и тяжело приходится, так это нам, именам прилагательным. С нами совсем не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами, вот и получается «холодный кипяток». Ведь если кипяток остыл, он уже перестал быть кипятком, а стал кипячёной водой, и говорить «холодный кипяток» так же нелепо, как «сладкая соль».
ПОЛОВИНА. Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я одна из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина» и даже «третья половина». Очевидно, меня путают с существительным «часть», про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело! (Падает со стула.)
НАДЕТЬ, ОДЕТЬ. Да, Половина, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как меня и моего брата Одеть так часто путают, что скоро мы и сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ - и где мой брат – ОДЕТЬ.
Одеть можно кого-то, одушевлённый предмет: одеть ребёнка; надеть на что-то или на кого-то: надеть кольцо на палец, надеть пальто. Помните, у Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду». А всё же нас путают и путают. Помогите нам распутаться.
КУШАТЬ. Если вас путают, то вас два брата и вы очень похожи, а я … меня литературный язык не допускает в первое лицо, и вместо «я кушаю», «мы кушаем» говорят: я ем, мы едим. И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребёнке можно сказать: он кушает, а в остальных случаях – он ест. Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено. Помните как у Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне» сказано: «Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обе».
КАК БЫ. Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно, но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю.
МАТЬ. Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. К сожалению, нередко у учеников есть два русских языка; одним они пользуются на уроках и вообще, когда следят за собой, а другим – в разговоре со своими товарищами. Писатель Лев Успенский как-то рассказывал о своей встрече с двумя ребятами – близнецами. Побывав летом в деревне у бабушки, они «нахватали» множество слов, никому не известных в их городе. Почему? Потому что там, где они были, в окрестностях Пскова люди старшего поколения ещё говорят не на необыкновенном русском, общем для всех русских людей языке, а на своём, особом псковско-русском наречии. А оно иногда довольно сильно отличается от нашей речи. Наша страна очень велика, и в отдельных местностях можно услышать слова, выражения, отличные от нашей литературной речи. Это так называемые диалектизмы. Они понятны людям, живущим в данной местности, ими пользуются писатели для обрисовки людей, жизни именно той местности. Употребление же диалектизмов в нашей обыденной речи только засоряет её.
УЧИТЕЛЬ. А ещё бывает так, что люди щеголяют словечками, взятыми из языка различных специалистов. Употребление в речи всяких непривычных, мало кому известных слов и называется засорением языка.
МАТЬ. В разговоре же Кати и Кости мы видим ошибки из-за незнания грамматики, непонимания смысла слова и слова-сорняки, которыми люди часто заполняют паузы, когда не могут найти нужное слово.
УЧИТЕЛЬ. Так скажем же все хором: «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!»
Занавес закрывается.
Перед занавесом читается отрывок из стихотворения (В.Масс и М.Червинский) «Как его зовут?»
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо», «здравствуйте», « простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «добрый день!»
Казалось бы простое слово,
А он стесняется, молчит
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуйте» бубнит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну , я пошёл… Пока! Всего!»
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя,
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем
Но имя что? Ведь суть не в нём –
Вам этот школьник не знаком?
УЧИТЕЛЬ. Ребята, давайте постараемся отныне более тщательно следить за своим языком, не засорять его ненужными словами. И вы сразу увидите, насколько красивой и грамотной станет ваша речь. Спасибо всем за участие в мероприятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....
Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!"
Цели внеклассного мероприятия "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!": 1.Помочь учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка.2.Предостеречь школьников от неправиль...
Материал для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню русского языка и Дню рождения А.С. Пушкина «Как слово наше отзовется».
Материал для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню русского языка и Дню рождения А.С. Пушкина «Как слово наше отзовется»....