Внеклассное мероприятие по русскому языку "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме

Вискова Наталья Евгеньевна

Цели внеклассного мероприятия  "Прочь с дороги все, что портит нашу речь!": 

1.Помочь учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка.
2.Предостеречь школьников от неправильного употребления слов и 
выражений.

3.Прививать любовь и бережное отношение к языку.

4.Воспитывать культуру речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_1.pptx1.37 МБ
Файл proch_2.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочь с дороги все, что портит нашу речь! Автор: Вискова Н.Е.., учитель русского языка и литературы ТОГБОУ « Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Паустовский К. Г . Эпиграф

Слайд 3

Легенда древней Греции о языке Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую дорогую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес …язык. Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире? – спросил Ксанф . Конечно,- ответил Эзоп . - Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: «мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир . Хорошо ,- согласился Ксанф . - Иди опять на базар и принеси мне теперь самую дешевую вещь в мире» Эзоп ушел и принес…язык. Снова язык?!- удивился господин. Да . Язык – самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы».

Слайд 4

Задание 1. Восстановите пословицы: Острый язык – дарование, больней огня жжет. Человеческое слово, длинный – наказание. Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь. Слово не воробей, может и убить.

Слайд 5

1 задание . Ответы: Острый язык – дарование, длинный – наказание . Человеческое слово больней огня жжет. Слово может спасти человека, может и убить . Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слайд 6

«Страшные» ошибки Кого мы «надеваем»? Что мы «одеваем»? Сколько время? Сколько времени? Кушать, есть Хочем или хотим ? Как это…? Блин Оба, обе и «обои»

Слайд 7

ЗАПОМНИ! Сколько ВРЕМЕНИ? КОТОРЫЙ ЧАС? ПОЕМ - Ребенок покушал . - «Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед» Сколько ВРЕМЯ? ПОКУШАЮ ХОЧЕМ ХОТИМ

Слайд 8

Мы целый день с тобой хохочем, Остановиться всё не хочем . Сказать вернее - не хотИм , Всё хохотим да хохотим ! ( С.Белорусец ) ЗАПОМНИ! хотИм хочем

Слайд 9

Любезный друг, не надо забывать, Что «одевать» не значит «надевать» ; Не надо путать эти выраженья, У каждого из них свое значенье! ЗАПОМНИ! Одеть можно кого-то , а надеть что-то! Первый глагол всегда сочетается с предметами одушевлёнными, а второй – с неодушевлёнными.

Слайд 10

ПОПРОСИМ НЕ ПУТАТЬ! Надежду одевают Одежду надевают

Слайд 11

НЕВЕРНО!

Слайд 12

ЗАПОМНИ! Для существительных мужского и среднего рода Для существительных женского рода Оба, обоих, обоим, обоим обои ! Например: Оба окна. На обоих окнах. Обе, обеих, обеим, обеими Например: Обе сестры. С обеими сестрами. Когда речь идет о двух предметах, мужского и женского рода, употребляется "оба". Например: Брат и сестра. Оба пьют компот. Мальчик и девочка закрылись в комнате, их обоих ищут друзья.

Слайд 13

Задание 2 «Редактор». Исправь ошибки в предложениях: Я одел пальто и пошел гулять. Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками . У дороги стоял пожилой гриб. Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов . Ляжьте на мат и выполните кувырок.

Слайд 14

Задание 2 «Редактор». Ответы: Я на дел пальто и пошел гулять. Наш класс известен всей школе хорошими отметками. У дороги стоял старый гриб. Наша команда проиграла из-за отсутствия двух ведущих спортсменов. Лягте на мат и выполните кувырок.

Слайд 15

ЗАПОМНИ! ЛЯЖЬ ЛЯГ ЛЯГТЕ

Слайд 16

Задание 3 «Отгадай слово» Приставка в слове «поплавок» , Корень спрятался в «звонок», Суффикс все «молчит-молчит» , А окончание на тебя «глядит» !

Слайд 18

Задание 3. «Отгадай загадки» В праздник я приду ко всем, Я большой и сладкий. Есть во мне орешки, крем, Сливки, шоколадки. Дорожка сшита-связана, Постирана, разглажена. Танюшку охраняет, Холод отгоняет. Они красивы и длинны, И в спальне всем они нужны: С утра поссорятся – светло, А помирятся – темно. Розовая бабочка С крылышками в складочку Никуда не улетает На косичках обитает.

Слайд 20

Задание 4. «Отгадай ребус» 1,2,3,4 Д 6,7

Слайд 22

Задание 5. З ачеркните буквы Г, Д, Ж, Ф Какое вы получите предложение? И Г Д С Т Ж И Ф Н Г Н Д А Ж Я Л Ю Д Б О В Ь К С Ж В О Е Ф Й С Д Т Р А Г Н Ф Е Н Е М Д Ы С Л Ж И М Г Ф А Б Д Е З Л Ю Ж Б Г В И Д К Ф С В Ж О Е Д М У Ф Я З Ы К У

Слайд 23

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Паустовский К.Г.

Слайд 24

Учите русский годы кряду, С душой , с усердием , с умом! Вас ждет великая награда, И та награда - в нем самом.

Слайд 25

Вы молодцы!

Слайд 26

Список использованных интернет-источников Арбатская Л.Н. Вечер, посвященный Международному Дню родного языка.- «Последний звонок», 2008, №8. Внеклассная работа по русскому языку / Авт.-сост. Баскакова В. П., Городкова И. Н. – Волгоград: Издательство «Корифей», 2009. Гайворонская Т.А. Срочно нужен переводчик.- «Последний звонок», 2008, №8 Галкина Г. В., Полонецкая Л. З. Занимательные задачи по русскому языку, Ростов-на-Дону, 2009. Материалы Интернет- сайта (высказывания о языке). Павликовская Н. И. – М.: Издательство «Глобус», 2009. Шустина И. В. Русский язык на «пятёрку». Олимпиадные задания, вопросы, тесты, Ярославль, 2010.



Предварительный просмотр:



«Прочь с дороги все, что портит нашу речь!»
Цель: 

1.помочь учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка, 
2.
предостеречь школьников от неправильного употребления слов и 
выражений;

3.прививать любовь и бережное отношение к языку;

4.воспитывать культуру речи.

Оборудование: презентация, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы
                                                   
Ход занятия

  1. Вступительное слово.

Говорят, что встречают по одежке, провожают - по уму. А откуда узнают об уме? Конечно, из речи человека, из того, как и что он говорит. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна задача – помогать людям понимать друг друга при общении. Но в последнее время много стали говорить о засорении русского языка иностранными словами, о небрежном отношении человека к языку и речи. И с этим можно согласиться. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего занятия написана на доске…


Но что это? Похоже, слова  решили поиграть в чехарду и перепутались. Помогите расставить их так, чтобы получилась фраза, являющаяся темой нашего сегодняшнего разговора (слайд №1)
 2.Содержание занятия.

Ведущий. Знаете ли вы, какая вещь самая дорогая и самая дешевая 
одновременно? Расскажу вам легенду. Перенесемся на минуту в 
древнюю Грецию.
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить «самую дорогую вещь в мире». Эзоп пошел на базар и принес …язык. «Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая вещь в мире? – спросил Ксанф. «Конечно»,- ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребенка: «мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
«Хорошо,- согласился Ксанф. - Иди опять на базар и принеси мне теперь самую дешевую вещь в мире»,- сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес…язык. «Снова язык?!- удивился господин. «Да. Язык – самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы». (слайд №3)
- Трудно не согласиться с Эзопом. Почему? Как вы думаете?
Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства.
  

Ведущий. Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки.


1 задание. Восстановите пословицы  (слайды №4-5):

  • Острый язык – дарование, больней огня жжет
  • Человеческое слово, длинный – наказание
  • Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь
  • Слово не воробей, может и убить

Ведущий. Не всегда, к сожалению, легко выразить свою мысль четко, ярко и 
образно. Согласны? Многие считают, что как сказал, так и хорошо, сойдет, а некоторые, что особенно печально, сознательно портят язык, стараясь подражать бессмысленным модным словечкам, грубому жаргону только потому, что «так говорят». А кто говорит? Откуда идет весь этот языковой сор? Кто старается портить наше достояние – язык? Люди недалекие, у которых низок культурный уровень. 
Частенько мы являемся свидетелями, а то и участниками такой сцены.

2 задание. :Найти речевые ошибки, которые допусти Юля?

 Инсценировка «Прочь с дороги…»

(Комната. В ней стол. Стулья. Девочка читает книгу. Мать шьет.)
Юля. Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.
Мама. Что за спешка?
Юля. Да мы с подругой хочем сегодня участвует в соревнованиях… как это?... по легкой атлетике.
Мама. Обед стоит на плите.
Юля. Блин, опять суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Ест).
Маша (вбегая): Юля! Что ты так долго?
Юля. Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (пьет). А что 
мне одеть?
Мама. Возьми пальто.
Маша. Пальто не стоит. Возьми лучше… как это, блин ? Свитер.
Мама. Действительно, возьми свитер.
Юля. Хорошо. (Миша и Юля уходят).
Мама. Не могу понять, почему и Юля и Миша, да и другие ребята не следят за 
своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку 
хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.

Какие ошибки были допущены Юлей? (слайд №6)

(Появляются Время, Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать, Как это)
Говорят хором: Мы удивляемся, мы возмущаемся.
Время. Вы слышали, что со мной сделали? Во-1, мой Родительный падеж - 
Времени, а во-2, вопрос «Сколько времени» требует продолжения, 
например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила 
Юля, надо сказать «Который час?». Видите, как со мной небрежно 
обращаются.
Прилагательное. Нет, имена Существительные, уж если кому и тяжело 
приходится, так это нам – Именам Прилагательным. С нами совсем не 
считаются, присоединяют, не думая, к любому Существительному, 
пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается – «холодный 
кипяток». А ведь если кипяток остыл, он уже перестал быть кипятком, а 
стал кипяченой водой. И говорить «холодный кипяток» так же нелепо, 
как «сладкая соль».
Половина. Да, Имена Прилагательные, вы совершенно правы. Вы уже знаете, что я одно из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно 
слышать, когда говорят: «Большая половина», «меньшая половина» и даже 
«третья половина»? Очевидно, меня путают с существительным Часть, про 
которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как 
тяжело! (садится).
^ Надеть и Одеть (спутанные вместе).
Надеть. Да, товарищ Половина. Мы вас очень, очень хорошо понимаем и 
сочувствуем вам, так как меня и моего брата часто путают, что скоро мы 
сами не сможем разобраться, где должен стоять я – Надеть, и где мой 
брат – Одеть.
^ Одеть. Одеть можно кого-то, одушевленный предмет: например, одеть ребенка.
Надеть. Надеть на что-то или на кого-то: например, надеть кольцо на 
палец, надеть пальто. А нас все путают и путают.
Кушать. Если вас путают, то вас два брата и вы очень похожи, а я? Меня 
литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю», «мы 
кушаем», надо говорить «я ем», «мы едим». И даже в третьем лице меня 
употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: он кушает, а 
в остальных случаях – он ест. Вот в вежливой форме при приглашении к 
еде мною пользоваться не запрещено. Помните, как у Пушкина в 
«Сказке о мертвой царевне» сказано: «Кушай яблочко, мой свет. 
Благодарствуй за обед».
Как это? Блин!

Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. 
Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого 
смысла к любому слову. Зачем? Не знаю.

Ведущий.                                                     
В разговоре же Юли и Миши мы видим и ошибки из-за незнания 
грамматики, и непонимания смысла слова, и слова-сорняки, которыми мы 
заполняем паузы, когда не можем найти нужного слова.

Работа с презентацией (слайды 7-12)


Все. Прочь с дороги все, что портит нашу речь!

Ведущий. Что же делать, что бы не делать подобных ошибок, какие сделали Юля и Миша? Как быть? Об этом расскажет  сценка.

Сценка «Рецепт»

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
- В каком классе учишься, молодой человек?
- В пятом «Бы».
- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
- Жутко дружно, жутко весело…
- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?
- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Порядок… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. 
Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.

(Выдает рецепт – учебник русского языка).

Ведущий. А теперь давайте порешаем занимательные задачи по русскому языку.

  1. Редактор (слайды 13-14).

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении.

  • Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
  • Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
  • У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
  • Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
  • Ляжьте на мат и выполните кувырок. (слайд 15)

2.Конкурс «Отгадай слово» (слайды 16-17)

Приставка в слове «поплавок»,

Корень спрятался в «звонок»,

Суффикс  все «молчит-молчит»,

А окончание на тебя «глядит»! (звонит)

Задание: поставьте правильно ударение в слове.

3.Конкурс «Отгадай загадки» (слайд 18)

а)В праздник я приду ко всем, 

Я большой и сладкий. 

Есть во мне орешки, крем, 

Сливки, шоколадки. 

Ответ: торт- торты

б)Дорожка сшита-связана, 
Постирана, разглажена. 
Танюшку охраняет, 
Холод отгоняет.
Ответ: шарф-шарфы

в)Они красивы и длинны,

И  в спальне всем они нужны:

С утра поссорятся – светло,

А помирятся – темно.

Ответ: Жалюзи

г)Розовая бабочка

С крылышками в складочку

Никуда не улетает

На косичках обитает .

Ответ: Бант- банты

Задание: запиши  слова во мн.числе и поставьте ударение: торты, шарфы, жалюзи, банты (на доске)

(Таблица, слайд  19, ЗАПОМНИ!)

4. Ребус «Молодцы!» (слайды 20-21)

Ведущий. Учиться говорить нужно. Ведь «обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А русский язык поистине богат и могуч.  О языке и речи говорят известные люди.

Задание 5. Зачеркните буквы Г, Д, Ж, Ф

Какое вы получите предложение?  Прочитайте.

И

Г

Д

С

Т

Ж

И

Ф

Н

Г

Н

Д

А

Ж

Я

Л

Ю

Д

Б

О

В

Ь

К

С

Ж

В

О

Е

Ф

Й

С

Д

Т

Р

А

Г

Н

Ф

Е

Н

Е

М

Д

Ы

С

Л

Ж

И

М

Г

Ф

А

Б

Д

Е

З

Л

Ю

Ж

Б

Г

В

И

Д

К

Ф

С

В

Ж

О

Е

Д

М

У

Ф

Я

З

Ы

К

У

ОТВЕТ:

 Истинная любовь
к своей стране

немыслима без любви к своему языку.  (слайды 22-23)

Паустовский К. Г.

3.Заключительная часть. Подведение итогов.

Учите русский

годы кряду,

С душой,

с усердием,

с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом.

В  ходе сегодняшнего занятия мы убедились, насколько  важно знать свой язык, его историю,  бережно пользоваться словом, чтобы наша жизнь стала ярче и интереснее.

Русский язык - это наше национальное достояние. Наша задача - передать эту драгоценность последующим поколениям в чистоте, её красоте и богатстве.

         Молодцы! Вы настоящие ценители, хранители, защитники, пропагандисты русского языка.  От нас с вами зависит будущее нашей страны, каким оно будет: великим или достойным сожаления?

Больше читайте, пополняйте свой словарный запас, не употребляйте слова-паразиты, не засоряйте язык.


Литература.

  1. Арбатская Л.Н. Вечер, посвященный Международному Дню родного языка.- «Последний звонок», 2008, №8.
  2. Внеклассная работа по русскому языку /  Авт.-сост. Баскакова В. П., Городкова И. Н.  – Волгоград: Издательство «Корифей», 2009.
  1. Гайворонская Т.А. Срочно нужен переводчик.- «Последний звонок», 2008, №8
  2. Галкина Г. В., Полонецкая Л. З. Занимательные задачи по русскому языку, Ростов-на-Дону, 2009.
  3. Материалы Интернет- сайта (высказывания о языке).
  4. Павликовская Н. И. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
  5. Шустина И. В. Русский язык на «пятёрку». Олимпиадные задания, вопросы, тесты, Ярославль, 2010.

Приложение 1.

 Инсценировка «Прочь с дороги…»

(Комната. В ней стол. Стулья. Девочка читает книгу. Мать шьет.)
Юля. Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.
Мама. Что за спешка?
Юля. Да мы с подругой хочем сегодня участвует в соревнованиях… как это?... по легкой атлетике.
Мама. Обед стоит на плите.
Юля. Блин, опять суп? Хорошо, а мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину. (Ест).
Маша (вбегая): Юля! Что ты так долго?
Юля. Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (пьет). А что 
мне одеть?
Мама. Возьми пальто.
Маша. Пальто не стоит. Возьми лучше… как это, блин ? Свитер.
Мама. Действительно, возьми свитер.
Юля. Хорошо. (Миша и Юля уходят).
Мама. Не могу понять, почему и Юля и Миша, да и другие ребята не следят за 
своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку 
хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.

Приложение 2.

Сценка «Рецепт»
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
- В каком классе учишься, молодой человек?
- В пятом «Бы».
- «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
- Жутко дружно, жутко весело…
- Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?
- Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Порядок… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. 
Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.
(Выдает рецепт – учебник русского языка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие "Наш русский лес-наше богатство"

Внеклассноемероприятие " Наш русский лес- наше богатство" к дню защиты природы. Презентация к мероприятию "наш русский лес-наше богатство"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10-11 классах "И мы сохраним тебя, русская речь"

Данное мероприятие направлено на воспитание  у учащихся бережного отношения к русскому слову,  развитию интереса к изучению предмета, повышению  культуры речи  и развитию тво...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "По дорогам и тропам языка"

Во время внеклассного мероприятия обучающиеся совершают путешествие по страницам ркусского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "От Кирилла и Мефодия до наших дней"

Познавательная   игра  «От Кирилла и Мефодия до наших дней»      Цель: 1)развивать межпредметные связи уроков русского языка и основ православной культуры Крыма...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!».

Мероприятие посвящается культуре речи. Как бережно надо относится к языку, к его чистоте, не засорять его ненужными словами, чтобы грамотнее стала речь....