Краеведение Тамбовской области. Занятие "В гости к Флоре"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Материал по внеклассной работе школьников ( 5- 6 класс) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет:
Класс: 5
Тема занятия: В гости к Флоре
Цель занятия: расширить знания детей о флоре нашего края, воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: гербарные образцы листьев клена, липы, дуба, орешника, березы, осины, сосны; лекарственные растения (подорожник, зверобой, череда, пижма, девясил, тысячелистник, ландыш, вороний глаз.); компьютер, презентация
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||
Знать: растения Тамбовской области; растения, занесенные в Красную книгу области Понимать: ценности для человека мира растений, о влиянии человека на жизнь растений; Уметь: умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи. Составление плана, осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения. | Обобщение, конкретизация, анализ; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия. | Умение формулировать собственное мнение и позицию. Осознанное построение речевых высказываний. Восприятие выступлений учащихся. Участие в обсуждении содержания материала. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия | Рефлексия собственной деятельности, осознанное осмысление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Организационная структура урока
Типовые этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Электронные ресурсы |
Организационный момент | Настроить учащихся на изучение новой темы. Положительный настрой на урок. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | http://www.youtube.com/watch?v=sQpT TKY3sKI |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Повторение и актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. Определение темы, цели и задач урока. | Предлагает загадку по теме. Задает вопрос что это? Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке, И в парке, и в саду, и даже на пруду. Звучит запись « звуки леса» Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм — С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток. Не оскверняй его святынь. Е. Евтушенко Определяет тему. Подводит учащихся к формулированию цели и задач урока | Отвечают на вопросы Высказывают свои предположения. Формулируют тему урока. | |
Изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. Подведение итогов | Организация деятельности учащихся по изучению, получению и освоению нового учебной информации на уровне «знание» Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности. | А кто знает имя богини растений? Демонстрирует слайд Обращает внимание уч-ся на расположение Тамбовской области в лесостепной зоне Демонстрирует видеоряд изображений растительности области. Предлагает перечислить учащимся значение растений на Земле Обращает внимание уч-ся на численность дикорастущих и культурных растений области Предлагает разделиться на группы и определить названия растений по листьям из гербария. Проверяет и корректирует работу учащихся Организует обсуждение, подводит итоги работы Обращает внимание уч-ся на растения, завезенные к нам из других континентов, предлагает определить их названия по картинкам из презентации Обращает внимание учащихся на снижение численности некоторых растений области, предлагает назвать меры по их сохранению. Демонстрирует Красную книгу растений Тамбовской области Предлагает назвать известные им растения ТО, занесенные в Красную книгу и найти их в гербарии. Демонстрирует слайды и гербарий растений. Знакомит учащихся посредством игры с лекарственными растениями ТО (организует игру : «Знаешь ли ты?» загадки о лекарственных растениях ) Демонстрирует фильм: «Лекарственные растения» Предлагает назвать ядовитые растения ТО. Демонстрирует видеоряд ядовитых растений ТО Организовывает подведение итогов. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. | Рассматривают слады Рассматривают слады Рассматривают слады Отвечают на вопросы Рассматривают слады Работают в группах с гербарными образцами растений, определяют названия растений . Обсуждают результаты, проверяют правильность определения растения по гербарию Рассматривают слады, называют растения. Рассматривают слады Отвечают на вопросы Знакомятся с Красной книгой растений Тамбовской области Называют растения, определяют их в гербарии Рассматривают слады Отгадывают загадки Просматривают фильм о лекарственных растениях Называют ядовитые растения ТО. Просматривают слайды Рефлексируют, анализируют полученные, отработанные и закрепленные на уроке умения и навыки. |
Приложение 1
«Загадки о лекарственных растениях»
1 Назовите растение, которое даёт «сердечное» лекарство (ландыш).
2 Назовите растение от 90 болезней (зверобой).
3 Настой какого растения дают капризным детям? Это же растение очень любят кошки (валериана лекарственная).
4 Это растение называют другом пешехода .Листья этого растения помогут остановить кровь, утолить боль при укусах насекомых, при натертостях и мозолях. (Подорожник)
5 Листья этого растения с одной стороны мягкие и пушистые, а с другой стороны гладкие. Их заваривают при кашле (мать-и-мачеха).
6 Цветки эти любят пчелы, а мы пьем настой из них при высокой температуре (цветки липы)
7 Соком какого растения можно вывести бородавки? (чистотел)
8 Какое растение заменяет и вату и йод? (мох-сфагнум)
9 В белой юбочке стоит,
Про любовь секрет таит:
Может скажет, иль промашка -
Погадай-ка нам ...(ромашка)!
А кому из нас не знакома ромашка аптечная. Это одно из самых древних лекарственных растений. Цветки этого растения содержат полезные органические кислоты, витамины, горечи, слизи. Лекарственные формы этого растения в виде настоя и отвара применяют в качестве спазмолитических, противовоспалительных и потогонных средств; при спазмах кишечника, поносах. Цветки входят в состав ряда сборов, а так же применяются в косметике. Отваром из цветов ромашки хорошо полоскать голову после мытья.
10 Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха)
Лечение данной травой издавна назначали от удушья и кашля. Народная медицина также использовала дым от листьев для облегчения приступов астмы и зубной боли. Отвар мать-и-мачехи еще помогает при лечении водянки, золотухи и катара желудка, кроме того, её пили как мочегонное и отхаркивающее средство при проблемах с желудочно-кишечным трактом . Кроме того, отвар мать и мачехи помогает при отеках, лечении почек, миозите и для улучшения пищеварения.
Приложение 2
«Ядовитые растения»
Слайд 19.Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза? Вороний глаз. Все части растения, особенно ягоды, ядовиты. При отравлении отмечали понос, колики, приступы головокружения.
Слайд 19 Белые горошки на зелёной ножке? Ландыш майский. Растение ядовитое. Ни в коем случае нельзя брать в рот его цветки и листья, а тем более ягоды! Это может привести к тяжёлым отравлениям и даже к смерти!
Слайд 20. Паслён сладко – горький (красный). Осторожно! Ягоды, особенно незрелые, ядовиты и могут представлять большую опасность для детей!
Слайд 20
Цветок трубочкой,
С белой юбочкой,
А плод – лукавый:
С шипами, с отравой ( дурман)
Всё растение сильно ядовито, особенно семена. В случае отравления наблюдаются учащение сердцебиения, галлюцинации, беспричинный смех, сухость во рту, тошнота , рвота, головные боли, временная потеря зрения, возможны судороги, сильное нервное возбуждение, значительное временное ухудшение кратковременной памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятия для группы второго года обучения по программе «Мичуринск мой – ты часть большой России» по теме "Географическое положение Тамбовской области"
План занятия для группы второго года обученияпо программе «Мичуринск мой – ты часть большой России»по теме "Географическое положение Тамбовской области"...
В гостях у Флоры и Фауны
Внеклассное мероприятие по биологии. Можно провести как внутри одной параллели, так и между разными классами. Содержит материал о животных занесённых в Красную книгу Краснодарского края....
План-конспект открытого занятия «Красная книга Тамбовской области».
Цель: Познакомить детей с понятиями «Красная книга» и «Красная книга Тамбовской области». Задачи: Познакомить детей с причинами создания Красной книги.Познакомить обучающихся с некоторыми видами ...
Конспект занятия "Биоразнообразие Тамбовской области. Пути его сохранения."
Одной из ключевых проблем многих аграрных областей, к которым относится и Тамбовская область, является сокращение видового разнообразия растительного и животного мира, вызванных хозяйственной деятельн...
Литературное краеведение Тамбовской области
Материал подготовлен для вступительного урока по литературному краеведению Тамбовской области...
Рабочая программа по историческому краеведению Тамбовской области для 7 класса
Рабочая программа охватывает период с древнейшего времени и до конца 17 века. Перечень тем, включенных в рабочую программу, позволит обучающимся подробно узнать о возниковении иразви...
Конспект занятия по краеведению Кемеровской области "Дикие животные нашего края"
Конспект занятия по краеведению Кемеровской области «Дикие животные нашего края» Занятие построено с учетом возрастных особенностей младших школьников (от 8 до 10лет), в него вк...