Конспект занятия по краеведению Кемеровской области "Дикие животные нашего края"
план-конспект на тему

 Чернова Анна Константиновна

Конспект занятия по краеведению Кемеровской области

«Дикие животные нашего края»

 

 

Занятие построено с учетом возрастных особенностей младших школьников (от 8 до 10лет), в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает отследить уровень знаний младших школьников.

Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных Кемеровской области

Задачи занятия:

Образовательные

  • Закрепить названия о диких животных.

  • Продолжить знакомство с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области

Воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

  • Воспитывать любознательность.

  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Предварительная работа:

  • Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные»;

  • Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.).

  • Разучивание физкультминуток «Дикие животные», «Звериная зарядка».

Материалы к занятию:

Иллюстрации к занятию «Дикие животные», «Дикие животные Кемеровской области», Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы - для игры «Поле чудес», фишки для поощрения детей.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

Анжеро-Судженского городского округа

«Станция юных туристов»

Конспект занятия по краеведению Кемеровской области

 «Дикие животные нашего края»

Автор-составитель: Чернова Анна Константиновна,

педагог дополнительного образования.

Анжеро – Судженск

2015

Чернова Анна Константиновна,

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «СЮТур»

Пояснительная записка.

Занятие  построено с учетом возрастных особенностей младших школьников (от 8 до 10лет), в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий  помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает отследить уровень знаний младших школьников.

Дикие  животные нашего края

Цель  занятия: обобщить знания детей о диких животных  Кемеровской области

Задачи  занятия:

Образовательные

  • Закрепить названия о диких животных.
  • Продолжить знакомство с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области

Воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Предварительная работа:

  • Дидактические игры  «Кто, где живет», «Дикие животные»;
  • Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные  Кемеровской области и др.).
  • Разучивание физкультминуток «Дикие животные», «Звериная зарядка».

Материалы к занятию:

Иллюстрации к занятию «Дикие животные»,  «Дикие животные Кемеровской области»,  Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы - для игры «Поле чудес», фишки для поощрения детей.

Список литературы:

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. [Текст]/ С.И. Агеева //Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995. – С 182
  2. Скоролупова О.А. Дикие животные.  [Текст]/  О.А. Скоролупова - М.: Издательство Скрипторий, 2006.
  3. Беляева, В.С.   Изучаем природу родного края [Текст]/ В.С. Беляева, С.Д. Василевская.- М.: Просвещение, 1974.
  4. Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / отв. ред. Т.Н. Гагина, Н.В. Скалон. - Кемерово: Кн. изд., 2000. - 280 с. 

В приложении использованные сканированные иллюстрации из книги «Дикие животные» Скорлуповой О.А.

Ход занятия

Часть I

Введение

Педагог:

Ребята, сегодня мы закрепим знания  о диких животных Кемеровской области. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь (по мере отгадывания загадок, педагог выставляет картинки с изображением животных). Приложение 1

Загадки

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это…(Белка).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост-краса.

Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,

Осыпанный листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Серенькая, маленькая,

хвост как шило. (Мышь)

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…(Лось).

Педагог:

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

- Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

- О животных.

- Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.

Часть II

Рассказ педагога о животных Кемеровской области

Однако в последнее время растет число видов завезенных и акклиматизированных человеком. К примеру – норка, ондатра и заяц-русак. Или расселяющихся самостоятельно – такие как серая крыса, еж и кабан. Кроме того, из соседних краев изредка забредает снежный барс, мигрируют различные грызуны и птицы.

Среди постоянных жителей самые крупные – медведь и лось. Они живут в основном в таежных местах. В гористой местности можно встретить сибирских северных оленей, азиатского марала и кабаргу. Их родственник косуля предпочитает лиственные леса и лесостепи.

Хищники рысь и росомаха, хотя и обитают практически повсеместно, – звери довольно редкие: всего несколько сот особей. Зато их более мелкие собратья – лиса, колонок, горностай, ласка встречаются гораздо чаще. Также как и другие аборигены края, грызуны и травоядные: заяц-беляк, белка, бурундук, бурозубки, кроты.

 

Педагог:

А теперь ребята, давайте немного разомнёмся!

Физкультминутка  «Дикие животные»:

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Часть III

Рассказ учащихся о диких животных.

Лось, рысь, белка, волк. (приложение 1)

Лось. Рост его достигает 235 см, масса - почти 600 кг. Особенно внушительно выглядит старый самец, украшенный большими рогами-лопатами. В Сибири лося часто называют сохатым. Он огромный, нескладный (высоконогий с коротким туловищем), горбатый, голова большая, , с торчащими в стороны рогами. В неволе лоси доживают до 20-25 лет. В естественных условиях редко встречаются особи старше 12-15 лет.

Рысь - типичная кошка, хотя величиной с крупную собаку, которую отчасти и напоминает своим заметно укороченным телом и длинноногостью. Хвост у рыси как бы обрублен. Зато очень характерна голова. Она сравнительно небольшая, округлая и очень выразительная. У рыси плотное и сильное тело. К тому же она очень ловка: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает большие до 3,5 - 4 метров прыжки, совершает длительные переходы, хорошо плавает. Срок жизни в условиях дикой природы до 13 лет.

Белка. Этот маленький симпатичный зверёк  предпочитает жить в лесах. Тело у них стройное, лапы удлиненные и конечно же пушистый хвост, размер которого равен размеру туловища. Длина тела от 20 до 40 см (зависит от вида). Весит зверёк не больше килограмма. Ушки маленькие с кисточками на конце ( особенно кисточки выражены зимой, летом их почти не видно). У белки острые зубы, которые быстро стачиваются, так как они всё время что-нибудь грызут. Но это не беда, новые зубы вырастут быстро. У грызунов зубы растут всю жизнь. Хорошо развиты слух и зрение. При опасности издаёт пронзительный звук, предупреждая об опасности других сородичей. Живут белки в дикой природе до пяти лет.

Волк - умный и смелый, один из самых совершеннейших хищников, неотъемлемая часть живой природы. Поджарое тело и мускулистые лапы, широкая грудная клетка и слегка покатая спина, лобастая голова и мускулистая шея – всего этого достаточно, чтобы оценить силу и выносливость волка. Размеры и окрас волков разнообразны и напрямую зависят от окружающего климата и географической изменчивости: в высоких широтах хищники гораздо крупнее своих собратьев с юга. В среднем, высота в холке среднего представителя семейства псовых, к которому и относятся волки, колеблется от 60 до 85 см, а вес – от 30 до 65 кг. По данным исследователей серого хищника, волк в лесу обычно доживает до 12 лет. В редких случаях он может продлить свой век и до пятнадцати лет.

Педагог:

 - Спасибо ребята, молодцы!

Часть IV

Заключение

Педагог:

- Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «Поле чудес». Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: волк, жилище - логово. Итак, начинаем игру.

Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фишки в виде смайликов, и определяется победитель.

Педагог:

- Молодцы ребята!

Приложение 1

C:\Users\User\Desktop\животные\0916a8b46c988cfa20cf66f3b8a80770.jpgC:\Users\User\Desktop\животные\112634207_ya05.jpg

Рис. 1 – Ёжик                                                          Рис. 2 - Волк  

C:\Users\User\Desktop\животные\1892913.jpgC:\Documents and Settings\Павел\Рабочий стол\image007.jpg

Рис. 3 – Мышь                                                            Рис. 4 - Крот

C:\Users\User\Desktop\животные\i.jpgC:\Documents and Settings\Павел\Рабочий стол\image011.jpg

Рис. 5 – Заяц                                                           Рис. 6 - Лиса

C:\Documents and Settings\Павел\Рабочий стол\image0137.jpgC:\Users\User\Desktop\животные\640_1_89.jpg

Рис. 7 – Медведь                                                                       Рис. 8 -  Лось

C:\Users\User\Desktop\животные\4528706_anim26.jpgC:\Users\User\Desktop\животные\get_img.jpg

Рис. 9 – Рысь                                                                          Рис. 10 - Белка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животные нашего края (Пермский край)

Данная презентация является информационным сопровождением к уроку  в 7кл "Многообразие животных".  Можно использовать на различных внеклассных мероприятиях биологической тематики. На основе ...

Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР: «Дикие животные нашего края»

Данное занятие позволяет расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши"; закрепить знания о диких животных, проживающих в нашем регионе и их детенышах, зна...

Презентация к занятию "Дикие животные нашего края"

Презентация наглядно демонстрирует и рассказывает обучающимся о диких животных, живущих в лесах Кемеровской области....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»(общеинтеллектуальное направление)для 6 классов(основное общее образование)Количество...

Конспект занятия по развитию речи ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

зАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛГК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...