Конспект занятия по краеведению Кемеровской области "Дикие животные нашего края"
план-конспект на тему
Конспект занятия по краеведению Кемеровской области
«Дикие животные нашего края»
Занятие построено с учетом возрастных особенностей младших школьников (от 8 до 10лет), в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает отследить уровень знаний младших школьников.
Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных Кемеровской области
Задачи занятия:
Образовательные
Закрепить названия о диких животных.
Продолжить знакомство с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области
Воспитательные
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитывать любознательность.
Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
Предварительная работа:
Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные»;
Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.).
Разучивание физкультминуток «Дикие животные», «Звериная зарядка».
Материалы к занятию:
Иллюстрации к занятию «Дикие животные», «Дикие животные Кемеровской области», Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы - для игры «Поле чудес», фишки для поощрения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_kraevedeniyu_kemerovskoy_oblasti_dikie_zhivotnye_nashego_kraya.docx | 758.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Анжеро-Судженского городского округа
«Станция юных туристов»
Конспект занятия по краеведению Кемеровской области
«Дикие животные нашего края»
Автор-составитель: Чернова Анна Константиновна,
педагог дополнительного образования.
Анжеро – Судженск
2015
Чернова Анна Константиновна,
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «СЮТур»
Пояснительная записка.
Занятие построено с учетом возрастных особенностей младших школьников (от 8 до 10лет), в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает отследить уровень знаний младших школьников.
Дикие животные нашего края
Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных Кемеровской области
Задачи занятия:
Образовательные
- Закрепить названия о диких животных.
- Продолжить знакомство с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области
Воспитательные
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
- Воспитывать любознательность.
- Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
Предварительная работа:
- Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные»;
- Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.).
- Разучивание физкультминуток «Дикие животные», «Звериная зарядка».
Материалы к занятию:
Иллюстрации к занятию «Дикие животные», «Дикие животные Кемеровской области», Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы - для игры «Поле чудес», фишки для поощрения детей.
Список литературы:
- Агеева С.И. Обучение с увлечением. [Текст]/ С.И. Агеева //Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995. – С 182
- Скоролупова О.А. Дикие животные. [Текст]/ О.А. Скоролупова - М.: Издательство Скрипторий, 2006.
- Беляева, В.С. Изучаем природу родного края [Текст]/ В.С. Беляева, С.Д. Василевская.- М.: Просвещение, 1974.
- Красная книга Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / отв. ред. Т.Н. Гагина, Н.В. Скалон. - Кемерово: Кн. изд., 2000. - 280 с.
В приложении использованные сканированные иллюстрации из книги «Дикие животные» Скорлуповой О.А.
Ход занятия
Часть I
Введение
Педагог:
Ребята, сегодня мы закрепим знания о диких животных Кемеровской области. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь (по мере отгадывания загадок, педагог выставляет картинки с изображением животных). Приложение 1
Загадки
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…(Белка).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Серенькая, маленькая,
хвост как шило. (Мышь)
С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,
знайте, дети, это…(Лось).
Педагог:
Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.
- Подскажите мне, о ком же все эти загадки?
- О животных.
- Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.
Часть II
Рассказ педагога о животных Кемеровской области
Однако в последнее время растет число видов завезенных и акклиматизированных человеком. К примеру – норка, ондатра и заяц-русак. Или расселяющихся самостоятельно – такие как серая крыса, еж и кабан. Кроме того, из соседних краев изредка забредает снежный барс, мигрируют различные грызуны и птицы.
Среди постоянных жителей самые крупные – медведь и лось. Они живут в основном в таежных местах. В гористой местности можно встретить сибирских северных оленей, азиатского марала и кабаргу. Их родственник косуля предпочитает лиственные леса и лесостепи.
Хищники рысь и росомаха, хотя и обитают практически повсеместно, – звери довольно редкие: всего несколько сот особей. Зато их более мелкие собратья – лиса, колонок, горностай, ласка встречаются гораздо чаще. Также как и другие аборигены края, грызуны и травоядные: заяц-беляк, белка, бурундук, бурозубки, кроты.
Педагог:
А теперь ребята, давайте немного разомнёмся!
Физкультминутка «Дикие животные»:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Часть III
Рассказ учащихся о диких животных.
Лось, рысь, белка, волк. (приложение 1)
Лось. Рост его достигает 235 см, масса - почти 600 кг. Особенно внушительно выглядит старый самец, украшенный большими рогами-лопатами. В Сибири лося часто называют сохатым. Он огромный, нескладный (высоконогий с коротким туловищем), горбатый, голова большая, , с торчащими в стороны рогами. В неволе лоси доживают до 20-25 лет. В естественных условиях редко встречаются особи старше 12-15 лет.
Рысь - типичная кошка, хотя величиной с крупную собаку, которую отчасти и напоминает своим заметно укороченным телом и длинноногостью. Хвост у рыси как бы обрублен. Зато очень характерна голова. Она сравнительно небольшая, округлая и очень выразительная. У рыси плотное и сильное тело. К тому же она очень ловка: не только прекрасно лазает по деревьям и скалам, но и быстро бегает, делает большие до 3,5 - 4 метров прыжки, совершает длительные переходы, хорошо плавает. Срок жизни в условиях дикой природы до 13 лет.
Белка. Этот маленький симпатичный зверёк предпочитает жить в лесах. Тело у них стройное, лапы удлиненные и конечно же пушистый хвост, размер которого равен размеру туловища. Длина тела от 20 до 40 см (зависит от вида). Весит зверёк не больше килограмма. Ушки маленькие с кисточками на конце ( особенно кисточки выражены зимой, летом их почти не видно). У белки острые зубы, которые быстро стачиваются, так как они всё время что-нибудь грызут. Но это не беда, новые зубы вырастут быстро. У грызунов зубы растут всю жизнь. Хорошо развиты слух и зрение. При опасности издаёт пронзительный звук, предупреждая об опасности других сородичей. Живут белки в дикой природе до пяти лет.
Волк - умный и смелый, один из самых совершеннейших хищников, неотъемлемая часть живой природы. Поджарое тело и мускулистые лапы, широкая грудная клетка и слегка покатая спина, лобастая голова и мускулистая шея – всего этого достаточно, чтобы оценить силу и выносливость волка. Размеры и окрас волков разнообразны и напрямую зависят от окружающего климата и географической изменчивости: в высоких широтах хищники гораздо крупнее своих собратьев с юга. В среднем, высота в холке среднего представителя семейства псовых, к которому и относятся волки, колеблется от 60 до 85 см, а вес – от 30 до 65 кг. По данным исследователей серого хищника, волк в лесу обычно доживает до 12 лет. В редких случаях он может продлить свой век и до пятнадцати лет.
Педагог:
- Спасибо ребята, молодцы!
Часть IV
Заключение
Педагог:
- Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «Поле чудес». Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: волк, жилище - логово. Итак, начинаем игру.
Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фишки в виде смайликов, и определяется победитель.
Педагог:
- Молодцы ребята!
Приложение 1
Рис. 1 – Ёжик Рис. 2 - Волк
Рис. 3 – Мышь Рис. 4 - Крот
Рис. 5 – Заяц Рис. 6 - Лиса
Рис. 7 – Медведь Рис. 8 - Лось
Рис. 9 – Рысь Рис. 10 - Белка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Географическое положение Кемеровской области. Символика Кемеровской области.
Конспект занятия дополнительной образовательной программы...
Дикие животные нашего края
о животных...
Животные нашего края (Пермский край)
Данная презентация является информационным сопровождением к уроку в 7кл "Многообразие животных". Можно использовать на различных внеклассных мероприятиях биологической тематики. На основе ...
Подгрупповое логопедическое занятие для детей с ФФНР: «Дикие животные нашего края»
Данное занятие позволяет расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши"; закрепить знания о диких животных, проживающих в нашем регионе и их детенышах, зна...
Презентация к занятию "Дикие животные нашего края"
Презентация наглядно демонстрирует и рассказывает обучающимся о диких животных, живущих в лесах Кемеровской области....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»(общеинтеллектуальное направление)для 6 классов(основное общее образование)Количество...
Конспект занятия по развитию речи ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ
зАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛГК В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...
- Мне нравится (1)