Конспект занятия "Биоразнообразие Тамбовской области. Пути его сохранения."
план-конспект урока по экологии на тему
Одной из ключевых проблем многих аграрных областей, к которым относится и Тамбовская область, является сокращение видового разнообразия растительного и животного мира, вызванных хозяйственной деятельностью человека. За 300 лет активного антропогенного воздействия человека на данную территорию вырублено 80% лесов, распаханы все целинные степи, безвозвратно потеряны многие виды растений и животных, или находятся на грани полного истребления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioraznoobrazie_urok.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная образовательная организация
дополнительного образования
«Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»
Конспект занятия
Биоразнообразие Тамбовской области. Пути его сохранения.
Автор работы:
Руденко Наталия Владимировна
Педагог дополнительного образования
Уварово 2016
Пояснительная записка.
В современном мире проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействие человеческого общества на окружающую среду приобрело глобальный характер. Причина – тотальная безответственность и экологическое бескультурье. Именно поэтому такое громадное значение приобретает формирование экологической культуры, экологического образования и воспитания, как части нравственного воспитания подрастающего поколения.
Одной из ключевых проблем многих аграрных областей, к которым относится и Тамбовская область, является сокращение видового разнообразия растительного и животного мира, вызванных хозяйственной деятельностью человека. За 300 лет активного антропогенного воздействия человека на данную территорию вырублено 80% лесов, распаханы все целинные степи, безвозвратно потеряны многие виды растений и животных, или находятся на грани полного истребления.
Методическая разработка конспекта открытого занятия эколого-биологической направленности, нацелена на формирование у обучающихся экологической культуры.
Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по Окружающему миру, Биологии.
Тип: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.
Продолжительность занятия 45 минут. Методическая разработка предназначена для детей 6- 10 лет, дополнительной подготовки обучающихся не требуется.
Актуальность занятия не вызывает сомнения, ведь на плечи сегодняшних обучающихся, в ближайшем будущем, ляжет тяжелый груз забот и проблем, связанный с необходимостью сохранения естественных природных комплексов. Поэтому формирование экологической культуры обучающегося – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Новизна: занятие построено на личных наблюдениях автора.
Цель урока: проанализировать проблемы и определить пути сохранения биоразнообразия Тамбовской области.
Задачи:
Образовательные:
- углубление знаний обучающихся в области экологии;
- знакомство обучающихся с животным и растительным миром родного края, с его изменениями и проблемами;
- формирование умения самостоятельно определять виды животных, наблюдать и проводить исследования, делать выводы и обобщения;
- овладение умениями оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Воспитательные:
- приобщение обучающихся к культурным и природным ценностям;
- воспитание в новом поколении идей патриотизма, национальной самоидентификации и гордости за малую Родину;
- воспитание нового поколения экологически грамотных подростков;
- воспитание трудолюбия, бережного отношения к окружающей природе;
- формирование и развитие общечеловеческих качеств (честности, трудолюбия);
- сплочение детского коллектива через совместные творческие дела.
Развивающие:
- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению и улучшению окружающей среды;
- развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
- развитие творческих способностей.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая и индивидуальная работа.
Понятия и термины: биоразнообразие, бобр, выхухоль, касуля
Оборудование и материалы: компьютер, презентация с изображением животных, раскраски животных, карандаши, цветная бумага и картон, салфетки, клей, ножницы, втулки от туалетной бумаги.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.
Методические приёмы: беседа, объяснение нового материала, демонстрация изображений животных, рисование.
План занятия
1.Организационный момент.
1.1. Приветствие. Представление себя детям.
1.2 .Подготовка аудитории к работе.
2.Основная часть.
2.1. Вступительное слово педагога.
2.2. Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.
2.3. Изучение нового материала.
2.4. Физкультминутка.
2.5.Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.
2.6. Практическая работа – изготовление поделки.
3.Подведение итогов.
3.1. Оформление выставки с поделками.
3.2. Анализ проделанной работы.
Ход занятия.
№ п/п | Части занятия | Организационно-методические указания | Длительность |
1 Организационный момент. | |||
1.1. | Приветствие. | -Добрый день, мои юные друзья! | 1 мин. |
1.2. | Подготовка аудитории к работе. | В кабинете на столах подготовлены цветная бумага, клей, карандаши, картон, ножницы. Для детей приготовлен раздаточный материал с изображением животных и растений. | 1 мин. |
2. Основная часть. | |||
2.1. | Вступительное слово педагога | - Биологическое разнообразие - это совокупность всех форм жизни на Земле во всех ее проявлениях, все то множество живых организмов и их сообществ, которое сформировалось за миллионы лет эволюции. Именно естественное разнообразие жизни обеспечивает экологическое равновесие на нашей планете. Каким бы незначительным, на первый взгляд, ни казалось какое-либо растение или животное, оно вносит свой незаменимый вклад в обеспечение устойчивости не только своей местности, но и биосферы в целом. | 2 мин. |
2.2. | Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия. | - Сегодня на занятии я расскажу вам истории из жизни моего прадедушки. Затем мы сравним, как изменился окружающий мир с тех времен. Подумаем, что мы можем сделать, чтобы сохранить биологическое разнообразие нашей Родины. | 3 мин. |
2.3. | Изучение нового материала. | - У меня был прадедушка. Он родился в 1906 году и прожил интересную жизнь длиною в 96 лет. Родился он в 1906 году. Звали его Миша. Он любил природу и подмечал интересные факты из жизни животных и растений. А потом эти истории рассказывал нам – своим внучатам. Дедушка всю жизнь прожил в деревне Петровское, которое расположено недалеко от города Уварово, на берегу реки Вороны. Дедушка рассказывал, что раньше наша река была шире и полноводнее. По ней даже сплавлялись баржи с разнообразным товаром. А еще на ее берегах жило много животных. Например, выхухоль. Посмотрите на экран. Этих забавных зверьков в окрестностях нашего города было очень много. Во время весеннего паводка, когда вода доходила до огорода дедушки, выхухоли выходили греться и сушить шертку прямо к дому. Они совсем не боялись людей. Недалеко от деревни строили свои хатки и выводили потомство бобры. Теперь бобры и выхухоли не живут рядом с нами. Их истребили люди. В нашей реке рыбы водилось видимо невидимо. Даже раки были. Знаете ли вы, что раки водятся только в чистой воде? А сейчас раков в реке нет. Около деревни есть небольшое озеро - Ильмень. В давние времена на его берега прилетало много разной птицы – лебеди, гуси, утки, для того чтобы вырастить новое потомство. Люди стали охотиться на них, и птицы покинули привычные для них места. Деревня росла, людей становилось все больше, а растений и животных все меньше. Прошли годы. Молодежь стремилась в город, и в деревне осталось очень мало жителей. Этот факт положительно повлиял на животный и растительный мир. На озеро прилетели лебеди, гуси и утки. Слышно, как курлычат журавли. По болотам важно прогуливаются длинноногие цапли. В прошлом году зайцы - воришки совершили набег на капустные грядки моей бабушки. Теперь за посадками следит собака. А в этом году у четвероного сторожа прибавилось работы. В заброшенном саду поселилась рыжая плутовка – лиса, которая так и хочет курочку у моей бабушки стащить. Иногда на опушку леса выходят стройные косули, но лишь только услышат они шорох, тут же прячутся. Животные и растения очень красивые. Но любоваться ими нужно издалека, чтобы не навредить. Поэтому на нашем занятии я предлагаю вам сделать сегодня своих животных из бросового материала и цветной бумаги. Мы сделаем сову, потому что она символ мудрости, и голубя, потому что это символ мира. Но прежде чем приступить к работе, нужно размяться. Давайте сделаем зарядку. Представьте, что мы свами толстенькие хомяки, и мы спим. | 10 мин. |
2.4. | Физкультминутка. | Хомка, Хомка, хомячо- Полосатенький бочок. Хомка раньше всех встает, Шейку моет, щечки трет. Подметает Хомка катку, И шагает на зарядку: Раз, два, три, четыре, пять – Хомка сильным хочет стать. | 2 мин. |
2.5. | Повторение правил по технике безопасности перед началом работы. | Правила по технике безопасности при работе с ножницами, клеем:
| 2 мин. |
2.6. | Практическая работа – изготовление поделки. | Сгибаем втулку туалетной бумаги сверху, чтобы получились рожки. Приклеиваем, вырезанные из цветной бумаги детали: глаза, крылья, нос. Из картона вырезаем фигуру голубя. Делаем пышные цветочки из салфеток, которые крепим к бокам голубя. | 10 мин. |
3. Подведение итогов. | |||
3.1. | Оформление выставки с поделками. | -Сегодня мы свами сделали красивых птичек - мудрую сову и миролюбивого голубя. Так же и человеку нужно относиться к природе - с любовью и мудростью. | 2 мин. |
3.2. | Анализ проделанной работы. | - Ребята, сегодня на уроке я вам рассказала разные истории. В одной люди уживались с животными и не мешали друг другу. В другой истории люди уничтожили животных, заставили их покинуть привычные места. Какая вам понравилась больше? (дети отвечают) - А почему? -А что людям нужно делать. Чтобы таких грустных историй больше не было? (дети называют варианты). -От неправильного поведения человека, может пошатнуться экологическое равновесие на планете. А от экологического равновесия зависит все то, без чего не может жить человек - продуктивность почв, лесов и морей, чистота пресной воды и воздуха, обеспеченность продуктами питания и все остальное. Таким образом, естественное биологическое разнообразие - это необходимое условие выживания человечества. Но в последние два столетия под влиянием деятельности человека естественный ход экологических процессов нарушился. Чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, радикальное преобразование ландшафтов, уничтожение мест обитания животных и растений, загрязнение окружающей среды привели к резкому сокращению биоразнообразия и даже к изменению климата на планете. Тысячи видов живых организмов или уже исчезли с лица Земли, или находятся на грани исчезновения. Только незначительная часть из них занесена в Красные книги, многие охраняются в заповедниках и других ООПТ. Потеря же любого вида с его уникальным генетическим фондом, неповторимыми особенностями жизни и взаимоотношений с окружающим миром - невосполнима и ведет к нарушению целостности природных комплексов. Сегодня очевидно, что сохранение разнообразия живых организмов и биологических систем на Земле абсолютно необходимо и прежде всего для нас с вами. | 11 мин. |
Результаты реализации занятия.
Урок проводился в объединении «Друзья природы». Принимал участие 31 воспитанник. Возрастная категория – 1- 2 классы. Урок понравился. Дети с удовольствием делали птичек из бросового материала. Во время совместного с педагогом анализа проделанной работы, ребята из объединения «Друзья природы» отметили, что лучше жить в согласии с природой и наметили для себя следующие мероприятия по ее сохранению:
- Не шуметь в лесу;
- Не мусорить;
- Не жечь костры;
- Не рвать цветы, не ломать деревья;
- Не бросать в воду мусор;
- Не убивать животных;
- Не топтать растения;
- Проводить экологические субботники по уборке леса, берега реки;
- Рассказывать другим людям, как нужно вести себя на природе;
- Изучать науку, чтобы потом помогать природе.
Список литературы:
- Акимушкин И. Мир животных. Беспозвоночные, ископаемые животные. М., Мысль,1992. С. 342.
- Акимушкин И. Мир животных. Млекопитающие, или звери. М., Мысль, 1998. С. 345.
- Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М., «Просвещение», 1977. С. 121.
- Красная книга Тамбовской области: Животные /Р.Ю.Белевитин, Е.А. Ганжа, П.Е.Желтов, Л.И.Касандрова, Л.М.Кириченко, Г.А.Лада, М.А. Микляева, А.Ю.Околелов, М.Ю.Романкина, Л.Ф.Скрылева, А.С.Соколов, Л.А.Соколова, В.Д.Херувимов, В.И.Щеголев, В.Н.Яценко/ - Тамбов: ИЦ «Тамбовполиграфиздат», 2000. С. 360.
- Красная книга Тамбовской области: Растения, лишайники, грибы /Г.С.Усова, В.А.Агафонов, К.И.Александрова, Е.А.Иванова, И.А.Иванова. Г.Г.Куликова, Е.Э.Мучник, А.И.Ртищева, А.С.Соколов, Л.А.Соколова, А.П.Сухоруков, С.В.Усов, В.Ф.Фирсов, Н.Ю.Хлызова/ - Тамбов: ИЦ «Тамбовполиграфиздат», 2002. С. 345.
- Методика преподавания факультативных курсов по биологии / Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, и др. М., «Просвещение», 1981. С. 167.
- Памятники природы Тамбовской области. Центрально – Черноземное книжное издательство. Воронеж, 1983. С. 87.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Православные памятники культуры Тамбовской области"
Данный материал рекомендован для классных часов (внеклассных мероприятий) для увлекательной виртуальной экскурсии по памятникам православной культуры Тамбова и Тамбовской области. Красочные фотографии...
План занятия для группы второго года обучения по программе «Мичуринск мой – ты часть большой России» по теме "Географическое положение Тамбовской области"
План занятия для группы второго года обученияпо программе «Мичуринск мой – ты часть большой России»по теме "Географическое положение Тамбовской области"...
Конференция "Памятники природы Тамбовской области".
Конференция "Памятники природы Тамбовской области"....
План-конспект открытого занятия «Красная книга Тамбовской области».
Цель: Познакомить детей с понятиями «Красная книга» и «Красная книга Тамбовской области». Задачи: Познакомить детей с причинами создания Красной книги.Познакомить обучающихся с некоторыми видами ...
Викторина посвященная 75 летию Тамбовской области
В викторине представлены вопросы по истории образования области, ее животном и растительном мире, ее знаменитых земляках....
Урок-конференция "Диалектная лексика на территории села Верхнеспасского Рассказовского района Тамбовской области"
Конспект урока русского языка в 10 классе....
Диплом победителя 1 областного конкурса" Молодой педагог Тамбовской области" (очерки о молодых педагогах)
Диплом победителя первого областного конкурса очерки о молодых педагогах - продолжателях. Писала о своей бывшей ученице, а затем продолжателе нашего учительского дела. Статья была размещена в областно...