Интеллектуально – познавательная игра «Паутина знаний»
материал на тему
Интеллектуально – познавательная игра «Паутина знаний» построена по принципу телевизионной передачи «Своя игра», возможно применение материалов данной разработки для создания интерактивной игры.
Для проведения игры формируется две команды, возраст детей 10-12 лет.
Цель: организация интеллектуально - познавательной деятельности с учетом возрастных и личностных особенностей воспитанников, для проявления и развития интеллектуальных и творческих способностей, мотивации к самосовершенствованию.
Задачи:
1. развивать интеллектуальные способности детей, побуждать к получению новых знаний, к расширению своего кругозора.
2. формирование умения работать в коллективе – принимать совместные решения, вместе обсуждать, вносить вклад в общий успех, радоваться общим победам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualno_-_poznavatelnaya_igra_pautina_znaniy.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Краснокаменский детский дом»
Интеллектуально - познавательная игра
«ПАУТИНА ЗНАНИЙ»
Воспитатель: Чипизубова Елена Георгиевна
г.Краснокаменск, 2014г
Цель: организация интеллектуально - познавательной деятельности с учетом возрастных и личностных особенностей воспитанников, для проявления и развития интеллектуальных и творческих способностей, мотивации к самосовершенствованию.
Задачи:
1. развивать интеллектуальные способности детей, побуждать к получению новых знаний, к расширению своего кругозора.
2. формирование умения работать в коллективе – принимать совместные решения, вместе обсуждать, вносить вклад в общий успех, радоваться общим победам.
Оборудование:
плакат с надписью «ПАУТИНА ЗНАНИЙ», макет паутины, на паутине в произвольном порядке распределены кружочки цветной бумаги, с номерами с одной стороны, обращенной к участникам, и со скрытыми баллами – с другой; плакат – пояснение; плакат, поясняющий область знаний; модель монеты; фишки; карточки с названиями команд; карточки с задачами для индивидуальной работы; карандаши 5 штук; плакат с правилами поведения на игре; поощрительные призы для зрителей (конфеты), сладкие призы для победителей и участников.
Предварительная работа:
- Для игровой программы заранее формируются две команды – мальчиков и девочек, предложены названия команд.
- Ребята ознакомлены с областями знаний, которые планируется использовать в игре, рекомендована литература для самостоятельного изучения.
- Оборудовать зал: места для зрителей и гостей – по периметру зала, в центре два стола и стулья для команд.
- Выбрать ассистента – помощника ведущего.
Возраст воспитанников: 12-14 лет
Количество участников: по 5 человек в каждой команде
План проведения:
- Организационный момент
- Представление команд
- Правила игры
- Основная часть (игра)
- Музыкальная пауза
- Игра со зрителями
- Подведение итогов игры
Ход занятия:
- Организационный момент
(звучит мелодия)
Ведущий:
-Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада видеть вас всех сегодня на нашей игре. Хочу сказать, что наша игра не совсем обычная, вернее – совсем необычная. Здесь мы выдаем «валюту» - фишки только в обмен на интеллектуальные знания! И еще одна деталь - здесь вы никогда не окажетесь в проигрыше – ведь узнав то, чего вы не знали раньше, вы только выигрываете!
-«Мир освещается солнцем, а человек - знаниями» - гласит народная мудрость!
-И мы сегодня проводим интеллектуально - познавательную игру «Паутина знаний». Это соревнование на смекалку, эрудицию, знание школьной программы и не только.
2. Представление команд
Ведущий:
-Представляю вам команды: «Умники» и «Умницы»
3. Правила игры
Ведущий:
-Прежде, чем мы начнем играть, давайте познакомимся с правилами поведения на игре.
Правила поведения на игре: (плакат)
- Будьте активны!
- Вопрос нужно выслушивать до конца, заранее не выкрикивать ответ
- Отвечаете не хором, а один человек
- Уважайте мнение других ребят
- Будьте вежливы и терпимы друг к другу
- Будьте сдержаны, избегайте грубости
-В игре «Паутина знаний» вопросы распределены по темам география - синий цвет, мир живой природы – зеленый цвет, русский язык – желтый цвет, здоровый образ жизни – фиолетовый цвет, математика – красный цвет, история – оранжевый, а для того чтобы вы не запутались, вот этот плакат будет вам напоминать.
(ведущий дает пояснение плакату)
-В сценарии имеется 35 вопросов, из них несколько со значком «Паук», т. е. переход хода; со значком «звезда», команда получает один дополнительный балл и продолжает играть; значок ♫ - «музыкальная пауза» - демонстрируется номер художественной самодеятельности, подготовленный группой поддержки команд; - информационная страничка, а затем переход хода другой команде; значок ☺- где задание дается обеим командам и оценивается нашими гостями.
(представление ассистента ведущего)
-А, сейчас разрешите представить вам моего ассистента, после того как вы выбрали область знаний, указали номер вопроса, ассистент снимает карточку с паутины, и вы узнаете, сколько баллов вы можете заработать, если дадите правильный ответ.
-Если команда дала правильный ответ ассистент выдает команде фишки, их количество равно количеству баллов, указанных на кружках с номером задания.
-Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены другой команде, если же они не ответят, то вопрос будет предложен нашим гостям.
-Очки, заработанные гостями, могут быть переданы в «фонд» понравившейся команды и принесут ей дополнительные баллы.
-Команде на обдумывание задания дается 30 секунд.
(время засекается по секундомеру)
-Будьте внимательны, дружны в команде и тактичны в поведении!
4. Основная часть (игра)
Ведущий:
-Прежде чем мы начнем нашу игру, нам необходимо определить право первого хода, для этого мы кинем жребий. Орел - «Умники», а решка - «Умницы».
(ведущий бросает модель монеты, чем определяет очередность хода команд)
-Итак, в путь по «Паутине знаний» школьных и жизненных!
(Игроки называют номер кружка, ассистент ведущего снимает с доски кружок с данным номером, а ведущий зачитывает по сценарию, задание скрытое за данным номером)
Здоровый образ жизни
1. В 1934 году во французском городе Ницце компания молодежи устроила соревнование - кто выкурит больше папирос! Двое победителей, выкурившие по 60 сигарет не смогли получить приз, почему? (скончались)
5 фишек
- А.П. Чехов говорил: «Целовать курящую женщину все равно что …» Продолжите высказывание (… целовать пепельницу)
5 фишек
- Отто Бисмарк дал этому напитку следующую характеристику: «От него делаются ленивыми, глупыми и бессильными» (пиво, вино, водка)
5 фишек
- Из 100 заболевших этой болезнью только 3 человека выздоравливает. Все остальные просто умирают. (наркомания)
5 фишек
- В 1200 г. до н. э. была впервые зафиксирована всемирная эпидемия чумы. Еще четырежды человечество подвергалось всемирным эпидемиям: в 19 веке – холеры, чумы и гриппа, в начале 20 века – сыпного тифа. А с 1980 года и до наших дней – всемирная эпидемия… какой болезни? (СПИДа)
5 фишек
- «паук» (переход хода)
Мир живой природы
7. Какие звери летают? (летучие мыши)
2 фишки
8. Во время второй мировой войны английские летчики перед ночными полетами ели варенье из этой ягоды, так как считалось, что она содержит, ценное лекарство, улучшающее зрение человека в темноте. Современная наука доказала, что эта ягода и в самом деле ускоряет обновление сетчатки глаза. Что это за ягода? (черника)
5 фишек
9. – информационная страничка, а затем переход хода другой команде
-А теперь внимание информационная страничка!
(познавательное выступление группы поддержки)
Ведущий:
-Наша планета богата разнообразными видами животного мира. Многие животные дают людям пищу и одежду, являются друзьями и учителями. Человек силен и очень мудр, на протяжении всей жизни он пытается открыть для себя что - то новое.
1- чтец:
Знаете ли вы, что паутина паука прочнее стали, и очень легкая. Если этой нитью опоясать земной шар, весила бы она не более трехсот пятидесяти грамм.
2- чтец:
Знаете ли вы, что среди пауков есть прыгуны, они прыгают вверх чуть ли не на десять сантиметров. Если бы человек мог так прыгать, он бы свободно перепрыгивал пяти этажный дом.
3- чтец:
Знаете ли вы, что пауки умудряются молниеносно повышать свое кровяное давление и так же быстро его понижать.
Ведущий:
-В жизни вас ожидает еще много неизвестного, много загадок таит наша планета и решать их вам, нашему будущему поколению.
- А для этого нужно учиться, учиться и учиться.
10. (команда получает дополнительный балл)
11. Какую траву и слепой знает? (крапиву)
4 фишки
12. Хобот слона – это действительно его нос? (да. Слон дышит хоботом)
2 фишки
13. Какая птица быстрее всех летает? (стриж, до 140 км/ч)
5 фишек
История
14. На какой праздник особенно любили гадать девушки? (святки)
2 фишки
15. Назовите самого популярного героя русских былин (Илья Муромец)
1 фишка
16. (команда получает дополнительный балл)
17. Всемирный день Красного Креста и Красного полумесяца отмечают накануне Дня Победы. Когда именно? (8 мая)
4 фишки
18. «паук» (переход хода)
19. 9 мая 2005 года в Москве в Доме фотографии прошла выставка «1418 дней». Чем обусловлено такое название? (столько дней длилась Великая Отечественная война)
5 фишек
География
20. Назвать распространенное вещество, встречающееся на Земле в трех состояниях (вода)
3 фишки
21. Как называются природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые использует человек в хозяйстве? (полезные ископаемые)
3 фишки
22. (команда получает дополнительный балл)
23. Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
4 фишки
24. Какое топливо добывают на болоте? (торф)
3 фишки
25. «паук»
Математика
26. Чему равняется произведение всех чисел? (0)
2 фишки
27. ☺(задача зачитывается, и 3 карточки предлагается зрителям, которые могут заработать дополнительные очки для команд)
Ведущий:
-Вы наверняка узнаете некоторые из этих картинок, которые ребята так любят «загадывать» друг другу. Догадаться, что это такое, очень трудно, а отгадка смешная и неожиданная! Такие картинки называются друдлы. (Приложение А).
-Попробуйте угадать, что изображено на этих картинках, за самые оригинальные и смешные отгадки команда получает 10 фишек, а победителя определят наши гости. Оценивается и быстрота выполнения задания.
-Обсуждение задачи проходит сообща в команде, а ответ дает один участник, поясняя каждый рисунок. На обсуждение дается 1 минута.
-Пока команды работают, мы проверим уровень знаний наших гостей! (Приложение Б)
(игра со зрителями)
28. Старинная задача. Летела стая гусей, а навстречу им гусак. «Здравствуйте, десять гусей!» - «Нет, нас не 10. Если бы ты был с нами, да еще двое гусей, тогда было бы 10». Сколько в стае гусей? (10 – 3=7)
4 фишки
29. Решите задачу – шутку. Из города А в город Б самолет летит 80 минут, а обратно 1 час 20 минут. Почему? (80 мин=1 час 20 мин.)
4 фишки
30. В каком месяце есть 28 дней? (в любом)
3 фишки
31. ♫ - музыкальная пауза
-Разрешите представить вам девочек из ансамбля «Радуга», которые не так давно в городе Новоуральске Свердловской области из 36 хореографических коллективов заняли второе место и получили диплом лауреата фестиваля «Подари улыбку миру». Таких прекрасных успехов девочки добились ежедневными упорными репетициями.
32. ☺ (задача зачитывается, и 3 карточки предлагается зрителям, которые могут заработать дополнительные очки для команд) (Приложение В)
Вдоль стен квадратной крепости требовалось поставить 16 часовых. Капитан разместил их так, как показано у вас на рисунке.
Затем пришёл полковник и, недовольный размещением часовых, распорядился расставить солдат так, чтобы с каждой стороны их было по 6.
Вслед за полковником явился генерал, раскритиковал решение полковника и разместил часовых по 7 человек с каждой стороны. Нарисуйте, как размещались часовые в двух последних случаях.
-Обсуждение задачи проходит сообща в команде, а ответ дает один участник, поясняя ход рассуждений. На обсуждение задания дается 1 минута.
-А мы продолжаем игру со зрителями! (Приложение Б)
(игра со зрителями)
Русский язык
33. Трепачем на Руси называли того, кто бьет, треплет лен. Какое значение это слово приобрело сейчас? (Болтун, врун)
3 фишки
34. Древнерусское слово «стоуж» означает «стыд», кого на Руси называли Бестужем? (бесстыжего человека)
5 фишек
35. ☺(задача зачитывается, и 3 карточки предлагается зрителям, которые могут заработать дополнительные очки для команд) (Приложение Г)
-Догадайтесь и впишите в клетки, пользуясь загадкой-подсказкой, слова так, чтобы они вместе с буквами, стоящими рядом, образовали новые слова.
-Обсуждение задачи проходит сообща в команде, а ответ дает один участник, поясняя ход рассуждений. На обсуждение дается 1 минута.
-Ну, дорогие гости, продолжаем раскрывать ваши интеллектуальные способности. (Приложение Б)
7. Подведение итогов игры
Ведущий:
Итак, закончена игра.
И победителей приветствовать пора.
Нам по нраву ваш характер боевой.
Темперамент ваш веселый, огневой!
Мы по праву место первое достойным отдадим
И призами всех на память наградим!
-Предлагаю подвести итоги нашей игры, подсчитайте количество заработанных вами фишек.
(выявляется победившая команда, награждение команд сладкими призами)
-Ребята, хочу сказать вам большое спасибо за прекрасную игру! Вы показали сегодня не только свои знания, но и умение работать в команде. Молодцы!
- И в заключении хочу дать вам один небольшой, но очень важный совет:
Советую не забывать, что:
Самый лучший отдых-
Работа.
Самое большое богатство-
Дружба.
А самое важное для жизни-
Знания.
Желаю вам, чтобы в жизни вас сопровождали знания, хорошие люди, верные друзья и море открытий!
САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Название занятия: «Паутина знаний».
По области деятельности - это интеллектуально – познавательная игра.
По характеру педагогического процесса:
Игра построена на соревновании, состязании в области познания. На протяжении всей игры от детей требовалось проявление смекалки, разносторонних знаний, выходящих за пределы содержания учебных программ и учебников.
По игровой среде: это игра комнатная.
Оформление: (таблица с названием игры, макет паутины, на паутине в произвольном порядке распределены кружочки цветной бумаги, с номерами с одной стороны, и со скрытыми баллами – с другой; плакат с правилами поведения на игре; плакаты, поясняющие область знаний и условные обозначения) его было не так много, но достаточно.
Структура построения занятия:
- Организационный момент
- Представление команд
- Правила игры и правила поведения на игре
- Основная часть (игра)
- Музыкальная пауза
- Игра со зрителями
- Подведение итогов игры
Цель и задачи:
Цель: организация интеллектуально - познавательной деятельности с учетом возрастных и личностных особенностей воспитанников, для проявления и развития интеллектуальных и творческих способностей, мотивации к самосовершенствованию.
Задачи:
1. развивать интеллектуальные способности детей, побуждать к получению новых знаний, к расширению своего кругозора.
2. формирование умения работать в коллективе – принимать совместные решения, вместе обсуждать, вносить вклад в общий успех, радоваться общим победам.
Перед проведением занятия проведена предварительная подготовка. Ребята были ознакомлены с областями знаний, которые планировалось применить в игре, рекомендована литература для самостоятельного изучения.
В начале занятия в первую очередь детям были представлены правила поведения на игре, правила игры, установлена очередность хода.
В процессе занятия использованы приемы и формы работы, которые обеспечивали активизацию познавательной деятельности:
-система вопросов построена по различным областям знаний;
-использованы логически – поисковые задания;
-задания на развитие воображения;
-самостоятельная познавательная деятельность при подготовке информационного материала.
Игровое общение детей во время занятия способствовало развитию умения работать в команде, возникновению и проявлению их индивидуальности, стимулировало познавательную активность всех участников игры, что особенно важно для слабоуспевающих детей.
Вопросы составлены с учетом возрастных особенностей, стандарта школьных знаний и особенностей развития интеллекта детей, кроме этого в познавательную деятельность вовлечены дети младшего школьного возраста.
В ходе занятия использованы материалы воспитательного значения по темам здоровый образ жизни и Великая Отечественная война.
Пусть некоторые ребята и испытывали трудности в выборе ответа, но игра была построена так, что вопрос мог быть передан зрителям, и общими усилиями найден верный ответ.
В данной игре были и победители и проигравшие. Именно выигрыш или проигрыш стимулирует познавательную активность детей, желание читать, узнавать новое, расширять круг своих знаний.
Танец использован для разгрузки, ребята имели возможность отдохнуть, снять психологическое и физическое напряжение. Кроме этого ребята узнали, что упорным трудом можно достичь прекрасных успехов.
Победители игры награждены, для всех участников приготовлены сладкие призы.
На мой взгляд, проведение таких занятий поможет сделать жизнь наших воспитанников немного ярче и интереснее, научит работать в команде, принимать общие решения.
Занятие считаю полезным интересным и познавательным. Цели, поставленные перед игрой, решались, и думаю, дадут свои положительные результаты в дальнейшем обучении детей.
Приложения
к интеллектуально - познавательной игре
«ПАУТИНА ЗНАНИЙ»
Приложение А
Вы наверняка узнаете некоторые из этих картинок, которые ребята так любят «загадывать» друг другу. Догадаться, что это такое, очень трудно, а отгадка смешная и неожиданная! Такие картинки называются друдлы.
Попробуйте угадать, что изображено на этих картинках:
Приложение Б
Игра со зрителями
(игра проводится во время самостоятельной работы команд)
Примерный перечень вопросов:
1. С помощью какой детской игры мы можем доказать наличие воздуха?
Мыльных пузырей.
2. На какой полке в железнодорожном вагоне спать теплее - на нижней или на верхней?
На верхней. Теплый воздух поднимается вверх, так как он легче холодного.
3.Почему у некоторых рек дно песчаное, а вода все же не
уходит вглубь земли?
Под слоем песка обязательно находится водонепроницаемый слой глины.
4. Почему в пустынях нет воды?
Одна из главных причин — мощные слои песка. Он водопроницаем и легко пропускает воду вглубь земли.
5.Родиной какого фруктового дерева стала Новая Зеландия?
Вкус плода - нечто среднее между сладкой дыней и кисловатой сливой, а калорийность в восемь раз выше, чем у апельсина.
Киви.
6. Какую страну называют «Туманным Альбионом»?
Англию.
7. Какой самый распространенный металл в земной коре?
Алюминий (8%).
8. Какую птицу называют северным попугайчиком?
Клеста
9.Что случается с собакой после того, как ей исполнится три
года?
Идет четвертый.
10. Как называется самая крупная ящерица?
Варан.
11. У кого шейных позвонков больше: у кита или жирафа?
Одинаково — 7.
12. Как называется высшее музыкальное учебное заведение?
Консерватория.
13. Ансамбль из пяти исполнителей? Квинтет.
14. Внутреннее убранство помещения называют...
Интерьером.
15. Он был одновременно механиком, архитектором, скульптором, химиком, анатомом и гениальным художником. Его кисти принадлежат такие работы, как «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
Леонардо да Винчи.
16. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 50.
17. Сколько раз старик из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина закидывал невод в море?
Три раза.
18. Сколько горошин может войти в стакан объемом 0,2 л?
Ни одной. Горох не ходит.
19. Загадка:
Ты - за ней, а она - от тебя; ты - от нее, а она - за тобой.
Тень.
20.Какими нотами можно измерить пространство?
ми-ля-ми
21. Что находится в центре слова «земля»?
буква «М»
22. На что похожа половина яблока?
на вторую половину
23. Какой месяц в названии короче всех?
май
24. Из какого полотна нельзя сшить рубашку?
из железнодорожного
25. Как далеко в лес может забежать заяц?
до середины, дальше он уже побежит обратно
26. В каком слове, состоящем из пяти букв, встречается пять «о»?
опять
27. В каком женском имени тридцать «Я»?
Зоя
28. Ты, да я, да мы с тобой? Сколько нас?
Двое
29. В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
яблоко отдать ребенку вместе с корзиной
30. У семерых братьев по одной сестричке. Сколько их?
(8).
31. Что путешествует по свету оставаясь все время в одном углу?
марка
32. За чем во рту язык?
за зубами
33. Летела стая гусей. Один гусь впереди, а два позади. Один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд? Сколько их было?
три
34. Шел Кондрат в Ленинград, а навстречу 12 ребят. У каждого по 3 лукошка, в каждом лукошке - кошка. У каждой кошки 12 котят, у каждого котенка в зубах по 4 мышонка, и задумался старый Кондрат: «Сколько котят и мышат несут в Ленинград?»
(Глупый, глупый Кондрат! Он один шагал в Ленинград, а ребята с мышами и кошками шли навстречу ему в Кострому.)
Приложение В
Вдоль стен квадратной крепости требовалось поставить 16 часовых. Капитан разместил их так, как показано на рисунке. Затем пришёл полковник и, недовольный размещением часовых, распорядился расставить солдат так, чтобы с каждой стороны их было по 6. Вслед за полковником явился генерал, раскритиковал решение полковника и разместил часовых по 7 человек с каждой стороны. Нарисуй, как размещались часовые в двух последних случаях.
Приложение Г
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВОЕ ЗАДАНИЕ
Догадайся и впиши в клетки, пользуясь загадкой-подсказкой, слова так, чтобы они вместе с буквами, стоящими рядом, образовали новые слова.
* То, что есть на лице у некоторых мужчин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"
Игра предназначена для закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в виде командных соревнований, класс делится на 3 группы,цель которых ответить на ...
Интеллектуально-познавательная игра по физической культуре "Своя игра"
Аналог телевизионной игры "Своя игра". Игра предназначена для учащихся 5-7 классов, может быть использована для внеклассного мероприятия и подготовки к олимпиаде по физической культуре....
интеллектуально-познавательная игра "Олимпийские игры"
разработка интеллектуальной игры для учащихся 6 класса...
методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"
Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....
Методическая разработка внеклассного мероприятия: Интеллектуально-познавательная игра «Колесо знаний»
Данная разработка внеклассного мероприятия разработана для студентов 1 курса, осваивающих среднее общее образование в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02....
Интерактивная интеллектуально-познавательная игра «Своя игра»
Интерактивная интеллектуально-познавательная игра «Своя игра»...
Интерактивная интеллектуально-познавательная игра «Своя игра»
Интерактивная интеллектуально-познавательная игра «Своя игра»...