Современная система поощрения и стимулирования внеучебной деятельности ученика.
статья на тему
В соответствии с введением ФГОС и "Стратегией - 2020" перед школой стоит вопрос о формировании новых качеств человека - активности личности. Активность помогает человеку легче, более конструктивно действовать в жизненной стратегии и тактике поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций. И внимание педагога необходимо направить на развитие этих способностей. Я надеюсь моя статья в этом поможет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_sistema_pooshchreniya_i_stimulirovaniya_vneuchebnoy_deyatelnosti_uchenika.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная система поощрения и стимулирования
внеучебной деятельности ученика
Прынцева Галина Викторовна
ГБОУ школа №594
В соответствии с введением ФГОС и «Стратегией - 2020» перед школой стоит вопрос о формировании новых качеств человека – активности личности. И активность востребована многоплановая: трудовая, познавательная, социальная, духовная. Активность помогает человеку легче, более конструктивно действовать в жизненной стратегии и тактике поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций. И наше внимание педагогов необходимо направить на развитие склонностей, способностей каждого школьника. Развивая активность, главное - помнить о духовности. Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел деятельности, одно из них изобразительное искусство. Основной принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип: «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
Но всем известна проблема учителей искусства - количество часов минимальное. Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений. Другое дело - внеучебная деятельность, в котором педагог не связан жесткими временными и плановыми мерками. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеучебная работа, в отличие от нее, строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Каждый урок имеет домашнее задание Цель этих заданий – связь изучаемой темы через деятельность ребенка с окружающей действительностью. А эта самая жизнедеятельность не может проходить вне семьи, т.е. это поиск совместных раздумий всех членов семьи. В задании каждого урока по программе заложена исследовательская работа. Это дает возможность целенапрвленно направлять развитие ребенка.
Не секрет, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходим устойчивый интерес или мотивация. Мотивация – побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Как мотивировать ученика на занятость во внеучебной деятельности? Здесь может помочь использование бально-рейтинговой системы поощрения ученика, занимающегося в кружке по предмету или участвующего в различных конкурсных программах. Таким образом, осуществляется связь от внеучебной занятости к уроку.
Мотивация внеучебной занятости и стимулирование деятельности учащихся – это одна из моих основных задач. Любой вид занятий, в который включается учащийся, имеет общественную направленность, учащийся занимается делом, которое нужно и полезно. Необходима опора на инициативу и самодеятельность. Если этот принцип реализуется, мероприятие воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе, даже если оно и было подсказано старшими. Желательно, чтобы ученики были вовлечены в поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов. Внеучебная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий с использованием различных организационных форм решалась не только одна профильная задача, необходимо выделить нравственно-воспитательный аспект. Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. Очень важна массовость проводимой работы.
При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Содержание, формы и методы внеурочной работы должны нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, которая создает базу для общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать потребность в обмене информацией, оказании помощи товарищу.
При индивидуальной внеурочной работе необходимо введение исследовательского метода. Он также активизирует мыслительную деятельность и способствует формированию творческого отношения к учебной деятельности.
При исследовательском методе учитель показывает учащимся путь поиска, подводит их к самостоятельным выводам, обобщениям путем сравнения фактов, сопоставления статистических данных, установления причинно-следственных связей. В этом случае деятельность учащихся постоянно направлена на анализ событий, поиск ответа на поставленный вопрос, на поиск фактов, не лежащих на поверхности, проверку их достоверности. Такая работа носит исследовательский характер и приучает школьников к критическому анализу изучаемого материала, углубляет и конкретизирует его, дает навыки систематизации и обобщения изученного материала .
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто, как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Современный Санкт-Петербург дает возможность использовать городское пространство, его культурный потенциал, как организованную образовательную среду не только в учебное время, но и во внеурочное. Это очень важно.
В современной школе существует 5-бальная система оценивания результата труда или обученности школьника. Каким образом сегодня можно выставить оценку деятельности ученика во внеучебной деятельности? Как можно простимулировать внеучебную занятость школьника в учебном процессе, или такой возможности нет?
Это возможно благодаря внедрению бально - рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. В отличие от традиционной, рейтинговая оценка направлена на дифференциацию уровня знаний ученика. Она позволяет заметить даже незначительные изменения в усвоении учебного материала каждым учащимся, ориентирована на стимулирование его работы во внеурочное время.
Изучая литературу по БРС, я разработала большой комплекс мероприятий и документов. Приведу некоторые пример одного из них. Это -- деловой дневник (вместо привычной тетради по рисованию)
Структура, содержание и оформление делового дневника.
- титульный лист, который содержит основную информацию ( фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика). Титульный лист оформляется учеником совместно с педагогом, родителями.
- основную часть, которая включает в себя:
- раздел « Мой мир»- помещается информация, которая важна и интересна для ребенка ( «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»,;
- раздел «Мои уроки»- в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел, творческими работами, проектами, отзывами о книгах и фильмах, графиками роста техники чтения, таблицами с результатами диагностик и тестов;
- раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются разные работы детей: рисунки, фотофиксация путешествий, стихи, сочинения, фотографии изделий, сделанных своими руками, фото с выступлений и пр.
- раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок, праздников, спектаклей, встреч, и т.п.;
- раздел « Мои достижения» - размещаются грамоты, дипломы, благодарственные письма, сертификаты, а также итоговые листы успеваемости;
- раздел «Я в коллективе» - фото и краткие отзывы ребенка о событиях в классе, о внеурочной деятельности, о совместной работе в семье.
- раздел «Я оцениваю себя» - данные самооценки;
- раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом стараний ученика, советы и рекомендации; Учителем применяются разные формы оценивания, это - смайлики, сердечки и т.д.
- раздел «Работы, которыми я горжусь» - в начале нового учебного года содержимое делового дневника анализируется ребенком (самостоятельно или с участием взрослого). Наиболее значимые работы размещаются в данном разделе.
Критерии оценки достижений учащихся по деловому дневнику.
Раздел | Индикатор | Баллы |
Титульный лист | красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, разнообразие и полнота материалов. | От 1-го до 5-ти баллов |
Разделы «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь «Моя учеба», «Данные самооценки» | Разнообразие работ, наличие творческих работ, проектов, самостоятельных отзывов. Систематичность пополнения раздела. Листы самооценки. | 5 баллов, 3 балла дополнительно за каждую работу. 1 балл 1 балл |
Раздел «Я в коллективе» | Наличие отзывов о событиях в классе. Отзывы о внеурочной деятельности, продукты внеурочной деятельности. Анкета «Мои друзья», «Мое поручение» | От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала. 3 балла |
Раздел «Мое творчество» | наличие рисунков, творческих работ, проектов, сочинений фото изделий, фото выступлений. | От 2-го до 15-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала. |
Раздел «Мои впечатления» | наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок, спектаклей, экскурсий, встреч, праздников и т.д. | От 1-го до 5-ти баллов в зависимости от полноты сведений и разнообразия материала. |
Раздел «Мои достижения» | Количество грамот, сертификатов, дипломов | 2 балла за каждую грамоту школьного уровня; 3-районного. 2 балла – за сертификаты дистанционных олимпиад; |
Раз в пол года баллы суммируются и подводится итог.
Система поощрения учащихся в школе направлена на стимулирование детей к активному участию в учебной, научной, общественной деятельности, как в школе, так и за ее пределами. За достижения в учебе и внеучебной деятельности установлены следующие формы поощрения:
- Объявление устной благодарности.
- Похвальная грамота.
- Награждение дипломом.
- Награждение подарком (по решению родителей на собрании)
- Приглашение на праздник «Звездный час»
- Благодарственное письмо родителям.
Анализ использования мною бально-рейтинговой системы оценки подтверждает ее эффективность, как средства активизации учебной работы школьников и их мотивации к постоянному самоконтролю и планированию своей успеваемости, повышению учебной дисциплины и ответственности в планировании учебной работы и внеучебной деятельности.. Положительной особенностью системы бально-рейтинговой оценки результатов обучения является и то, что ученики сами выбирают, каким из перечисленных в рейтинговом регламенте способов набирать баллы, и сами могут определять для себя достаточное, с их точки зрения, количество баллов по всем видам занятий и соответствующую рейтинговую оценку. Это позволяет им рационально распределять силы и время с тем, чтобы в итоге утверждать себя, как самодостаточную личность.
В своей работе я пыталась показать, что у хорошего учителя изобразительного искусства урочная и внеурочная деятельность - единый образовательный и воспитательный процесс.
Я должна правильно выбрать методы привлечения детей к участию в этой работе. Интересная постановка задачи, разъяснение общественного значения предстоящего дела являются важной предпосылкой творческой деятельности школьников, мотивируя их готовность приложить к делу свои знания и усилия. Формальное применение методов школьной, классной работы мешает живой организации внеклассной работы и ущемляет ее творческий характер. Эту работу учитель должен организовывать так, чтобы помочь ребятам жить по-новому, помочь заглянуть в жизнь, прикоснуться к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К семинару " Приемы стимулирования и мотивации учеников на уроках обобщающего повторения"
К семинару " Приемы стилулирования и мотивации обучения учеников на уроках обобщающего повторения"...
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности по математике и во внеучебной деятельности"
Обобщение педагогического опыта...
Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Статья из опыта работы по рейтинговой системе оценивания учителя истории и обществознания Баранник Инны Борисовны и МКОУ Кантемировской сош № 2...
Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика
Развитие универсальных учебных действий в учебной и внеучебной деятельности. Формирование портфолио ученика...
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....
Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Выступление на педсовете «Современные системы оценивания внеурочной деятельности. Рейтинговая оценка»...
Приемы и подходы педагога, направленные на стимулирование творческой активности ученика.
Дополнительное образование направлено на создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптацию к условиям жизни в современном мире, к принятию его мультикультурности, приобщение к к...