Воспитательный час "Что такое толерантность?"
классный час по теме
Что такое толерантность?
Цель: знакомство воспитанников с понятием «толерантность», с основными чертами толерантного человека.
Задачи:
· Изучить понятие «толерантность». Выявить основные черты толерантного человека. Дать воспитанникам возможность оценить степень своей толерантности.
· Способствовать формированию дружеских отношений в семье (группе).
· Воспитывать чувство уважения друг к другу, взаимопонимание.
Форма занятия: познавательный урок.
Оборудование и материалы: китайская притча «Ладная семья»; символическое дерево толерантности, нарисованное на ватмане; «листочки» (дерева) с качествами толерантного человека; кружки двух цветов (красный и синий); памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации»; салфетки; презентация, смайлики (грустный и веселый).
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_tolerantnost.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое толерантность?
Цель: знакомство воспитанников с понятием «толерантность», с основными чертами толерантного человека.
Задачи:
- Изучить понятие «толерантность». Выявить основные черты толерантного человека. Дать воспитанникам возможность оценить степень своей толерантности.
- Способствовать формированию дружеских отношений в семье (группе).
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, взаимопонимание.
Форма занятия: познавательный урок.
Оборудование и материалы: китайская притча «Ладная семья»; символическое дерево толерантности, нарисованное на ватмане; «листочки» (дерева) с качествами толерантного человека; кружки двух цветов (красный и синий); памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации»; салфетки; презентация, смайлики (грустный и веселый).
Методы: словесные, наглядные, игровые, практические.
Ход занятия
Организационный момент. Создание позитивной атмосферы, настрой детей на работу.
Воспитатель: Здравствуйте дети и уважаемые гости!
Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, подарим свои улыбки друг другу. Поприветствуем своими улыбками гостей и присядем на свои места.
Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться и позитивный настрой друг к другу.
Вводная часть. Введение в тему.
Воспитатель: Сегодня мы начнем наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья» (Слайд 1). Слушайте внимательно! (воспитатель читает притчу).
«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь
Прощение
Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
Итак, какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (Ответы детей)
Любовь, прощение, терпение.
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
Дети: Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Воспитатель: Все то, о чем вы сейчас, ребята, говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».
Мы должны познакомиться с понятием «толерантность», определить, какими качествами должен обладать толерантный человек, а также оценить степень толерантности каждого из вас.
Основная часть.
Итак, ребята, что означает понятие «толерантность»? (Слайд)
Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 и более человек, и эти люди отличаются друг от друга – цветом кожи, взглядами, вкусами, поведением. Толерантным будет тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.
Толерантность – это способность терпеть что–то или кого-то. Например, если тебе уронили тяжелый портфель на ногу, а ты вместо того, чтобы ругать, вежливо, толерантно говоришь: «Ничего, в следующий раз, я уверен, ты будешь держать портфель крепче».
Понятие толерантности связано с именем Талейрана Перигора – французским князем, министром иностранных дел. Его талант заключался в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные, удобные для всех выходы из сложившейся ситуации. (Слайд).
В разных языках определение «толерантности» трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.(Слайд). Прочитаем и ответим на вопрос «Что общего в определениях?»
- В испанском языке Толерантность – это способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных.
- В арабском языке Толерантность – это прощение, сострадание, терпение.
- Во французском языке Толерантность – это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
- В немецком языке Толерантность – это терпимость к чужим мнениям, поведению.
- В русском языке Толерантность – это умение терпеть (мириться с чем-либо), признавать существование кого-либо.
Что общего в этих определениях? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, умение жить в мире и согласии со всем миром. А какими словами можно заменить слово «толерантность»? (Мир, дружба, понимание, уважение, любовь, терпимость,…).
Ребята, в нашей семье говорить о толерантности актуально, важно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
- Действительно, чтобы в нашей семье не было ни ссор, ни ругани и, ни в коем случае, драк. Мы должны учиться быть толерантными, ведь все мы разные. Так ли это? (Ответы детей). Давайте, ребята, проверим, убедимся, что все мы разные (или все – таки похожи друг на друга). Выполним следующее упражнение…
«Снежинка индивидуальности»
У каждого на столе лежит салфетка.
- Сверните ее пополам. Оторвите верхний правый угол.
- Еще раз сверните и оторвите верхний левый угол.
- Вновь сверните салфетку, оторвите нижний правый угол.
- В последний раз сверните ее и оторвите нижний левый угол.
- А теперь разверните их и посмотрите, какие получились у вас «снежинки», поднимите вверх и покажите всем. Попробуйте найти копию своей «снежинки». Ее нет, точно так же, как нет одинаковых людей. Все мы индивидуальны, не похожи друг на друга. Но, мы с вами должны учиться жить друг с другом в мире и согласии. Если бы мы были все одинаковыми – жить на свете было бы просто неинтересно.
Ребята, быть толерантным непросто. А представляете себе, как было бы хорошо, если бы все стремились воспитывать в себе черты толерантного человека. Для этого надо, конечно, приложить немало усилий, но вместе мы, я думаю, можем с этим справиться. И для начала я предлагаю вам посадить символическое «дерево толерантности». Дерево будет напоминать, какие качества могут помочь нам мирно общаться. На листочках («деревьев») записаны качества ,человека, нужно выбрать и приклеить те, которые характеризуют толерантную личность.
Итак, начнем!
- Помощь друг другу
- Уважение другого человека
- Умение прощать
- Конфликт
- Вспыльчивость
- Желание что-либо делать вместе
- Принятие другого таким, какой он есть
- Зависть
- Терпение
- Доверие друг к другу
- Умение не осуждать других
- Агрессивность
- Умение прислушиваться друг к другу
- Равнодушие
- Ложь
- Бессердечность
- Раздражение .
Таким образом, быть толерантным человеком значит: (воспитатель обобщает)
Помогать друг другу, быть дружными,
Не ссориться, стараться понять друг друга,
Не обращать внимание на национальность, внешность, привычки,
Уважать друг друга; принимать друг друга таким, какой он есть.
Это дерево останется с нами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги наших успехов в толерантном общении с людьми.
Ребята, подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантного человека?
Дети: нет, ссоримся.
Воспитатель: Все ли мы можем спокойно выслушивать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
Я хотела бы предложить вам ситуации, в результате решения которых мы определим «Толерантны ли вы?». Ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если вы согласны с 1-м вариантом, вы откладываете красный кружок, если со 2-м вариантом, то синий кружок.
- Обратить внимание на то, что каждый ребенок отвечает сам за себя, а не так, как должно быть (как, например, Саша, ты поступаешь в данных ситуациях, ты Анжелика и тд.).
Начинаем!
- Цвет кожи Вики отличается от твоего…
- Ты стараешься лучше узнать ее.
- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
- Антон плохо одет…
- Это неважно.
- Ты посмеиваешься над ним.
- Пожилая женщина медленно идет…
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- На твоих глазах на кого-то нападают (бьют)…
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
- Младший брат (сестра) сломал(а) твою игрушку…
- Ты его (ее) прощаешь.
- Ты кричишь на него (нее).
- Ты смотришь телевизор, а брат (сестра) тебе мешает: играет, разговаривает сам(а) с собой громко…
- Ты не обращаешь внимание.
- Ты начинаешь кричать на него (нее).
- Тебя не отпускают на прогулку с друзьями…
- Ты не идешь.
- Ты устраиваешь истерику.
- Ты поссорился со своей сестрой (братом)…
- Находишь выход.
- Обижаешься и мстишь.
Сосчитайте кружки.
Воспитатель:
- Если у тебя все кружки одного цвета – красного (8 шт.), ты проявляешь большую толерантнось. Прекрасно! Ты можешь выразить свое мнение и принять чужое.
- Если у тебя от 3 до 8 красных кружков, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы выражать свое мнение. Однако, ты добрый и у тебя все получится!
- У тебя менее 3-х красных кружков: -ай! –ай! –ай! Ты совсем не толерантен. Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать счастливым!
Ребята, а теперь каждый сделайте для себя вывод «Что нужно изменить в себе?». Задумайтесь над этим вопросом.
Если все толерантны, то можно сказать следующее:
Ребята, в данных ситуациях вы толерантны, но ведь есть и другие ситуации, в которых вы можете быть нетолерантными.
А что нужно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации? Как можно избежать драки? (обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся).
_ Я дам каждому из вас памятку, которая поможет вам правильно вести себя в конфликтной ситуации (воспитатель раздает).
Памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации»
- Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
- Имей выдержку (умение сдерживать свои чувства, когда это требуется).
- Имей терпение выслушать собеседника.
- Спокойно объясни свою точку зрения.
- Подумай, из-за чего возник спор.
- Разреши конфликт мирным путем.
(Дети читают по очереди).
Воспитатель: Ребята, люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы. И решать их мирно! Ссора, и уж тем более драка – не лучший способ решения проблем. Относиться к людям нужно так, как хотели бы вы, чтобы относились к вам. Всем нужно стремиться к тому, чтобы жить в мире с окружающими людьми.
Итог
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Ребята, давайте еще раз скажем:
- Что такое «толерантность»?
- Какими чертами должен обладать толерантный человек?
- Как нужно вести себя в конфликтной ситуации? (Ответы детей).
- Хорошо! Молодцы!
Ребята, я желаю, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани никогда. Чтобы в семье все были здоровые, добрые, терпеливые, понимающие, поддерживающие друг друга, внимательные, отзывчивые, окружающие друг друга заботой и, конечно же, счастливые. Нужно уважительно относиться друг к другу и тогда никто никого обижать не будет.
Рефлексия
А теперь, ребята, ответьте еще на один вопрос: Понравилось ли вам на занятии, чувствовали ли вы себя хорошо? Если да, то покажите веселый смайлик (желтый), а если нет, то грустный смайлик (зеленый), которые лежат у вас на столе. Что больше всего понравилось? Что вы полезного взяли для себя из занятия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный час на тему: «Сохраним мир таким, какой он есть. Исчезающие птицы.»
Занятие по направлению «Мир вокруг нас», формирует у учащихся ответственное отношение к окружающей природной среде; побуждает детей задуматься о том, как можно справиться с экологическими пробле...
воспитательное мероприятие с презентацией Что такое жизнь?" 7-8 кл
воспитательное мероприятие с презентацией Что такое жизнь?" 7-8 кл...
Воспитательный час «Что такое хорошо, что такое плохо»
Занятие по программе "Начала этики" для обучающихся первого класса...
Программа воспитательной работы по формированию толерантности в 5-9классах «Мы все такие разные»
Представлена программа по формированию гражданственской идентичности, уважительному отношению к различным социальным группам...
Разработка воспитательного мероприятия "Нет такого дружка,как родная матушка"
Воспитательное мероприятие "Нет такого дружка,как родная матушка" для учащихся 10-12 лет....
"Что такое толерантность?" воспитательное мероприятие
воспитательное мероприятие. цель:воспитание культуры общения, чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных нар...
Конспект группового занятия воспитательного характера «Что такое хорошо и что такое плохо?» (для детей 10-12 лет)
Данный материал рекомендуется к использованию на классных часах, во внеурочной деятельности, а так же подобное мероприятие преемлемо для проведения с детьми , организованными на непродолжительно...