Чувствуя взгляды друг друга
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Новоселова Валентина Петровна

Библиотечный час  о толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bibliotechnyy_chas_chuvstvuya_vzglyady_drug_druga.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа»  п. Лыхма

(СОШ п.Лыхма)

Библиотечный час

Практикум

"Чувствуя взгляды друг друга"

Подготовили:

Новоселова Валентина Петровна

Сабитова Зульфира Музакиеевна

Лыхма, 2014 год


«Единственная возможность обрести друга – это быть им»

(Р.В. Эмерсон)

«Люди существуют друг для друга»

(Марк Аврелий)

Библиотечный час

Практикум "Чувствуя взгляды, друг друга"

Цели:

- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

- дать возможность участникам оценить степень своей толерантности.

- продолжать развивать способности детей адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

- предложить учащимся модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются как “чужие”.

- дать учащимся возможность оценить степень развития своей толерантности, внимания, памяти, творческого мышления.

- продолжать воспитывать чувства коллективизма, сплочённости.

- способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Формы и методы работы:

- занятие с элементами тренинга, элементы проблемного урока (работа творческих групп, групповая дискуссия).

Элементы тренинга позволят в той или иной степени подготовить восприятие детьми возможных жизненных негативных ситуаций и позитивное их разрешение.

Проблемные ситуации создаются для поддержания мотивации, работы с понятийным содержанием и обобщения опыта.

Материал к занятию:

- в словарях найти значение слова “толерантность”, как понятие “толерантность” переводится с разных языков.

- Интернет ресурс.

- дополнительный игровой материал (Приложение 1).

Играет лёгкая классическая музыка. Волонтеры встречают гостей, раздают буклеты «Милосердие на книжной полке», сопровождают на места.

(Слайд 1)

Библиотекарь 1: 

- Здравствуйте, сегодня у нас библиотечный час, тему которого вы определите по окончанию стихотворения.

(Слайд 2)

Библиотекарь 2: (читает стихотворение…)

К. Ломиа (абхазский поэт)

Иная птица людям доверяет,

И ласточка для птенчиков своих

Вблизи жилья людей гнездо свивает

И, веря людям, не боится их.

Спасибо ласточкам, что с нами дружат.

И к людям обращаюсь я сейчас

И говорю: старайтесь быть не хуже

Того, что птицы думают о нас.

Библиотекарь 1:

- Как вы думаете, в чем идея этого стихотворения? (ответы детей).

- Вы правы, в жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.

- Какого числа празднуется Международный день толерантности? (ответы детей).

(Слайд 3)

- Совершенно верно, 16 ноября отмечается Международный день толерантности, объявленный ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации.

(Слайд 4)

- Поговорим о толерантности?!

Библиотекарь 2:

- Что означает слово толерантность? (ответы детей).

- Давайте посмотрим, как это слово определяется на разных языках земного шара. Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному.

(Дети по очереди читают  вслух определения на слайде)

(Слайд 5)

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;

totolerate (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

kuanrong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

- толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Библиотекарь 2:

- Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы детей).

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы детей).

- А что же объединяет эти определения? (Ответы детей).

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы детей).

(Слайд 6)

- Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития человеческой личности.

(Слайд 7)

Вывод: Значит, наш современник – личность, принимающая и понимающая и себя и других.

- Вы, согласны со мной? (Ответы детей)

Библиотекарь 1:

(Слайд 8,9)

- Обратите внимание на высказывания известных людей о толерантности… (обращает внимание и на содержание буклета).

(Слайд 10)

- Сегодня мы с вами не только говорим, думаем о толерантности, но и сможем сделать правильные выводы в играх и заданиях (на экране 5 заданий, библиотекарь читает все названия игр).

(Слайд 11)

Игра 1. “Возьму с собой”

- Приглашаю всех вас в путешествие на … (Северный полюс). Мы полетим на … (аэростате). Но нас ждут испытания, трудности … (холод, голод). Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

- Ну что ж, если вы готовы, тогда начнем. Я буду передавать волшебную палочку сидящему рядом. А он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой в дорогу … (на Северный полюс). А я буду добавлять при этом «Возьму вас с собой» или «Не возьму с собой». Не забудьте, что палочка «волшебная», она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

- Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Можно еще раз повторить условие: «Беру только надежных, вежливых людей». Наконец, кто-то из ребят скажет «спасибо» за то, что ему передают «волшебную палочку». И «возьми, пожалуйста» при передаче этой палочки следующему по кругу. (Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости).

Вопросы по итогам игры:

- Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость).

- Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора).

(Слайд 12)

- Обратите внимание, что думают об этом дети… (высказывания о толерантности).

- Как назвать человека, не соблюдающего толерантные качества личности? (Интолерантный человек).

- А какие качества личности выдают интолерантного человека? (непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность).

(Слайд 13)

- Чего не хватает современному человеку, чтобы быть толерантным? (высказывания о недостатках качеств личности).

Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность? (толерантными).

Библиотекарь 2:

(Слайд 14)

Игра 2. «Мой портрет в лучах солнца» (Звучит музыка. Класс разделить на несколько групп. Нарисовать в центре ватмана (листа) круг, в нем написать “Я могу”).

- Вокруг солнца изобразить лучи, вдоль которых написать, что ты можешь сделать для других. При этом надо постараться, чтобы этих лучей было как можно больше. (По завершении каждая команда прочитает и прокомментирует написанное).

Вывод: Хотелось бы, чтобы вы запомнили, что каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому.

Библиотекарь 1:

(Слайд 15)

Игра 3. «Кто есть кто?» (Игра на выявление собственной склонности к использованию социальных стереотипов. Предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция педагога).

(Слайд 16)

- На фото изображены реально существующие (и существовавшие) люди. Люди разных профессий, разного рода деятельности. Вам необходимо определить: кто есть кто?

(После 3–4 минут работы ребята высказывают свои версии и аргументируют их. Как правило, подростки довольно оживленно спорят по поводу каждой фотографии, апеллируя к особенностям портрета человека: «…надменное лицо», «…лживые глаза, спрятанные за очками», «…мечтательный взгляд писателя», «…классическое лицо мошенника»).

Когда выяснится, что со стопроцентной точностью определить, кто есть кто, никому не удалось, можно задать школьникам несколько вопросов:

- Что вы думаете об этом задании, легко ли было его выполнить?

- Почему никому не удалось точно определить, кто есть кто?

- Часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личностных особенностях?

На фото: писатель (Югры Черкашин П.), детский писатель (Чуковский  К.И.), художник (Югры Белых В.), общественный деятель (Лихачев Д.), космонавт (Терешкова В.), политический деятель (Медведев Д.), киноактриса, домохозяйки, колхозницы.

При выполнении этого задания можно выйти на проблему соотношения внешнего вида и внутренних качеств человека, проблему социальных стереотипов в оценке людей, проблему корректности вынесения подобных категоричных оценок. Разговор можно перевести и на похожее стереотипное восприятие представителей иных национальностей, религий, субкультур.

Библиотекарь 2:

(Слайд 17)

Игра 4. “Испорченный телефон”

- Порой в жизни люди злонамеренно искажают официальные факты, превращают информацию в сплетни. Сейчас на ваших глазах произойдет такая досадная и смешная трансформация.

Для этой игры 3–4  ученика сейчас выйдут за дверь и встанут подальше, чтобы не слышать, что происходит в классе.

Учитель предлагает одному из учеников в классе выйти к доске. Он должен внимательно прослушать определенную информацию. Затем приглашается один из ребят, стоящих в коридоре. Первый, кто получил информацию, пересказывает ее перед всем классом только что вошедшему ученику. Так повторяется 3-4 раза.

Возможный текст: “В связи с эпидемией гриппа, возникшей несколько недель назад, были отменены все учебные занятия в школах, вследствие чего, по предварительной неофициальной информации, возможно сокращение праздничных и каникулярных дней в 3 и 4 четверти в г. Белоярский, Тюменской области в 2014-15 учебном  году”.

- Как вы думаете, почему до последнего человека доходит очень искаженная информация?

Вывод: Чтобы не поддерживать сплетни, основу конфликта, необходимо вести разговор-диалог, глядя своему собеседнику в глаза, таким образом, вы избежите множества недомолвок. А значит, научитесь доверять. И совет вам, пользуйтесь всегда проверенной информацией.

Библиотекарь 1:

(Слайд 18)

Игра 5. «Дискуссия»

(Слайд 19)

- Толерантность бывает разная: расовая, межклассовая, межнациональная, религиозная, географическая, образовательная, возрастная, физиологическая, гендерная, толерантность по отношению к маргиналам: бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д., политическая, внешнеполитическая.

- Как вы думаете, для вас проявление какой толерантности самое сложное и почему?

- Кто эти люди – «отбросы» общества, сознательно выбравшие такой образ жизни, или лица, нуждающиеся в помощи и особой заботе?

- Обязано ли государство тратить деньги на помощь таким людям?

- Как определить – кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на «дно» в силу сложных жизненных обстоятельств и возможно ли вообще это определить?

- Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных его заботы и недостойных, «первосортных» и «второсортных»?

- Человек – всегда человек или только тогда, когда соответствует общественным стандартам, т.е. своим поведением и образом жизни похож на других?

- А если посмотреть на все это глазами самих тех людей, о которых мы сегодня говорим?

Предлагается учащимся еще раз поработать в группах, но на этот раз встать в позицию самих представителей маргинальных слоев населения и попытаться воспроизвести их взгляды на самих себя, окружающее общество, государство.

Самовосприятие этих людей школьники описывают в таких понятиях как безысходность, покинутость, обреченность, неуверенность, пессимизм. Окружающие характеризуются ими как равнодушные, черствые, непонимающие их проблем, не проявляющие к ним никакого сочувствия, отторгающие и презирающие их. В ходе работы ребята, как правило, отмечают настороженное отношение этих людей к государству и представителям власти.

- Обратите внимание в буклете на миниатюру Тургенева Ивана Сергеевича «Нищий». (Дать возможность прочитать).

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Библиотекарь 2:

- Сегодня мы познакомились с понятиями “Толерантность” и “Интолерантность”, вы попробовали выяснить степень своей толерантности.

(Слайд 20)

Вывод: Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

(Звучит запись)

По одной восточной легенде однажды боги решили создать мир. Вначале они сотворили все окружающее, затем – человека, и в самом конце они создали истину. Боги задумали не раскрывать сразу истину перед человеком. Они решили спрятать ее, чтобы человек искал истину подольше. Один бог предложил:  «Давайте спрячем ее на дне океана». «Давайте захороним ее в глубине земли», – предложил второй. Третий сказал: «Давайте укроем ее на самой далекой планете». Предложений было очень много. И, наконец, самый старый и мудрый бог сказал: «Мы спрячем истину в сердце человека. Он будет искать ее во всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».

(Слайд 21)

- Дорогие ребята, хочется, чтобы вы знали и помнили, что класс – это тоже маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.

Библиотекарь 1:

(Слайд 22)

- Всего вам доброго.

 (Слайд 23)

- Обратите внимание на выставку книг «Чувствуя взгляды, друг друга».

Использованный материал.

Интернет материал:

  • Статья «Поговорим о толерантности».
  • Классный час «Давайте будем добрее».
  • Сценарий "Все различны, все равны« (Митюкова И.В., учитель).
  • Статья «Воспитание толерантности на уроках литературы» (Федотова Л.А., учитель русского языка и литературы). 
  • Материал лекций «Проблема толерантности – актуальная проблема современности».
  • Из опыта работы «Воспитание толерантности средствами литературы» (Е.М. Милютина. Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ № 23». Преподаватель УКП в ИТК г. Вологда).

Приложение 1

Дополнительный материал

Игра «Твой выбор»

Все участники садятся в круг. Один из участников пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему (2–3 человека).

- Как вы думаете, почему ваши одноклассники рассаживают не так, как хотелось бы вам?

Вывод: у каждого человека свое видение, т.е. каждый воспринимает объект по-своему. При существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения благодаря принципу толерантности: каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими.

Игра «Собери команду»

Два участника ведут отбор членов своей команды, руководствуясь своим принципом исключения. По окончании задания, каждый капитан дает пояснение: по каким критериям вели отбор участников, выделяя общее: по дружеским отношениям, по внешнему виду, по возрасту и т.д.

Вывод: каждая команда имеет место быть, принимать участие в конкурсах на равных правах, как и капитан, у каждого человека свое видение правильного выхода из сложившейся ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

"Давайте говорить друг другу комплименты"

Классный час о формировании умения говорить друг другу комплименты в форме игры....

"Давайте понимать друг друга с полуслова

Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса по нравственному воспитанию...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Как мы чувствуем друг друга

Психологический тренинг детско-родительских отношений...