Литературно-музыкальная композиция "Вслед за кибиткою твоей"
методическая разработка (7 класс) по теме

Цюпа Валентина Алексеевна

       Многие писатели, поэты, артисты, музыканты, художники побывали на Кавказе. Что привело их в наши края? Кто-то ехал лечиться: пить целебную минеральную воду, дышать горным воздухом... Другие были сосланы на Кавказ по воле царя. Всех неугодных ему людей, в чьих произведениях звучал голос свободы или раздавалась критика в адрес существующих порядков, государь отправлял подальше от Москвы, на окраины России. Здесь, на Кавказе, талантливые писатели служили в армии, защищали границы своего Отечества. Некоторые замечательные русские люди  были сосланы на Кавказ за дуэль. Но всех, кто оказался здесь по воле судьбы, очаровала природа нашего края: величественные горы, широкие вольные степи, чудесные источники!

Очень интересна история и культура народов Кавказа. Как много горцев разной национальности живут под одним небом, на одной земле! И у каждого народа свои традиции и обычаи, которые они бережно хранят. «Хорош этот дикий край, где так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». (Л. Н. Толстой).

Итак, мы начинаем путешествие по дорогам Кавказа вслед за великими русскими писателями...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzykalnaya_komp_vsled_za_kibitkoy.doc163 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

с.Новоромановского Арзгирского района

Ставропольского края

                         

Автор составитель:Цюпа В.А.,

библиотекарь МКОУ СОШ №5

с.Новоромановского

Арзгирского района

Ставропольского края

2014 год

Действующие лица: Ведущий, Незнайка, собачка Булька.

Оборудование: репродукции картин М. Ю. Лермонтова, книги А. С. Пушкина «Поэмы», Л. Н. Толстого «Азбука».

В центре литературной гостиной расположена книга-театр, на её первых страницах изображены Кавказские горы.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по Ставропольскому краю и познакомимся с замечательными людьми, приезжавшими на Кавказ.

Во время оное былое!

В те дни ты знал меня, Кавказ,

В своё святилище глухое

Ты призывал меня не раз.

В тебя влюблён я был безумно,

Меня приветствовал ты шумно

Могучим гласом бурь своих.

Я слышал рёв ручьёв твоих,

И снеговых обвалов грохот,

              И Крик Орлов, и пенье птиц...        

                                         (А. С. Пушкин)

       Многие писатели, поэты, артисты, музыканты, художники побывали на Кавказе. Что привело их в наши края? Кто-то ехал лечиться: пить целебную минеральную воду, дышать горным воздухом... Другие были сосланы на Кавказ по воле царя. Всех неугодных ему людей, в чьих произведениях звучал голос свободы или раздавалась критика в адрес существующих порядков, государь отправлял подальше от Москвы, на окраины России. Здесь, на Кавказе, талантливые писатели служили в армии, защищали границы своего Отечества. Некоторые замечательные русские люди  были сосланы на Кавказ за дуэль. Но всех, кто оказался здесь по воле судьбы, очаровала природа нашего края: величественные горы, широкие вольные степи, чудесные источники!

Очень интересна история и культура народов Кавказа. Как много горцев разной национальности живут под одним небом, на одной земле! И у каждого народа свои традиции и обычаи, которые они бережно хранят. «Хорош этот дикий край, где так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». (Л. Н. Толстой).

Итак, мы начинаем путешествие по дорогам Кавказа вслед за великими русскими писателями...

Незнайка: А как же я? Меня забыли!

Ведущий: Здравствуй, Незнайка. Ты так неожиданно появился у нас в гостиной...

Незнайка: Я очень спешил! Вам без меня не обойтись! Ведущий: Это почему же?

Незнайка: Я всё знаю о путешествиях! Я даже летал на воздушном шаре!

Ведущий: Хорошо, возьмём тебя с собой. Только путешествовать мы будем не на воздушном шаре. В прошлом веке по дорогам Кавказа ездили верхом или в карете, запряжённой лошадьми.

Незнайка: Она называется кибитка! Ведущий: Да, правильно. Что ж, пора отправляться!

Незнайка: Погодите! Мы забыли одну вещь.

Ведущий: Что же?

Незнайка: Дневник! Путешественники всегда вели дневник в дороге.

Ведущий: Совершенно верно, Незнайка, молодец. Вот дневник. Откроем его на первой странице и начнём записывать всё, что увидим и услышим. (Ведущая открывает дневник.) Ой! Здесь уже что-то написано! (Читает.)

... Долго ль мне гулять по свету

    То в коляске, то верхом

   То в кибитке, то в карете,

   То в телеге, то пешком...

Незнайка: Кто же этот загадочный путешественник?

Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт. Он трижды приезжал в наш край. Его называют «первооткрывателем Кавказа в русской поэзии».

Незнайка: Давайте дальше прочитаем.

Ведущий: «Ставрополь... вот они, ворота Кавказа. Здесь и впрямь стояли огромные каменные ворота, разрисованные ликами святых. Коляска рванулась вперёд. Из сторожевой будки выбежал казак... Я оглянулся и лукаво подмигнул ему. Ворота потонули в клубах пыли...»

Ведущий переворачивает страницу в книге-театре.

Смотрите, ребята, перед нами дорога, по которой много лет назад ехал Пушкин на Кавказ.

Ведущий расставляет стулья так, чтобы получилась кибитка.

Кто умеет править лошадьми? Пожалуйте на облучок. Остальные — в кибитку. Поехали!

Забытый светом и молвою,

Далече от брегов Невы,

Теперь я вижу пред собою

Кавказа гордые главы...

Незнайка: Ой, посмотрите, из дневника выпала какая-то записка. Может быть, это письмо?

Ведущий: Так, так, посмотрим... (Поднимает, читает.) Это письмо Пушкина к брату.

«Жалею, мой друг, что ты вместе со мной не видел великолепную цепь синих гор, ледяные вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными».

Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый,

В венце блистая ледяном,

Эльбрус огромный, величавый,

Белел на небе голубом...

Ребята, не только природа удивила и очаровала поэта. С особой теплотой, с чувством уважения, восхищения, Пушкин пишет о людях, живших на Кавказе. Его внимание «народ тот чудный привлекал». Он наблюдал...

«Их веру, нравы, воспитание,

Любил их жизни простоту,

 Гостеприимство, жажду брани,

Движений вольных быстроту...»

Незнайка:       

 «Смотрел он целыми часами,

 Как иногда черкес проворный

Широкой степью, по горам,

 В косматой шапке, в бурке чёрной,

К луке склоняясь, на стремена

Ногою стройной опираясь,

Летал по воле скакуна,

К войне заране приучаясь...»

Ведущий: Незнайка, это строки из поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник» (показывает эту книгу ребятам). Удивительно, что ты знаком с таким серьёзным литературным произведением.

Незнайка: Ничего удивительного! У нас в Цветочном городе есть малыш, который всё знает. Его так и зовут — Знайка. У него столько книг! Эти стихи я прочёл в одной из них. А память у меня отличная! Всё сразу запомнил!

Ведущий: Молодец. Я думаю, что ребята, когда подрастут, тоже прочтут это произведение. (Переворачивает страницу в книге-театре.)

Незнайка: Ой, что это там?

Ведущий: Где?

      Незнайка: В ущелье... Дым какой-то

      Ведущий: Это не дым, а пар от горячих целебных источников. Великолепная картина! Послушайте, как описывает Пушкин местность вокруг горы Машук:

«Край чудес!

Там жаркие ручьи

Кипят в ущельях раскалённых,

Благословенные струи!»

А вот, что пишет о Кавказских Минеральных Водах другой русский писатель Лев Николаевич Толстой. (Читает из рассказа Л. Н. Толстого «Что случилось с Булькой в Пятигорске».)

«Пятигорск так называется оттого, что он стоит на горе Бештау. А Беш по-татарски значит пять, тау — гора. Из этой горы течёт горячая серная вода. Вода эта горяча, как кипяток, и над местом, где идёт вода из горы, всегда стоит пар, как над самоваром. Всё место, где стоит город, очень весёлое. Из гор текут горячие родники, под горой течёт речка Подкумок. По горе — леса, кругом — поля, а вдалеке всегда видны большие Кавказские горы. На этих горах снег никогда не тает, и они всегда белые, как сахар. Одна большая гора Эльбрус, как сахарная белая голова, видна отовсюду, когда ясная погода.... Сам город стоит на горе, а под горой есть слобода. Я жил в этой слободе в маленьком домике. Домик стоял на дворе, и перед окнами был садик, а в саду стояли хозяйские пчёлы — не в колодках, как в России, а в круглых клетушках. Пчёлы там так смирны, что я всегда по утрам с Булькой сиживал в этом садике промежду ульев...».

Ребята, я прочитала вам строки из рассказа Льва Николаевича Толстого «Что случилось с Булькой в Пятигорске».

Булька: Ав-ав-ав! Дальше, дальше прочтите, как я храбро сражался и ...

Ведущий: И не будем забегать вперёд. Что случилось с Булькой, ребята узнают, когда сами прочитают рассказ до конца.

Незнайка: А вот дом, где жил Михаил Юрьевич Лермонтов, до сих пор сохранился. Стоит в городе Пятигорске целый и невредимый. Там сейчас музей: собраны рукописи поэта, картины, вещи... Я там бывал не раз.

Ведущий: Ребята, а кто из вас был в домике-музее М. Ю. Лермонтова в Пятигорске?

Ответы детей.

Незнайка: А знаете ли вы, дети, что поэт был совсем маленьким, таким как вы, когда бабушка, Елизавета Алексеевна, впервые привезла его на Кавказ. У мальчика было слабое здоровье. Елизавета Алексеевна считала, что горный воздух и целебные источники пойдут на пользу внуку.

Ведущий: Ребята, представьте себе кибитку (крытую повозку), запряжённую лошадьми, в ней ехала бабушка с внуком. Следом ехали доктор, учитель для маленького Миши, слуги. Далее следовал обоз с имуществом, кухней. Дорога была дальняя и трудная. Именно с дорогой связаны у Лермонтова первые впечатления о поездках на Кавказ.

Просёлочным путём люблю скакать в телеге

И взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Звучит «Казачья колыбельная песня».

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

                  По камням струится Терек,

                  Плещет мутный вал;

                  Злой чечен ползёт на берег,

                  Точит свой кинжал;

                  Но отец твой старый воин,

                   Закалён в бою:

                  Спи, малютка, будь спокоен Баюшки-баю...

Вы слушали, ребята, «Казачью колыбельную песню», которую написал М.Ю. Лермонтов, будучи известным поэтом. Быть может, это отголосок его далёкого детства, воспоминания о первой поездке на Кавказ?

Природа наделила Лермонтова многими талантами, в том числе и даром живописца.

Незнайка: Я знаю многие его картины. Особенно мне нравится «Крестовая гора».

Ведущий: Эта картина есть в нашем альбоме. Здесь же и воспоминания поэта.

«Вот и Крестовая гора!», — сказал мне штабс-капитан, указывая на холм, покрытый пеленой снега; на его вершине виднелся каменный крест, а рядом — едва-едва заметная дорога... очень узкая... мы с трудом пробирались, лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяной коркою, то с пеной прыгая по чёрным камням».

А вот другая картина М. Ю. Лермонтова: «Воспоминания о Кавказе». (Показывает.)

Вечер. Закат. Двое всадников неторопливо едут по дороге и ведут оживлённую беседу.

«Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

 И чудный вой мгновенных, громких бурь...» (Закрывает альбом.)

Ребята, посмотрите на обложку альбома, это автопортрет М. Ю. Лермонтова.

      Незнайка: Прекрасный портрет. Здесь поэт изображён на фоне гор, в бурке... Но почему-то у него очень печальные глаза..

Ведущий: Таким Лермонтов сам себя видел, ощущал. Это один из самых лучших портретов великого поэта. Лермонтов рисовал себя, глядя в зеркало.

Незнайка: Вот если бы я рисовал свой портрет, то изобразил бы себя весёлым, красивым и... талантливым!

Ведущий: Ты, конечно, очень весёлый, Незнайка, и талант, возможно, проявится в скором времени. Что же касается Лермонтова, он был необыкновенно творческой личностью: поэт, писатель, художник, музыкант. К сожалению, поэт рано ушёл из жизни. Михаил Юрьевич Лермонтов погиб на дуэли, когда ему было всего 27 лет. Это случилось в городе Пятигорске, у подножия горы Машук.

Когда вы подрастёте, обязательно посетите место дуэли Лермонтова и поклонитесь памяти великого русского поэта.

Ведущий переворачивает последнюю страницу в книге-театре.

Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Мы проехали по дорогам Кавказа вслед за великими русскими писателями. Богат наш край своей историей и культурой. А сколько тайн ещё хранят эти горы, степи, реки...

Незнайка: Давайте прямо сейчас отправимся за тайной! Я умею лазать по горам, плавать по бурным рекам...

Ведущий: Погоди, погоди, чтобы тайну узнать, нужно сначала книги прочитать, а потом уже плавать, летать... Впрочем, это уже совсем другая история.

До следующей встречи, ребята!

Незнайка: До свидания, путешественники!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальная композиция " Мы дети твои, Россия"

методическая разработка для учащихся 9-11классов...

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы "Это было с бойцами или страной, или в сердце твоем»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая памяти М. И. Цветаевой «В молчаньи твоего ухода Упрёк невысказанный есть…»

Литературно-музыкальная композиция по творчеству М. И. Цветаевой. В практике проводилась как литературный вечер, или, при известной доработке, как вводный или итоговый урок по теме "М. И. Цветаева". П...

Литературно-музыкальная композиция "Вслед за кибиткою твоей"

     Многие писатели, поэты, артисты, музыканты, художники побывали на Кавказе. Что привело их в наши края? Кто-то ехал лечиться: пить целебную минеральную воду, дышать горным во...

Твое место в мире профессий. (Устный литературно- музыкальный журнал)

Мероприятие для обучающихся коррекционных школ 8 вида. Цель занятия: создать информационное пространство о профессиях,  прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профес...

Литературно - музыкальная композиция "Коль песня часть твоей души ты с ней пройдешь огонь и воду"

Это занятие расширит знания детей о жизни и творчестве поэтов и композиторов, создавших песни "огненных лет", а также об истории их возникновения....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Когда у стен твоих звенят мечи…»

Сценарий  классного часа, посвящённого разгрому немцев под Москвой...