Литературно - музыкальная композиция "Коль песня часть твоей души ты с ней пройдешь огонь и воду"
занимательные факты (9 класс) на тему
Это занятие расширит знания детей о жизни и творчестве поэтов и композиторов, создавших песни "огненных лет", а также об истории их возникновения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ.
ЛИТЕРАТУРНО –
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«…Коль песня - часть твоей души,
Ты с ней пройдешь огонь и воду»
Разработчик: Гузовская А.Н. –
методист МДДиЮ.
2017 г.
Цель занятия: расширить знания обучающихся о жизни и творчестве поэтов и композиторов, создавших песни «огненных лет», а также об истории их возникновения. Оборудование и материалы: фотографии поэтов – В.И. Лебедева – Кумача, А.В. Александрова, М.И. Блантера, М.В. Исаковского, В.П. Соловьёва – Седого, фонограммы песен Великой Отечественной войны. Форма занятия: рассказ с элементами беседы, выставка работ воспитанников МДДиЮ, исполнение песен военных лет под баян.
Возраст участников: 13 – 15 лет.
Ход занятия:
Педагог: Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны.
Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.
Навсегда останутся в нашей памяти песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, они стали прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма.
В годы войны массовая песня одной из первых отразила события войны и стала её музыкальной летописью, могучим духовным оружием на фронте и в тылу. Темы, образы, содержание песен – всё говорило о борьбе советского народа против немецко – фашистских захватчиков, отражало эмоциональную атмосферу военного времени. В истории советского песенного творчества четыре года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый стиль. Радио – и грамзаписи, концерты фронтовых бригад и кинофильмы, а также листовки со словами и нотной записью мелодий знакомили слушателя с новыми песнями.
Звучит фонограмма песни «Священная война» - слова В.И. Лебедева – Кумача, музыка А.В. Александрова.
Педагог: В середине 1941 года большая группа писателей и поэтов вернулась в Москву из областной Кубинки. Там на военных сборах в течение месяца они проходили «школу рядового бойца». В первый день возвращения поэты узнали, что редактор из музыкального отдела Всесоюзного радио просит их непременно зайти. Туда пришли Василий Лебедев – Кумач, Виктор Гусев, Александр Александров. Вот что вспоминает об этой встрече поэт Е. Долматовский: «Редактор музыкальных радиопередач, тихая, спокойная женщина – музыковед, отличалась вот каким качеством: она могла самым знаменитым авторам вернуть песню, сказав: «Вы умеете лучше». Слово её было непререкаемо – её очень уважали за прямоту.
Эта самая редактор посмотрела на нас сквозь толстые стёкла очков и с невозмутимым видом спросила: «Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот – вот начнётся война с немцами?» Мы оторопели. В те дни в газетах появилось опровержение тревожных слухов, и высказываться в ином духе, было не принято, даже небезопасно. А редактор, не дав нам ответить на её вопрос, продолжала: «Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Считайте наш разговор доверительным. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите. Обещаю вам, что до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает».
Не знаю, написал ли песню Виктор Гусев… Я пробовал, но у меня не получилось: не верилось, что война вот – вот грянет. А Лебедев – Кумач засел за работу. Я достоверно знаю, что некоторые строки «Священной войны», в частности:
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать…
Были написаны за несколько дней до начала войны. Поэт воспользовался образом, тревоживших всех тогда: кинохроника показывала налёты фашистской авиации на города Испании, на Варшаву». 22 июня поэту оставалось лишь дописать песню - основная её часть была готова раньше. 24 июня 1941 года «Священная война» была опубликована в газетах «Известия» и «Красная звезда». На четвёртый день войны композитор А.В. Александров написал музыку на эти стихи. Краснознамённый ансамбль эту песню разучил, она зазвучала по радио. Тема народного гнева проходит через всё песенное творчество военных лет. Песня «Священная война» была совершенно необходима в те грозные дни. Она стала музыкальным символом войны. Это произведение, ставшее одной из вершин в творческом наследии композитора А. Александрова, создано в традициях русской песенно – хоровой культуры. Пафос, свойственный этому сочинению, усиливает его драматизм и героику, идущие от старой песни, гимнов и маршей времён Гражданской войны.
Педагог: Какие ещё песни военных лет вы знаете?
Ответы детей.
Звучит фонограмма песни «Катюша» - слова М.В. Исаковского, музыка М.И. Блантера.
Педагог: «Катюша» - слова М.И. Исаковского, музыка М.И. Блантера.
Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома Союзов осенью 1938 года на первом концерте Государственного джаз – оркестра СССР, которым руководил Виктор Кнушевицкий. Успех был огромный: песню исполняли на бис трижды.
«Катюша» - песня о верности и любви – написана поэтом М.В. Исаковским и композитором М.И. Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания. Панская Польша, боярская Румыния, буржуазная Чехословакия, на Дальнем Востоке Япония – все выставили против СССР пограничные гарнизоны. В Тихом океане самурайские катера нападали на наших рыбаков. На заставах красноармейцы героически защищали Родину.
Юноша, получивший в военкомате направление в пограничные войска, уже заранее в глазах товарищей выглядел героем. И мысли о пограничниках, не обходившие никого, оказались сконцентрированными в этой песне – «Катюша». Весьма интересны истории, связанные с ней. Например, поют Илья Львович Сельвинский, участвовавший в боях на Керченском полуострове, вспомнил такой случай: «Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы прокрутили пластинку раз, потом поставили второй раз, потом третий… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут слушать нашу «Катюшу»! Не бывать этому! В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая схватка. В результате немцы ещё и опомниться не успели, а «Катюша» (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим».
Песня «Катюша» получила признание за рубежом; в годы войны она была гимном итальянских партизан. Любопытно, как ласковое имя Катюша, выйдя из песни, зазвучало грозно в суровые дни войны. Это случилось в самом начале Великой Отечественной. Положение на фронте было трудное. Советские войска отступали под натиском превосходящих сил врага. Только великое мужество и вера в победу поддерживали бойцов в те жестокие дни.
Однажды в прифронтовом лесу появились странные грузовики с каким – то высоким, косо поставленным сооружением в кузове. Машины находились под усиленной охраной. Эмблемы на петличках у шофёров и красноармейцев – артиллерийские. На фронте не принято любопытствовать. Но в сторону перелесков, где накапливались машины неизвестного назначения, посматривали с особым вниманием и уважением. Что – то будет?
Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Под покрывавшим их брезентом оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов с хвостовым оперением. Раздался залп, и в стан врага помчались огненные стрелы. На участке залпа реактивных снарядов враг был полностью уничтожен. В первые же дни своего пребывания на фронте, новое оружие получило сердечное имя – «катюша».
Почему их именно так назвали? Солдат нашёл слово, которое соответствовало его вере в победу. А может быть, кто – то видел, как машины выехали на крутой берег, и ассоциативное восприятие навело его на знакомую строку: «Выходила на берег Катюша…».
Тихо звучат мелодии песен: «В землянке», потом «Огонек».
Педагог: А вот песня «В землянке», слова А.А. Суркова, музыка К.Я. Листова была написана в ноябре 1941 года. Стихотворение «Землянка» распространилось значительно раньше, чем была написана музыка. Эта песня вошла в историю Великой Отечественной войны и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости русского воина, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск врага и разбил его.
Песня «Огонёк», слова М.И. Исаковского, музыка М.И. Блантера. Стихотворение «Огонёк», написано в 1942 году. Так же как и в случае с «Землянкой», стих вышел раньше. И в годы войны, и в послевоенные годы появились десятки музыкальных решений «Огонька», самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних.
И песня, как друг, души всем согревала
Все годы войны, с первых дней от начала.
В атаку вела, величала Победу.
Поклонимся низко мы песне за это.
Педагог: Подходит к своему логическому завершению наш вечер – памяти военных песен. И сегодня мы через песенное творчество смогли прочувствовать и понять то, что пережили наши отцы и деды в непростое военное время, и нашему поколению не хотелось пережить это в реальной жизни. В какое бы время мы не жили, нам, мирным людям, не хотелось бы столкнуться с ужасом войны. Мы голосуем за мир на земле!
Педагог: Ребята, какая из песен, звучавших сегодня, вам понравилась и почему?
(Ответы детей).
Выставка работ воспитанников Мальчевского ДДиЮ.
Исполнение песен под баян.
«Священная война» «Катюша»
Вставай, страна огромная, Расцветали яблони и груши,
Вставай на смертный бой Поплыли туманы над рекой.
С фашистской силой тёмною, Выходила на берег Катюша,
С проклятою ордой. На высокий берег, на крутой.
Пусть ярость благородная Выходила, песню заводила
Вскипает, как волна – Про степного сизого орла.
Идёт война народная, Про того, которого любила,
Священная война! Про того, чьи письма берегла.
Дадим отпор душителям Ой ты, песня, песенка девичья,
Всех пламенных идей, Ты лети за ясным солнцем вслед
Насильникам, грабителям, И бойцу на дальнем пограничье
Мучителям людей. От Катюши передай привет.
Не смеют крылья чёрные Пусть он вспомнит девушку простую,
Над Родиной летать, Пусть услышит, как она поёт,
Поля её просторные Пусть он землю бережёт родную,
Не смеет враг топтать! А любовь Катюша сбережёт.
Гнилой фашистской нечисти Расцветали яблони и груши,
Загоним пулю в лоб Поплыли туманы над рекой.
Отребью человечества Выходила на берег Катюша,
Сколотим крепкий гроб. На высокий берег, на крутой.
Пусть ярость благородная На позиции девушка
Вскипает, как волна, - Провожала бойца.
Идёт война народная, Тёмной ночью простилася
Священная война! На ступеньках крыльца
«Землянка» «Огонек»
Бьется в тесной печурке огонь На позиции девушка
На поленьях смола, как слеза, Провожала бойца.
И поет мне в землянке гармонь Тёмной ночью простилася
Про улыбку твою и глаза На ступеньках крыльца
Про тебя мне шептали кусты И пока за туманами
В белоснежных полях под Москвой Видеть мог паренёк,
Я хочу, чтобы слышала ты, На окошке на девичьем
Как тоскует мой голос живой. Всё горел огонёк.
Ты сейчас далеко – далеко Парня встретила славная
Между нами снега и снега Фронтовая семья,
До тебя мне дойти не легко Всюду были товарищи,
А до смерти четыре шага Всюду были друзья.
Пой, гармоника, вьюге назло, Но знакомую улицу
Заплутавшее счастье зови Позабыть он не мог:
Мне в холодной землянке тепло – Где ж ты, девушка милая,
От моей негасимой любви. Где ж ты мой огонёк?
И подруга далёкая
Парню весточку шлёт,
Что любовь её девичья
Никогда не умрёт.
Всё, что было загадано,
В свой исполнится срок, -
Не погаснет без времени
Золотой огонёк.
И просторно и радостно
На душе у бойца
От такого хорошего
От её письмеца.
И врага ненавистного
Крепче бьёт паренёк
За Советскую родину,
За родной огонёк.
Педагог: На этом наша с вами встреча, посвященная песням военных лет, подошла к концу. Спасибо огромное за ваше участие и внимание. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно- музыкальная композиция " Мы дети твои, Россия"
методическая разработка для учащихся 9-11классов...
Литературно-музыкальная композиция "Песни в солдатской шинели"
Небольшая композиция о Великой Отечественной войне...
Литературно-музыкальная композиция "Песням тех огненных лет- поверьте."
Сценарий мероприятия, посвящённого песням о Великой Отечественной войне....
Литературно-музыкальная композиция"Роман с собственной душой" (М.И. Цветаева)
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству М.Цветаевой....
Литературно-музыкальная композиция "Афганистан- ты боль души моей"
Сценарий внеклассного мероприятия для 5-9 классов....
Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»
Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»Цели: познакомить воспитанников с поэзией и песнями времен ВОВ; заинтересовать их творчеством писателей и композиторов ВОВ; разв...
Литературно-музыкальная гостиная «Язык сердца и души»
Цель:Воспитание интереса к творчеству поэтов-бардов, любви к музыке, желания стать исполнителем собственных песен.Задачи:знакомство с историей развития авторской песни;развитие творческих способностей...