Математический кружок
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
для учащихся 5 класса
Пояснительная записка
Цель программы:
формирование мотивации к изучению математики в соответствии возрастными особенностями,
Задачи программы:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование математической компетенции;
2. Выявление и поддержка математически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
Практическая направленность:
освоение математической терминологии, необходимой при дальнейшем обучении.
Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет.
Срок ее реализации - 1 год.
Форма организации - кружок.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Особенности программы:
Соблюдение принципов взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику.
В основе создания данной программы лежат:
- общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.
- принцип занимательности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной математики - игр, кроссвордов, загадок, логических задач, а также путем привлечения средств наглядности - картинок, слайдов, презентаций. Это удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся и имеет практическое значение для учащихся начальной школы.
- принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения материала.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- практиковаться в решении задач различного уровня сложности учащимися;
- успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Литература:
- Б. А. Кордемский, А.А. Ахадов «Удивительный мир чисел». М.: «Просвещение» - 1986
- О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов». Ростов –на- Дону «Феникс» - 2006
- М.Б. Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике». М.: «Веко» - 2005
- М.В. Александров, О.И. Волошина «Тесты по математике». М.: «Дрофа» - 1998
- В.В. Волина «Занимательная математика». М.: «Знание», 1993
- Шевелев К. Занимательная математика М.: «Ювента», 2008
Тематическое планирование занятий кружка «Занимательная математика»
№ п/п | Тема занятия | кол-во часов |
1 | Первые шаги в геометрии | |
2 | Простейшие геометрические фигуры | 2 |
3 | Куб и его свойства | 2 |
4 | Решаем логические задачи | 2 |
5 | Математические игры со спичками | 2 |
6 | Задачи на части | 2 |
7 | Числовой луч | 2 |
8 | Координаты на луче | 2 |
9 | Задания на логику | 2 |
10 | Математические игры со спичками | 2 |
11 | Движение по числовому лучу | 2 |
12 | Дроби. Сравнение дробей | 2 |
14 | Старинные задачи | 2 |
15 | Решение логических задач | 2 |
16 | Зашифрованная переписка | 2 |
17 | Параллелограммы | 2 |
18 | Конкурс знатоков математики | 1 |
Программа кружка
«Наглядная геометрия»
2014-2015 уч.год
Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость для обучающихся:
Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 5 классе предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление. Программа занятий кружка способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Основными положениями программы являются:
- Преемственность с традиционным содержанием и построением курса математики в начальных классах в плане принципов отбора и последовательности базисных математических понятий, проведение в качестве основной арифметической линии и параллельно с ней геометрической пропедевтики.
- Включение в учебный процесс специально выстроенной системы содержательно-логических задач и заданий на базе изучаемого математического материала с добавлением дидактических игр, заданий на сообразительность, головоломок, математических ребусов и др., что создает условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся, более осознанного и глубокого усвоения программного математического материала.
Построение блока содержательно-логических задач и заданий подчинено следующим основным требованиям:
- Каждое задание имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов с постепенным переносом акцента с внимания и восприятия на воображение, память и мышление.
- Каждое задание несет математическое содержание не ниже программного уровня и может быть использовано на различных этапах обучения: при введении нового материала, его первичном закреплении, отработке, повторении, знакомстве учащихся с математическими методами познания действительности, обобщении, практическом и прикладном использовании математических заданий.
- Каждое задание представлено в интересной и доступной для детей младшего школьного возраста форме.
Систематическое выполнений задач и заданий содержательно-логического блока будет способствовать развитию познавательных способностей и умственной активности детей, т.к. все это требует постоянных умственных усилий, внимания, а также активизации знаний, будет помогать устанавливать взаимосвязи между новым и уже изученным материалом и применять знания в новых для детей условиях.
Учёные установили, что успешное владение геометрическими навыками и приемами стимулирует и повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи логики и интеллекта. Даже простейшие геометрические работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Изготовление чертежа, построение фигуры – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа предусматривает развитие у детей конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Любая работа с элементами геометрии не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный её характер .Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Цели изучения наглядной геометрии в начальной школе:
1) формирование первоначальных представлений о геометрии, способах работы с чертёжными инструментами (в частности, с использованием циркуля, линейки)
2) развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в математике ( с применением логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )
3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с геометрией
4) развитие у учащихся навыков решения задач на построение.
Задачи обучения наглядной геометрии в начальной школе, связанные с
- обучением:
- развитие познавательного интереса к предметной области «Геометрия»
- познакомить школьников с основными свойствами геометрии
- научить их приемам построения геометрических фигур
- формирование общеучебных умений и навыков
- прибретение знаний, умений и навыков работы с четрежами
- формирование умения применять теоретичекие знания на практике
- дать школьникам первоначальное представление о геометрии и сферах её применения;
2) развитием:
- памяти, внимания, наблюдательности
- абстрактного и логического мышления
- творческого и рационального подхода к решению задач;
3 ) воспитанием
- настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
- умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
- бережного отношения к школьному имуществу,
- навыков здорового образа жизни.
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год). Количество детей в группе до 10 человек.
Прогнозируемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с чертежными инструментами и применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков учащиеся будут уметь:
• осознавать потребность в дополнительной работе;
• обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
• с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
• объединять предметы по общему признаку;
• различать целое и части;
• составлять и исполнять несложные чертежи;
• понимать и создавать самостоятельно точные и понятные чертежи при решении учебных задач и в повседневной жизн.
• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Требования к обязательному уровню подготовки
В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому предоставляется возможность:
- выяснить роль и место геометрии в жизни человека
- получить первичное представление о геометрии
- научиться различать виды геометрических фигур
- познакомиться с названиями составных частей геометрических фигур
- познакомиться с основными приемами создания геометрических объектов
- узнать правила работы с геометрическими инструментами и освоить их возможности;
- получить представление о моделировании
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитаниею настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности учебной методики работы с детьми.
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.
Формы обучения.
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с инструментом.
При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста.
Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ.
Формы работы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.
Примерная структура занятия:
- Организационный момент ( 1-2 мин )
- Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания ( 6-8 мин)
- Разбор нового материала. Выполнение коллективных заданий ( 8-10 мин )
- Физкультминутка (1-2 мин)
- Самостоятельная или индивидуальная работа ( 10-15 мин )
- Подведение итогов занятия ( 3 мин )
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Кол во час | Корректи ровка |
1 | Организационное занятие «Путешествие в мир математики». | 1 | |
2 | Понятия «точка». «прямая», логические задачи. | 1 | |
3 | Развитие внимания, логического мышления. | 1 | |
4 | Понятия «отрезок», «луч». | 1 | |
5 | Задачи на увеличение, уменьшения числа на несколько единиц, развитие глазомера. | 1 | |
6 | Понятия «угол», «стороны угла», «вершина угла». Отношения «больше, меньше, равно», «равенства, неравенства». | 2 | |
7 | Знакомство с разными видами углов. | 2 | |
8 | Развитие способностей обобщать, делать логически обоснованные выводы. | 1 | |
9 | Повторение пройденных геометрических понятий, математические головоломки. | 1 | |
10 | Развитие навыков математических доказательств. | 1 | |
11 | Понятия «ломаная», «треугольник». | 1 | |
12 | Знакомство с разными видами треугольников. Математическая мозаика. | 2 | |
13 | Математические лабиринты. | 2 | |
14 | Знакомство с равносторонним и равнобедренным треугольниками. | 1 | |
15 | Развитие пространственного воображения | 1 | |
16 | Знакомство с разными видами четырехугольников. Математические ребусы. | 1 | |
17 | Знакомство с ромбом. | 2 | |
18 | Закрепление умения различать разные виды четырехугольников. | 2 | |
19 | Закрепление знаний учащихся о четырехугольниках. Развитие логики, воображения. | 1 | |
20 | Развитие внимания, сообразительности. Задачи на смекалку. | 1 | |
21 | Понятия «круг», «окружность». Развитие умения строить умозаключения, делать выводы. | 1 | |
22 | Развитие пространственного воображения | 1 | |
23 | Понятия «центр круга» (окружности), «радиус круга» (окружности). | 1 | |
24 | Развитие навыков математических доказательств, умения делать выводы, обобщения. | 2 | |
25 | Развитие внимания, сообразительности. Задачи на смекалку. | 1 | |
26 | Заключительное занятие – «Математика – волшебная страна». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математический кружок для 5-6 классов
Программа математического кружка...
математический кружок 7 класс
Подробная разработка занятий математического кружка в 7 классе с презентациями...
математический кружок
математический кружок 4 класс...
математический кружок
Планирование по математичекому кружку в 6 классе...
математический кружок
Планирование по математичекому кружку в 6 классе...
Математический кружок "Я-исследователь"
Математический кружок "Я-исследователь" для учащихся 5-6 классов...
Математический кружок "Занимательная математика"
Математика - один из главных предметов в школе. Еще английский философ Роджер Бэкон писал: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежес...