Математический кружок "Я-исследователь"
методическая разработка (6 класс) по теме

Быкова Нина Ивановна

Математический кружок "Я-исследователь" для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-issledovatel.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  кружка по математике

«я- исследователь»

5-6 классы

1.Пояснительная  записка.

Программа разработана для   школьников  5 – 6 классов и направлена на  выявление талантливых детей и на стимулирование  интереса к естественно – математическим наукам,

           Перед педагогом стоит нелегкая задача – научить учеников адаптироваться к изменениям, а не бороться с ними; самим находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; уметь оценивать последствия своих поступков и быть готовым нести свою ответственность. А это подразумевает приобретение, в первую очередь, навыков самообучения и самообразования как основы накопления знаний в течении всей жизни, умение эти знания использовать и творчески применять.

 

     В программу курса заложено развитие основных мыслительных операций: обобщение и анализ. Система творческих заданий направлена на отработку умений анализировать ситуацию, выделять главное и существенное, сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать их, а также на развитие познавательных процессов

(внимание, памяти, воображения и рефлексивного мышления).

    Программа предполагает решение следующих основных задач:

  1. Удовлетворить потребность учащихся, проявляющих интерес и способности к математике;
  2. Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
  3. Развить поисковые навыки решения практических проблем, приобщить к посильным самостоятельным исследованиям;
  4. Обеспечить личностное развитие ребенка;
  5. Получить навыки при работе над проектом и его защите.

Цель кружка- создание у ребенка достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. 

                                             Формы обучения.

 Программа предполагает использование новых форм работы: широкий обмен мнениями, участие в праздниках, математических олимпиадах. Предпочтение отдается диалогическим  формам обучения. Для развития творческой, познавательной активности необходимо стимулировать и поощрять самостоятельные акты познавательной активности. Очень важен соответствующий психологический климат на занятии. Необходима организация такой атмосферы, в которой дети могут свободно высказывать свои разнообразные идеи, не опасаясь того, что кто-то  может их высмеять. На первом этапе работы над какой-нибудь проблемой – на этапе  «мозгового штурма» - недопустима критика идей до тех пор, пока все идеи не будут высказаны. Критика необходима на следующем этапе работы, когда каждая высказанная идея должна пройти всестороннюю «проверку». При этом детей надо научить понимать,  что критика наиболее эффективна тогда, когда она выражена в тактичной форме и содержит какое-то конструктивное начало.

       Познавательная потребность может развиваться лишь в атмосфере доброжелательного отношения к ученикам, в условиях радостного отношения к познанию. Познавательная потребность всегда сопряжена с ярко выраженными положительными  эмоциями, и поэтому крайне важно для ее развития создавать, укреплять и развивать чувство удовольствия, радости от умственной деятельности.

 

    Основным условием реализации творчества в обучающем процессе является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии, такими как  безоценочность, принятие других, безопасность, поддержка. Необх

   

       К разработке некоторых тем будут привлекаться сами учащиеся. Для этого на первом занятии планируется предложить им темы проектов по вопросам курса, научить школьников организации различных этапов по составлению, реализации и защите разработанных ими индивидуально или коллективно проектов.

                                         Ожидаемые результаты.

 

    Ученики должны научиться:

  1. Применять изученные на занятиях приемы при решении задач;
  2. Последовательно мыслить, правильно строить цепочку логических рассуждений при решении задач;
  3. Грамотно формулировать в игре стратегию и доказывать, что она действительно ведет к выигрышу;
  4. Разговорной математической культуре;
  5. Подготовке и защите проектов.

     

                       

                                         

2.Тематическое  планирование.


  №


Название темы

Количество часов

         5 класс

     6 класс

  Всего

   1

Красота и математика

            2

       2                              

         4

   2

Системы счисления

            4

         4

   3

Четность

            4

       3

         7

   4

Игры

            4

       3

         7

   5

Несоизмеримости

           

       2

         2

   6

Принцип Дирихле

            2

         2

   7

Делимость

           

        4

         4

   8

Математическая логика

            3

        3

         6

   9

Графы

            2

        3

         5

  10

Комбинаторика

            4

        4

         8

  11

Элементы теории вероятности

            4

        4

         8

  12

Диофантовы уравнения

            3

        3

         6

  13

Круги Эйлера и Ветта

        1

         1

  14

Математика развлечений

            2

        2

         4

Итого

          34

       34

        68

3.Примерные темы проектов.

  1. О математике.
  2. Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
  3. Пи.
  4. Софизмы и парадоксы.
  5. Математические фокусы.
  6. Математические викторины.
  7. Математика и искусство.
  8. Математика и музыка.
  9. Золотое сечение.
  10. Равносоставленность и равновеликость.
  11. Геометрия ножниц.
  12. Геометрия путешествий.
  13. Математические развлечения
  14. Лабиринты.
  15. Сборники задач и игр.
  16. Свои темы проектов.

     4.   Литература:

 1. Энциклопедический словарь юного математика. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1989 – 352 с.

2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка: Пособие для уч-ся 4-8кл.,сред. Шк.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 1990.-224с.

3. Г.И.Глейзер. История математики в школе: 4-6кл. Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981.-239с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Математический язык и математическая модель

Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....

Математический КВН "Математический серпантин"

С целью расширения и углубления знаний обучающихся, повышения интереса к предмету «математика» и для создания необходимых условий для реализации творческих возможностей обучающихся  кажды...

Кружок "Исследователи родной природы"

Кружок "Исследователи родной природы"для 5-6 классов...

Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"

В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...