Рабочая программа кружка «Увлекательная биология»
рабочая программа на тему
Предлагаемая программа рассчитана на изучение этой дисциплины учащимися, мотивированными на углублённое изучение биологии. Программа предназначена для подготовки одаренных детей к участию в биологических олимпиадах различных уровней и в других интеллектуальных соревнованиях по биологии и смежных дисциплин (экология, валеология и др.), к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также развития исследовательских способностей и реализации их на практике(участие в НОУ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_uvlekatelnaya_biologiya.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
Нижегородского района г. Нижнего Новгорода
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании ШМО Директор________________
Протокол № ______ «____»__________20____г.
от «____»________20__г.
Согласовано:
Зам. по УВР
____________________
«______»________20__г.
Рабочая программа
кружка
«Увлекательная биология»
Составила Веретенникова С.В.
учитель биологии
2014 г.
Пояснительная записка
Значение биологии возрастает с каждым годом, и, несомненно, эта отрасль естествознания стала одной из ведущих в 21 столетии. Биология является теоретической и методологической базой для решения насущных проблем здравоохранения, обеспечения растущего населения Земли продовольствием и охраны окружающей среды.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение этой дисциплины учащимися, мотивированными на углублённое изучение биологии. Программа предназначена для подготовки одаренных детей к участию в биологических олимпиадах различных уровней и в других интеллектуальных соревнованиях по биологии и смежных дисциплин (экология, валеология и др.), к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также развития исследовательских способностей и реализации их на практике(участие в НОУ).
Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии и экологии, являются хорошей мотивационной основой для изучения предмета, дальнейшего развития исследовательских навыков, а также профессиональной ориентации школьников.
На занятиях и при выполнении домашних заданий предусмотрено использование ИКТ и изучение дополнительной информации из различных научных источников.
Программа составлена на основе базовой общеобразовательной программы по биологии, но с учетом современных достижений и открытий в области биологических наук. Программа ориентированна на учащихся 8-11 классов.
Программа рассчитана на 68 часов изучения по 2 часа в неделю.
Цель программы: обеспечение учащихся углубленными знаниями по биологии; понимания роли биологии в современной культуре в процессе формирования мировоззрения; формирование интереса и мотивации к изучению биологии; развитие познавательных и исследовательских способностей.
Основными задачами программы являются:
– углубленное изучение биологии учащимися старших классов средней школы,
– развитие экологической культуры; воспитание ответственного отношения к природе;
– формирование естественно - научного мировоззрения на основе знания законов и понятий общей биологии; развитие логического мышления,
– обучение навыкам решения биологических задач.
Обучение будет проводиться в форме теоретических, практических и лабораторных занятий. Для проведения практических и лабораторных занятий будут использованы таблицы, цитологические и гистологические препараты, микроскопическая техника, влажные препараты животных и гербарный материал.
В связи с введением в Российской Федерации единого государственного экзамена, задания которого основываются на тестах с эталонами ответов и проведения биологических олимпиад всех уровней на основе тестовых заданий, предлагаемая программа способствует формированию у детей следующих учебных умений:
– называть, определять, классифицировать, описывать и сравнивать биологические объекты, системы, явления и процессы;
– приводить примеры биологических объектов, явлений, процессов происходящих в природе для подтверждения и иллюстрации соответствующих биологических гипотез, теорий, определений, формулировок, закономерностей и законов;
– распознавать и объяснять особенности строения, процессов жизнедеятельности, индивидуального и исторического развития организмов, основные биологические категории, теории, законы и понятия;
– устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органов и организмов в экологических системах, средой обитания и приспособленностью организмов к ней, между факторами и результатами эволюции;
– применять биологические знания для решения практических заданий;
– решать биологические задачи;
– оценивать и прогнозировать состояние окружающей среды, последствия деятельности человека на состояние экологических систем и биосферы в целом, их влияния на здоровье человека.
Методическое обеспечение.
Учебники, пособия,
Микроскопы, лабораторное оборудование;
Таблицы, схемы, диаграммы;
Компьютеры, мультимедийный аппарат,
ЗУН определяют в следующих формах контроля:
- тесты;
- решение задач по генетике;
- контрольные работы;
- зачёт.
Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Основные средства обучения:
- электронные учебные пособия;
- теоретические материалы в электронном и печатном формате;
- презентации уроков;
- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;
- различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;
- типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);
- другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата |
1 | Особенности олимпиадных заданий по биологии прошлых лет. Содержание и форма заданий. | 2ч | сентябрь | |
2 | Общая биология. Жизнь, её свойства, уровни организации, происхождение жизни. | 2 ч | ||
Предмет и методы биологии, свойства живой материи Уровни организации живой материи | 1 ч | Онтогенез, филогенез, дискретность, метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, гомеостаз, молекулярно-генетический уровень, клеточный уровень, тканевый уровень, органный уровень, организменный уровень, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. | сентябрь | |
Происхождение жизни на Земле Науки, входящие в состав биологии История развития биологии как науки с античных времен до наших дней. | 1 ч | Биология, микология, бриология, палеоботаника, альгология, биохимия, биофизика, космическая биология, зоология, арахнология, лепидоптерология, мирмекология, гельминтология, интеграция, дифференциация. | сентябрь | |
3 | Химический состав живых организмов | 6 ч | ||
Элементный и молекулярный состав Вода, минеральные соли | 1 ч | Гидрофильные вещества, гидрофобные вещества, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, тургор. | сентябрь | |
Углеводы, строение и функции Липиды, строение и функции | 1 ч | Моносахариды, дисахариды, полисахариды, фосфолипиды, триглицериды, стероиды. | сентябрь | |
Белки, их строение и функции | 1 ч | Аминокислоты, пептиды, первичная вторичная, третичная, четвертичная структуры, денатурация, функции белков. | октябрь | |
Нуклеиновые кислоты, их строение | 1 ч | ДНК, РНК, нуклеотиды, модель ДНК Уотсона-Крика, принцип комплементарности, ген, триплет, | октябрь | |
Решение олимпиадных заданий прошлых лет | 2 ч | октябрь | ||
4 | Строение клетки | 4 ч | ||
Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма Строение клетки: ядро | 2 ч | Цитолемма, гликокаликс, гиалоплазма, цитоплазма, ядрышко, кариоплазма, хроматин | октябрь | |
Строение клетки: одномембранные , двумембранные и немембранные органоиды клетки | 2 ч | Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы, микротрубочки,микрофиламенты, центриоли. | октябрь | |
5 | Обмен веществ и превращение энергии. | 4 ч | ||
Типы питания живых организмов. Понятие о метаболизме-ассимиляция(пластический обмен), диссимиляция(энергетический обмен) | 2ч | Диссимиляция, гликолиз, цикл Кребса, окислительное фосфорилирование | октябрь | |
АТФ и её роль в метаболизме. Фотосинтез, хемосинтез Биосинтез белка. | 2ч | Нуклеотид, аденин, АДФ, АМФ, Генетический код, триплет, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция, матричный синтез, репликация, инициация | ноябрь | |
6 | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 4 ч | ||
Воспроизведение клеток: митоз мейоз | 2ч | Клеточный цикл, гаплоидный, диплоидный набор хромосом, интерфаза, пресинтетический, синтетический, постсинтетический периоды, репликация ДНК, хроматиды, веретено деления, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, метофазная пластинка, центромера, цитокинез, редукционное деление, коньюгация, кроссинговер | ноябрь | |
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. | 2ч | Вегетативное размножение, фрагментация, спорообразование, шизогония, почкование, изогамия, анизогамия, оогамия, оогенез, сперматогенез. Бластула, бластомеры, гаструла, гаструляция, зародышевые листки, эктодерма, энтодерма, мезодерма, нейрула. | ноябрь | |
7 | Многообразие живых организмов | 3 ч | ||
Вирусы Бактерии | 1 ч | Кольцевая ДНК, капсид, ВИЧ, бактериофаг, эубактерии, архебактерии, оксифотобактерии, цианобактерии, кокки, вибрионы, бациллы, спириллы, мезосомы, плазмиды, муреин, нуклеоид, аэробы, хемосинтез, патогенные бактении, нитрофицирующие, денитрофицирующие. | ноябрь | |
Грибы.Лишайники | 1 ч | Микология, гифы, мицелий, плодовое тело, спорофор, базидиокарп, столоны, спорангии, редуценты, мутуализм, лихенология, таллом, лишайники корковые, листоватые, накипные. | ноябрь | |
Решение типовых заданий ЕГЭ | 1 ч | ноябрь | ||
8 | Подготовка к научным исследованиям. Структура исследовательской работы. Выбор темы для НОУ. | 1ч | декабрь | |
7 | Царство растения | 10 ч | ||
Подцарство низшие растения, водоросли | 2 ч | Альгология, хроматофор, каротин, ксантофилл, фикобелины, фрагментация, изогамия, оогамия, анизогамия, коньюгация, зооспоры. | декабрь | |
Ткани и органы высших растений: вегетативные органы и генеративные органы высших растений. | 2 ч | Меристема: апикальная, латеральная, интеркалярная, травматическая. Эпидерма, перидерма, феллоген, феллема, феллодерма, корка. Ксилема, флоэма, трахеи, ситовидные трубки. | декабрь | |
Подцарство высшие растения: споровые, семенные растения Отделы: голосеменные и покрытосеменные растения. | 2 ч | Риниофиты, ризоиды, спорофор, спорангий, чередование поколений, гаплоидный гаметофит, диплоидный спорофит, сосудистые растения, мегаспорофилл, мегаспора, мегаспорангий, вайи, сорусы, заросток, архегоний, антеридий. Хвойные, саговниковые, гинговые, мужская шишка, женская шишка. | декабрь | |
Семейства класса Однодольные | 2 ч | Лилейные, Злаковые | январь | |
Семейства класса Двудольные | 2ч | Крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, мотыльковые, формула цветка, типы плодов. | январь | |
8 | Царство животные | 10 ч | ||
Подцарство Простейшие(Одноклеточные) Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные | 1 ч | Псевдоподии, жгутики, реснички, пищеварительная вакуоль, порошица, эндоцитоз, пиноцитоз, фагоцитоз, миксотрофы, таксисы, коньюгация, копуляция, цисты. Саркожгутиконосцы, споровики, жгутиковые, инфузории. Эктодерма, энтодерма, мезоглея, регенерация, дифференциация клеток, эпителиально-мускульные клетки, стрекательные клетки, железистые клетки, почкование, планула, медуза. | январь | |
Тип Плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви Тип Моллюски | 1 ч | Трехслойные, кожно-мускульный мешок, паренхима, протонефридии, передняя кишка, средняя кишка, головной ганглий, гермафродиты, личиночная стадия, финна. Нематода, кутикула, гидроскелет, кольцевой окологлоточный ганглий, половой деморфизм, гельминт. Сигменты, параподии, целом, замкнутая кровеносная система, жабры, метанефридии, метаморфоз, пиявки, гирудин. Раковина, мантия, мантийная полость, терка, радула, вводной и выводной сифоны, незамкнутая кровеносная система, лакуны, брюхоногие, двустворчатые, головоногие | январь | |
Тип Членистоногие Класс Ракообразные, Класс Пукообразные | 1 ч | Хитинизированная кутикула, линька, членистые конечности, трахеи, гемолимфа, мальпигиевые сосуды. Головогрудь, брюшко, ногочелюсти, ходильные ноги, антенны, антенуллы, фасеточные глаза, статоцист, статолит. Хелицеры, педипальпы, паутинные бородавки, внекишечное пищеварение, чесотка, трансмиссивные заболевания. | февраль | |
Класс Насекомые. | 1 ч | Мандибулы, максиллы, жировое тело, куколка, имаго | февраль | |
Тип Хордовые, класс Ланцетники | 1 ч | Хорда, нервная трубка, головной мозг, спинной мозг, жаберные щели, ланцетникообразные, личиночно-хордовые, эпидермис, дерма, глазки Гессе, нефридии | февраль | |
Класс Рыбы | 1 ч | Осевой скелет, висцеральный скелет, скелет конечностей и поясов, центральная нервная система, периферическая нервная система, чешуя, плавники, плавательный пузырь, боковая линия, двухкамерное сердце, воротная система печени и почек, туловищные почки, отделы головного мозга: передний, средний, продолговатый, мозжечок, промежуточный. Хрящевые, плакоидная чешуя. Костные: кистеперые, двоякодышащие, остистые, осетровые, сельдеобразные, ласосеобразные, карпообразные | февраль | |
Класс Земноводные | 1 ч | Уростиль, клоака, трехкамерное сердце, внутреннее ухо, среднее ухо, барабанная перепонка, евстахиева труба, резонаторы, головастик. Бесхвостые, хвостатые, безногие. | февраль | |
Класс Пресмыкающиеся | 1 ч | Первичноназемные, роговые чешуи, линька, атлант, эпистрофей, грудная клетка, пойкилотермные животные,тазовые почки, кора больших полушарий, зародышевые оболочки: амнион, сероза, аллантоис, желточный мешок. Клювоголовые, чешуйчатые, кракодилы, черепахи, динозавры, стегоцефалы. | февраль | |
Класс Птицы | 1 ч | Теплокровность, гоматотермные, крылья, перья, остин, опахало, кератин, клюв, киль, цевка, зоб, железестый желудок, мускульный желудок, двойное дыхание, четырехкамерное сердце, скорлуповые оболочки, выводковые, гнездовые, оседлые, кочующие, перелетные. Архиоптерикс. | февраль | |
Класс Млекопитающие | 1 ч | Волосяной покров, сальные, потовые, млечные, пахучие железы, диафрагма, зубы: резцы, клыки, коренные, альвеолярные легкие, вибриссы, молоточек, наковальня, стремечко, наружное ухо. | март | |
9 | Человек и его здоровье. | 8 ч | ||
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система | 1 ч | Эпителиальная ткань, соединительная ткань, фибробласты, фиброциты, макрофаги, коллагеновые и эластичные волокна, меланоциты, хондроциты, геалиновый хрящ, остеоцисты, остеобласты, гематопоэтическая ткань, миоциты, нейрон, нейроглия, остеология, губчатое вещество, компактное вещество, диафиз, эпифиз, надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг, кости: трубчатые, губчатые, плоские, шов, сустав, синовиальная жидкость, мениск , связки, дуги и тела позвонков, атлант, эпистрофей, лордоз, кифоз, мечевидный отросток, гайморовы пазухи, шиловидный отросток, мышечные волокна, миология, миофибриллы, миозин, актин, двигательная единица. | март | |
Пищеварительная система и обмен веществ. | 1 ч | Зубная формула, десна, альвеолы, дентин, пульпа, эмаль, цемент, кариес, слюшшые железы, лизоцим, амилаза, перистальтика, желудочный сок, пепсин, сфинктер, трипсин, ворсинки, полостное и пристеночное пищеварение, желчь, желчный пузырь, билирубин, панкреатический сок. | март | |
Дыхательная и выделительная система. | 1 ч | Носоглотка, гортань, щитовидный хрящ, надгортанник, голосовые связки, голосовая щель, трахея, бронхи, альвеолы, легочная плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диафрагма, жизненная емкость легких, дыхательный объем, гипоксия. Корковый слой, мозговой слой, нгефрон, капсула Шумлянского-Боумена, извитые канальца, петля Генле, собирательные трубочки, почечная лоханка, первичная моча, вторичная моча, фильтрация, ресорбция. | март | |
Кровеносная система, первая помощь при кровотечениях. | 1ч | Плазма, форменные элементы крови. Альбумины, глобулины, фибриноген, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоциты, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы, лимфоциты, моноциты, фагоцитоз, тромбоциты, агглютиногены, агглютенины, резус-фактор, реципиент, фибрин, тромбин, гемофилия, антитела, иммунитет, вакцина, сыворотка, артерии, вены, капилляры, коронарные артерии, сонные артерии, полые вены, воротная система печени. Створчатые клапаны, митральный клапан, полулунные клапаны, перикард, миокард, эпикард, эндокард, автоматия, пучок Гиса, волокна Пуркинье, систола, диастола, электрокардиограмма. | март | |
Нервная система и высшая нервная деятельнось человека. Органы чувств | 2 ч | Нейрон, аксон, дендриты, белое вещество, серое вещество, шванновская клетка, миелиновая оболочка, перехват Ранье, синапс, медиатор, ацетилхолин, норадреналин, рефлекс, рефлекторная дуга, отделы нервной системы: соматическая, вегетативная, переферическая, мозговые оболочки: твердая, мягкая, паутинная, ликвор, рога: передние, задние, боковые. Продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, таламус, гипоталамус. Анализатор, коньюктива, роговица, склера, радужка, зрачок, аккомодация, сосудистая оболочка, сетчатка, палочки, колбочки, родопсин, желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело, близорукость, дальнозоркость. Барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, овальное окно, евстахиева труба, улитка, кортиев орган, волосковые клетки, полукружные каналы. | март | |
Кожа и её производные Железы внутренней и внешней секреции | 1 ч | Эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, меланин, волосяные фолликулы, производные кожи, сальные железы, рецепторы. Гормоны: вазопрессин, окситоцин, соматотропин, пролактин, тироксин, прогестерон, андроген, эстроген, адреналин, норадреналин, инсулин, тестостерон, прогестерон. | март | |
Размножение и развитие человека. | 1 ч | Семенники, семявыносящие протоки, предстательная железа, мошонка, пенис, сперма, яичники, яйцеводы, матка, влагалище, фолликул, овуляция, желтое тело, менструация, эякуляция, имплантация, аллантоис, амнион, хорион, плацента, беременность, роды. | март | |
10 | Генетика и селекция. | 7 ч | ||
Наследственность и изменчивость Первый, второй и третий закон Менделя | 1ч | Модификационная изменчивость, норма реакции, вариационный ряд, генные мутации , хромосомные мутации : дупликации, делеция, инверсия , транслакация , геномные мутации- полиплоидия . Гибридолагический метод , доминантный признак, рецессивный признак, гамета, аллель , расщепление, генотип, фенотип, неполное доминирование, анализирующее скрещивание. | апрель | |
Дигибридное и моногибридное скрещевание. | 1ч | Моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, решетка Пеннета, закон независимого комбинирования признаков, эпистаз , комплементарность, полимерия , | апрель | |
Генетика пола, сцепленное с полом наследование. | 1ч | Группа сцепления, кроссинговер, закон Моргана, хромосомная теория наследственности, коэффициент кроссинговера, морганида, аутасомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, наследование групп крови, дизиготные и монозиготные близнецы, составление родословных. | апрель | |
Методы генетики | 1ч | Цитогенетические , биохимические, молекулярно-генетический методы , клонирование , пренатальная диагностика ,наследственные болезни | апрель | |
Селекция, центры происхождения культурных растений. | 1ч | Вавилов Н.И., искусственный отбор, гибридизация, гетерозис, полиплоидия, мутагенез, отдаленная гибридизация, колхицин, третикале, имбридинг, аутбридинг, мул, бастер, биотехнология, клеточная инженерия. | апрель | |
Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание | 1ч | апрель | ||
Решение задач на генетику пола | 1ч | |||
11 | Эволюция. | 2 ч | ||
Эволюционное учение Ч.Дарвина | 1 ч | Факторы эволюции: наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация | апрель | |
Развитие органического мира Происхождение человека. | 1 ч | Гоминиды, дриопитек, рамапитек, австралопитек, архантроп, синантроп, питекантроп, гейдельбергский человек, палеантроп, неандерталец, неантроп, кроманьонец. | апрель | |
12 | Экология и учение о биосфере | 2 ч | ||
Экологические факторы. | 1 ч | Абиотические, биотические, антропогенные, фотопериодизм, пойкилотермные, гомойотермные животные, конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, протокооперация, лимитирующие факторы, экологическая ниша. | май | |
Популяции. | 1 ч | Ареал, плотность популяции, демографические показатели, регуляция численности. | май | |
Экологические системы. Понятие о биосфере. | 1 ч | Биогеоценоз, экосистема, продуценты, консументы, редуценты, цепи питания, автотрофы, гетеротрофы, сапрофаги, экологическая пирамида, сукцессия, агроценоз, гидросфера, атмосфера, литосфера, озоновый слой. | май | |
13 | Тестирование учащихся по пройденным темам курса | 2 ч | ||
Решение олимпиадных заданий и заданий ЕГЭ по пройденным темам (часть С) | 2 ч | май | ||
Итого | 68 ч. |
Информационное обеспечение программы
Учебники для учащихся
- Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.
- Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А
- Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.
- Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.
Учебные пособия для учащихся:
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жихни: Пособие для учащихся. - М: Просвещение, 1994
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009,2010,2011: Биология /Авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. - М.: АСТ: Астрель,2009.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2012.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2012.
- Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2012.
Ресурсы Интернет
- www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
- www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
- www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
- www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
- http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
- www.school.mos.ru – сайт "Школьник"
- http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
- http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
- http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс
- http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал
Электронные учебные пособия:
- Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.
- Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
- Полный интерактивный курс биологии «Физикон»
- Учебное электронное пособие «Экология» 1С: Образование3.0.
- Большая энциклопедия Кирилл и Мефодий
Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа "Увлекательное рукоделие"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Увлекательное рукоделие» Художественно-эстетической направленности для детей 9-13лет срок реализации 3года...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа "Увлекательная грамматика" 8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 8 классе "Увлекательная грамматика"...
Рабочая программа "Увлекательный английский язык"
Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наблюдать и сравнивать р...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...