Программа кружка "Юный цветовод"
рабочая программа на тему

Веретенникова Светлана Валерьевна

Внеклассная работа с учащимися 5-7 класса, работа кружка проходит на базе зимнего сада школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_komnatnoe_tsvetovodstv.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Юный цветовод»

Пояснительная записка

За основу взята программа кружка «Комнатное цветоводство», разработанная автором Суродиной И.В. , МОУ СОШ № 32 г.Нижний Новгород, опубликованная в сборнике элективных курсов образовательной области «Естествознание». Биология. Часть 2 / Мин-во образования Нижегор. обл., ГОУ ДПО «НИРО». Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2008.

В связи с тем, что в условиях МБОУ СОШ № 19  работа кружка проходит на базе Зимнего сада, в программу внесены некоторые изменения, которые в тексте выделены курсивом.

Занятия в кружке проводятся раз в неделю по 2 часа (всего 68 часов).

Задачи кружка

Образовательные: знакомство с основными биологическими понятиями, формирование общеучебных умений (работа с тетрадью, альбомом, словарём, справочником) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты).

Воспитательные: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны окружающей среды (экологическое воспитание); помочь ощутить красоту и гармонию в природе; раскрыть её роль как источника творчества и вдохновения (эстетическое воспитание); для профилактики утомления учащихся сменять виды деятельности (физическое воспитание); осуществлять практическую направленность процесса обучения, его связь с жизнью, с окружающей средой на основе использования межпредметных связей.

Развивающие: формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение, анализировать результаты опытов, рецензировать ответы товарищей; развивать навыки совместной работы, познавательный интерес учащихся, их самостоятельность и активность, а также речь, память, внимание и наблюдательность.

Основные направления работы кружка

  1. Организационное собрание
  2. Экскурсия в «Зимний сад». Общее знакомство с комнатными растениями и условиями их содержания:

- особенности содержания растений в помещении (световые условия, тепловой режим, водный режим)

- почвенные условия; питание комнатных растений и их удобрение;

- заготовка рабочего материала.

3.  Уход за комнатными растениями. Пересадка и перевалка, обрезка и прищипка, омолаживание, подвязка и обмывание.

4.  Основные способы размножения комнатных растений. Размножение стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями.

5. Выращивание растений без почвы. Гидропоника. Ионатопоника.

6. Паспортизация комнатных растений. Изготовление этикеток для растений.

7. Основные комнатные растения, используемые в интерьерах:

- пустынные растения (кактусы, алое, хлорофитум, кливия, агава);

- субтропические растения сухих мест обитания (аспарагус, пальма, суккуленты);

- тропические растения (монстера, антуриум, фикус, бегония, колеус, сансевьера);

- растения тропических болот (традесканция, циперус);

- драцена, кофе и др.

- влажные субтропические растения (эвкалипт, пеларгония, цитрусовые, роза, гибискус, аспидистра, примула, цикломен, чай);

- растения, «шагающие» по стене (плющ, сциндапсус, циссус, хойа);

- ядовитые растения и растения-вампиры(олеандр, строфантус);

- домашние лекари;

- комнатные растения и астрология;

- комнатные растения и косметология.

8. Заболевания и вредители комнатных растений. Способы защиты.

9. Размещение растений в «Зимнем саду».

10. Аранжировка.

11. Озеленение пришкольного участка. Выращивание рассады.

12. Экскурсия в цветочный магазин.

13. Вечер «Путешествие с комнатными растениями».

14. Заключительное занятие. Подведение итогов. Летнее задание.

План работы по четвертям.

1-я четверть. Проведение анкетирования. Организационное собрание. Знакомство с техникой безопасности и лабораторным оборудованием. Экскурсия в зимний сад. Строение комнатных растений. Особенности содержания растений в комнатах. Заготовка рабочего материала. Способы размножения. Паспортизация. Уход за комнатными растениями. Полив зимнего сада.

2-я четверть. Знакомство с основными растениями зимнего сада. Освоение методики лабораторных и практических работ. Уход за растениями. Участие в районном конкурсе озеленения школы «Несущие радость».

3-я четверть. Знакомство с комнатными растениями. Чаепитие и дегустация кофе. Уход за комнатными растениями. Размножение растений. Подготовка экскурсии по зимнему саду для младших школьников.

4-я четверть. Выращивание и высадка  цветочной рассады. Аранжировка цветника. Подготовка и проведение вечера «Путешествие с комнатными растениями». Подведение итогов. Летнее задание.

Тематическое планирование.

1-я четверть

1 занятие. Организационное собрание (постановка целей и задач кружка, оформление документации, знакомство с правилами техники безопасности и оборудованием).

2 занятие. Экскурсия в Зимний сад. Особенности содержания растений в комнатах (световые условия, тепловой и водный режим). Строение декоративных растений.

3 занятие. Почвенные условия. Питание комнатных растений, их удобрение.

4 занятие. Особенности полива зимнего сада.

5 занятие. Уход за комнатными растениями (перевалка, пересадка, обрезка, прищипка, омоложение, подвязка и обмывка). П.р. № 16, №17.

6 занятие. Основные способы размножения комнатных растений (размножение стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями).

7 занятие. Выращивание комнатных растений без почвы (гидропоника и ионопоника).

8 занятие. Паспортизация комнатных растений. Изготовление «этикеток».

2-я четверть

Знакомство с основными комнатными растениями.

1 занятие. Пустынные растения. Кактусы. П.р. № 1, №2, № 3

2 занятие. Агавы, алое, хлорофитум, кливия, луковичные. Л.р. № 1, № 2

3 занятие. Субтропические растения сухих мест обитания. П.р. № 4

4 занятие. Тропические растения (монстера, фикус, антуриум) П.р. № 5, № 6,

Л.р. № 3.

5 занятие. Бегонии. П.р. № 7, Л.р. № 4

6 занятие. Сансевьера, бальзамин, колеус. П.р. № 8, № 9 (даются на дом), Л.р. № 5, № 6, № 7, № 8.

7 занятие. Растения тропических болот. (традесканция). П.р. № 10, л.р. № 9

3-я четверть

1 занятие. Драцена, кофе, циперус. Дигустация разных сортов кофе. Викторина.

2 занятие. Влажные субтропические растения (эвкалипт, пеларгония). П.р. № 11,

№ 12 л.р. № 10

3 занятие. Цитрусовые, роза, гибискус. П.р. № 13, № 14, л.р. № 11

4 занятие. «Дружная семейка» и другие субтропические растения  (аспидистра, примула, цикламен, чай). Чаепитие.

5 занятие. Растения «шагающие» по стене (плющ, циссус, сциндапсус). П.р. № 15

6 занятие. Ядовитые растения и растения-вампиры (олеандр, строфантус).

7 занятие. Домашние лекари.

8 занятие. Комнатные растения и косметология.

9 занятие. Комнатные растения и астрология.

10 занятие. Заболевания и вредители комнатных растений. Способы защиты.

11 занятие. Подготовка экскурсии в зимний сад для учащихся начальной школы.

4-я четверть

1 занятие. Аранжировка.

2 занятие. Выращивание цветочной рассады для пришкольного участка.

3 занятие. Экскурсия в цветочный магазин.

4 занятие. Высадка рассады.

5 занятие. Вечер «Путешествие с комнатными растениями».

6 занятие. Подведение итогов. Летнее задание.

Практические работы.

№ 1. «Получение кактусят»

№ 2. «Размножение кактусов отростками».

№ 3. «Прививка кактусов»

№ 4 «Выращивание финиковой пальмы из семян. Выяснение зависимости скорости прорастания семян от внешних воздействий».

№ 5 «Размножение монстеры вегетативными органами».

№6 «Получение из фикуса каучука и определение его свойств».

№ 7 «Размножение бегонии вегетативными органами».

№ 8 «Размножение сенсевьеры кусочками листа».

№9 «Влияние различных внешних факторов на рост и развитие бальзамина».

№ 10 «Водная культура традисканции».

№ 11 «Получение эфирного масла из листьев пеларгонии».

№ 12 «Получение фотографии на листьях пеларгонии».

№ 13 «Прививка глазком».

№ 14 «Размножение розы черенками».

№ 15 «Выращивание двух растений плюща из одного стебля».

№ 16 «Уход за комнатными растениями».

№ 17 «Пересадка комнатных растений».

Лабораторные работы.

№ 1 «Знакомство с микроскопом и правила работы с ним. Рассмотрение листа алое под микроскопом».

№ 2 «Изучение луковицы и листа амариллиса».

№ 3 «Изучение под микроскопом края листовой пластинки монстеры и нахождения гидатод».

№ 4 «Обнаружение хлорофилла и антоциана в красных листьях бегонии».

№ 5 «Рассмотрение под микроскопом поверхности и поперечного среза листа колеуса».

№ 6 «Передвижение воды по стеблю колеуса и бальзамина».

№ 7 «Испарение воды листьями бальзамина».

№ 8 «Рассмотрение поперечного и продольного среза стебля бальзамина и обнаружение сосудов».

№ 9 «Обнаружение устьиц на листьях традесканции».

№ 10 «Рассмотрение листа пеларгонии в лупу и обнаружение эфирного масла».

№ 11 «Обнаружение эфирного масла в корке и листьях апельсина и лимона, получение его методом выдавливания».

Темы сообщений и рефератов.

  1. История открытия каучука и его получение.
  2. Кактусы в жизни человека.
  3. Гидропоника.
  4. К.А. Тимирязев, его жизнь и деятельность.
  5. История появления кофе в Европе.
  6. Египетские свитки.
  7. Икебана.
  8. Биологический способ защиты растений.
  9. Использование комнатных растений в медицине и косметологии.
  10. Как сохранить срезанное растение.
  11.  Чай. Культура чаепития.

Литература.

  1. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках / И.Д. Агеева. - М.: Сфера, 2004.
  2. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии / А.Е. Богоявленская. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Клинковская Н.И. Комнатные растения в школе. Книга для учителя /Н.И. Клинковская, В.В.Пасечник. – М.: Просвещение, 1986
  4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Сентябрь, 2003.
  5. Лизинский В.М. Приемы и формы учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  6. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике /Л.Д. Парфилова. – М.: Сфера, 2003.
  7. Сорокин Л.В. Тематические игры и праздники по биологии / Л.В. Сорокин. – М., 2004.
  8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся \ Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Цветовод"

Программа рассчитана на 2 года обучения (120ч.) в 5-6 классах. Она опирается на знания учащихся, полученные при изучении природоведения и технологии.Цель курса:- обучить специфическим знаниям, необход...

Программа учебно-воспитательного курса: "Юный цветовод"

Программа учебно-воспитательного курса: "Юный цветовод" разработана для занятий с учениками 6-8 классов. Программа практико-ориентированная включает формирование основных навыков  ухода и выращив...

Программа кружка "Цветовод. Вышивка лентами"

Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навы­ков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление дет...

Авторская программа «Юный цветовод»

Авторская программа «Юный цветовод» предлагается для обучающихся младшего  возраста 7-10 лет. Она рассчитана на 1 года обучения в творческих объединениях учреждений дополнительного образования де...

Программа по ознакомлению детей-инвалидов по зрению с комнатными растениями «Юный цветовод».

Цели программы:1.     Дать учащимся представления о комнатных растениях и их роли в жизни человека.2.     Познакомить с основными группами комнатных растений и ...

Рабочая программа кружка по биологии "Цветовод"

Пояснительная запискаЗа основу взята программа кружка «Комнатное цветоводство», разработанная автором Суродиной И.В. МОУ СОШ № 32 г.Нижний Новгород, опубликованная в сборнике элективных курсов образов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный цветовод"

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкол...