Программа учебно-воспитательного курса: "Юный цветовод"
рабочая программа (7 класс) по теме
Программа учебно-воспитательного курса: "Юный цветовод" разработана для занятий с учениками 6-8 классов. Программа практико-ориентированная включает формирование основных навыков ухода и выращивания растений, может применяться при создании оранжерей и Зимних садов, озеленении пришкольной территории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchebno-vospitatelnogo_kursa_yunyy_tsvetovod.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа №36»
«Утверждаю» Заместитель директора по УВР
---------------------------------------------------- (Ф.И.О.) от «___» ___ 20 г. | Рассмотрено на ШМО учителей -------------------------- Протокол № __ от «___»___20 г. Руководитель ШМО --------------------------------------------------- (Ф.И.О.) |
Программа учебно-воспитательного курса:
«Юный цветовод»
Для учащихся 6-8 классов
Предмет: Биология
Учитель:
Дыганова Наталья Владимировна
г. Владимир
пояснительная записка
Программа предметно-ориентированного курса «Юный цветовод» предназначена для формирования практико-ориентированных умений и навыков по вегетативному размножению комнатных растений, овладении приёмами ухода и выращивания растений. Она включает в себя занятия по биологии и экологии. Программа курса обучения составлена из расчета 64 учебных занятий (2 часа в неделю).
Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека. Как правило, большинство опытов с комнатными растениями требуют длительного времени, на уроке обычно опыт закладывается, и демонстрируются его результаты, а наблюдения за ходом опыта учащиеся проводят во внеурочное время.
Внеурочная работа по данной программе предлагает задания для проведения, как в школе, так и дома.
Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся. Дети активно проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельной работе.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность. Программа формирует также сознательное отношение к труду, эстетический вкус.
Цели курса:
- создать условия для приобретения навыков самостоятельного наблюдения и ухода за комнатными растениями;
- сформировать интерес к цветоводству;
3) поддержать интерес к отдельным группам растений путем расширения знаний, сбора коллекций растений; создать условия для общения с теми, кто разделяет увлечение цветоводством.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов и наблюдений за комнатными растениями, которые впоследствии могут стать
основой для более серьезных исследований; - обеспечить усвоение учащимися важнейших приемов и трудовых навыков ухода за растениями. Это может оказаться полезным в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии цветовода, фитодизайнера или работе в тепличном хозяйстве.
3)Курс призван удовлетворить потребности в приобретении новых знаний и способностей, их получении путем самообразования. Знания, полученные учащимися, имеют практическое значение для оформления кабинета, классных комнат, библиотеки.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт в домашних условиях, в озеленении комнаты, приусадебного участка. Программа активно содействует повышению уровня экологической компетенции, решает задачи профессиональной ориентации детей. Особенностью данной образовательной программы является то, что она нацелена на развитие социально-трудовых компетенций, которые позволять адаптироваться к проживанию в сельской местности.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно проводить лабораторные опыты;
- ухаживать за комнатными растениями;
3)проводить прививку, черенкование, окулировку растений; знать правила агротехники комнатных растений.
По окончании учащиеся должны ЗНАТЬ:
- Роль зеленых растений в биосфере, их влияние на окружающую среду и здоровье человека.
- Ассортимент основных (наиболее распространенных) растений, используемых для озеленения помещений.
- Принцип классификации растений, основные правила выбора,
- транспортировки, содержания и ухода, особенности и сроки размножения.
- Основные требования, предъявляемые той или иной экологической группой растений, отдельными растениями к условиям содержания в осенне-зимний, весенне-летний период.
- Основные приемы агротехники.
- Основные болезни и вредителей растений и меры борьбы с ними.
- Сроки пересадки, сбора плодов, семян.
- Приемы размещения растений в комнатах и на цветниках.
Способы проверки ожидаемого результата:
- защита индивидуальных проектов;
- отчеты о проведении опытов и наблюдений;
- составление коллекций растений.
Формы подведения итогов:
- организация выставки растений;
- проведение открытых мероприятий, викторин, участие в олимпиадах.
- групповые занятия, практическое выполнение опытов, лабораторных работ, проведение экскурсий и массовых мероприятий в школе, консультации.
Программа для кружка цветоводов рассчитана на средний возраст учащихся (6-8 класс). На занятиях кружковцы знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений открытого и закрытого грунта, их биологическими особенностями, приобретают навыки по размножению, выращиванию растений и уходу за ними, по ведению наблюдений за ростом и развитием растений, учатся обобщать итоги проведенной работы. Объектами изучения являются однолетние, двулетние, многолетние комнатные цветочно-декоративные растения. Кружковцы углубленно изучают виды декоративных растений, разнообразие сортов, их биологические особенности, условия для их лучшего роста, развития, получения хорошего цветения и высококачественных семян.
Возраст детей
Материал программы может быть предложен для освоения учащимися
с V по VIII класс общеобразовательной школы (мальчики и девочки), не имеющими опыта практической работы в области цветоводства, но проявляющими к ней повышенный интерес.
Программа курса.
Осенний период
1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с видами труда по озеленению, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать члены кружка.
Участие в школьном Празднике урожая.
2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. Ознакомление с грунтовыми и комнатными цветочно-декоративными растениями, деревьями, кустарниками, травами, используемыми для озеленения. Беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека.
3. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений.
Понятие о цветочно-декоративных растениях, их группировка. Разнообразие однолетних цветочно-декоративных растений, их биологические особенности. Способы выращивания.
Практические работы. Сбор и изучение строения семян однолетних цветочно-декоративных растений. Выкапывание и посадка цветущих растений в горшки. Изготовление наглядных пособий: гербария и коллекций семян однолетников. Работа с книгой: выписка кратких сведений об однолетних растениях.
4. Биологические особенности комнатных растений.
Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности.
Практические работы. Знакомство с комнатными растениями. Проведение паспортизации растений. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Изготовление наглядных пособий (карты родины комнатных растений). Проведение викторины по распознаванию комнатных растений.
5. Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений.
Многолетние цветочно-декоративные растения; их биологические особенности. Преимущества многолетников перед однолетниками. Сроки посадки многолетников. Правила хранения многолетников, убираемых на зиму.
Практические работы. Описание разных видов многолетников. Оценка и отбор лучших экземпляров на семена. Сбор семян этих растений. Посадка луковиц тюльпанов, нарциссов и других луковичных, Выкапывание и уборка клубней георгинов, корневищ канн, клубнелуковиц гладиолусов. Сбор семян многолетников. Посев семян флоксов. Уход за многолетниками. Наблюдения за осенним цветением многолетников. Изготовление наглядных пособий: гербария цветочных растений, засушенных цветков, альбомов с рисунками цветков, коллекций семян многолетников и др. Проведение опытов ,по выяснению лучших способов посадки луковиц, хранения клубней, корневищ, клубнелуковиц.
6. Уход за комнатными растениями.
Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха, температуре, освещению. Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года. Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и техника проведения этой работы.
Практические работы. Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев. Приготовление почвенных смесей. Определение необходимости перевалки и пересадки растений, проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.
Зимний период
7. Насекомые — вредители комнатных растений и борьба с ними.
Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими. Меры борьбы с вредителями (с учетом их биологических особенностей).
Практические работы. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения. Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых, обмывание листьев и стеблей. Знакомство с устройством опрыскивателя. Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.
8.Семена однолетников и подготовка их к посеву.
Условия, необходимые для прорастания семян однолетников. Способы их подготовки к посеву.
Практические работы. Знакомство с семенами однолетников: очистка, определение всхожести семян, намачивание и другие способы подготовки семян к посеву. Наблюдения за прорастанием семян. Изготовление наглядных пособий (коллекций семян однолетников).
Весенний период
9.Питание комнатных растений из почвы и их подкормка.
Питание комнатных растений. Питательные вещества, необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений, их характеристика. Подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Практические работы. Распознавание минеральных удобрений. Составление календаря подкормки комнатных растений. Приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок. Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей. Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.
10.Вегетативное размножение комнатных растений (размножение черенками).
Значение размножения комнатных растений черенками. Растения, размножаемые черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков. Правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков.
Практические работы. Заготовка песка, земли. Подготовка ящиков (горшков) для посадки. Черенкование комнатных растений. Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой и влажностью помещения, посадка окоренившихся черенков; уход за черенками. Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками. Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.
11. Выращивание рассады однолетников.
Условия, необходимые для выращивания рассады в теплице, парниках.
Практические работы. Подготовка ящиков, плошек и земли для посева. Посев семян. Написание и установка этикеток на ящиках. Уход за посевами; пикировка; уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию цветочной рассады.
12. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения.
Понятие о почве, ее свойствах, плодородии. Питание растений из почвы, значение обработки почвы и внесение удобрений для роста и развития растений.
Практические работы. Внесение удобрений. Перекопка почвы и разбивка участка.
13. Выращивание цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт.
Значение выращивания цветочно-декоративных растений посевом семян в грунт. Сроки и способы посева. Площади питания и глубина заделки семян. Уход за посевами.
Практические работы. Выбор участка для грунтового посева семян однолетников. Подготовка почвы. Разбивка делянок. Посев семян. Уход за посевами. Наблюдение за их всходами, пересадка грунтовой рассады на постоянное место. Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов грунтовых посевов, по уходу за грунтовыми посевами цветочно-декоративных растений.
14. Высадка рассады, выращенной в теплице и парниках.
Агротехнические правила высадки рассады в грунт.
Практические работы. Распределение клумб, рабаток, грядок между юннатами. Подготовка почвы. Подготовка рассады и высадка ее в грунт, уход за высаженной рассадой. Наблюдения за ростом и развитием цветочных растений, посаженных в грунт.
Размножение комнатных растений для озеленения помещений школы. Выращивание цветочной рассады однолетников для озеленения улиц, дворов. Высадка цветов на территории школы, на улицах, во дворах, детских садах и уход за ними.
15. Семенное размножение комнатных растений.
Комнатные растения, размножаемые семенами. Способы подготовки семян к посеву. Особенности посева мелких семян. Уход за посевами. Биологическое обоснование пикировки. Правила пересадки растений. Условия, необходимые для роста и развития растений.
Практические работы. Подготовка семян к посеву. Подготовка горшков и ящиков и посев семян. Уход за посевами; пикировка. Пересадка рассады в отдельные горшочки. Уход за растениями. Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов посева комнатных растений.
16. Вегетативное размножение многолетников.
Биологические особенности растений и способы вегетативного размножения. Техника и сроки вегетативного размножения многолетников. Требования к выполнению работ по вегетативному размножению многолетников в связи с особенностями их роста и цветения.
Практические работы. Подготовка почвы. Деление кустов и корневищ многолетников. Посадка поделенных частей растений. Черенкование флоксов и георгинов. Посадка клубнелуковиц, клубней. Размножение пионов зелеными черенками. Закладка опытов. Наблюдения за укоренением черенков, ростом я развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших способов и условий размножения многолетников. Изготовление наглядных пособий: гербариев, зарисовок по вегетативному размножению растений.
17. Выращивание многолетников из семян.
Значение и биологические основы размножения многолетников семенами; многолетники, размножающиеся семенами. Особенности размножения флоксов и гладиолусов. Сроки, техника посева. Уход за посевами
и пересадка сеянцев в связи с биологическими особенностями многолетников.
Практические работы. Подготовка почвы и посев семян многолетников. Уход за саженцами. Пересадка саженцев на грядку, клумбу, рабатку. Наблюдения за появлением всходов и стадиями развития растений. Проведение опытов по выяснению лучших способов выращивания многолетников из семян.
Летний период
18. Летние работы на участке однолетников. Правила ухода за однолетниками. Потребность цветочно-декоративных растений в питательных веществах. Значение подкормок для роста и цветения растений.
Практические работы. Полив, прополка, подкормка однолетников. Ведение календаря цветения. Наблюдения, за ростом и развитием однолетников. Изготовление наглядных пособий: гербария из засушенных цветов, зарисовка (фотографирование) лучших цветущих растений. Изготовление фотомонтажей. Проведение опытов по применению подкормок, прищипок и других приемов, влияющих на величину цветков. Начало и продолжительность цветения. Ускорение созревания семян.
19. Сбор и хранение семян. Преимущества семян, полученных от растений, выращенных в местных условиях. Признаки созревания плодов и семян. Правила их сбора. Правила сушки и хранения семян.
Практические работы. Сбор семян растений, отобранных на семенники. Сбор и сушка плодов; очистка семян. Наблюдения за созреванием плодов и семян однолетников. Проведение опытов по влиянию прищипки, удалению части соцветий на сроки созревания плодов и семян однолетников.
20. Подведение итогов опытнической работы. Учет результатов опытов. Оформление записей в дневниках. Изготовление наглядных пособий. Подготовка и участие в Празднике урожая.
Участие в работах по уходу за цветочно-декоративными насаждениями на участках школы, детского сада, на улице.
ЛИТЕРАТУРА
- Жизнь растений / под ред. Федорова А. А. - М.: Просвещение, 1998.
- Клинковская, Н. И., Пасечник, В. В. Комнатные растения в школе. М.: Просвещение, 1986.
- Кузнецова, В. И. Уроки биологии. 6-7 класс. - М.: Просвещение, 1991.
- Дорохина, Л. Н., Нехлюдова, А. С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. - М.: Просвещение, 1990.
- Бинас, А. В., Маш, Р. Д, Никишов, А. И. и др. Биологический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1990.
- Розенштейн, А. М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Растения. - М.: Просвещение, 1995.
- Батурицкая, Н. В., Фенчук, Т. Д. Удивительные опыты с растениями. - Минск: Народная асвета, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по факультативному курсу "Юный гид"
Программа позволяет рационально организовать работу по знакомству учащихся с историей и культурным наследием родного края, а также научить учащихся приемам поиска, обработки и представления информации...
Программа учебно-воспитательной работы
Цель: воспитание всесторонней личности, способной к нравственному, интеллектуальному и физическому развитию, самосовершенствованию.Задачи:формирование общечеловеческих норм гражданской мор...
Рабочая программа по учебному курсу «Юный краевед» 5-6 класс
Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натурали...
Рабочая программа модульного элективного курса «Юный физик»
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, повышению интереса учащихся к физике и предполагает широкое использование методов активного ...
ПРИМЕР ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ /Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы по предупреждению приобщения учащихся к употреблению наркотических средств «В жизнь без наркотиков».
Структура программы.1. Основание для разработки.2. Обоснование выбора проблематики,3. Концептуальные основы программы. Цели и задачи.4. Ожидаемые результаты реализации,5. Основные положения содержания...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" 8 класс (социальное, духовно-нравственное направление)
Знакомство и обучение детей, подростков и молодежи медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, ...