Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный цветовод"
рабочая программа по природоведению
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Выдающий педагог К.Д. Ушинский, был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Дополнительная общеобразовательная / дополнительная общеразвивающая программа «Юный цветовод» реализуется в рамках естественнонаучной направленности. Основной идеей построения данной программы является: формирование у детей экологической культуры, знаний о разнообразии комнатных растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_tsvetovod_programma_dlya_doshkolnikov.docx | 91.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальный опорный центр
Методическая разработка
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
«Юный цветовод»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся - 5-7 лет
Срок реализации – 1 год
Адресат: (воспитанники детских садов, учащиеся начальной школы, родители, воспитатели, педагоги)
Составитель:
Иванова Людмила Владимировна, методист МОЦ
Г.о. Подольск, март 2020 г.
Пояснительная записка
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума
В.А. Сухомлинский.
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Выдающий педагог К.Д. Ушинский, был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Дополнительная общеобразовательная / дополнительная общеразвивающая программа «Юный цветовод» реализуется в рамках естественнонаучной направленности. Основной идеей построения данной программы является: формирование у детей экологической культуры, знаний о разнообразии комнатных растений.
Актуальность программы.
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений педагогической деятельности. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, определено современное содержание экологического воспитания, направленное на «становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу…».
Все большую популярность в формировании экологической культуры подрастающего поколения приобретает комнатное цветоводство. Дети легко увлекаются, прикасаясь к загадочному и многообразному миру растений. Растения улучшают условия жизни людей, а также одаривают красотой, располагают к творчеству.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа «Юный цветовод» даёт возможность учащимся не только познать тайны природы, но и развить умственные и творческие способности.
В процессе познания окружающего мира, комнатных растений дети стремятся к самостоятельной работе. Поэтому важно для педагога умело сочетать различные формы работы и методы (наблюдение, словесный, практический (труд, опыт) методы, игра и др.), направленные на развитие детей, с опорой на практическую деятельность. Это способствует выработке у учащихся приёмов и навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Цель программы: формирование у воспитанников системы ценностных отношений к природе и окружающему миру, через изучение основ цветоводства.
Задачи программы.
Личностные:
- воспитывать у детей любовь к природе;
- воспитывать желание сохранять и приумножать растительный мир как часть живой природы;
- воспитывать у детей активную жизненную позицию, потребность в здоровом образе жизни;
- формировать навыки самоорганизованности и трудолюбия.
Метапредметные:
- развить у детей интерес к окружающей природе и цветоводству;
- развить мотивацию к изучению комнатных растений;
- развить эстетический вкус, умение ценить красоту в себе и окружающем мире;
- формировать исследовательские навыки, развить наблюдательность, память, воображение, внимание; волевые качества (активность, целеустремленность).
Предметные:
- формировать познавательный интерес к миру природы и растений;
- формировать у детей элементарные знания о природе и комнатных растениях;
- знакомство детей с посильной для них деятельностью по уходу за растениями в живой природе и дома;
- учить проводить простейшие опыты и наблюдения за растениями.
Отличительные особенности программы.
Данная программа является модифицированной. За основу её написания взята авторская программа Л.Ц. Дзидзоевой «Юный цветовод».
Отличительная особенность программы – тесное общение с природой. что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала.
Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы – вот предназначение программы «Юный цветовод» Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать гербарий, различные композиции по временам года. Интересно придумать и соорудить детский дворик с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов». Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности. Большим плюсом данной программы с точки зрения здоровье сберегающих технологий является тот факт, что занятия проводятся не только в помещение, по возможности (в зависимости от погодных условий) занятия проводятся на свежем воздухе.
Новизна программы
Претендовать на новизну дополнительная общеобразовательная /общеразвивающая программа «Юный цветовод» не может, но с учетом современных требований и возрождения интереса к цветоводству программа является нужной и новой (поскольку очень малое число педагогов продолжают традиции юннатского движения 70-80 гг. прошлого столетия и преподают цветоводство).
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет.
Старший дошкольный возраст (5-7лет) - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребёнка появляются: произвольность психических процессов внимания, памяти, восприятия и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Особенно быстро набирает высокий темп развития: умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное. На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Увеличивается словарный запас (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность детям старшего дошкольного возраста полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.
В данном возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная и нравственная, эмоциональная и волевая, действенно- практическая.
У старшего дошкольника формируется и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело трудиться.
Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к детям приходит и первое познание радости собственного труда - дела, сделанного для общего блага.
Возраст 5-7 лет характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Ведущим видом деятельности выступает сюжетно–ролевая игра. Именно в игре старшие дошкольники берут на себя роль функции взрослого, выполняя их социальные, общественные.
При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.
Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме. Такая возможность представляется в свободном общении детей в повседневной жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.
Объем и срок освоения программы.
Общее количество учебных часов, запланированных на период обучения и необходимых для освоения программы стартового уровня - 108 часов в год. Продолжительность освоения программы – 1 год.
Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
Особенности организации образовательного процесса.
Для обучения по дополнительной общеобразовательной/ общеразвивающей программе «Юный цветовод» принимаются все желающие, без предварительного отбора. Количество детей в группе - 15. Состав группы разновозрастной, постоянный. Группы комплектуются в начале учебного года.
Режим занятий.
Занятия проходят 3 раза в неделю. Их продолжительность составляет 30 минут.
Планируемые результаты.
Личностные.
У учащихся будут воспитаны:
- любовь к природе;
- желание сохранять и приумножать растительный мир как часть живой природы;
- активная жизненная позиция, потребность в здоровом образе жизни;
- навыки самоорганизованности и трудолюбия.
Метапредметные:
У учащихся будут развиты:
- интерес к окружающей природе и цветоводству;
- мотивация к изучению комнатных растений;
- эстетический вкус, умение ценить красоту в себе и окружающем мире;
- исследовательские навыки, наблюдательность, память, воображение, внимание; волевые качества (активность, целеустремленность).
Предметные:
- познавательный интерес к миру природы и растений;
- элементарные знания о природе и комнатных растениях;
- ознакомлены с деятельностью по уходу за растениями в живой природе и дома;
- обучены простейшим опытам и наблюдениям за растениями.
Формы аттестации: опрос, собеседование, практическая работа, творческая работа, викторина, конкурс, практический показ, зачет.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал тестирования, анкетирования, фото, отзывы детей и родителей, аналитическая справка, аудиозапись, видеозапись, методическая разработка.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, отчет итоговый, выставка, праздник.
Материально-техническое обеспечение.
1. Фотоаппарат.
2. Мультимедийный проектор, экран.
3. Компьютер.
4. Инвентарь цветовода: лопатка, вилка, рыхлитель, лейка, пульверизатор, секатор.
5. Цветочные горшки.
6. Опоры для комнатных растений.
7. Эластичные ленты разных цветов.
8. Вазы.
9. Канцелярские принадлежности.
Информационное обеспечение.
1.Книги, энциклопедии: «Мир домашних растений», «Цветы России», «Комнатное садоводство».
2. «Энциклопедия для детей. Растения. Животные».
3. Фотоснимки и рисунки растений, плакаты.
4. Иллюстрации и фотоработы цветочных композиций.
5. Комплекты дидактических карточек «Букеты», «Цветочные букеты и композиция», «Комнатные растения», «Экскурсия на природу».
Перечень Интернет-ресурсов
- http://www.Flowersweb.info
- http://www.Floralworld.ru
- http://www.Flowers – hous.ru/
- http://myflowerhouse.ru/sovety-i-rekomendacii-dlya-nachinayushhix-cvetovodov/
Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную / дополнительную общеразвивающую программу «Юный цветовод».
Учебный план
(первый год обучения, стартовый уровень)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | 2 | Собеседование, опрос. Практическая работа |
2. | Ничего нет краше, чем Подолье наше. | 2 | 2 | 4 | Опрос, практическая (творческая) работа, конкурс |
3. | Осенние работы в цветнике. | 2 | 13 | 15 | Практическая (творческая) работа |
4. | Осенние композиции. | 1 | 3 | 4 | Творческая работа |
5. | Правила дорожного движения. | 3 | 6 | 9 | Опрос, практическая работа, викторина |
6. | Строение декоративных растений. | 5 | 1 | 6 | Опрос, практическая работа |
7. | Уход за комнатными растениями. | 2 | 12 | 14 | Практическая работа, исследователь- ская работа. Зачет |
8. | Зимние композиции. | 1 | 3 | 4 | Творческая работа |
9. | Размножение комнатных растений. | 3 | 9 | 12 | Практический показ, практическая работа, опрос. Зачет |
10. | От игры к знаниям. | - | 16 | 16 | Конкурс, опрос |
11. | Жизнь комнатных растений весной. | 5 | 15 | 20 | Практическая (творческая) работа, исследователь- ская работа |
12. | Итоговое занятие. | - | 2 | 2 | Тестирование |
Итого: | 25 | 83 | 108 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (2 ч.).
Теория: Знакомство с программой. Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека. Техника безопасности и правила поведения на занятиях, во время практических занятий. Правила безопасной работы с комнатными растениями.
Практика: Ознакомительная экскурсия ««В мире комнатных растений». Входной контроль.
Раздел 2. Ничего нет краше, чем Подолье наше (4 ч.).
Теория: Заочная экскурсия с применением мультимедийных технологий: знакомство с историей города, с красотой города (фонтаны, цветочно-декоративное оформление улиц, скверов и др.).
Знакомство с цветочно-декоративными растениями, с видами цветочного оформления (вазоны, клумбы, газоны).
Практика: Конкурс рисунков на тему «Наш любимый город».
Раздел 3. Осенние работы в цветнике (15 ч.).
Теория: Знакомство с цветочно-декоративными растениями осени. Стихотворения. Легенды о цветах.
Практика: Игра «Собери букет».
Практическая работа по сбору семян цветочно-декоративных растений. Признаки созревания семян. Техника сбора.
Практическая работа на участке. Уборка увядших соцветий. Пересадка однолетних растений в горшке для продолжения цветения живой природы.
Практическая работа. Сбор цветочно-декоративных растений для гербария. Засушивание цветочных растений для композиций панно. Правила засушивания.
Экскурсия в осенний парк «Сбор листьев для гербария».
Практическая работа. Поделки из сухих листьев и цветов. Оформление гербария.
Раздел 4. Осенние композиции (4 ч.).
Теория: Поистине удивительна желто- красная гамма осени. Варианты осенних композиций.
Практика: Составление осенних композиций.
Раздел 5. Правила дорожного движения (9 ч.).
Теория: Дорожные знаки. Светофор. Правила поведения на улице.
Закрепление знаний о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, желтый, зеленый).
Практика: Безопасная прогулка по улице от сада до школы. Рассказы по ПДД. Н. Носов «Автомобиль». Игра «Светофор». Викторина «Изучаем ПДД».
Раздел 6. Строение декоративных растений (6 ч).
Теория: Особенности строения комнатных растений. Стебель. Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста). Видоизменения стебля (колючки и усики). Побег. Корневище. Луковица. Клубень. Лист. Строение листа. Формы листа. Простые и сложные листья. Жилки. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов.
Практика: Игра «Угадай растение по описанию».
Раздел 7. Уход за комнатными растениями (14 ч.).
Теория: Сложная процедура – полив растений (поливка правильная и неправильная, время поливки).
Практика: Практическая работа «Мытье комнатных растений».
Эксперимент: Почему разные почвы нуждаются в различной степени полива? Обучение делать выводы по итогам эксперимента.
Описание эксперимента: В трех стаканах помещают с комочек различной почвы: песчаные, глинистые, черноземные, спрессованные и вылитые сверху водой. По скорости, с которой почва проходит влагу, дети, судят по её
характеристикам: земля с песком быстрее пропускает влагу, чернозем не так
быстро, как песок, глина хуже всего. Все эти наблюдения обобщаются и
проводятся для общего обсуждения, чтобы сформулировать выводы.
Теория: Вредители комнатных растений.
Практика: Практическая работа «Растениям тоже нужен доктор».
Практика: Занимательные часы юного цветовода. Викторина «Загадки о комнатных цветах». Игра «Один и много». Игра «Найди растение, похожее на траву или дерево».
Практика: Итоговое занятие по теме: «Поможем зеленым друзьям».
Раздел 8. Зимние композиции (4 ч.).
Теория: Рекомендации при составлении новогодних композиций. Подручный материал: хвойные ветки, цветы, елочные украшения, свечи. Варианты зимних композиций.
Практика: Составление зимних композиций.
Раздел 9. Размножение комнатных растений (12 ч.).
Теория: Размножение комнатных растений черенками.
Практика: Практическая работа по черенкованию комнатных растений.
Теория: Размножение комнатных растений листьями, частью листа, знакомство с этими растениями.
Практика: Практическая работа. Размножение комнатных растений листьями, частью листа.
Теория: Размножение кактусов. Живородящие растения.
Практика: Практическая работа по размножению кактусов.
Практика: Игра «Назови, как размножается данное растение». Дальнейшее наблюдение и уход за растениями.
Раздел 10. От игры к знаниям (16 ч.).
Практика: Викторина «Комнатные растения – друзья человека».
Загадки на тему «Мир зеленых растений». Конкурс на лучший рисунок «Мой любимый цветок». Игры «Кто быстрее соберет цветок», «Кто быстрее ответит», «Редкие цветы», «Букет цветов».
Рассказы и сказки о цветах: Сергей Аксаков «Аленький цветочек», Ганс Христиан Андерсен «Цветы для маленькой Иды», Валентин Катаев, «Цветик-семицветик», Лия Гераскина «Синий цветочек для мамы».
Раздел 11. Жизнь комнатных растений весной (20 ч.).
Теория: Значение перевалки и пересадки комнатных растений, как улучшение условий для питания растений. Правила пересадки и перевалки комнатных растений: сроки, величина горшка, удаление старой земли и отмерших или больных частей корня, поливка.
Знакомство с землями, применяемыми в цветоводстве – дерновая, листовая, перегной, песок. Цветочная посуда – горшки, поддонники, плошки, ящики, кадки, лейки, опрыскиватели.
Практика: Практическая работа. Подготовка земли, песка, горшков. Пересадка комнатных растений.
Теория: Питательные вещества, необходимые для правильного роста и развития комнатных растений. Виды удобрений.
Практика: Практическая работа. Приготовление раствора для подкормки комнатных растений. Подкормка комнатных растений.
Опыт: Влияние света на рост и развитие черенков. Обучение делать выводы по итогам опыта.
Теория: Знакомство с первоцветами: подснежники, крокусы, гиацинты, тюльпаны. Игра «Первоцветы».
Практика: Весенняя сказка «Первоцветы». Легенды, стихи, сказки о подснежнике. Рисуем первоцветы.
Экскурсия по теме «Весенние изменения в природе».
Раздел 12. Итоговое занятие (2 ч.).
Практика: Экологические игры: «Краски лета», «Хоровод лепестков», «Легенды о цветах». Загадки.
Тестирование по теме «Цветочный калейдоскоп».
Освоив стартовый уровень программы, дети должны знать:
- название надземных и подземных частей растения;
- названия распространенных комнатных растений;
- название и назначение инвентаря для ухода за цветами;
- о роли света, тепла и влаги в жизни растений;
- способы ухода за комнатными растениями;
- ТБ во время занятий и практических работ и основные правила дорожного движения.
Освоив стартовый уровень программы, дети должны уметь:
- ухаживать за комнатными растениями;
- вести наблюдения за ростом и развитием растений;
- приготавливать земельную смесь, для посадки растений;
- подбирать вазоны для комнатных растений;
- проводить опыты и устно описывать их результаты;
- делать цветочные композиции и гербарии.
Методическое обеспечение программы
Данная программа предусматривает коллективную, групповую, индивидуальные формы обучения.
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп учащихся рекомендуется организовывать такие мероприятия, как ролевые игры, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, викторинах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
Одним из основных видов занятий является практическая работа.
Методы экологического воспитания дошкольников
Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным. Все эти процессы взаимосвязаны, их единству помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми.
- Наблюдение
Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия. Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся растения, деревья, небо, птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.
При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:
- объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
- время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.
Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:
- восприятие объектов природы;
- исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
- творческое отображение полученной информации.
Педагог должен направлять деятельность детей в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у них эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.
- Игра
Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать её таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.
Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление поделок из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.
В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры - иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.
- Эксперимент
Эксперименты направлены на то, чтобы сами дети могли организовывать наблюдения, учиться, искать причины явления, самостоятельно достигать результатов, чтобы они чувствовали радость открытия, и это является важной предпосылкой для развития наблюдения.
В качестве объектов исследования могут быть проростки овса, которые были в разных условиях (в светлом или в темном месте).
Для формирования представлений о качествах земли, её структуре, детям можно провести эксперименты:
- Почему разные почвы нуждаются в различной степени полива?
- В трех стаканах помещают с комочек различной почвы: песчаные, глинистые, черноземные, спрессованные и вылитые сверху водой. По скорости, с которой почва проходит влагу, дети, судят по её характеристикам: земля с песком быстрее пропускает влагу, чернозем не так
быстро, как песок, глина хуже всего. Все эти наблюдения обобщаются и проводятся для общего обсуждения, чтобы сформулировать выводы.
- Экскурсии на природу
Во время экскурсий дети получают общие идеи об объектах и явлениях
мира. Примером вводной может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе». Текущие экскурсии включают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Обобщенные экскурсии проводятся по завершении изучаемой темы и предложению конкретизации, систематизации детских экологических представлений. Примером может служить экскурсия по теме «Осенние подарки».
Разнообразные экскурсии по природе – это целенаправленные прогулки. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с доступом к природе.
Целевые прогулки позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы. Такие прогулки способствуют чувственному восприятию природы детьми. Во время целенаправленных прогулок дети могут наблюдать живые объекты, измерять рост растений, записывать видимые изменения (сезонные) в конкретном объекте.
При реализации программы используются также другие различные методы обучения.
Репродуктивные:
- словесные – беседы, объяснения;
- наглядные – просмотр иллюстраций, открыток, творческих работ, презентаций;
- практические – изготовление цветочных композиций, гербария.
Досуговые:
- развивающие игры,
- развлекательные конкурсы, викторины, загадки;
- игры.
Эвристические:
- творческие работы;
- опыты;
- учебно-игровые упражнения;
- тренинги.
Выбор методов и приемов определяются целями и задачами конкретного занятия.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- методические бюллетени;
- праздники.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.
Наиболее распространенными разновидностями такой формы работ являются разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за растениями (либо животными), а принимать активное участие в уходе за ними.
Педагогические технологии
- Технология индивидуализации обучения (адаптивная) (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Главным достоинством индивидуализации обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого учащегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.
Цель использования технологии.
- личностное развитие индивидуальности каждого учащегося. Развитие творческих способностей детей. Индивидуальный подход к ребенку, при котором в процессе учебно–воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности
Внедрение технологии в практической профессиональной деятельности:
Методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
- Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
- Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне: каждому ребёнку дается задание, рассчитанное на его возможности, силы и способности, учитывая особенности характера и здоровья. Работа либо усложняется, либо облегчается, на ее изготовление выделяется дополнительное время либо время сокращается.
Результат использования технологии:
Умение аргументировать личностный выбор, определять смысловые особенности изученного материала. Саморазвитие и самообразование личности. Повышение уровня внутренней самооценки. Это позволяет ученику работать психологически комфортно, контролировать свои физические и нервные нагрузки, что гарантирует успех в обучении.
- Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.
В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Цель использования технологии:
- дидактические: расширение кругозора, развитие определенных умений и навыков;
- воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
- развивающие: развитие качеств и структур личности;
- социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Внедрение технологии в практической профессиональной деятельности :
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста. В практической работе используются готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Во время промежуточной и итоговой аттестации проверка знаний проходит в игровой форме, что способствует раскрепощению, снятию напряженности и психологическому комфорту ребенка.
Результат использования технологии:
Игровая технология применяется в работе с учащимися различного возраста, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Дети становятся более самостоятельными, уверенными и общительными, через игру они приобретают навык сотрудничества и умение адаптироваться к условиям среды.
- Информационно-коммуникативные технологии (Е.В. Астахова).
Использование ИКТ позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на занятии.
Польза в применении ИКТ расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования.
Цель использования технологии:
Демонстрация наглядного материала в виде презентаций и видео - фильмов, в тех случаях, когда необходимо вызвать у детей эмоционально творческое отношение к работе, подвести итоги по какой-либо теме, показать работы детей на конкурсах и выставках.
Внедрение технологии в практической профессиональной деятельности:
В течение всего учебного года, по необходимости или в соответствии с темой занятия, детям демонстрируются презентации и видео- фильмы.
Результат использования технологии:
Готовя самостоятельные презентации, дети расширяют возможность самостоятельной деятельности, у них формирует навык исследовательской деятельности. Привлечение большого количества дидактического материала обеспечивает большую наглядность, повышает результативность занятий, делая их более динамичными и интересными.
- Технология «Педагогика сотрудничества» ( Ш.А Амонашвили, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Л.С. Выгодский).
Цель использования технологии:
Развитие творческих способностей ребёнка с опорой на его индивидуальные качества. Реализация демократизма, партнерства в отношениях педагога и ребенка, воспитание у детей собственного мнения, умения и желания принимать решение.
Внедрение технологии в практической профессиональной деятельности:
Совместная творческая деятельность педагога и учащегося, развитие навыков культурного общения, создание атмосферы сотрудничества и равенства. Во время работы ребёнку предоставляются партнерские взаимоотношения с педагогом, совместно вырабатываются идеи, даются оценки, это работа в сотворчестве ребёнка и педагога. Организация совместных творческих проектов: коллективных работ для участия в конкурсах и выставках декоративно-прикладного искусства.
Результат использования технологии:
Эффективное усвоение материала. Развитие творческих способностей ребёнка, его самостоятельности и индивидуальности. Способность принимать самостоятельные решения. Формирование общечеловеческих ценностей. Участие в конкурсах, мастер - классах.
- Практико-значимая технология (И. Д. Фрумин , Ф.Г.Ялалов).
Цель использования технологии:
Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей, организация активности обучаемых.
Внедрение технологии в практической профессиональной деятельности:
В задании даётся минимальное количество дополнительной информации, при работе с ним учащихся должен применить определённый прототип или аналог, используя как творческое воображение, так и собственные знания. Работа учащихся с помощью педагога по выполнению творческих проектов (подбор необходимой информации, разработка нескольких вариантов проекта, подготовка материалов к работе, непосредственно изготовление проектируемого изделия и защита творческого проекта).
Результат использования технологии:
Умение ставить цель и организовать работу по её достижению. Умение пояснять свою цель, выдвигать гипотезы, ставить познавательные задачи и находить пути их решения. Овладение искусством флористики требует комплексного подхода.
Алгоритм учебного занятия
Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей.
Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
- Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребёнка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
- Ход (процесс) занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей.
- Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.
- Рефлексия.
Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008),
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),
- Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
- Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),
- Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008),
- Устав МУ ДО ЦДТ (Приказ комитета по образованию Администрации города Подольска от 14.04.2015 г. №412).
Список литературы для педагога
- Волкова Е.А., Самые красивые и неприхотливые комнатные растения», Эксмо-Пресс, 2015.
- Князева Т.Е., Комнатные растения, Олма Медиа Групп, 2014.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2014.
- Комарова В.Н., Клепцова Л.Ю., «Цветы в интерьере», Н. Новгород, ООО «Слог», 2017.
- Коневева Л.С., Самая нужная книга о комнатных растениях, Харвест, 2014.
- Луконина Н.Н., Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2017.
- Свинина Е.В., Гришина И.И., Давыденко О.И., Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 141-143.
- Федотова А.М. , Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Список литературы для учащихся и родителей
- Бабин Д.М., Энциклопедия цветоводства. - 2-е изд., перераб.- Мн.: Миринда, 2014.
- Воронцов В.В., Уход за комнатными растениями: Практические советы любителям цветов.- М.:ЗАО «Фитон+», 2014.
- Хайрова Л. Н., Всё о цветах для вашего сада. – М.: АСТ, СПб: Сова, 2016.
Утверждаю:
Директор МУ ДО ЦДТ
__________ Огаркова С.В.
«____» ___________2019 г.
Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная/ дополнительная общеразвивающая программа «Юный цветовод»
(стартовый уровень)
год обучения:1
группа:1
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1. | 1 | Вводное занятие. Знакомство с программой. Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека. ТБ и правила поведения на занятиях, во время практических занятий. Правила безопасной работы с комнатными растениями. | Собеседование, опрос | |||
2. | 1 | Ознакомительная экскурсия ««В мире комнатных растений». Входной контроль. | Практическая работа | |||
3. | 1 | Ничего нет краше, чем Подолье наше. Заочная экскурсия: знакомство с историей города, с красотой города (фонтаны, цветочно-декоративное оформление улиц, скверов и др.). | Опрос, практический показ | |||
4. | 1 | Знакомство с цветочно-декоративными растениями, с видами цветочного оформления (вазоны, клумбы, газоны). | Практическая работа | |||
5. | 1 | Конкурс рисунков на тему «Наш любимый город». | Творческая работа | |||
6. | 1 | Конкурс рисунков на тему «Наш любимый город». | Конкурс | |||
7. | 1 | Осенние работы в цветнике. Знакомство с цветочно-декоративными растениями осени. | Практический показ, практическая работа | |||
8. | 1 | Стихотворения. Легенды о цветах. | Опрос, практическая работа | |||
9. | 1 | Игра «Собери букет». | Практическая работа | |||
10. | 1 | Практическая работа по сбору семян цветочно-декоративных растений. | Практическая работа | |||
11. | 1 | Практическая работа по сбору семян цветочно-декоративных растений. | Практическая работа | |||
12. | 1 | Признаки созревания семян. Техника сбора. | Практическая работа, практический показ | |||
13. | 1 | Техника сбора семян. | Практическая работа | |||
14. | 1 | Практическая работа на участке. Уборка увядших соцветий. | Практическая работа | |||
15. | 1 | Пересадка однолетних растений в горшке для продолжения цветения живой природы. | Практическая работа, практический показ | |||
16. | 1 | Пересадка однолетних растений в горшке для продолжения цветения живой природы. | Практическая работа | |||
17. | 1 | Практическая работа. Сбор цветочно-декоративных растений для гербария. | Практическая работа, практический показ | |||
18. | 1 | Засушивание цветочных растений для композиций панно. Правила засушивания. | Практическая работа | |||
19. | 1 | Экскурсия в осенний парк «Сбор листьев для гербария». | Практическая работа, практический показ | |||
20. | 1 | Практическая работа. Поделки из сухих листьев и цветов. Оформление гербария. | Практический показ. Творческая (практическая) работа | |||
21. | 1 | Поделки из сухих листьев и цветов. Оформление гербария. | Практический показ. Творческая (практическая) работа | |||
22. | 1 | Осенние композиции. Поистине удивительна желто- красная гамма осени. | Наблюдение | |||
23. | 1 | Варианты осенних композиций. | Практический показ | |||
24. | 1 | Составление осенних композиций. | Творческая работа | |||
25. | 1 | Составление осенних композиций. | Творческая работа | |||
26. | 1 | ПДД. Дорожные знаки. | Опрос | |||
27. | 1 | Светофор. Правила поведения на улице. | Опрос, практическая работа | |||
28. | 1 | Закрепление знаний о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, желтый, зеленый). | Практическая работа | |||
29. | 1 | Рассказы по ПДД. Н. Носов «Автомобиль». | Опрос | |||
30. | 1 | Рассказы по ПДД. Н. Носов «Автомобиль». | Опрос | |||
31. | 1 | Игра «Светофор». | Практическая работа | |||
32. | 1 | Игра «Светофор». | Практическая работа | |||
33. | 1 | «Изучаем ПДД». | Викторина | |||
34. | 1 | «Изучаем ПДД». | Викторина | |||
35. | 1 | Строение декоративных растений. Особенности строения комнатных растений. Стебель. | Опрос | |||
36. | 1 | Классификация стеблей. Видоизменения стебля (колючки и усики). | Опрос, практическая работа, практический показ | |||
37. | 1 | Побег. Корневище. Луковица. Клубень. | Практическая работа, практический показ | |||
38. | 1 | Лист. Строение листа. Формы листа. Простые и сложные листья. Жилки. | Практическая работа, практический показ | |||
39. | 1 | Цветок. Соцветия. Плод. | Практическая работа, практический показ | |||
40. | 1 | Игра «Угадай растение по описанию». | Практическая работа | |||
41. | 1 | Уход за комнатными растениями. Сложная процедура – полив растений (поливка правильная и неправильная, время поливки). | Практическая работа | |||
42. | 1 | Практическая работа «Мытье комнатных растений». | Практическая работа | |||
43. | 1 | Эксперимент: Почему разные почвы нуждаются в различной степени полива? | Исследовательская работа | |||
44. | 1 | Эксперимент. Обучение делать выводы по итогам эксперимента. | Зачет | |||
45. | 1 | Вредители комнатных растений. | Практическая работа | |||
46. | 1 | Практическая работа «Растениям тоже нужен доктор». | Практическая работа (игра) | |||
47. | 1 | Занимательные часы юного цветовода. Викторина «Загадки о комнатных цветах». | Викторина | |||
48. | 1 | Викторина «Загадки о комнатных цветах». | Викторина | |||
49. | 1 | «Загадки о комнатных цветах». | Викторина | |||
50. | 1 | Игра «Один и много». | Практическая работа (игра) | |||
51. | 1 | Игра «Найди растение, похожее на траву или дерево». | Практическая работа (игра) | |||
52. | 1 | Занимательные часы юного цветовода. | Практическая работа (игра) | |||
53. | 1 | «Поможем зеленым друзьям». | Практическая работа (игра) | |||
54. | 1 | Итоговое занятие по теме: «Поможем зеленым друзьям». | Зачет | |||
55. | 1 | Зимние композиции. Рекомендации при составлении новогодних композиций. | Практическая работа | |||
56. | 1 | Подручный материал: хвойные ветки, цветы, елочные украшения, свечи. | Практическая работа | |||
57. | 1 | Варианты зимних композиций. | Практическая работа, практический показ | |||
58. | 1 | Составление зимних композиций. | Творческая работа | |||
59. | 1 | Размножение комнатных растений (черенками). | Опрос | |||
60. | 1 | Практическая работа по черенкованию комнатных растений. | Практическая работа, практический показ | |||
61. | 1 | Практическая работа по черенкованию комнатных растений. | Практическая работа | |||
62. | 1 | Размножение комнатных растений листьями, частью листа, знакомство с этими растениями. | Опрос | |||
63. | 1 | Практическая работа. Размножение комнатных растений листьями, частью листа. | Практическая работа, практический показ | |||
64. | 1 | Практическая работа. Размножение комнатных растений листьями, частью листа. | Практическая работа | |||
65. | 1 | Размножение кактусов. Живородящие растения. | Опрос | |||
66. | 1 | Практическая работа по размножению кактусов. | Практическая работа, практический показ | |||
67. | 1 | Практическая работа по размножению кактусов. | Практическая работа | |||
68. | 1 | Игра «Назови, как размножается данное растение». | Практическая работа (игра) | |||
69. | 1 | Дальнейшее наблюдение и уход за растениями. | Практическая работа | |||
70. | 1 | Уход за растениями. | Практическая работа | |||
71. | 1 | От игры к знаниям. Викторина «Комнатные растения – друзья человека». | Викторина | |||
72. | 1 | Загадки на тему «Мир зеленых растений». | Практическая работа (игра) | |||
73. | 1 | Рисунок «Мой любимый цветок». | Творческая работа | |||
74. | 1 | Конкурс на лучший рисунок «Мой любимый цветок». | Конкурс | |||
75. | 1 | Игра «Кто быстрее соберет цветок». | Практическая работа (игра) | |||
76. | 1 | Игра «Кто быстрее ответит». | Практическая работа (игра) | |||
77. | 1 | Игра «Редкие цветы». | Практическая работа (игра) | |||
78. | 1 | Игра «Букет цветов». | Практическая работа (игра) | |||
79. | 1 | Рассказы и сказки о цветах: Сергей Аксаков «Аленький цветочек». | Опрос | |||
80. | 1 | Сергей Аксаков «Аленький цветочек». | Обсуждение | |||
81. | 1 | Ганс Христиан Андерсен «Цветы для маленькой Иды». | Опрос | |||
82. | 1 | Ганс Христиан Андерсен «Цветы для маленькой Иды». | Обсуждение | |||
83. | 1 | Валентин Катаев, «Цветик-семицветик». | Опрос | |||
84. | 1 | Валентин Катаев, «Цветик-семицветик». | Обсуждение | |||
85. | 1 | Лия Гераскина «Синий цветочек для мамы». | Опрос | |||
86. | 1 | Лия Гераскина «Синий цветочек для мамы». | Обсуждение | |||
87. | 1 | Жизнь комнатных растений весной. | Опрос | |||
88. | 1 | Значение перевалки и пересадки комнатных растений. | Опрос | |||
89. | 1 | Правила пересадки и перевалки комнатных растений. | Опрос | |||
90. | 1 | Правила пересадки и перевалки комнатных растений. | Практическая работа, практический показ | |||
91. | 1 | Знакомство с землями, применяемыми в цветоводстве. | Опрос | |||
92. | 1 | Цветочная посуда – горшки, поддонники, плошки, ящики, кадки, лейки, опрыскиватели. | Практическая работа, практический показ | |||
93. | 1 | Практическая работа. Подготовка земли, песка, горшков. | Практическая работа | |||
94. | 1 | Пересадка комнатных растений. | Практическая работа | |||
95. | 1 | Питательные вещества, необходимые для правильного роста и развития комнатных растений. | Опрос | |||
96. | 1 | Виды удобрений. | Практическая работа | |||
97. | 1 | Практическая работа. Приготовление раствора для подкормки комнатных растений. | Практическая работа | |||
98. | 1 | Подкормка комнатных растений. | Практическая работа | |||
99. | 1 | Опыт: Влияние света на рост и развитие черенков. | Исследовательская работа | |||
100. | 1 | Обучение делать выводы по итогам опыта. | Зачет | |||
101. | 1 | Знакомство с первоцветами: подснежники, крокусы, гиацинты, тюльпаны. | Опрос, практическая работа | |||
102. | 1 | Игра-викторина «Первоцветы». | Практическая работа (игра). | |||
103. | 1 | Весенняя сказка «Первоцветы». | Обсуждение | |||
104. | 1 | Легенды, стихи, сказки о подснежнике. | Обсуждение, опрос | |||
105. | 1 | Рисуем первоцветы. | Творческая работа | |||
106. | 1 | Экскурсия по теме «Весенние изменения в природе». | Наблюдение | |||
107. | 1 | Итоговое занятие. Экологические игры: «Краски лета», «Хоровод лепестков». | Практическая работа (игра) | |||
108. | 1 | Тестирование по теме «Цветочный калейдоскоп». | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по естественно-научной направленности «Юный цветовод»
. Данная программа является актуальной, т. к. вопросы озеленения жилых помещений и приусадебных участков рассматриваются в комплексном сочетании среды обитания человека.Педагогическая целесообразность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...