Организация исследовательской работы учащихся по биологии
статья на тему
Выступление на школьном методическом объединении учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_nou_po_biologii.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация научно-исследовательской деятельности
учащихся по биологии.
Выступление на ШМО учителей
МБОУ СОШ № 19 г. Нижнего Новгорода
Веретенникова Светлана Валерьевна
Учитель биологии и химии
В начале своего выступления мне хотелось выразить такую мысль: «Учитель не может научить тому, чего не умеет делать сам». Другими словами организацию научно-исследовательской деятельности надо начинать с себя. Руководитель должен четко понимать и разбираться в проблеме исследования, уметь организовать работу свою и школьника, знать как правильно оформить работу, выступление и презентацию.
Результат приходит с опытом, но опыт полезен не только учителям, он необходим и учащимся. В НОУ у нас участвуют школьники старших классов, диплом участника, а лучше победителя учитывается при поступлении в профильные ВУЗы. Но если в младших и средних классах не было опыта хотя бы небольшой исследовательской работы, то начинать в 10-11 классах бывает очень сложно. Поэтому организовывать исследовательскую деятельность необходимо с младших классов. Уже в 5-6-х классах на уроках биологии дети знакомятся с тем, как правильно оформить реферат, подготовить доклад, выступать так, чтобы было интересно слушать. Исследовательская работа должна начинаться с младших школьников и продолжаться в средней параллели учащихся. Это путь к развитию не только учеников, но и педагогов. И что не менее важно путь к более тесному сотрудничеству с родителями. Немаловажную роль при работе с детьми играет положительное отношение родителей к тому, что их ребенок много занимается биологией. Часто мамы и папы учеников не видят будущее своего ребенка связанным с биологией, за исключением наверное, случаев, когда ребенок нацелен в медвуз и участие в НОУ может ему помочь при поступлении.
Выявление детей склонных к исследовательской работе, происходит на уроках на основе собственных наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности, имеют активную познавательную потребность. Биологические интересы школьников выявляются на уроках, постоянно стараюсь держать таких ребят в поле своего зрения, стараюсь развивать их интерес к биологии.
Что касается подготовки к НОУ, то при всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в море информации.
В совместной работе успех зависит от каждого, но основная доля ответственности за результат ложится на руководителя работы. Подготовка подразумевает определенный план работы. Но сначала необходимо определиться с темой, учитывая её актуальность в современной науке. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной отросли исследования. При выборе темы важно, чтобы она представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу. Хорошо, если тема интересна и для ученика и для педагога и, конечно, могла быть реализована в имеющихся условиях, т.е. литература и оборудование должны быть доступны.
Исследовательская деятельность представляет собой длительный процесс, обычно подготовка и проведение работы занимает от полугода до года.
Если тема работы определена, то следующим этапом является изучение информации по избранной проблеме. Нередко цель и задачи исследования приходят вместе с анализом литературных источников по изучаемой проблеме. Считаю, что подборка литературы – это задача руководителя, поскольку, как показывает практика, учащиеся не могут самостоятельно найти первоисточники. Подбирая информацию по избранной теме, в первую очередь следует ознакомиться с традиционными вузовскими учебниками по соответствующей теме работы дисциплине. И только потом окунаться в безграничный океан информации, коим является Интернет. Очень часто информации оказывается намного больше, чем это необходимо и здесь важна редакция руководителя.
С точки зрения исследовательской работы биология – благодатная наука. Здесь можно провести эксперимент, опыт, а можно сделать неплохую работу на основе наблюдения природных объектов или явлений. Конечно, эксперимент более интересен как исследовательская работа, но и претензий к его проведению и результатам, как правило бывают больше. Экспериментальная работа требует скрупулезного выполнения методики, т.к. любое, даже незначительное отклонение в условиях проведения опыта может привести либо к искажению результатов исследования, либо к заведомо ложным данным. Все варианты эксперимента обязательно должны находиться в одинаковых условиях, изменяется только изучаемый фактор. Если в ходе эксперимента исследуются несколько факторов, то опыт строиться так, чтобы можно было выявить как влияние каждого фактора в отдельности, так и их совместного действия. В число экспериментальных групп включаются контрольные варианты. После проведения экспериментальной работы, когда все результаты собраны, их принято подкреплять математической обработкой. Достоверность полученных результатов и сделанных выводов проверяется с помощью методов математической статистики. Как показывает практика работы на школьных конференциях, больше всего претензий предъявляется к работам экспериментального характера. При всем уважении к огромной проделанной работе, именно эксперимент не выдерживает никакой критики. Те редкие исключения, когда работа выполнена четко и почти безукоризненно, чаще всего это работы на базе ВУЗа. Эти работы изначально имеют более высокий потенциал, т.к. школа не может тягаться с институтом ни в аппаратной оснащенности, ни в научных кадрах. Поэтому одно из направлений в школьной научной работе считаю связь с ВУЗами, в первую очередь с теми, которые сами предлагают помощь и ведут активную работу со школьниками – это ННГУ им. Лобачевского, ННАСУ, ННГПУ им. Минина.
Еще одна важная составляющая в подготовке к НОУ – это обучение школьников презентовать свою работу. Главная задача докладчика – точно сформулировать и эмоционально изложить суть исследования, подкрепляя наглядным материалом. Докладчик должен донести до слушателей свою индивидуальность в исследовании, соблюдая при этом установленный регламент. Поэтому написанная учеником исследовательская работа и сообщение для выступления по содержанию разные жанры, к которым надо готовить по-разному. Для подготовки к выступлению необходимо обучать ораторскому искусству.
И в заключении хотелось бы привести результаты своей работы за последние 3 года.
Организация исследовательской работы учащихся по биологии
Результаты работы за период 2011-2014 гг.
№ | ФИО учащегося | год | Название мероприятия | Уровень | Место |
1 | Лебедева Вера 9А | 2011 | НОУ | район | 3 |
2 | Лебедева Вера 9А «Прививки: за и против» | 2011 | Городская научно-практическая конференция школьников «Экология и здоровье» | город | 3 |
3 | Черепанова Любовь 9Б «Стресс в жизни школьников» | 2012 | Городская научно-практическая конференция школьников «Экология и здоровье» | город | участие |
4 | Австрийская Елизавета 5В | 2012 | Восьмая детско-юношеская экологическая ассамблея в рамках международного научно-промышленного форума «Великие реки» | общероссийский | участие |
5 | Кислова Анна 9Б «Рак крови» | 2013 | НОУ | район | 3 |
6 | Киселева Елизавета 8А “Прогноз изменения гидрологического режима г Дзержинска вследствие поднятия уровня ЧВ» | 2013 | Областная конференция школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов» | область | участие |
7 | Киселева Елизавета 8А | 2013 | НОУ | город | 2 |
8 | Киселева Елизавета 9А «Потенциальная зона подтопления и места долговременного захоронения крупного рогатого скота» | 2014 | Международный молодежный экологический форум стран СНГ Интернет-конкурс «Живая карта» | международный | участие |
9 | Киселева Елизавета 9А | 2014 | Пятые региональные юношеские чтения им. Вернадского | область | участие |
10 | Киселева Елизавета 9А «Потенциальная зона подтопления и места долговременного захоронения крупного рогатого скота» | 2014 | Областная конференция школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов» | область | участие |
11 | Нестерова Дарья 9А «Влияние промышленных шламонакопителей на экологическое состояние прилегающей территории» | 2014 | Областная конференция школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов» | область | участие |
12 | Гиева Мария 8А «ГМО в нашей жизни» | 2014 | НОУ | район | 2 |
13 | Кичигина Светлана 10А «Вегетарианство-чистая жизнь» | 2014 | НОУ | район | 2 |
14 | Желонкина Кристина 8А «Лекарственные препараты неорганической природы» | 2014 | НОУ | район | 3 |
15 | Ганина Анастасия 9А «Влияние профессиональной деятельности педагогов на их здоровье» | 2014 | НОУ | район | 1 |
16 | Нестерова Дарья 9А «Влияние промышленных шламонакопителей на экологическое состояние прилегающей территории» | 2014 | Городской конкурс экологических проектов «Наш дом – Нижний Новгород» | город | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности
В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен план групповой ...
Мастер - класс ««Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии через использование краеведческого материала».
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала....
Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии.
Государственные образовательные стандарты предполагают возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют р...
Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии в условиях ФГОС
Формировать исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы (на п...
Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной работы учащихся по биологии
Результат работы с одаренными детьми....
Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП, 2019 год. Автор: Е. В. Саитов
Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор: Е. В. Саитов...
Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор Е. В. Саитов, 2018 год.
Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор Е. В. Саитов, 2018 год....