Классный час с презентацией "Поговорим о сквернословии"
классный час (8 класс) на тему
Данный классный час посвещен проблеме сквернословия среди школьников. Присутствует анкета "Таоё отношение к сквернословию". Беседа о происхождении сквернословия, влияние на здоровье человека. Классный час сопровождается показом презентации, которая отражает ход беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_s_prezentatsiey_pogovorim_o_skvernoslovii.rar | 382.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа
«Поговорим о сквернословии»
Подготовил:
классный руководитель 8 класса
Кияшева Надежда Ивановна
с.Усть-Лыжа
2014г.
Классный час «Поговорим о сквернословии»
(8 класс)
Используемое оборудование: компьютер, презентация, листовки «НЕТ СКВЕРНОСЛОВИЮ!» Плакаты, отражающие данную проблему: “Мат укорачивает жизнь”, “Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое лицо”.
Предварительная подготовка: анкетирование учащихся «Твоё отношение к сквернословию»
Ход мероприятия
Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.
Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа.
Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.
Попытаемся разобраться.
Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.(слайд 2)
Задачи:
- Познакомить с историей сквернословия
- Предупредить о вреде здоровью
- Выявить сущность мата
- - Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Учитель: Что же такое сквернословие? (слайд 3,4)
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
Что такое скверна (Сообщение учащегося Большой толковый словарь русского языка под ред. С. Ожегова) (слайд 5)
«Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь, нравственное растление, все богопротивное»
История возникновения сквернословия (просмотр видеофрагмента, слайд 6,7)
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка.
Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Ребята, в каких целях используется мат в современном мире? (Слайд 8)
В наше время мат используется (Слайд 9,10)
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к «своим».
Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Учитель: Так уж безобидна эта вредная привычка?
Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.
Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своём стихотворении:
Ученик
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков
Учитель: Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию все дозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.(слайд 11)
Чтобы доказать всю опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований (слайд 12)
Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат.
Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.
Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в
электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).
Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.
Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Сообщения учащихся.
Ученик.1 Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.
На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают
информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.
Ученик2. Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.
Ученик 3 Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.
Учитель: Вот такие, ребята, неопровержимые факты. В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. С православной точки зрения: «Сквернословие – это грех!» Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит. (слайд 13)
Борьба со сквернословием (слайды 14-17)
Учитель: Как борется с матом закон (слайд 18)
Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
У того, кто сквернословит, есть 2 пути: (слайд 19)
первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.
И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.
Учитель: Запомните!
*"Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться".
• "Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с твоих губ.
• "Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали тебя хорошим".
• "Сквернословие оскорбительно для многих".
• "Люди могут подумать плохо о твоей семье. А это значит, что из-за твоего поведения страдает репутация каждого из нас".
• "Значение некоторых бранных слов граничит с сексуальным домогательством или расовым оскорблением. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьезным проблемам с законом".
Учитель: Язык — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.
И.С. Тургенев сказал: «Берегите чистоту языка, как святыню!»(слайд 20)
Русские пословицы свидетельствуют о том, что умная беседа, красноречие издавна высоко ценились на Руси.
- В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.
- Хорошее слово – половина дела.
- С умным разговориться – что меду напиться.
- Красно поле пшеном, а беседа умом.
Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Подведение итогов
Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)
Учитель: Будьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!!
Анкета «Твое отношение к сквернословию»
- Как ты относишься к сквернословию?
- Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения? (никогда, редко, часто)
- Волнует ли тебя проблема чистоты языка? (волнует, не волнует, никогда не задумывался об этом)
- Чем, по- твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе? (свободой слова, низким уровнем культуры, безнаказанностью за ругань, свой вариант).
- Нецензурные слова среди молодежи употребляются, потому что…(не хватает других, хороших слов; это способ самоутверждения в глазах других людей; свой вариант)
- Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? (это бесполезно; можно попробовать, но не думаю, что изменится что –либо; борьба необходима в любом случае)
- Как бороться со сквернословием? (системой штрафов, воспитанием, самовоспитанием, свой вариант)
- Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? (да, нет, свой вариант)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"
Час общения, посвященный проблеме сквернословия. В наше время нецензурная речь приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Задача учителя не н...
КЛАССНЫЙ ЧАС «Ставим условие: долой сквернословие!»
Классный час в 9 классе...
классный час по теме: "Яд сквернословия"
Цель: формирование навыков здорового образа жизни.Задачи Расширить знания детей о вредных привычках.Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.Побуждать к нравственному самосовершенств...
Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"
Классный часСтавим условие: долой сквернословие!Час общения, посвящённый проблеме сквернословия. От гнилого сердца и гнилые словаРусская пословица. Основная задача: убедить детей в том, что ...
Классный ЧАС для старшеклассников "Вирус сквернословия"
Речь - это показатель ума. Сенека...
Классный час на тему: "Вирус сквернословия"
Цель классного часа-исключить использование детьми бранных слов....
Классный час "Поговорим о вреде сквернословия"
Профилактика сквернословия...