классный час по теме: "Яд сквернословия"
классный час (7 класс) на тему
Цель:
формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи
Расширить знания детей о вредных привычках.
Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Подготовительная работа
Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни”.
Оформить кабинет наглядными материалами (стихи, пословицы, поговорки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_yad_skvernosloviya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Сила слова или яд сквернословия"
Цель:
формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи
Расширить знания детей о вредных привычках.
Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Подготовительная работа
Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни”.
Оформить кабинет наглядными материалами (стихи, пословицы, поговорки).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, игрушечный микрофон.
Перед проведением занятия, необходимо раздать воспитанникам анкеты “Сквернословие в моей жизни” (Анкета)
Содержание
Организационный момент.
Представление результатов анкетирования, темы занятия.
Информационный материал.
Игра “Волшебный микрофон”.
Викторина.
Заключительное слово
Ход занятия
(Все занятие сопровождается слайдами презентации)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наш классный час называется “Сила слова или яд сквернословия” (Слайд 1)
Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к родителям, друзьям, одноклассникам.
Итак, на вопросы:
1. Как часто ты произносишь бранные слова?
Вы ответили: часто- 60%, редко – 30%, никогда – 10% (слайд 2)
2. В каких ситуациях это происходит?
Вы ответили: когда ссорюсь – 30% , когда злюсь – 50%, другие причины – 20% (слайд 3)
А для чего, на ваш взгляд, люди используют бранные слова? (варианты ответов детей)
- для повышения эмоциональности речи,
- эмоциональной разрядки,
- оскорбления, унижения адресата речи,
-демонстрации агрессии,
- демонстрации отсутствия страха,
-демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
- демонстрация принадлежности к «своим».
На самом же деле сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъёма (радости или гнева).
3. Что нужно сделать, чтобы ты не использовал эти слова?
Вы ответили: не выводить меня – 20%, учить хорошему – 20%, не знаю – 50%, прочее – 10% (слайд 4)
Скажите, пожалуйста, что же такое сквернословие на ваш взгляд? (варианты ответов детей)
Вы правы (слайд5)
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Нецензурная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.
Давайте узнаем историю возникновения сквернословия. Девочки работали с разными источниками и готовы поделиться информацией.
Ведущий 1:
В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием (слайд 6)
Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбиться водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.
Ведущий 2:
На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Скверное слово — черная энергия. Скверное слово несет уничтожение. Страшный нож не за поясом, а на конце языка.
Я: Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь и вся природа противится сквернословию. Приведём примеры.
Ведущий 1:
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
В XX веке японский ученый Масару Эмото (слайд 7) научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой (слайд 8). Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды (слайд 9). Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!
Ведущий 2:
К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое (слайд 10). Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!
Ведущий 1:
Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева (слайд 11) пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.
Ведущий 2:
В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов (слайд 13), в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.
Ведущий 1:
Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что люди, которые часто используют сквернословие живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты (слайд 14).
Я: Согласно заключению экспертов ВОЗ (слайд 15) состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.
(слайд 16) Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.
Как же избавиться от сквернословия? (варианты ответов детей)
Первое - не говорить плохих слов самому (слайд 17)Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.
Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает (слайд 18). Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”
Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво (слайд 19) Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.
Игра “Волшебный микрофон”. Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.
Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет (слайд 20). Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.
А сейчас, предлагаю вам принять участие в викторине. Викторина (вопросы в презентации слайды 21-33)
Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути (слайд 34):
первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.
И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!
И в заключении я хотела бы прочитать стихотворение М. Матусовского
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
М.Матусовский
Информационные источники
Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.
Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206
Андросова Юлия. Вирус сквернословия: Классный час для сквернословия //Школьный психолог.-2008.-N 20.-С. 10-12.
Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова: Разработка урока риторики в 3-м классе по теме// Фестиваль педагогических идей.
Картинки для презентации взяты в сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Сквернословие и здоровье"
Цель данного мероприятия воспитать отрицательное отношение к порокам человечества....
Классный час по теме "Сквернословие и здоровье"
В презентации представлен материал для проведения классного часа по теме "Сквернословие и здоровье"...
Классный час на тему: "Сила слова, или Яд сквернословия".
Классный час на тему: "Сила слова, или Яд сквернословия". Разаработка классного часа для 5 класса....
Классный час на тему « Что такое сквернословие?»
Классный час на тему « Что такое сквернословие?»...
Классный час на тему "Сквернословие"
Материал может быть полезен для проведения классного часа в 7-8 классах....
Классный час на тему: "Вирус сквернословия"
Цель классного часа-исключить использование детьми бранных слов....
Классный час на тему "Вирус сквернословия" для старшеклассников
Классный час на злободневную тему. В наше время, когда с экранов телевизоров не только льются потоки безграмотной речи, лютой ненависти, откровенного шовинизма, но и когда на федеральные каналы извест...