Рабочая программа по внеурочной работе "Рукодельница" для 4 класса
рабочая программа по теме

Григорьева Ирина Аркадьевна

Предлагаю рабочую программу по внеурочной работе для 4 класса "Рукодельница" по общекультурному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_2014.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности младших школьников “Рукодельница” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Внеклассные занятия тесно связаны с уроками технологии, ИЗО и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. 

Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности младших школьников “Рукодельница” являются: 

  • Закон РФ “Об образовании”; 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; 
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников; 
  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. 

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы: 

  • интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства 
  • ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности; 
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального 
  • самоопределения в системе внеурочной деятельности; 
  • активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов, 
  • учащихся и их родителей; 
  • преемственность содержания и форм воспитательной деятельности. 

Цель и задачи программы. 

Цель: создание условий для развития у младших школьников творческих и умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления 

Задачи данной программы: 

  • Сформировать позитивное отношение к окружающему миру. 
  • Познакомить с технологиями изготовления поделок и сувениров. 
  • Формировать знания об использование в работе различных материалов 
  • Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд. 
  • Научить правильно использовать цветовые гаммы. 

Возраст детей, реализация программы. 

Программа “Рукодельница” рассчитана на детей младшего школьного возраста 9-10 лет на 1 год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности: по одному часу в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с нитками) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.                                        

 По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических  работ.                                                                                                                                        Актуальность программы  «Рукодельница» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

   Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

    Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

   Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

  Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

  В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

   Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда. 

       Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

    Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

  В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

   Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.  

К концу  обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, нитка;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, спицы;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); приемы складывания бумаги.
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

 К концу  обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • выполнять работы выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
  •   анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  •   правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  •   соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  •  экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

Условия реализации программы:

Инструменты и приспособления: 

  • простой карандаш
  • линейка
  • фломастеры
  • цветные карандаши
  • ножницы канцелярские с закругленными концами
  • кисточка для клея и красок
  • иголки швейные
  • спицы вязальные
  • крючки для вязания

Материалы: 

  • бумага цветная для аппликаций
  • двухсторонняя цветная бумага для скрапбукинга, квилинга
  • картон белый и цветной
  • ткань: ситец однотонный и цветной
  • мех
  • вата
  • нитки швейные – белые, черные и цветные
  • нитки вязальные – цветные
  • мулине
  • шерстяная пряжа
  • клей ПВА
  • ватные диски

Тематическое планирование и содержание программы

Тема

Часы

Вводное занятие

1

Работа с природным материалом

3

Работа с тканью

5

Работа с бумагой и картоном Объёмные и плоскостные аппликации.

9

Вышивка

9

Вязание крючком и спицами.

6

Итоговое занятие

1

Всего

34 часа

 

Тематическое планирование 4 класс.

Тема

Содержание

Часы

Примечание

1

Вводное занятие.1час

Экскурсия в осенний сад. Сбор материала для аппликации

1

2

Работа с природным материалом. 3 часа.

Аппликация «Птицы» (листья)

 Коллективная работа. Панно на тему: «Осень».

1

2

3

Работа с тканью 5 часов.

Виды тканей и швов

Приготовление шаблона изделия

Кармашек для ножниц

Цветочки из ткани

1

1

2

1

4

Работа с бумагой и картоном Объёмные и плоскостные аппликации. 9 час.

Что такое скрапбукинг

Аппликация в технике скрапбукинк (изготовление открытки ко Дню матери)

Аппликации в технике квиллинг.

Элементы квиллинга.

Аппликации в технике изонить.

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

Мастерим новогодние маски и фонарики. Художественное конструирование новогодних масок, игрушек на основе приёмов симметричного вырезывания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации.

1

1

1

1

1

1

2

5

Вышивка. 9 часов

Вышивка в технике счетных швов: шов «крест простой», «двойной», шов роспись (полукрест). Работа со схемами.

Сочетание вышивки с элементами лоскутного шитья.

Вышивка бисером «вприкреп».

Выполнение индивидуальной работы (вышивка).

Оформление вышитых изделий. Правила ухода за вышитыми изделиями.

3

3

2

3

1

6

Вязание крючком и спицами. 6 часов

Вязание крючком: традиции и современность. Инструменты и материалы для вязания крючком.

Основные приемы вязания крючком.

Вязание полотна крючком.

Вязание полотна квадратной формы. Изготовление прихватки.

Вязание на спицах и мода. Материалы и инструменты для вязания.

Виды петель и их образование. Набор петель для вязания спицами.

Лицевые и изнаночные петли и их условное обозначение на схемах вязания.

1

1

1

1

1

1

7

Итоговое занятие 1 час

Выставка работ.

1

Защита творческих проектов

Всего: 34 часа.

Литература

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие: 1-4 классы -М.: Просвещение,2010.

7. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. и др. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки: 1кл М.: Просвещение,2010.

8. М.Н. Мельникова. Скрапбукинг. Твоя фотоистория – М.: Олма.Медиа Групп, 2010.

9. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

10. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16

Пояснительная запискаИз  года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.  Причём, несчастные случаи...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...