Рабочая программа по внеурочной работе "Рукодельница" для 4 класса
рабочая программа по теме
Предлагаю рабочую программу по внеурочной работе для 4 класса "Рукодельница" по общекультурному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_2014.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности младших школьников “Рукодельница” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Внеклассные занятия тесно связаны с уроками технологии, ИЗО и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности младших школьников “Рукодельница” являются:
- Закон РФ “Об образовании”;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства
- ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального
- самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов,
- учащихся и их родителей;
- преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для развития у младших школьников творческих и умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления
Задачи данной программы:
- Сформировать позитивное отношение к окружающему миру.
- Познакомить с технологиями изготовления поделок и сувениров.
- Формировать знания об использование в работе различных материалов
- Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
- Научить правильно использовать цветовые гаммы.
Возраст детей, реализация программы.
Программа “Рукодельница” рассчитана на детей младшего школьного возраста 9-10 лет на 1 год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности: по одному часу в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с нитками) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Актуальность программы «Рукодельница» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус. В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, нитка;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, спицы;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); приемы складывания бумаги.
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- выполнять работы выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Условия реализации программы:
Инструменты и приспособления:
- простой карандаш
- линейка
- фломастеры
- цветные карандаши
- ножницы канцелярские с закругленными концами
- кисточка для клея и красок
- иголки швейные
- спицы вязальные
- крючки для вязания
Материалы:
- бумага цветная для аппликаций
- двухсторонняя цветная бумага для скрапбукинга, квилинга
- картон белый и цветной
- ткань: ситец однотонный и цветной
- мех
- вата
- нитки швейные – белые, черные и цветные
- нитки вязальные – цветные
- мулине
- шерстяная пряжа
- клей ПВА
- ватные диски
Тематическое планирование и содержание программы
№ | Тема | Часы |
Вводное занятие | 1 | |
Работа с природным материалом | 3 | |
Работа с тканью | 5 | |
Работа с бумагой и картоном Объёмные и плоскостные аппликации. | 9 | |
Вышивка | 9 | |
Вязание крючком и спицами. | 6 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Всего | 34 часа |
Тематическое планирование 4 класс.
№ | Тема | Содержание | Часы | Примечание |
1 | Вводное занятие.1час | Экскурсия в осенний сад. Сбор материала для аппликации | 1 | |
2 | Работа с природным материалом. 3 часа. | Аппликация «Птицы» (листья) Коллективная работа. Панно на тему: «Осень». | 1 2 | |
3 | Работа с тканью 5 часов. | Виды тканей и швов Приготовление шаблона изделия Кармашек для ножниц Цветочки из ткани | 1 1 2 1 | |
4 | Работа с бумагой и картоном Объёмные и плоскостные аппликации. 9 час. | Что такое скрапбукинг Аппликация в технике скрапбукинк (изготовление открытки ко Дню матери) Аппликации в технике квиллинг. Элементы квиллинга. Аппликации в технике изонить. Техника изонить. Заполнение круга, угла. Мастерим новогодние маски и фонарики. Художественное конструирование новогодних масок, игрушек на основе приёмов симметричного вырезывания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации. | 1 1 1 1 1 1 2 | |
5 | Вышивка. 9 часов | Вышивка в технике счетных швов: шов «крест простой», «двойной», шов роспись (полукрест). Работа со схемами. Сочетание вышивки с элементами лоскутного шитья. Вышивка бисером «вприкреп». Выполнение индивидуальной работы (вышивка). Оформление вышитых изделий. Правила ухода за вышитыми изделиями. | 3 3 2 3 1 | |
6 | Вязание крючком и спицами. 6 часов | Вязание крючком: традиции и современность. Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные приемы вязания крючком. Вязание полотна крючком. Вязание полотна квадратной формы. Изготовление прихватки. Вязание на спицах и мода. Материалы и инструменты для вязания. Виды петель и их образование. Набор петель для вязания спицами. Лицевые и изнаночные петли и их условное обозначение на схемах вязания. | 1 1 1 1 1 1 | |
7 | Итоговое занятие 1 час | Выставка работ. | 1 | Защита творческих проектов |
Всего: 34 часа. |
Литература
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие: 1-4 классы -М.: Просвещение,2010.
7. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. и др. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки: 1кл М.: Просвещение,2010.
8. М.Н. Мельникова. Скрапбукинг. Твоя фотоистория – М.: Олма.Медиа Групп, 2010.
9. Сайт Страна Мастеров
10. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (кружок «Весёлый светофор») для 1 «А», 1 «Б» классов, 2 «А», 2 «Б» классов в МОУ СОШ №16
Пояснительная запискаИз года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи...
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...