СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «Ч А Й – Н А Ш ЛЮБ И М Ы Й Н А П И Т О К » (внеурочная деятельность 8 класс)
план-конспект занятия (8 класс) на тему
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ «Ч А Й – Н А Ш ЛЮБ И М Ы Й Н А П И Т О К »(внеурочная деятельность 8 класс) + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chay.doc | 71.5 КБ |
chay_1.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
«Ч А Й – Н А Ш ЛЮБ И М Ы Й Н А П И Т О К »
(внеурочная деятельность 8 класс)
Автор-составитель:
Воспитатель 8 « А » Выборнова Ольга Викторовна
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о полезных напитках, их употреблении и пользе.
- Способствовать развитию творческих способностей, эстетического восприятия окружающего мира, умения ясно выражать свои мысли.
- Воспитать чувство дисциплины, коллективизма.
- Привить практические навыки.
«Восточное изобретенье –
К нему желательно варенье.
Но, если такового нет,
Сойдет и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит Вашу душу,
Согреет зимнею порой»
Как на Руси появился чай.
Учитель
Чай – полезный напиток.
Напиток под названием «чай» известен в мире уже более 5000 лет. Совершенно невозможно представить себе жизнь без чая. Но было время, когда чай употребляли только в Китае, который считается его родиной. Но позже напиток стали с удовольствием пить в других странах.
Чай, как напиток, который мы знаем сегодня, плотно вошел в жизнь россиян только в конце XIX века, вытеснив из рациона травяные настои, отвары, взвары и т.п.
На Руси издавна были традиционные напитки, но с напитком по имени «чай» не может сравниться никакой другой.
Родиной чая принято считать Китай, где впервые стали выращивать чайные кусты. Из Китая чай распространился сначала по всей Юго-Восточной Азии, а затем по Великому шелковому пути. Путешественниками был привезен в Европу.
По одной из легенд, в 1737 году до н.э., китайский император Шен Нанг кипятил воду в своем саду. Вдруг с куста, прямо в закипающую воду, слетело несколько листьев. Он попробовал воду и пришел в восторг от приятного вкуса и нежного запаха. Так был открыт
Чай.
1-й ученик
.
1. Впервые в Россию чай завезен в XII веке. Русский посол боярин Василий Старков привез монгольскому хану богатые дары от царя. Хан хорошо принял посла и в свою очередь передал для русского царя богатые дары, среди которых были аккуратные свертки с чаем.
Василий Старков попробовал этот напиток у хана, и он ему ужасно не понравился. Старков хотел его выбросить, но вспомнил слова хана о «дорогом подарке». Так среди прочих даров чай попал в Москву. Царь отведав неведомое питье, вытер рукавом густую бороду и молвил: «Ещё!».
Русские быстро приобщились к чаю.
2-ой ученик
Из чего же пили чай на Руси?
Загадки: Слайды
- «Стоит толстячок, подбоченивши бочок.
Шумит, кипит, уходить не велит.
В небо труба, в землю труба,
В середине огонь, а кругом вода».
(Самовар)
- «Я пыхчу, пыхчу, пыхчу —
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела»
(Чайник)
- «Как начнет говорить-разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать.
В брюхе — баня,
В носу — решето,
На голове — пупок.
Всего одна рука,
И та на спине».
(Заварной чайник)
Ученики
Инсценировка сценки (слуга и барин):
Однажды на Руси произошла следующая история. Барин поручил своему слуге приготовить чай. По незнанию тот сварил чай, заправил его перцем, луком и петрушкой. Получив за это от барина взбучку, слуга сказал:
- Как-то приказал мне барин
Чай покрепче заварить,
А я отроду не знаю,
Как мне с этим чаем быть.
Взял тогда, налил водицы,
Всыпал чай я весь в горшок,
Положил укроп, морковку,
И петрушки корешок.
Долго думал и гадал я,
Чем же мог не угодить,
Наконец-то догадался,
Что забыл чай посолить.
Барин: Что сделал окаянный? Иди с глаз долой!!
МАСТЕР-КЛАСС
3-й ученик
Чаем определялась степень гостеприимства и знания правил приличия. Хозяев, пригласившие гостей и не угостившие их чаем, считались людьми невежливыми и не гостеприимными.
Поначалу чай ценился очень дорого, как и любые заморские товары. Но, несмотря на это, популярность чая постоянно росла.
4-ый ученик
- Главная особенность русского чаепития это задушевная атмосфера тепла и уюта, располагающая к посиделкам и разговорам. На чай собиралась вся семья.
«…Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый, Ольгиной рукою,
По чашкам темною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».
(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
В каждой российской губернии появился свой ритуал чаепития. Чай стали пить с медом, вареньем. Добавляли в него душистые травки - мяту, мелису, душицу, плоды шиповника, малины, земляники.
На чайной основе готовились различные целебные отвары.
5. «Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мыли, прогоняет леность».
Чай горячий, ароматный. И на вкус весьма приятный.
От недуги исцеляет, и усталость прогоняет.
Силы новые дает и друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир славит чудо – эликсир.
Чай – это прекрасный, полезный напиток.. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение
7-ой ученик
«На столе лежат баранки,
Самовар уже кипит.
Черный чай в сухой жестянке,
Словно гвоздики, звенит.
Приходите чаевать
Поскорее, гости.
И душистого опять
Чаю в чайник бросьте.
Мы чаинки - шелестинки,
Словно гвоздики звеним,
Хватит нас на сто заварок,
На четыреста приварок –
Быть сухими не хотим». (О. Мендельштам)
Учитель
Тема чая просматривается и в устном народном творчестве.
Частушки:
Глянь, какой стоит пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
В пляске не жалей туфлей,
За столом – заварки!
Запевай-ка веселей,
То-то станет жарко.
Самоварчик разогреем,
Чаю с травкой заварим.
Кто недугом заболеет –
Мы Вас чаем, напоим.
Чай бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить.
Учитель
Спасибо всем за выступление, а по традиции - финальная песня.
Песня под музыку «Голубой вагон», композитор В. Шаинский
1.Вкусен, ароматен и полезен чай.
Лучшего напитка не сыскать.
Рассказали мы сегодня вам про чай.
Будем рады чаем угощать.
Припев:
Скатертью, скатертью,
Стол скорей накрывай.
Пусть постарается дядька – самовар.
Каждому-каждому вкусного, сладкого
И наливай-ка всем ароматный чай.
2. Знаем лучшего доктора серьезного –
Лечит чай и скуку, и тоску.
Приглашаем взрослых мы и малышей
Выпить ароматного чайку.
Припев:
Скатертью, скатертью,
Стол скорей накрывай.
Пусть постарается дядька – самовар.
Каждому-каждому вкусного, сладкого
И наливай-ка всем ароматный чай.
Учитель
- А теперь, чаепитие! Угощайте гостей вкусным и полезным чаем!
Литература:
- Стихотворения собственного сочинения (Баранцева О.И.)
- Лутовинова И.С. Слово о пище русской", 2-е изд., перераб. СПб., Авалон, Азбука-классика, 2005 г.
- Шумаков Д., Калинин С. Заваривание чая, изд. Петербургский Транзит, 2010 г.
- Челнокова В.Н. Зеленый чай – аптека в стакане, 2-е изд. – Ростов н /Д: Феникс,
2006 г.
- Колесниченко «Чай. Чайные церемонии и традиции в разных странах мира», АСТ, Сталкер, 2006 г.
- Бахметьева Т.И., Соловьева Г.Т. Детские частушки, шутки, прибаутки, М: Сфера, 2002 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
- http://supercook.ru/russian/rus-53.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%B9
- http://russamovar.ya.ru/replies.xml?item_no=32
- http://humorist.narod.ru/anekdot/anek113.htm
- http://tea.ru/204.html
- http://polezno-vsem.ru/prods-tea
- http://tea.web-3.ru/teastories/
- www.clubs.ya.ru- клуб «Анонимные любители чая»
- Фотографии из личного архива
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Впервые в Россию чай завезен в XII веке. Русский посол боярин Василий Старков привез монгольскому хану богатые дары от царя. Хан хорошо принял посла и в свою очередь передал для русского царя богатые дары, среди которых были аккуратные свертки с чаем. Василий Старков попробовал этот напиток у хана, и он ему ужасно не понравился. Старков хотел его выбросить, но вспомнил слова хана о «дорогом подарке». Так среди прочих даров чай попал в Москву. Царь отведав неведомое питье, вытер рукавом густую бороду и молвил: «Ещё!». Русские быстро приобщились к чаю.
ЗАГАДКИ «Стоит толстячок, подбоченивши бочок. Шумит, кипит, уходить не велит. В небо труба, в землю труба, В середине огонь, а кругом вода».
«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу — Больше греться не хочу Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела»
«Как начнет говорить-разговаривать, Надо чай поскорее заваривать. В брюхе — баня, В носу — решето, На голове — пупок. Всего одна рука, И та на спине».
Чаем определялась степень гостеприимства и знания правил приличия. Хозяев, пригласившие гостей и не угостившие их чаем, считались людьми невежливыми и не гостеприимными. Поначалу чай ценился очень дорого, как и любые заморские товары. Но, несмотря на это, популярность чая постоянно росла.
Главная особенность русского чаепития это задушевная атмосфера тепла и уюта, располагающая к посиделкам и разговорам. На чай собиралась вся семья.
В каждой российской губернии появился свой ритуал чаепития. Чай стали пить с медом, вареньем. Добавляли в него душистые травки - мяту, мелису, душицу, плоды шиповника, малины, земляники. На чайной основе готовились различные целебные отвары.
Чай – полезный напиток! Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, пробуждает мыли, прогоняет леность». Чай горячий, ароматный. И на вкус весьма приятный. От недуги исцеляет, и усталость прогоняет. Силы новые дает и друзей за стол зовет. С благодарностью весь мир славит чудо – эликсир.
Чай – это прекрасный, полезный напиток.. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение
«На столе лежат баранки, Самовар уже кипит. Черный чай в сухой жестянке, Словно гвоздики, звенит. Приходите чаевать Поскорее, гости. И душистого опять Чаю в чайник бросьте. Мы чаинки - шелестинки , Словно гвоздики звеним, Хватит нас на сто заварок, На четыреста приварок – Быть сухими не хотим ». (О. Мендельштам )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса
Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Внеурочная деятельность. Сценарии культурно-досуговых мероприятий.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания, направленных на формирование у подрастающего поколения эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию.Не...
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ И СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ
Цаплин, А.О.Дизайн-проектирование во внеурочной деятельности. Конспекты занятий и сценарии мероприятий: методическое пособие для преподавателей и студентов / А.О. Цаплин. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2...
Сценарий мероприятия по внеурочной деятельности "Осенние праздники" в 5 классе
Сценарий развлекательного мероприятия для учащихся 5 классов, приуроченного к традиционному празднику англоговорящих стран – Хэллоуину. Включает историческую справку, сидячие и подвижные конкурс...
сценарий внеклассного мероприятия по внеурочной деятельности "Празднование Пасхи в Великобритании"
Материалы разработки могут быть использованы в качестве дополнительного учебного пособия к урокам английского языка, для внеурочных занятий, факультативов и элективных курсов, для участия в конкурсах ...
Внеурочная деятельность: Сценарий мероприятия - мюзикл «Alice’s Birthday»
Сценарий мероприятия по внеурочной деятельностимюзикл «Alice’s Birthday»для учащихся 4х, 5х классов Задачи: I. Познавательный аспект. познакомить детей c культурой стр...