Использование технологии групповой работы во внеурочной деятельности
статья на тему

Сомсина Татьяна Ивановна

В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения учебных функций, составляющих основу умения учиться (целеполагание, планирование, контроль и оценка). При правильной организации групповой работы дети учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в трудной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии групповой работы во внеурочной деятельности.

В условиях непрерывного реформирования и развития системы образования, направленных на решение задач интеграции России в мировое сообщество, инновационного развития экономики страны, требуются новые принципы и технологии обучения и воспитания.                                                                                                                                     Существует  несколько определений педагогических технологий, например «Технология – совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами ит.д.» (Смирнов С.А.). Продукт в данном случае не только конкретное изделие (на уроках труда), реферат или решение какой-либо задачи, но и ученик, способный применить знания в практической деятельности, реализовывать собственные проекты. Технологичность обучения состоит при этом в том, что акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания и принятия решений. Коротко суть выше сказанного выразил известный физик Макс Лауэ: «Образование – это, что останется, когда всё выученное забудется».                                                                    Практико- ориентированному обучению и воспитанию соответствует технология групповой работы.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова, но время вносит свои акценты в определение целей, механизмов, такой работы, оценки результатов и т. д. 
Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях учбно-воспитательльного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно- воспитательных задач.

Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия, позволяет дать каждому эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса. 
В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учебных функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание,  планирование.

Особо остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации. 

Преимущества групповой формы работы: 
Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу. 
Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны. 
В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания. 
Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач: 


• Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; 
• Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность; 
• Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением; 
• В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует. 
• Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей; 
• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности,
• Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений. 

Задачи учителя при организации групповой работы: 
- организация самостоятельной, познавательной , исследовательской, творческой деятельности учащихся, объяснение цели предстоящей работы; 

- формирование умения критически осмысливать полученную информацию, делать выводы и аргументировать их; 
-решать возникающие проблемы, используя добытые факты. 

Принципы формирования групп: 

-продуктивно работают группы, сформированные из учеников с одинаковыми учебными возможностями, так называемые гомогенные группы.

-  оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта в обучении учащихся является использование гетерогенных групп. Обладая разной обучаемостью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга.


- Групповая деятельность учащихся складывается из следующих элементов: 
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка единой общей цели и   задач, краткий инструктаж учителя. 
2. Обсуждение и составление плана выполнения задания в группе, определение способов достижения поставленной цели, распределение обязанностей, функций. 

3. Сотрудничество и взаимопомощь. 
4. Работа по выполнению задания.

5. Презентирование (отчёт) результатов работы группы. 
Учитель наблюдает и корректирует работу группы и отдельных учащихся, консультирует,   по вопросу формулировки окончательных выводов. 

В качестве примера приведу краткий сценарий классного часа «  Звуки вокруг нас!»

 Цель: сформировать понятие эстетически и экологически чистой звуковой среды.   .Задачи:
1.Обобщить знания учеников о звуках разной высоты и громкости, их влиянии на здоровье.  
2. Продолжить формирование эстетического восприятия звуковой среды, формирование здорового образа жизни.                                                                                                                         Форма проведения: защита проекта.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя о разнообразии звуков, музыкального оформления дискотек, агрессивности звуков и их благотворном влиянии.
  2. Отчётные выступления групп или их представителей.
  1. Группы по очереди выходят к экрану, защищают проект. Ученики информацион -  ной группы очень  активно   собирали материал о слышимых звуках, ультра- и инфразвуке, их воздействии на живые организмы  в справочной литературе, местной прессе, Интернете, проводили систематизацию собранной информации.
  2. Учащиеся исследовательской группы проводили исследование влияния звука большой громкости на память, устойчивость внимания школьников нашей школы № 1 путем эксперимента, бесед.
  3. Участники аналитической группы  представили системные обобщения по теме классного часа и выводы.
  4. Оформительская группа представляет плакаты «Мы - за здоровый образ жизни»!», « Прекрасный мир звуков»

  Литература:

 1.Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., « Народное       образование», 1998.

 2.Коллективная учебно- познавательная деятельность школьников. Под ред. Первина И.Б.   М., Просвещение.1985.

3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.  М., АРКТИ, 2003.

 4.Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. –  №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой» в 1 классе

Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Прог...

Использование технологии группового обучения на уроках английского языка (из опыта работы, с презентацией)

Данная работа включает в себя теоритическую часть - информация о групповой работе, а также практическую часть - использование данной технологии на уроке английского яыка....

Отзыв о системе работы Москвичёвой Л.С. по теме: "Использование игровой технологии в урочной и внеурочной деятельности" .

На протяжении нескольких лет учитель географии и химии Москвичёва Лариса Сергеевна системно использует игровую технологию в урочной и внеурочной деятельности....