Использование технологии групповой работы во внеурочной деятельности
статья на тему
В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения учебных функций, составляющих основу умения учиться (целеполагание, планирование, контроль и оценка). При правильной организации групповой работы дети учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в трудной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tekhnologii_gruppovoy_raboty_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии групповой работы во внеурочной деятельности.
В условиях непрерывного реформирования и развития системы образования, направленных на решение задач интеграции России в мировое сообщество, инновационного развития экономики страны, требуются новые принципы и технологии обучения и воспитания. Существует несколько определений педагогических технологий, например «Технология – совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами ит.д.» (Смирнов С.А.). Продукт в данном случае не только конкретное изделие (на уроках труда), реферат или решение какой-либо задачи, но и ученик, способный применить знания в практической деятельности, реализовывать собственные проекты. Технологичность обучения состоит при этом в том, что акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания и принятия решений. Коротко суть выше сказанного выразил известный физик Макс Лауэ: «Образование – это, что останется, когда всё выученное забудется». Практико- ориентированному обучению и воспитанию соответствует технология групповой работы.
Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова, но время вносит свои акценты в определение целей, механизмов, такой работы, оценки результатов и т. д.
Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. В условиях учбно-воспитательльного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, коммуникативно-развивающих и нравственно- воспитательных задач.
Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ученику осмыслить учебные действия, позволяет дать каждому эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учебных функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование.
Особо остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.
Преимущества групповой формы работы:
Во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу.
Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.
В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.
Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
• Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
• Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;
• Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;
• В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
• Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности,
• Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Задачи учителя при организации групповой работы:
- организация самостоятельной, познавательной , исследовательской, творческой деятельности учащихся, объяснение цели предстоящей работы;
- формирование умения критически осмысливать полученную информацию, делать выводы и аргументировать их;
-решать возникающие проблемы, используя добытые факты.
Принципы формирования групп:
-продуктивно работают группы, сформированные из учеников с одинаковыми учебными возможностями, так называемые гомогенные группы.
- оптимальным вариантом для достижения положительного эффекта в обучении учащихся является использование гетерогенных групп. Обладая разной обучаемостью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга.
- Групповая деятельность учащихся складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка единой общей цели и задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения задания в группе, определение способов достижения поставленной цели, распределение обязанностей, функций.
3. Сотрудничество и взаимопомощь.
4. Работа по выполнению задания.
5. Презентирование (отчёт) результатов работы группы.
Учитель наблюдает и корректирует работу группы и отдельных учащихся, консультирует, по вопросу формулировки окончательных выводов.
В качестве примера приведу краткий сценарий классного часа « Звуки вокруг нас!»
Цель: сформировать понятие эстетически и экологически чистой звуковой среды. .Задачи:
1.Обобщить знания учеников о звуках разной высоты и громкости, их влиянии на здоровье.
2. Продолжить формирование эстетического восприятия звуковой среды, формирование здорового образа жизни. Форма проведения: защита проекта.
Ход классного часа:
- Вступительное слово учителя о разнообразии звуков, музыкального оформления дискотек, агрессивности звуков и их благотворном влиянии.
- Отчётные выступления групп или их представителей.
- Группы по очереди выходят к экрану, защищают проект. Ученики информацион - ной группы очень активно собирали материал о слышимых звуках, ультра- и инфразвуке, их воздействии на живые организмы в справочной литературе, местной прессе, Интернете, проводили систематизацию собранной информации.
- Учащиеся исследовательской группы проводили исследование влияния звука большой громкости на память, устойчивость внимания школьников нашей школы № 1 путем эксперимента, бесед.
- Участники аналитической группы представили системные обобщения по теме классного часа и выводы.
- Оформительская группа представляет плакаты «Мы - за здоровый образ жизни»!», « Прекрасный мир звуков»
Литература:
1.Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. М., « Народное образование», 1998.
2.Коллективная учебно- познавательная деятельность школьников. Под ред. Первина И.Б. М., Просвещение.1985.
3.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М., АРКТИ, 2003.
4.Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. – №9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере рефлексии)
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности...
Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой» в 1 классе
Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Прог...
Использование технологии группового обучения на уроках английского языка (из опыта работы, с презентацией)
Данная работа включает в себя теоритическую часть - информация о групповой работе, а также практическую часть - использование данной технологии на уроке английского яыка....
"Эффективное использование современных образовательных технологий в учебной и внеурочной деятельности"
статья для педагогов...
Карточки с заданиями по теме "Крым" с использованием технологии групповой деятельности
Карточки для работы в группах....
Отзыв о системе работы Москвичёвой Л.С. по теме: "Использование игровой технологии в урочной и внеурочной деятельности" .
На протяжении нескольких лет учитель географии и химии Москвичёва Лариса Сергеевна системно использует игровую технологию в урочной и внеурочной деятельности....