Конспект занятия «Знакомство с историей возникновения ДПТ»
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Знакомство с историей возникновения декоративно – прикладного искусства, его видами; Привитие любви и уважение к традициям русского народа;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriey_vozniknoveniya_dpt.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Знакомство с историей возникновения ДПТ»

Задачи:  1. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством, его видами;

                2.  Привитие любви и уважение к традициям русского народа;

                3.  Развивать внимание

Оборудование: различные виды изделий народных промыслов

Словарная работа: туесок, гончар, ремесло, рукотворный

Ход занятия:

1. Вводная беседа. Чтение стихотворения.

"На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет”.

Воспитатель:

- О ком это стихотворение? (о мастерах-ремесленниках) Сегодня мы познакомимся еще с одним видом изобразительного искусства – декоративно-прикладным искусством.

2.  Рассказ воспитателя.

Воспитатель:

- В кратком словаре по эстетике под редакцией В.А.Разумного: декоративно-прикладное искусство – “вид искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно – эстетическими свойствами, но в, то, же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения… ” Термин “декор” происходит от латинского “украшаю”.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства. Не случайно большой популярностью пользуются выставки мастеров народных промыслов. Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.  Некоторые промыслы имеют многовековую историю и уходящую в древность традиции, другие возникли в последнее десятилетие.

С древнейших времен свойственно человеку стремление к красоте в окружающем его предметном (вещном) мире. С этой целью на простые ткани наносились вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями. Узор, украшение как бы “прикладывались” к предмету, и он становился красивее, богаче, наряднее. Он сохранял свою первооснову, свою полезность, но им можно было теперь и просто любоваться, показывать его как достопримечательность. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы.

“Основоположниками искусства, – писал А.М.Горький, – были гончары, плотники, резчики по дереву и кости, портные, и вообще – ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя ваши глаза, наполняют музеи”.

Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках, в украшении архитектурных сооружений и многом другом. Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

3.  Классификация произведений ДПИ

Воспитатель:

- Произведения декоративно-прикладного искусства различаются:

  • по типу созданных изделий (мебель, кружево, ювелирные украшения, игрушки и т.д.);
  • по материалу, из которого изделие создано (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.);
  • по технике обработки материала (художественная резьба, роспись, чеканка, литье, лоскутное шитье и т.д.)

4.  Основные  народные промыслы

Воспитатель:

-  Основными народными промыслами России являются:

  • Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
  • Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
  • Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;
  • Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;
  •  Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская
  •  Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра
  • Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
  • Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;
  • Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,
  •  Роспись по ткани - Павловские платки и шали
  •  Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

5. Игра на развитие внимания «Зеркало»

Воспитатель:

- Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого. Время игры - 1-2 минуты.

6. Рефлексия

Воспитатель:

- Сейчас каждый оценит свою активность, увлекательность и полезность данного занятия.  Вы по кругу выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Знакомство с техникой папье- маше, изготовление яиц в технике папье - маше"

Это занятие проводится в сооответствии с рабочей программой "Природа и фантазия", 2 год обучения. Дети знакомятся с новой техникой - папье - маше, учатся использовать бросовый материал, узнают историю...

конспект занятия "Знакомство. Здравствуй, Это я!"

конспект на формирование положительного эмоционального фона у участников группы и чувства принадлежности к группе, на развитие навыков позитивного социального поведения...

Конспект занятия знакомство с орнаментом "Волшебное солнышко".

Представляю вашему вниманию конспект учебного занятия, которое сопровождается презентацией,  по рисованию для детей 6-7 лет. Тема: знакомство с орнаментом (узором)....

Конспект занятия "Знакомство с буквой Б"

Занятие по обучению грамоте для детей 6-7 лет...

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «История возникновения сувениров».

Тема:    История возникновения сувениров. Тип занятия:  урок – путешествие. Цель занятия: Познакомить с  историей возникновения сувениров. Дать представление п...