Программа кружка "Рукодельница" для 5-7 классов
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа кружка "Рукодельница" Для 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rukodelnitsa.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеклассной работы по рукоделию
кружка «Рукодельница»
Составитель: Л.И.Веретенникова
учитель технологии,
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Это можно достичь во внеклассной работе, занимаясь в разных кружках.
В школе работает кружок рукоделия « Рукодельница»,желающие девочки будут обучаться вязанию и вышивке. Основная группа детей, обучающихся в кружке это учащиеся 5-7кл. Разница в возрасте небольшая, это позволит мне вести занятия с учётом возрастных и психологических особенностей детей одного возраста, определить методику проведения занятий, запланировать время для теоретических и практических работ с учётом знаний, умений и навыков данного возраста.
Цель кружка: формирование у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Задачи:
- Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества.
- Формировать интерес к рукоделию.
- Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания.
- Развивать эстетический вкус, память и внимание.
- Развивать мелкую моторику и координацию рук.
- Развивать художественный вкус и творческую инициативу.
- Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям.
- Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Программа составлена на основе личного опыта. Срок реализации 1 год (по 2 часа в неделю), всего 68 часов.
По целевой направленности программа развивающая . Форма общения – рассказ, диалог, беседа.
Формы и методы обучения и воспитания
Учитывая психические и интеллектуальные особенности обучающихся детей, цели и задачи программы, занятия можно проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Обучающиеся посещают музей, проводятся беседы о народных традициях и обычаях, где являются не только зрителями и слушателями, но и активными участниками.
Итогом работы обучающихся является выставка изделий, выполненных своими руками. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.
Обучающиеся должны знать:
- Виды декоративно-прикладного творчества.
- Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании.
- Безопасные приемы работы.
- Начальные сведения о цветовом сочетании.
- Основные рабочие приемы вязания спицами, крючком .
- Условные обозначения вязальных петель.
- Порядок чтения схем для вязания спицами и крючком.
Должны уметь:
- Пользоваться схематичным описанием рисунка.
- Выполнять простейшие элементы вязания на спицах, крючком.
- Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
- Подбирать инструменты и материалы для работы.
- Изготавливать изделие.
- В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Содержание программы
Тема №1
Вводное занятие
- Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.
- Беседа «Чему бы я научилась, занимаясь в кружке»
- Анкета “Расскажи о себе”.
Тема №2
Виды декоративно-прикладного искусства
- Виды декоративно-прикладного искусства ( пэчворк, вышивка, вязание). Художественное творчество в отделки предметов одежды.
- Требования к знаниям: виды женского рукоделия. Краткие исторические сведения.
- Самостоятельная работа. Продумать варианты применения изученных видов рукоделия для оформления предметов одежды.
- Темы рефератов: “Виды вязания”, “Современные виды рукоделия”.
Тема №3
Вязание спицами. История возникновения.
Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы.
Инструменты и материалы.
- Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных спиц и материалов для вязания. Безопасные приемы перед началом работы и во время работы.
- Требования к знаниям: исторические сведения о происхождении вязания. Виды спиц. Правила безопасной работы. Требования к умениям: подбор спиц и соответствующей пряжи.
- Практическая работа. Подобрать спицы и пряжу для вязания носков.
Тема №4
Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой.
Закрытие петель.
- Принципы образования начального ряда. Кромочная петля. Способы вязания лицевой петли. Образование изнаночной петли. Закрепления последнего ряда.
- Требования к знаниям: особенности вязания лицевых и изнаночных петель. Способы закрытия петель. Требования к умениям: выполнять лицевые и изнаночные петли. Закреплять петли последнего ряда.
- Практическая работа. Связать образцы лицевой вязки и изнаночной.
Тема №5
Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок.
- Особенности вязания по кругу. Плотность вязания по горизонтали и вертикали. Расчет количества петель для изделия.
- Требования к знаниям: факторы, влияющие на плотность вязания. Требования к умениям: принцип вязания по кругу. Расчет количества петель на любое изделие.
- Самостоятельная работа. Рассчитать количество петель для изготовления носка.
- Практическая работа. Выполнить манжету носка.
Тема №6
Вязание носков.
- Особенности вязания обыкновенной пятки и пятки “бумеранг”. Последовательность формирования пятки. Вязание ступни. Формирование мысика.
- Требования к знаниям: последовательность вязания пятки, ступни и мысика. Требования к умениям: вывязывание пятки одним из способов, ступни и мысика.
- Практическая работа: Вязание носков.
Тема №7
Орнамент в вязании спицами.
- Схемы орнаментов. Способы расчета петель. Особенности чередования нитей разных цветов.
- Требования к знаниям: подбор схемы и цветовое решение. Требования к умениям: подбор схемы и сочетающихся цветов пряжи. Выполнение вязального орнамента в два цвета.
- Практическая работа. Выполнение образца орнамента.
Тема №8
Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек.
- Порядок расчета петель. Подбор орнамента. Особенности набора петель. Последовательность изготовления варежки.
- Требования к знаниям: определение плотности вязания. Цветовое решение в орнаменте. Особенности кругового вязания. Порядок вязания варежки. Требования к умениям: расчет и набор петель на спицу. Распределение петель на 4 спицы.
- Самостоятельная работа: Рассчитать количество петель для изготовления варежки.
- Практическая работа. Вязание варежек.
Тема №9
Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы.
- Отличительные особенности вязания крючком и на спицах. Общие сведения о вязании крючком. Виды крючков, строение. Общие правила по охране труда.
- Требования к знаниям: виды крючков и их размерный ряд. Строение крючка. Способы расположения крючка в руке. Безопасные приемы работы крючком. Требования к умениям: подбор крючка по номеру для нити. Правильное положение крючка в руке.
- Тема реферата: “ Крючки разные важны”.
Тема №10
Воздушная петля. Столбики без накида.
- Набор петель. Способы образования начальной петли. Цепочка из воздушных петель. Образование столбика без накида.
- Требования к знаниям: виды петель. Условное изображение петель. Требования к умениям: набор определенного количества петель. Выполнение столбика без накида.
- Практическая работа. Вязание образца столбиками без накида.
Тема №11
Изготовление прихватки.
- Набор цепочки из воздушных петель. Ввод нитки другого цвета в работу. Обвязка прихватки обратным рядом. Изготовление петельки-вешалки.
- Требования к знаниям: подбор ниток и крючка. Цветовые сочетания. Требования к умениям: формирование начального ряда. Выполнение рядов из столбиков без накида. Ввод нити другого цвета.
- Практическая работа. Выполнение прихватки.
Тема №12
Столбики с накидом. Вязание бижутерии.
- Порядок образования столбика с накидом. Условное изображение. Столбики с одним, двумя накидами. Рекомендуемые нитки для изготовления бижутерии. Обвязка колец. Последовательное соединение колец. Оформление изделия.
- Требования к знаниям: порядок образования столбиков с различным количеством накидов. Требования к умениям: соединение воздушных петель в кольцо, выполнение столбиков с накидом.
- Самостоятельная работа. Подбор ниток для выполнения бижутерии.
- Практическая работа. Изготовление бижутерии.
Тема №13
Чтение схемы. Вязание салфетки.
- Формы описания работы: словесная и схематическая. Таблица условных знаков. Раппорт узора. Порядок чтения схемы. Вязание салфетки по схеме.
- Требования к знаниям: условные обозначения петель. Особенности чтения схем при круговом или прямоугольном вязании. Требования к умениям: чтение схем. Соблюдение последовательности вязания.
- Практическая работа. Изготовление салфетки.
Тема №14
Художественное творчество и народные ремесла. Вышивка .
- Познакомить учащихся с историей вышивания; материалах и инструментах, применяемых при вышивке; учить наносить рисунок на ткань различными способами.
- Требования к знаниям: подготовка к вышивке. Правила безопасной работы. Требования к умениям: простые приемы работы с иглой. Выполнение вышивальных швов.
- Самостоятельная работа. Подобрать материалы и инструменты для изготовления салфетки.
- Практическая работа: Вышивка образца.
Тема №15
Посещение музея народного творчества.
- Знакомство учащихся с культурой, традициями и художественным творчеством .
- Требования к знаниям :ремесла, предметы одежды, виды украшений, быт, уклад жизни. Требования к умениям: определение различий и сходства в одежде разных народов.
Тема №16
Изготовление предмета быта или одежды по выбору.
- Предметы одежды, быта и украшения. Традиционные и нетрадиционные способы изготовления. Художественно-эстетическое оформление.
- Требования к знаниям: виды одежды. Предметы одежды, украшения и их значение в костюме. Художественное оформление предметов. Материалы, инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. Требования к умениям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления изделия. Основные технологические приемы.
- Самостоятельная работа. Художественное оформление изделия.
- Практическая работа: Изготовление изделия по выбору.
Тема №17
Выставка изготовленных изделий.
- Творческий отчет обучающихся. Презентация изделий. Достижения и планы на будущее.
- Требования к знаниям: виды декоративно-прикладного творчества. Виды вязания и особенности их выполнения. Требования к умениям: определение вида рукоделия.
- Практическая работа. Оформление выставки.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Теорети- ческие занятия | Практи-ческие занятия |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2 | Виды декоративно-прикладного искусства | 2 | 2 | - |
3 | Вязание спицами. История возникновения Санитарно-гигиенические требования и безопасные приемы работы. Инструменты и материалы. | 2 | 2 | - |
4 | Набор петель. Вязание лицевой и изнаночной вязкой. Закрытие петель. | 4 | 1 | 3 |
5 | Вязание спицами по кругу. Расчет плотности вязания и количества петель на носок. | 4 | 1 | 3 |
6 | Вязание носков. | 6 | 1 | 5 |
7 | Орнамент в вязании спицами. | 4 | 2 | 2 |
8 | Расчет количества петель для варежки. Вязание варежек. | 6 | 1 | 5 |
9 | Вязание крючком. Инструменты и приспособления. Безопасные приемы работы. | 2 | 2 | - |
10 | Воздушная петля. Столбики без накида. | 2 | - | 2 |
11 | Изготовление прихватки. | 4 | 1 | 3 |
12 | Столбики с накидом. Вязание бижутерии. | 4 | 1 | 3 |
13 | Чтение схемы. Вязание салфетки | 5 | 1 | 4 |
14 | Техника выполнения счётной вышивки. Инструменты и материалы. Безопасные приемы работы. | 6 | 1 | 5 |
15 | Посещение музея народного творчества. | 2 | 2 | - |
16 | Изготовление предмета быта или одежды по выбору. | 12 | 1 | 11 |
17 | Выставка изготовленных изделий. | 1 | 1 | - |
Итого: | 68 | 23 | 45 |
Список литературы
- А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
- Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Кереевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.
- Н. И. Кудряшова О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.
- Е.Н. Петрова Уроки по курсу “Технология”: 5-9 класс (девочки). – М.: 5 за знания, 2007. – 208 с.
- Рукоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.
- Технология: поурочные планы по разделу “Вязание”. 5-9 классы / авт.-сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2006. – 200 с.
- Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под. ред. В.Д. Симоненко / авт. – сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 191 с.
При составлении программы использованы интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...