Тьютор.
статья на тему
Статья "Тьютор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutor_statya_shcheblykina_o.v._microsoft_word_3.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение учебного процесса.
Щеблыкина О.В.
МБОУ Борисоглебского городского округа СОШ №10
Меняется жизнь. И, размышляя о будущем, нельзя обойти то, какими будут дети, какой будет школа, каким будет образование. У всех сейчас на слуху модное словосочетание «педагогика индивидуализации». Что нового? Индивидуальный подход всегда был для умных учителей. И классическая педагогика, начиная с Яна Амоса Коменского, всегда говорила о том, что должен быть принцип учета возрастных и иных особенностей.
В 21 веке ребенок не может учиться в школе, которую придумал Коменский. Произошли изменения во всем: учитель уже не единственный источник знаний, значимость школьного формального образования понизилась, появилось много новых альтернативных школе форм образования, существенно увеличился объем информации, доступной ученику.
Ситуация: ребенок ходит в школу и учит уроки, «потому что так надо» ушла в прошлое.
На современном этапе многие проблемы школы связаны с тем, что она не может понять сама, и не может показать ребенку и его семье, зачем он ходит в школу.
Ответить на этот вопрос не просто, есть знания, накопленные человечеством, есть семья и ее уникальный ребенок, в отношении которого у семьи есть определенные планы.
Есть два принципа: индивидуальный подход и индивидуализация.
Это вещи разные и их не нужно путать. Индивидуальный подход – желание передать педагогом знания. Ученики разные, поэтому ищет способ, как передать и ведет не массу, а каждого индивидуально.
Индивидуализация. Можно пересмотреть саму цель. Это не то, что учитель несет одно знание для всех и как умный педагог учитывает особенности, понимая, что перед ним все дети разные. А он задается мыслью: может не всех подготавливать одинаково, к одному знанию. Стандарты есть и их не отменишь. Но возникает вопрос: можно ли подстроить программу под ученика. Допустим, в программе по географии нет раздела геология, но есть дети, которые этим увлекаются, значит, для них необходимо расширить программу индивидуально.
Индивидуальный подход – я учитель ищу адекватный подход к каждому, и я передаю знание. При индивидуализации – я учитель устраиваю такое сопровождение, которое позволяет реализовывать цели учеников.
В школе появляется новая педагогическая позиция – не учитель-предметник, который ориентирован только на свой предмет, а педагог, который владеет технологией совместного с ребенком поиска личностного индивидуального плана образования.
С 2008 года появилась новая педагогическая профессия – тьютор.
Деятельность тьютора включает три этапа:
- Создание избыточной среды (ситуация: чтобы был выбор, разные программы, разные педагоги).
- Навигация (проложить и обсудить маршрут).
- Масштабирование (не навязывая, переводить интересы ребенка на другой масштаб).
В основу ФГОС положены два принципа:
- Принцип индивидуальности.
- Принцип деятельности.
Принцип научности, как главный принцип в современной школе, остается.
Учебная деятельность в начальной школе: дети сами ставят задачи, сами добиваются результата. Среднее звено - проекты. Старшее звено – предпрофильная работа.
Работа тьютора заключается в создании ситуации осмысления учеником собственных образовательных потребностей и действий.
Например, желание узнать, почему тяжелый самолет летит по небу и не падает. Образовательное действие, удовлетворяющее эту потребность, может быть очень локальным и кратковременным – достаточно найти статью, понятно объясняющую принципы воздухоплавания. Но как искать! И обязательно ли статью, или, может быть, лучше знакомого летчика, или, проще, - учителя физики? А дальше? Ну, нашел, прочитал (расспросил), понял, и что, все? Ведь дальше все может быть очень по-разному: для кого-то – удовлетворенный интерес и навсегда забытый вопрос, а для кого-то – первая ступенька к профессиональному самоопределению. Или, другой вариант: человек хочет научиться играть на гитаре (стать дипломатом). Где учат, как выбрать учебное заведение, как поступить, как подготовиться к поступлению, зачем учиться, как использовать приобретенные знания? На все эти вопросы ребенок (и его семья) отвечают либо интуитивно, либо стихийно – как сложится. На все эти вопросы можно искать ответы с тьютором, который знает способ поиска ответов, и которому интересно и важно развить у своего подопечного способность к самостоятельному анализу и осмыслению собственных образовательных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)
Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...
Учитель-предметник - тьютор
Тьюторство подразумевает такое взаимодействие педагога и учащегося, в ходе которого учащийся приобретает новые учебные и социальные компетенции, важные для реализации его дальнейших жизненных планов. ...
Сетевой тьюториал на тему "Арифметика в двоичной системе счисления"
Общение в сетиЦель урока: Развитие умений владения письменным общением, вести конструктивный диалог, работать в группе.Задачи урока: обучающие - научить учащихс...
Должностная инструкция тьютора
Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденн...
План работы тьютора
Образовательный процесс в школе индивидуального образования организован как последовательное разворачивание трех образовательных модулей, содержание каждого из которых связано с освоением одного из ку...
Организация дистанционного обучения и роль тьютора в нем.
Пилотный проект...