"Не бойся чувствовать!"
классный час по теме

Материал представляет собой разработку  классного часа, целью которого является формирование представлений о важности человеческих

чувств особого типа. Учащимся предлагается  уяснить важность чувств особого типа, научиться  управлять своими  чувствами и уметь строить отношения с людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_boysya_chuvstvovat.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

Курасова З.Б., учитель МОУ СОШ №20, г. Астрахань

ТЕМА:        НЕ БОЙСЯ  ЧУВСТВОВАТЬ!

                                                                «Я чувствую, значит, я живу!»                                                                                                Р. Декарт.                                        

ЦЕЛЬ:       формирование представлений о важности человеческих

                  чувств особого типа.

Задачи:    уяснить важность чувств особого типа;

                  способствовать формированию умений управлять своими

                  чувствами и умений строить отношения с людьми;

КОММЕНТАРИИ:  в начале занятия предлагаем  присутствующим разделиться  на группы.

ЭТАПЫ  ПРОВЕДЕНИЯ:

I.  Информационный.

а) -Как вы думаете, что такое чувство?(варианты ответов)

     Сейчас я раздам каждой группе задание, попробуйте собрать из   представленных частей целое предложение и прочитайте определение слова «чувство», как его даёт словарь С. Ожегова.

      б) работа в группах по собиранию предложений, озвучивание полученных определений 1-4 группами  поочерёдно: 

  1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия(органы чувств)
  2. Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее(лишиться чувств)
  3. Способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений(гордость за свою Родину)
  4. Любовь к кому-нибудь/разг./(нежное чувство)

-А теперь  5 группа  озвучит своё определение. В нём заключено общее от всех предыдущих определений.

       5.  Любое испытываемое нами чувство- это бесценный клад важнейшей информации, которая нам необходима, чтобы выжить, удовлетворить свои глубинные потребности, правильно выстроить свои отношения с людьми.

   

    II.  Проблемный этап    

             - Перед вами 12 видов чувств, присущих человек: страх, гордость,

                боль, чувство юмора, радость, чувство меры, злость, чувство такта,

               одиночество, ненависть, чувство собственного достоинства.      

             - Выберите из списка чувства, которые вам необходимы в жизни.

                          ( устное общее обсуждение)

  - Выберите из списка чувства, которые вы пожелали бы самому близкому и дорогому человеку.

                (устное общее обсуждение)

  - Какие чувства в данном списке вызывают у вас опасения?

                           ( страх, боль, злость, одиночество, ненависть.)

           

             - Какие ассоциации вызывают у вас данные слова?

                                   ( устное общее обсуждение)

           

-  Действительно, эти чувства несут в себе негатив, но по мнению   учёных, эти чувства сознательно должен испытывать каждый человек, ведь именно они помогают нам выжить.

Давайте попробуем в этом разобраться.

III. Самоанализ и самооценка.

(Каждая группа получает чувство и задание, представляющее собой ряд вопросов и ситуацию, которые разбирают в группах, приходят к мнению.)

Задание 1 группы: СТРАХ

 

Страх…  Помнится, в детстве меня часто посещало это чувство. Маленькой я очень боялась потеряться, особенно на базаре, где часто встречались цыгане. Почему – то я боялась этих громких, говорливых людей, и, завидя их, судорожно цеплялась за руку матери,  ни на минуту не выпуская её из виду,  боясь отстать.  Я боялась больших собак и старалась обходить их стороной, боялась высоты и с завистью смотрела на мальчишек, смело залезавших на крышу стоящей во дворе дома беседки, а затем сигавших с её  двухметровой высоты. Став постарше,  боялась геометрии, нет, скорее учителя геометрии,  потому что ничего не понимала в теоремах и боялась быть высмеянной (а это так часто бывало на уроках). Но больше всего, больше цыган, собак, высоты и геометрии я боялась …темноты. Даже сейчас, попадая неожиданно в тёмное место, я нервно передёргиваю плечами, а тогда…  Это был просто кошмар…

Особенно ночью, когда затихала наша шумная квартира. Я долго не могла уснуть и, закрывшись с головой одеялом,  прислушивалась  к ночным шорохам. Было жарко, пот лил с меня градом, а я боялась высунуть даже нос, а ноги поджимала почти к подбородку, боясь, что кто-то схватит меня…

  1. А вы помните свои детские  страхи?
  2. Бесстрашие…Правдоподобно ли это?
  3. Нужен ли людям страх? Как он может помочь людям?

Задание 2 группы: БОЛЬ 

Она лежала, свернувшись калачиком, как в детстве, подтянув к самому подбородку острые худые коленки и, зажмурив глаза, прислушивалась к себе. В висках вновь стучало: «тук – тук, тук - тук» - выводил невидимый молоточек. Где – то там росла, ширилась и резко ударяла в правую сторону ужасная боль. Это боль нарастала, как большая речная волна, и вновь уходила, и вновь появлялась. Сил терпеть эту боль уже не было.  «Господи! Когда это кончится? Зачем эти муки? Все отдала бы, лишь бы не чувствовать этой ужасной боли».

     

       1. А как вы относитесь к боли?

       2. Умеете ли вы терпеть боль?

       3.Нужно ли это чувство человеку, если человек испытывает к ней столько  негатива?

Задание 3 группы: ЗЛОСТЬ

       В последнее время в ИНТЕРНЕТЕ стали часто появляться  необычные  ролики, отснятые камерой мобильного телефона. Тихие офисные работники, «белые воротнички», как их называют, неожиданно впадают в буйство: крушат, ломают всё, что  попадается под руку:  мебель, технику,- достаётся  и окружающим…  Причём,  вызывают такую злость просто неосторожно сказанное слово, замечание начальника, то, на что обычно внимание не обращаешь. Почему это происходит? Конечно, сказывается и ритм современной жизни, и большая загруженность, и личные проблемы (а у кого их нет!). Но всё же почему на замечание или ненужный совет мы злимся, показывая свою злость, не скрываем её?

  1. А часто ли  вы злитесь?
  2. Что может у вас вызвать злость?
  3. Может ли это чувство помочь человеку?

Задание 4 группы: ОДИНОЧЕСТВО   У вас есть все: крепкий дом и семья, отличная работа, счет в банке, хорошие друзья, возможность жить в свое удовольствие. Жизнь прекрасна и удивительна!  Вдруг наступает момент, когда   вас начинают раздражать соседи, дети не слушаются, начальник – тиран, друзья не отдают долги, а жизнь,  как зебра: то черная полоса, то белая… Вы сами себя не понимаете, но больше не приглашаете в свой   крепкий дом друзей, не здороваетесь с соседями, тащитесь на работу скрепя сердце, не даете взаймы… В общем, «все плохо, плохо, плохо…»

1.Каждый ,  в какой  – то момент ,  хочет побыть один. Может ли это долго продолжаться?

3.Сможет ли человек надолго выпасть из постоянного общения?

4.Чем может помочь одиночество? Чему научить?

Задание 5 группы:  НЕНАВИСТЬ

 «Сатана»                   Э. Асадов.

Ей было двенадцать, тринадцать – ему,  им бы дружить всегда,

Но люди понять не могли, почему у них такая вражда!

Он звал ее «бомбою» и весной обстреливал снегом талым,

Она в ответ его «сатаной», «скелетом» и «зубоскалом».

Когда он мячом стекло разбивал, она его уличала,

А он ей на косы жуков сажал, совал ей лягушек и хохотал, когда она                                                                                                        верещала.

Ей было шестнадцать, семнадцать  – ему,

Но он не менялся никак,

И все уже знали, почему он не сосед ей, а враг.

Выйдет порой из подъезда она,

Привычно глянет на крышу, где свист, где турманов кружится волна,

И также сморщится: «Фу! Сатана! Как я тебя ненавижу!»…                                          

…Ей - девятнадцать, двадцать - ему, они студенты уже,

Но тот  же холод на их этаже,

Недругам мир ни к чему.

Он «бомбой» ее теперь уж не звал,

Не корчил, как в детстве  рожи,

А «тетей Химией» величал

И «тетей Колбою» тоже,

Она же, гневом своим полна, привычкам не изменяла

И также морщилась: «Фу! Сатана!»

И также его презирала.

Был вечер, пахло в саду весной,

Светила звезда, мигая,

Шел парнишка с девчонкой одной,

Домой ее провожая.

Он не был с нею знаком почти,

Просто шумел карнавал,

Просто им было по пути,

Девчонка боялась одна…

И в полночь, когда взошла луна, а он возвращался назад,

Вдруг возле дома : «Стой! Сатана!

Стой, тебе говорят!

Все ясно, все ясно, так вот ты какой?!

Встречаешься с ней,  с какой – то финтюлькой, дрянной, пустой…

Не смей! Ты слышишь?! Не смей…

И даже не спрашивай, почему…»  

И плача, она прижалась к нему:

«Мой, мой! Не отдам никому!

Как я тебя ненавижу! »

1.Говорят: «От любви до ненависти один шаг», бывает  ли по-другому?

2. Нужна ли человеку ненависть? Должен ли человек уметь ненавидеть?

После обсуждения в группе начинается общее обсуждение: каждая группа высказывается и после этого вывешивает своё чувство на магнитную доску, где в итоге должна получиться фигура в форме  капли.

Подведение итогов

 - Что вам напоминает эта фигура?

           ( КАПЛЮ)

- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

           (КАПЛЯ ВОДЫ, СЛЕЗЫ, ТЕРПЕНИЯ)

- Все эти чувства, о которых мы с вами говорили,  части одного целого. В данном случае - это капля, но она может легко превратится в другую фигуру, куда эти чувства должны войти.

(Учитель переворачивает каплю и она превращается в сердце)

 Ведь страх и боль порождают сострадание и сочувствие, злость всё равно приведёт к добрым поступкам, одиночество всегда связано с дружбой, ну, а ненависть может легко шагнуть к любви. А всё это должно быть в большом человеческом сердце, по – другому нельзя, ведь я чувствую, а значит живу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соревнование в 5 классе. «Дело мастера боится»

Внеклассное мероприятие   по технологии в 5 классе     Обобщение и закрепление знаний учащихся  по всем разделам программы за весь 5 класс.   ...

"Дело мастера боится"

Методическая разработка внеклассного мероприятияЦели:Формировние готовности к творчеству;Развитие логического мышления, пространственного воображения, фантазию, эрудицию;Воспитание положительног...

«Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься». Классный час, 6 класс.

Отчего зависят успехи в школе? Учёба – это  – право, обязанность или  необходимость?  Намечаем ближайшие и дальние цели в учёбе.  Твоя школьная жизнь – как ты ею распоряжаешься? Ка...

Презентация "Не бойся чувствовать!"

Презентация к классному часу...

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритмаДля установления уровня развития ладового чувства: ...