Тренинг для обучающегося
методическая разработка на тему
Общение как форма повышения толерантности и профилактика агрессивного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_-_obuchayushchiesya.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для обучающихся на тему:
«Общение как форма повышения толерантности и профилактика агрессивного поведения»
Педагог-психолог: «Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. В переводе с латинского язык толерантность (tolerantia) означает терпение».
Памятки для каждого участника тренинга
Толерантность – это морально–нравственное качество личности, характеризующееся способностью человека принимать другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свои и чужие мнения и взгляды».
Толерантность выражается в стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения методами разъяснения и убеждения.
Проявление терпимости включает: равноправие, взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение.
Толерантность является важной составляющей психологической культуры любого человека.
Цель тренинга: помочь обучающимся в осознании уровня собственной толерантности, понимания необходимости применения принципов толерантности в воспитательской работе.
1.Упражнение «Давайте познакомимся».
Передаём игрушку и называем качества личности на одну или несколько из буквы своего имени. Например: ТАТЬЯНА (Талантливая, Аккуратна, Творческая, Яркая, Нравственная, Активная).
Вопрос: «Что узнали Вы друг о друге?» (Ответы).
2. Упражнение «Время собирать каштаны».
Участники выбирают себе каштаны и пытаются его запомнить. Затем все каштаны перемешиваются и выкладываются на столе. Участники должны найти именно свой каштан. Осознание своего стиля поведения и общения.
Вопрос: «Какое чувство Вы испытывали, когда я старалась вас запутать в выборе вашего каштана?» (Ответы участников.)
Вопрос: «Почему было трудно найти свой каштан?», «Важно ли было искать свой каштан?» (Ответы участников).
3. Упражнение «Все мы разные». (Психологический портрет людей)
Участники работают с бумагой по команде, выполняют задание, что скажет ведущий.
Задание: «Свернуть лист пополам, ещё раз пополам, оторвать маленький уголок слева, затем свернуть оторвать уголок справа». По команде развернули, получился узор.
Вопрос: «Одинаковый, получился узор, почему нет?» (Ответы участников). «А у кого красивее получился узор и почему?» (Ответы участников).
Рефлексия: «Необходимо проявление терпимости, уважения, спокойствия и умение выслушать другого человека».
4. Упражнение «Клякса» - изотерапия - (гуашь, бумага, фломастеры)
Каждому участнику по выбору на маленький листочек в центр кладётся капля гуаши. Складывается лист пополам и ещё пополам. Развернуть, проанализировать и сказать на что похоже? Под счёт 1-2-3 дорисовать себе и передать по кругу 1-2-3- дорисовывает другой (пока листочек не вернётся обратно).
Вопрос: «Нашли свой рисунок? Узнали свой рисунок? Что нарисовали Вы? Что получилось после дорисовки Ваших коллег?» (Ответы).
5.Упражнение «Волшебное озеро».
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебное» озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».
Вопросы после выполнения упражнения.
1.Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
2. Как в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?
3. Какого отношения Вы ждёте к себе как уникальной и неповторимой личности?
5. Черты толерантного и интолерантного человека. Оценка своих качеств.
• Знание самого себя.
Упражнение-тест «Я реальный - Я идеальный». Рисуем шкалы и сравниваем, оцениваем себя «Я реальный - Я идеальный». (Ответы участников).
Рефлексия: «Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. САМООЦЕНКА. ТРЕВОЖНОСТЬ. АГРЕССИВНОСТЬ. РИГИДНОСТЬ. СОЦИОМЕТРИЯ. Как правило, у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным», чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантный человек обычно склонен доверять коллективу. Интолерантный человек чаще испытывает ощущение постоянной угрозы. Он опасается своего социального окружения и даже себя».
• Ответственность.
Упражнение «Гармония». Оцениваем грани своей ответственности. Участники разбиваются на пары, встают спинами друг к другу, в этой позиции надо присесть до пола и встать без помощи рук. Выполнение упражнения возможно только при равном распределении усилий (ответственности).
Рефлексия: «Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них».
• Авторитаризм.
Упражнение - тест «Тройка знаменитостей». Каждый участник тренинга должен назвать имена трёх знаменитостей.
Рефлексия: «Толерантным личностям более свойственно называть артистов, учёных. Интолерантные личности называют, как правило, имена лидеров имевших власть над другими людьми».
• Потребность в определенности.
Упражнение «Солнечный круг». Участники встают в круг, переплетаясь руками, с любыми участниками, кроме ближайших соседей. Необходимо распутаться, не расцепляя рук за определённое время.
Вопрос: «Почему (не) получилось?» (Ответы участников).
Рефлексия: «Для интолерантных есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения».
• Ориентация на себя.
Упражнение «Нанайские мальчики». Участники разбиваются на пары, опираясь друг на друга ладошками, ноги чуть расставлены, твёрдо стоят на земле. Двигая только рукам надо найти слабые стороны соперника и заставить его сойти с места.
Вопрос: «Почему ты (он) победил (проиграл)?». (Ответы участников).
Рефлексия: «В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих».
• Способность к эмпатии.
Упражнение «Мокнущий плот». Перед участниками тренинга ставится проблемная ситуация: «Вы спаслись с тонущего корабля на плоту, но плот оказался перевёрнут не той стороной. Вы должны, стоя на нём, за отведённое время успеть перевернуть плот».
Вопрос: «Трудно или не трудно было выполнять задание?» (Ответы участников).
Рефлексия: «В различных ситуациях толерантные люди - оптимисты, а интолерантные личности - пессимисты».
6. Упражнение «Похвали себя и других» (Работа с карточками «Продолжи предложение…»)
Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке. Поэтому сейчас каждый должен сказать, что сегодня Вам понравилось в себе и в коллективе с кем работали.
Вопрос: «Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам? Легко ли было хвалить себя?».
7.Рефлексия «Я желаю себе и другим…»
Игрушка передаётся по кругу. Участник, который держит в руке игрушку, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт игрушку соседу.
8.Оценка тренинга и своего состояния.
Участники высказывают пожелания и предложения ведущему.
Всем СПАСИБО за совместную работу!!! Было очень приятно с ВАМИ пообщаться!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для обучающихся 6-7 класса "Путь к успеху"
Методическая разработка тренинга...
Тренинг с обучающимися 10 класса «Погружение в мир профессий»
Тренин с обучающимися 10 класса с целью изучения собственных интересов и способностей в выборе профессии...
Психологический тренинг для обучающихся 9, 11 классов.
Тема занятия «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?»...
"Наркомания - знак беды" (Тренинг для обучающихся 8–11-х классов)
quot;Наркомания - знак беды" (Тренинг для обучающихся 8–11-х классов)...
Презентация занятия с элементами тренинга с обучающимися старших классов "ВИЧ/СПИД -миф и реальность"
Проблема организации и проведения профилактической работы с подростками является актуальной в связи с тем, что в группе повышенного риска прежде всего находится молодежь. В рамках реализаци...
Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике употребления ПАВ "Вместе мы сильнее"
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ....
Тренинг для обучащихся 9-11 классов по профилактике суицидального поведения «Успех в жизни»
Цель: формирование у учащихся представления об уникальности каждого человека, живущего на Земле, неповторимости собственной личности....