"Наркомания - знак беды" (Тренинг для обучающихся 8–11-х классов)
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему

Нурудинова Лиза Шамсудиновна

"Наркомания - знак беды" (Тренинг для обучающихся 8–11-х классов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Наркомания - знак беды" (Тренинг для обучающихся 8–11-х классов)

                                                            Пояснительная записка

На сегодняшний день наиболее опасными социальными отклонениями являются так называемые социальные вредности. Это табакокурение, алкоголизм, наркомания.

О необходимости разъяснения пагубности всех этих явлений в обществе сейчас необходимо говорить. Ведь даже самая благоприятная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности. Детей нельзя оградить от табакокурения, алкоголя, наркотиков, но НАУЧИТЬ ИХ СОЗНАТЕЛЬНО ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ НИХ МОЖНО И НУЖНО. Для этого необходимы интерактивные формы и методы проведения профилактики социальных вредностей среди подростков.

Но профилактическая работа не будет значимой, если этим будут заниматься только педагоги. К профилактике социальных вредностей необходимо подключить и медработников, и психологов, и, самое главное, старшеклассников. Наверное, только они могут своим советом,  примером, авторитетом доказать, например, подросткам и малышам, что курение, алкоголь, наркомания – это очень опасные явления. Ведь быть здоровым – это модно!

Много сказано в периодической печати о проблемах подросткового возраста, о потребности вырваться из-под диктата взрослых. С позиций автора, волонтёрское движение, т. е. движение добровольцев, для профилактики социальных вредностей среди подростков просто НЕОБХОДИМО.

К сожалению, в настоящее время существует тенденция к социальной дезадаптации детей и подростков. В стране, области и районе растёт преступность, увеличивается число правонарушений, употребление ПАВ становится практически нормой жизни. Особенно эта тенденция прослеживается в селах и деревнях, где родители детей безработные, процветает пьянство, спиртоторговля, распространение наркотиков

У детей нет возможности занять себя после школы.

В этих условиях всё более усиливается роль образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненно важных проблем ребёнка. В связи с этим автором была разработана профилактическая программа “Я+ТЫ=МЫ” (превентивная профилактика асоциального поведения среди подростков посредством волонтёрского движения старшеклассников). Одной из форм работы по программе является проведение тренингов.

Тема: Наркомания – знак беды.

(тренинг для обучающихся 8 -11 классов)

Цель: доказать обучающимся 8 – 11-х классов, что наркомания – это большая беда не только для отдельного человека, но и в целом для общества.

Задачи:

сформировать у обучающихся навыки самооценки, саморазвития, самозащиты своего Я;

развить негативное отношение к опасным привычкам;

воспитать устойчивое отношение к первой пробе наркотиков среди подростков.

Оборудование: столы и стулья для трех команд, ватман (ЗОЖ, негативные привычки), ватман, диаграммы с итогами анкет.

Предварительная подготовка к тренингу:

Анкетирование среди обучающихся 8 – 11-х классов;

Подготовка волонтёров к тренингу (диаграммы, подведение итогов анкетирования и др.);

Напечатание ролевых ситуаций, спорных вопросов, тезисов, заповедей;

Подготовка цветных картинок (вырезок) из журналов и газет с изображениями людей, видов спорта и т.п.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Лекционно-дискуссионная часть

– Здравствуйте. Мы рады вас видеть, на сегодняшнем нашем тренинге и уверены, что тема нашего разговора небезынтересна и актуальна.

 Нравится это кому-либо или нет, но факт остается фактом: наркотики – проблема номер один в молодёжной среде, и не только в России, но и во всём мире.

 Что же такое наркомания? Ведь кто-то и кофе, и табак считает наркотиком, другие же говорят, что анаша и марихуана практически безвредна и безопасны. Кто же прав?

Приложение 2

Мозговой штурм. На плакате – “ЗОЖ” и “Негативные привычки”, учащиеся говорят слова, словосочетания, характерные для данного плаката.

– Мы сейчас раздадим вам 3 заповеди, но они записаны отдельными фразами. Вы должны будете составить из предложенных слов, фраз целое выражение.

Прежде чем приобрести порцию “дури”, хорошенько подумайте, а зачем вам это надо;

Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости;

Каким бы заманчивым ни показалось предложение попробовать немного “счастья” - откажитесь.

Участники работают, волонтёры помогают составлять заповеди.

 В результате среди участников тренинга выделяют 3 группы, в которых, условно говоря, будут обсуждаться социальные вредности:  табакокурение,  алкоголизм, наркомания.

1. рассказ о табакокурении.

– Табак известен давно. Родом он из Америки, и до открытия Колумба в Европе табака не знали. Растение получило своё название по имени провинции Тобаго (о.Гаити) и оттуда начало своё победное шествие по всем континентам. Кроме никотина, в табаке содержится большое количество вредных веществ, которые, воздействуя на организм, вызывают нарушение в работе всех систем и органов. Так курение приводит к возникновению заболеваний, не имеющих определенной симптоматики и ясной клинической картины, курильщики уверены, что специфической болезни, возникшей только от курения, не существует. Тем не менее, если курильщик и не страдает бронхитом, туберкулёзом, раком лёгких, гипертонией и т.д., то всё равно его организм изнашивается и стареет значительно быстрее, чем организм некурящего человека.

2. Беседа психолога, рассказ об алкоголе.

– Не секрет, что русских считают, чуть ли не самыми пьющими в мире. Человек не знал алкоголя долгие сотни лет тысяч лет. Приобщение к пьянству – сравнительно молодая ошибка человечества. Явление сбраживания было открыто почти одновременно во многих местах, и сейчас нам не с кого спрашивать за то, что этот джин был выпущен на свободу.

А что же в России? На царских пирах пили ковшами и чашами, но не водку, а “мёд – пиво”, крепость их не превышала 5-7 градусов. Водка в России появилась в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный устроил в России первый кабак, где водку подавали только опричникам. Спаивание народа безудержным становится в конце 19 века, когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие не проходит без выпивки. Способствовали пьянству и беспросветно тяжёлая доля русского рабочего. Первые попытки искоренить пьянство были предприняты в 1917 году. С тех пор война не прекращается и идет с переменным успехом – зелёный змий оказался крайне живучим. Кроме того, что алкоголь разрушает организм, он разрушает личность. Человек тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо, и что такое плохо, что есть зло – всё перепутывается в голове несчастного. Такие люди часто находятся на учёте врача-психиатра или помещаются в психиатрические лечебницы. Статистика:

90% умственно отсталых детей - дети алкоголиков и пьющих родителей;

в пьющих семьях 40% детей – недоразвитые и больные;

в пьющих семьях мертворождённые дети появляются в два раза чаще, а детская смертность в три раза выше, чем в непьющих семьях;

одна рюмка водки снижает работоспособность на 20-30%;

в состоянии алкогольного опьянения совершается 55%краж, 79% грабежей, 69% нападений.

– Страшные цифры. И самое ужасное, что алкоголь требует в жертву не только взрослых людей, но и их будущее потомство.

3. Выступление психолога, который рассказывает о наркомании.

– Что же представляет собой наркомания, какие процессы происходят в организме человека?

 Первые пробы наркотиков не всегда сопровождаются каким-либо ощутимым эффектом. Иногда наблюдается защитная реакция организма – головокружение, тошнота. Наркотик постепенно расшатывает эту защиту. И после нескольких проб человек чувствует состояние эйфории. Первое пережитое чувство эйфории является точкой отсчёта в развитии психической зависимости человека от наркотика. Результатом этого является неожиданное желание вновь испытать действие наркотика. Если человек продолжает употреблять наркотические вещества, то изменения в физиологических процессах и психике закрепляются и он, наконец, осознает невозможность обходиться без наркотиков. В этот момент предстоит сделать выбор: как быть дальше – порвать с наркотиками или плыть по течению. Одни люди пытаются бороться, сдерживают себя, обращаются за помощью, другие отдаются своей страсти с охотою, третьи смиряются с судьбой и пытаются как-то приспособить своё существование к этому факту. После некоторого периода регулярного употребления наркотика человек начинает испытывать потребность в увеличении дозы, поскольку прежняя не дает желаемого эффекта. Со временем наркотик утрачивает свой специфический, эйфоризирующий эффект. И принимать наркотик больного далее заставляет стремление избежать состояние абстиненции (“ломки”), а также желание привести себя в рабочее состояние, так как вне действия наркотика этот человек уже абсолютно не работоспособен. На заключительной стадии можно наблюдать полную физическую зависимость и прогрессивное истощение организма – слабость, неспособность к умственным и физическим усилиям, похудение, отчётливо видны признаки отравления организма. Смерть быстрыми шагами настигает его.

– Дополнительную информацию нам сообщит учитель биологии.

– Делаем вывод, что наркомания – болезнь, вредные привычки, преступление.

– Ребята, как вы думаете, может ли сам человек остановиться, отказаться от наркотиков?

Участники команд отвечают на вопрос по очереди и разыгрывают ролевую ситуацию

СИТУАЦИЯ – ПРОБА “Вам предлагают наркотики”

Приложение 1

В компании приятелей вам предлагают попробовать наркотики (что-то покурить, проглотить и т.п.). Говорят: “Не робей! Попробуй – получишь кайф. От одного раза ничего не случится. В жизни надо всё попробовать и пережить”.

 Задание.

Как вы поступите? А если в случае отказа вас будут презирать или навсегда исключат из компании? А если на вас будут давить или угрожать?

– Так как же можно относиться к наркоманам: ненавидеть, быть равнодушными, жалеть?

Участники команд высказывают свою точку зрения. Каждой команде предлагаются спорные утверждения.

Приложение 3

Участникам нужно пообсуждать и высказать свою точку зрения, затем участникам тренинга предлагается согласиться или опровергнуть следующие тезисы.

Приложение 4

Затем волонтёры раздают участникам тренинга буклеты под названием “Здоровье – твое богатство!”, где говорится о том, что сегодня мода на здоровых, умных, добрых и СВОБОДНЫХ людей. Живи ярко и красиво!

II. Творческая работа

– Итогом сегодняшнего разговора является выпуск коллажа из цветных картинок журналов и газет под названием “Скажем ДА своей жизни!”, а затем защита своего проекта по группам.

III. Заключительная часть тренинга. Рефлексия.

– Что запомнилось на занятии?

 – Что понравилось на занятии, не понравилось?

 – Какие пожелания на будущие тренинги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Наркомания - знак беды".

Данный материал предназначен для прведения классного часа в 9 классе....

Психологический тренинг "Наркомания - знак беды""

Проект предназначен для учащихся 9-11 классов. Он поможет им осознать опасность наркомании для здоровья и утвердится в том, что это антисоциональное явление, научиться противодействовать ей через созд...

Классный час "Наркомания - знак беды!"

Целью классного часа является создание условий для формирования знаний о вреде наркомании, роста самосознания и самооценки подростков. В ходе данного мероприятиявырабатывается представлени...

презентация "Наркомания - знак беды!"

Пояснительная запискаКлассный часСоставитель: Кишкинева Ирина Викторовна, социальный педагог.Образовательное учреждение: МКОУ  «Орловская СОШ», Воронежская область.Оборудование: ко...

Наркомания-знак беды

Классный час  для старшеклассников "Наркомания-знак беды"...

Родительское собрание "Наркомания - знак беды"

Помочь родителям получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность....