Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" для обучающихся 5-6 классов.
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" составлена в рамках новых ФГОС ОО и рассчитана на два года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Образовательный центр № 11»
г. Череповца
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ПО К У Р С У
«З А Н И М А Т Е Л Ь Н А Я Г Р А М М А Т И К А»
5-6 классы
Автор: Алёшина Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2013 год
Пояснительная записка
Курс «Занимательная грамматика» неразрывно связан с изучением учебного предмета «Русский язык», а значит, является основой развития интеллектуальных и творческих способностей, мышления, воображения обучающихся, является средством приобщения к духовному богатству русской культуры. Специфика заключается в том, что для рассмотрения выбраны отдельные аспекты изучения русской грамматики (термин «грамматика» в широком понимании), а именно фонетика, морфемика, лексика, фразеология, словообразование, морфология.
Цели
- Овладение практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения; расширение объема используемых в речи грамматических средств.
- Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, стремления к речевому самосовершенствованию.
- Развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
Задачи курса «Занимательная грамматика»:
- углублять знания в области русской грамматики;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логику, мышление;
- развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к языку;
- совершенствовать коммуникативные умения;
- воспитывать требовательность к себе, объективность в самооценке.
Результаты изучения курса:
Личностные
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту русского языка;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
- способность извлекать информацию из различных источников;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные
- умение грамотно пользоваться известными грамматическими средствами в устной и письменной речи;
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и другими аспектными словарями;
- умение совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного).
Способы определения результативности:
- оценка творческой деятельности обучающихся (составление вопросов к языковой викторине, заданий к лингвистической игре);
- оценка познавательной активности обучающихся при подготовке к занятиям (доклады, сообщения, в т.ч. с электронной презентацией);
- оценка коммуникативных умений обучающихся на занятиях (устные монологические высказывания, работа над созданием текста в паре и группе)
Содержание курса:
Содержание занятий позволяет обучающимся ответить на вопросы: Что такое грамматика? Для чего нужно знать грамматику? Курс имеет практическую направленность: использование разнообразных грамматических средств в устной и письменной речи.
Разработанный курс учитывает возрастные особенности обучающихся. Задания касаются тем по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, морфологии, изучаемых на уроках русского языка в 5-6 классах по программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Понятие грамматика рассматривается в широком понимании, поэтому в курс занятий включены помимо словообразования и морфологии фонетика и лексика).
Курс «Занимательная грамматика» позволяет повторно обратиться к избранным вопросам с более глубоким погружением в тему. Формы работы предполагают занимательный характер (лингвистическая игра, викторина, грамматическая эстафета и др.), что позволит повысить интерес пятиклассников и шестиклассников к сложным теоретическим вопросам. Каждое занятие обучающиеся работают в составе временных групп или в парах.
Курс «Занимательная грамматика» разработан для обучающихся 5-6 классов с учетом закономерностей изучения русского языка и рассчитан на 68 часов (34 часа +34 часа) (1 час в неделю).
Класс | Название раздела | Количество часов |
5 | Введение | 1 |
Фонетика. Графика | 12 | |
Лексика | 11 | |
Морфемика | 10 | |
Итог: | 34 | |
6 | Введение | 1 |
Лексика. Фразеология | 13 | |
Словообразование. Орфография | 12 | |
Морфология. Орфография | 8 | |
Итог: | 34 |
Тематический план
5 класс
№ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | ФОРМЫ РАБОТЫ |
Введение (1) | |||
1. | Из истории грамматики | Электронная презентация по теме занятия, игровые задания (в группе). | |
Фонетика. Графика (12) | |||
2. | 1. История русского алфавита | Электронная презентация по теме занятия, игровые задания (в группе). | |
3. | 2. О звуках речи | Деление звуков на гласные и согласные, образование гласных и согласных звуков, группы гласных и согласных звуков. | Электронная презентация в виде викторины; лингвистические игры: «Кто больше?», «Стань ведущим», вопросы-шутки. |
4. | 3. Немного о слоге. | Слог, виды слогов в русском языке, правила переноса слов. | Электронная викторина «Верите ли вы?»; лингвистические игры: «Кто быстрее?», «У кого хвост длиннее?», шарады. |
5. | 4. Велико умение ставить ударение. | Ударение. | Электронная презентация по теме; языковые состязания, работа с орфоэпическим словарём (в группах). |
6. | 5. Ударные и безударные. | Слабая и сильная позиция гласных звуков, правописание безударных гласных. | Электронная презентация по теме. Анализ стихотворения А.Барто, загадки, составление аналогичных заданий (в группах). |
7-8. | 6-7. Какими бывают согласные? | Виды согласных звуков: звонкие, глухие, мягкие, твердые, парные и непарные. | Электронная викторина по теме занятия. Лингвистические состязания, игра: «Мите помогите!» |
9. | 8. Долгие звуки. | Долгие согласные звуки, правописание удвоенных согласных в разных частях слова. | Электронная презентация по теме. Метаграммы, викторина, вопросы «на засыпку». |
10. | 9. Можно ли произнести непроизносимые согласные? | Непроизносимые согласные, правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Электронная викторина, конкурс: «Отгадай!», игра: «Грамотеи» (в группах). |
11. | 10. Буквы с двойной ролью. | Двойная роль букв е, ё, ю, я в начале слова, после гласных и разделительных ь и ъ. | Электронная презентация по теме занятия. Языковые состязания: «Мудрено сотворено?», «Фантазеры». |
12-13. | 11-12. Подготовка и проведение лингвистической игры: «Фонетика для любопытных» | Понятия изученные в теме: «Фонетика. Графика». | Составление заданий для лингвистической игры «Фонетика для любопытных», проведение игры. |
Лексика (11) | |||
14. | 1. Эти многоликие слова… | Лексика, лексическое значение слова | Электронная презентация «Верите ли вы?», Конкурс: «Кто лучше?», разгадывание кроссвордов |
15- 16. | 2-3. Слова, которые много значат. | Однозначные и многозначные слова. | Электронная презентация по теме занятия, работа с школьным толковым словарём русского языка (в группах) |
17. | 4. «Непрямое» значение слов | Переносное значение слова. | Работа с текстами любимых стихотворений, словесное рисование. |
18-20. | 5-7. Бывают ли слова одинаковыми? | Омонимы, омоформы, омофоны. | Электронная викторина «Отгадай слово», лингвистическая игра «Кто больше?» |
21-22. | 8-9. О словах, которые похожи. | Синонимы, роль синонимов в речи. | Игры и конкурсы, составление кроссвордов, анализ стихотворений. |
23. | 10. Слова-противоположности. | Антонимы. | Электронная викторина, конкурс загадок, игра: «Поиграем в обгонялки?» |
24. | 11. Составление и решение лексических задач. | Понятия, изученные в теме «Лексика». | Творческая деятельность учащихся. |
Морфемика (10) | |||
25. | 1.Слова-родственники. | Морфема. Корень. Однокоренные слова. | Электронная викторина. Лингвистические игры: «Кто быстрее?», «У кого хвост длиннее?» |
26. | 2. Разговор о беглых буквах. | Беглые гласные. | Электронная игра: «Верите ли вы?»; языковые состязания: «Не учась, и лаптя не сплетёшь», «Раз, два, три - говори!» (в группах) |
27. | 3. Покажи знания о чередованиях. | Варианты морфем. | Историческая справка в виде электронной презентации, лингвистические игры: «По щучьему веленью», «Книгочеи». |
28. | 4. Снова об основе. | Основа слова. | Электронная викторина: «Верите ли вы?» Игры: «Раз, два, три - говори!», «Свои слова», «Кто больше?» |
29-30. | 5-6. Парад приставок. | Приставка. Правописание приставок. | Электронная викторина о приставках, игры: «Чемпионы», «Самый зоркий», «Кто больше?» |
31-32. | 7-8. Суффиксы знакомые и незнакомые. | Суффикс. Правописание суффиксов. | Электронная викторина: «Верите ли вы?», языковые игры; работа с текстами любимых стихотворений. |
33-34. | 9-10. Подготовка и проведение игры Брейн-ринг между 5-ми классами. | Повторение понятий, изученных в курсе «Занимательная грамматика» за 5 класс. | Творческая деятельность учащихся. |
6 класс
№ | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | ФОРМЫ РАБОТЫ |
Введение (1) | |||
1. | Лингвистическая викторина (по следам занятий в 5 классе). | Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса. | Электронная викторина (работа в группах). |
Лексика. Фразеология (13) | |||
2. | 1. История лексики. Родные слова. | Лексика. История Исконная лексика. | Электронная презентация по теме: «История лексики», работа с этимологическим словарем. |
3. | 2. Слова-«предки». | Старославянизмы. | Электронная презентация о словах-старославянизмах, игра: «Из глубины веков»; анализ стихотворения С. Крыжановского. |
4-5. | 3-4. Слова-«пришельцы» | Заимствованные слова. | Электронная викторина по теме занятия, лингвистические игры: «Мудрено сотворено», «За чем пойдешь, то и найдешь», анализ рассказа М.Зощенко «Обезьяний язык» |
6. | 5. Диалектизмы… Какие они? | Диалектные слова. | Электронная презентация по теме занятия, составление кроссворда «Диалектное словечко», анализ стихотворения С.А.Есенина. |
7. | 6. Лексика профессионалов. | Профессиональные (специальные слова). | Лингвистические игры: «Кому что», «Профессионалы», составление словарика профессий (работа в группах) |
8. | 7. Почему стареют слова? | Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. | Электронная викторина «Верите ли вы?» Игра: «Берись дружно, не будет грузно», работа с толковым словарем, «Словарем живого великорусского языка» В.И.Даля (по группам). |
9. | 8. Какие слова считаются новыми? | Новые слова (неологизмы). Окказионализмы. | Электронная викторина в картинках, игра: «Кто больше?», отгадывание кроссворда. |
10-13. | 9-12. В мире фразеологии. | Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание. | Электронная викторина «А знаете ли вы?», лингвистические игры, работа с фразеологическим словарем, конкурс «Художники», составление рассказа с фразеологизмами. |
14. | 13. Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». | Понятия, изученные в теме: «Лексика. Фразеология» | Творческая деятельность обучающихся. |
Словообразование. Орфография (12) | |||
15. | 1. Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий) | Морфемы. Словообразование и формообразование. | Электронная презентация «В мире морфем», лингвистические игры «У кого хвост длиннее?», «Не учась и лаптя не сплетёшь», конкурс: «Стань ведущим» |
16-17. | 2-3. Как в русском языке образуются слова? | Способы словообразования. | Электронная викторина «А верите ли вы?», конкурсы «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Строители, за работу!» |
18. | 4. Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. | Приставка. Правописание приставок. | Электронная викторина, языковые игры «Наблюдатели», конкурс «Стань ведущим», «Кто быстрее и больше!» |
19. | 5. Приставки- нарушители «главного» правила. | Единообразное написание приставок. | Электронная викторина, лингвистические игры: «Кто первый?», «Приставка - не приставка» |
20-21. | 6-7. Самые «трудные» приставки. | Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-. | Электронная викторина, лингвистические игры: «Писатели», «У кого хвост длиннее?», «Кто больше?» |
22-23. | 8-9. Корни слов: постоянство и измены. | Правописание гласных в корнях слов. | Грамматическая эстафета, игра: «Найдите корень», разгадывание чайнворда (на слайдах презентации). |
24. | 10. Орфография суффиксов. | Правописание суффиксов. | Электронная викторина в рисунках, игра «ЕЦ или ИЦ?», «Найди слово», «Кто это делает?» |
25-26. | 11-12.Подготовка и проведение игры «Жизнь и творчество морфем» | Понятия, изученные в теме: «Словообразование. Орфография» | Творческая деятельность обучающихся. |
Морфология. Орфография (8) | |||
27. | 1. Законы написания существительных. | Морфология. Орфография. Имя существительное. Правописание имен существительных | Электронная презентация «В мире морфологии», игра «Исследователи», конкурс «Грамотейка». |
28-29. | 2-3. Как правильно писать числительные? | Правописание имен числительных. | Электронная презентация «Из истории числительных», лингвистическая игра «Поиграем в обгонялки?», «Математики». |
30-31. | 4-5. Местоимения, которые пишутся непросто. | Разряды местоимений. Правописание местоимений. | Электронная викторина «Какого роду-племени?», игры «Свои слова», «Третий лишний», «Исследователи», «Фантазеры». |
32-33. | 6-7.Глагольная орфография. | Глагол. Правописание глаголов. | Электронная презентация «В мире глаголов», игры «Чья радуга ярче?», «Отгадай слово», «Сочинители», «Режиссеры». |
34. | 8. Итоговое мероприятие за курс «Занимательная грамматика» 6 класса. | Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 6 класса. | Творческая деятельность обучающихся. |
Учебно-методическое обеспечение:
Литература:
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
- Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. – Минск, 1965
- Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1994
- Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1980
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987
Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
- Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. М.: Новый Диск, 2010
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 5 класс» (М.: «Просвещение», 2013)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 (Мультимедийное энциклопедическое издание).
- Википедия – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/)
- Электронные приложения к газете «Первое сентября. Русский язык»
Рекомендуемая литература (для обучающихся и родителей):
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1995
- Козулина М.В. Занимательные упражнения по орфографии. 5 – 9 классы. – Саратов, 2004
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: «Просвещение», 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся 5-х классов
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по УМК С. М. Никольского "Математика - 5" в соответствии с требованиями пункта 18.2.2 ФГОС...
Рабочая программа по химии для обучающихся 10-го класса базового уровня.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-го класса гуманитарного профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельно...
Рабочая программа по математике для обучающихся 5 -х классов
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравстве...
Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися воспитанниками 9 класса
Данная программа разработана на основе:Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционная) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Минис...
Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся "____11__"_Б___ класса
Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится, лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способно...
рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида
Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....
Рабочая программа по математике для обучающихся 6 - А класса на 2014-15 уч. год.
Частное общеобразовательное учреждение «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД» является частью образовательной системы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", оказывает помощь с...