ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗНООБРАЗНОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ
статья на тему

Боярова Валентина Вячеславовна

Цель: Способствовать формированию умений планировать и организовывать продуктивно свою деятельность в свободное время. 

 

От правильной организации  досуговой деятельности  зависит воспитание разносторонне развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_dosugovaya_deyatelnost.doc464 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗНООБРАЗНОЙ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ.

                                                                   

                                                                                                 

                                                                                               

   Автор: Боярова Валентина Вячеславовна

Должность автора: воспитатель первой квалификационной категории

Цель: Способствовать формированию умений планировать и организовывать продуктивно свою деятельность в свободное время.

Актуальность: От правильной организации  досуговой деятельности  зависит воспитание разносторонне развитой личности.

Педагогические задачи: 

  1. Развивать и поддерживать интерес к деятельности определенного направления;
  2. дать возможность расширять и углублять умения полученные в процессе учебы;
  3. формирование умения использовать полученные знания;
  4. развитие осознанного желания работать самостоятельно.

Я работаю воспитателем в группе 3-х классов. Эту группу детей я веду со 2 класса. В процессе знакомства, я изучила интересы и потребности воспитанников своёй группы. В результате исследований выяснила, что дети моей группы не умеют планировать и организовывать свой досуг. Интересы воспитанников разнообразны, но в ситуации самостоятельного выбора различных форм проведения свободного от учебных занятий времени, они выбирают лишь прогулки с друзьями и просмотр телевизионных передач. Проведённые диагностические беседы об умении планировать и организовывать свой досуг с пользой, интересно и увлекательно выявили актуальность проблемы.

     Анализируя итоги наблюдений в соответствии с учётом возраста, психофизических особенностей воспитанников, их потребностей и интересов, я приняла решение включить в план воспитательной работы направление по организации разнообразной досуговой деятельности с применением активных форм работы, чтобы содействовать формированию умений планировать и организовывать свою деятельность в свободное время. В своей деятельности я опираюсь на передовой педагогический опыт, учитываю специфику и основную миссию нашего образовательного учреждения, здоровьесберегающие технологии, предусматриваю меры по соблюдению безопасности детей, санитарно-гигиенические требования. В тесном контакте с классным руководителем, логопедом, психологом, педагогами дополнительного образования, осуществляю коррекционно-развивающее воздействие, включая детей в интересующий их вид деятельности.

     В начале учебного года я вынесла на обсуждение вопросы на тему рационального использования своего свободного времени, используя цикл бесед, тренинговых занятий таких как «Моё интересное дело», «Что такое хобби?», «Ищем таланты!», «Что такое досуг?», «Моё свободное время», стимулирующие интерес детей к различным видам досуговой деятельности. Воспитанники рассказывали о своих увлечениях, высказывали свои пожелания. Мы решили собирать в «Копилку интересных дел» разнообразные формы проведения досуга, чтобы в дальнейшем подробно познакомиться с ними и провести пробы.

     Следующим этапом стало привлечение детей в систему дополнительного образования в стенах школы-интерната. Воспитанники, с помощью воспитателя, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, выбрали кружки и факультативы, в которых занимаются и сегодня.

Влад К и  Елена Т. поют дуэтом в вокальном кружке, Дарья Д Алена Н Никита П  Руслан А Занимаются в танцевальном кружке «Премьера».  Руслан К.,  Дима Е, Никита М, Равиль  У. занимаются спортивными танцами. Эти  дети с успехом выступают на общешкольных мероприятиях А ещё девочки нашей группы с удовольствием занимаются в кружке прикладного творчества.

    Воспитанники группы любят не только уроки физической культуры, но и во второй половине дня посещают факультатив «Коррекционно-оздоровительная физкультура», принимают участие в соревнованиях, заняли призовое место в «Больших осенних гонках», готовятся  к весенним состязаниям.

     В кружке «Гигабайт» мы изучаем основы компьютерной грамотности, учимся работать в системе Интернет.

     Оля. Л. с удовольствием ухаживает за комнатными растениями.     Некоторые дети посещают учреждения дополнительного образования вне школы-интерната Руслан А – секцию борьбы  Даша Д. – художественную школу.

     Занятия в кружках и секциях занимают в жизни детей особое место. Они развивают и поддерживают интерес к деятельности определённого направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учёбы. В дальнейшем, возможно, повлияют на профессиональное самоопределение.

     Не забывая о том, что воспитывать нужно деятельностью, что мудрая воспитательница – радость, я призвала на помощь игру.

     «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. Здесь ничего не должно быть случайного» - сказал Василий  Алексеевич  Сухомлинский.

     Зная о том, что работа воспитателя успешна тогда, когда он может сформировать у воспитанника потребность в познании, важно помнить, что формируя мотивацию к определённым видам деятельности, нужно суметь настроить ребёнка на предвкушение удовольствия не только от результата, но и от процесса предстоящей деятельности.

     В игре ребёнок может почувствовать себя успешным, нужным, незаменимым. В игре можно создать атмосферу радости и удивления. Именно эти эмоции задают мотивацию стремления. Под их влиянием формируется ощущение безопасности и расслабленности. Состояние расслабленности и безопасности избавляет ребёнка от лишних мышечных зажимов, от необходимости тратить энергию на психологическую защиту.

    Мы любим играть в настольные, интеллектуальные игры (викторины, ребусы, загадки, кроссворды, сканворды), подвижные и  народные игры («Охотники и утки», «Волк во рву», «Попади в мяч», «Штандр», «Колесо», «Рыбак и рыбки» и пр.), игры-шутки, игры-минутки, ролевые и театрализованные игры.

    Играя, воспитанники ощущают радость общения, накапливают опыт коллективных переживаний, необходимый для общения эмоциональный запас – уважительности к людям, доброты, контактности, открытости. Играя, - учатся соблюдать правила, уважать мнение других, слушать и слышать друг друга.

     Какое наслаждение смотреть, как они играют. Не теряя ни одной минуты, они действуют, двигаются, переживают. Они понимают друг друга с полуслова, как будто мыслят сообща. Они развиваются, играя. Они играют, развиваясь. «Игра – вечный спутник детства» - сказал Сталь Анатольевич Шмаков, замечательный педагог и пропагандист игровой деятельности.

     Такие активные формы работы, как экскурсии в Волгоградский краеведческий музей, планетарий, музей завода «Красный октябрь», пешеходные прогулки по памятным историческим местам родного города способствовали расширению кругозора воспитанников, формированию патриотических чувств к малой родине, побудили интерес к изучению региональных особенностей своего края. Ключевым делом, по итогам экскурсионной работы стало тематическое мероприятие «Волгоград – город мечты и творчества» в ходе которого дети совершили игровое путешествие по следующим этапам:

  1. Районы города;
  2. Что в имени твоём;
  3. Волгоград спортивный;
  4. Волгоград творческий;
  5. Волгоград промышленный;
  6. Память огненных лет;
  7. Весёлая рыбалка;
  8. Природа родного края.

На этапах воспитанники выполняли творческие задания, отвечали на вопросы викторины, рисовали, обменивались приобретёнными знаниями.

     В течение учебного года мы изучаем традиционные календарные и государственные праздники России, традиции и формы их проведения:

  • День знаний;
  • День пожилого человека;
  • День учителя;
  • День матери;
  • День согласия и примирения;
  • День Конституции;
  • Новый год;
  • День воинской славы России – Сталинградская битва;
  • День защитников Отечества;
  • Международный женский день;
  • День космонавтики;
  • День Земли;
  • Праздник весны и труда;
  • День Победы;
  • День семьи (15. 05);
  • День славянской письменности и культуры (24. 05).

Мы изучали и продолжаем изучать историю возникновения праздников, события предшествующие им.

     В группе регулярно проводится обсуждение происходящих событий в мире, через которые совершенствуются навыки устной речи, активного слушания, самостоятельной работы с периодической литературой, выбора необходимых телевизионных передач.

     Активное участие в общешкольных, районных проектах таких как: «Наш уютный двор», «Доброта спасёт мир», «Огненный Сталинград чрез сердца детей», «Великая Победа» содействует формированию активной жизненной и гражданской позиции воспитанников путём реализации их возможностей и способностей. В следующем учебном году мы запланировали проект «10 добрых дел». Главным условием реализации проекта является наличие детской инициативы.

    Каждый человек хочет быть здоровым, подвижным, успешным. Как организовать свой досуг, сохраняя и укрепляя своё здоровье, показал цикл мероприятий способствующих развитию содержательных форм организации здорового образа жизни:

  • Игра-путешествие «Секреты здоровья»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Арго»;
  • Ток-шоу «Ты в ответе».

Воспитанники путешествовали по островам «Знаний», «Здоровья», «Дружбы», соревновались в силе, ловкости, смекалки, добывая «Золотое руно», обсуждали пагубное влияние вредных привычек на организм человека.  

    Неподдельный интерес вызывают у детей занятия спортивными танцами. Воздействие на детей средствами музыки, танца, способствуют общему развитию детей, нормализации двигательных функций, коррекции речевых нарушений. Занятия проходят в форме тренировок групповых, парных, индивидуальных, просмотра видеозаписей, бесед, выступлений. В результате дети узнают общие сведения о направлениях в хореографии, овладевают навыками пространственной ориентации, знают терминологию изучаемых элементов.

     Выработка у воспитанников умений планировать и организовывать свою деятельность в часы досуга в отрыве от семьи невозможно. Совместно с классным руководителем было проведено родительское собрание, посвящённое этой теме. В процессе диалога выяснились некоторые проблемы:

  • Родители сами предпочитают пассивный отдых;
  • Скромный семейный бюджет не позволяет некоторым семьям организовать активный и интересный отдых для своих детей (со слов родителей).

Родителям, чей личный досуг, личное общение бедны, с детьми делиться нечем и радовать их нечем. Дети слепо копируют взрослые досуги, в том числе опыт праздничного застолья, во время которого нет умной беседы, нет песен, нет игр, нет интересного общения.  Нам ещё предстоит доказать родителям, с помощью их детей, что существуют интересные формы активного семейного отдыха без особых финансовых вложений, нужно только захотеть.

     В «Копилке интересных дел» нашей группы есть и коллективно-творческое дело «Мастерская чудес». В совместном творчестве с воспитанниками родился сценарий праздника  « Сказки дедушки Крылова»

Выдержки из дневника подготовки и проведения коллективно-творческого праздника «Сказки дедушки Крылова».

1.Воспитанники, высказывают свои предложения по реализации коллективно творческого дела с учетом их интересов, их возможностей, их способностей. Воспитанники всей группы-участники «Творческой мастерской». Командиром выбрана Лена Т.

2.Воспитатель, учитывая пожелания детей,  оказывает помощь в поиске необходимой дополнительной информации, после чего дети выбирают пути для успешной реализации их творческого потенциала через кружки, факультативы, занятия по интересам.

3.Воспитанники, объединившись в микрогруппы, работают с различными текстами, выбирают музыкальное сопровождение, художественное оформление, песни, танцы, стихи, таким образом, в подготовку включается все.

4.Воспитатель, организует общее заслушивание вариантов, где ребята активно высказывают своё мнение, делятся отобранной информацией друг с другом и с педагогом, выбирают наиболее целесообразный материал.

5.Воспитанники, планируют приглашение гостей, распределяют роли, раздают творческие задания.

6.Воспитатель, помогает разработать единый план подготовки и реализации общего творческого дела, определяется место активного участия для каждого.

7.Воспитанники, предложили поощрить гостей мероприятия, приготовить сюрпризные моменты.

  1. Дима Е., Влад К., разучивали стихи наизусть совместно с учителем русского языка и литературы отрабатывали необходимый темп речи, интонацию, произношение.
  2. Все участники разучивали танцевальные номера, репетировали их совместно с воспитателем и руководителем танцевального кружка.
  3. Все участники разучивали песни «Мы вместе», «Загадай желание» совместно с руководителем вокального кружка.
  4.  Группа в составе Алёны Н., Лены Т. совместно с музыкальным руководителем подбирали музыкальное оформление.
  5. Все воспитанники приняли участие в изготовлении жетонов, сувениров и пригласительных для гостей. Помощь в работе оказывала руководитель кружка прикладного творчества  и руководитель кружка «Гигабайт».
  6. Воспитатель и командир дела организовывали и контролировали процесс подготовки праздника, подбирали костюмы, атрибуты.
  7. Руслан К.проверял техническое оснащение праздника, работу музыкального центра, наличие дисков с музыкальным оформлением.

Подготовка к мероприятию активизировала творческие способности всех воспитанников. Дети добросовестно репетировали свои роли, проявляли заинтересованность и индивидуальность.  Во время подготовки были соблюдены меры безопасности и санитарно-гигиенические требования.

     Праздник « В гостях у дедушки Крылова» состоялся 12.11. 2011 года. В зале собрались приглашённые гости и участники праздника. Ребята практически не волновались, они были уверены в своих знаниях и умениях. Праздник удался на славу. Гости приняли участие в конкурсной программе, пели и танцевали вместе с организаторами праздника. За свои старания, по итогам своих личных достижений,  получили замечательные сувениры и сладкие призы.

    Подведение итогов проводилась в форме коллективного обсуждения. Воспитанники активно высказывали своё мнение по итогам проведённого мероприятия. Анализировали проведённое мероприятие в целом и делали самоанализ своего собственного участия и выступления. Рефлексия проводилась и по методике «Незаконченное предложение» Детям были предложены следующие незаконченные предложения:

  1. Я наконец-то понял (а)….
  2. Мне очень понравилось …
  3. Мне не понравилось …
  4. Я был (а) очень рад (а) тому, что …
  5. Мне хотелось бы помочь …
  6. Я хотел (а) бы изменить …
  7. Я хотел (а) бы предложить …
  8. Мне было интересно …

Полученные мини-сочинения выявили повышенный интерес воспитанников к теме рационального использования своего свободного времени.

     Прежние представления о досуговой деятельности для Владислава К., Оли Л., Димы Е., Алены Н изменились. В процессе подготовки и проведения праздника они  узнали,  что существуют различные формы активного отдыха, получили опыт публичного выступления. Теперь, по их мнению, им не страшно выходить на сцену и выступать перед зрителями.

     Дима Н. открыл в себе талант оформителя, даже в выходные дни он дома много и с увлечением рисует.

     Искренние отзывы звучали по поводу сюрпризных моментов. Ребятам было приятно не столько получать призы самим, сколько дарить их гостям.

     Праздничная атмосфера мероприятия создала великолепное настроение всем участникам. Дети уверены в собственных силах, попробовали себя в новых ролях, приобрели новые навыки.

     Но не обошлось и без критики. Владислав Б. остался недоволен тем, что его не привлекли к роли ведущего, а он так хотел. Для меня это было неожиданно, так как во время распределения ролей он не проявлял своей инициативы. В следующий раз необходимо привлечь Владислава к этой деятельности.

     В своей работе я ориентирована на гуманистический подход в образовании, где главной формой взаимодействия с воспитанниками является диалог. Поэтому планируя это и другие мероприятия, я отталкиваюсь от предпочтений и пожеланий непосредственно самих участников группы. Демократический стиль общения позволяет создавать атмосферу уважения и доверия, обеспечивающею формирование активной жизненной позиции воспитанников. Воспитательная работа нацелена на личность ребёнка, на создание в группе обстановки социальной защищённости, взаимодействия, взаимопонимания, творческого сотрудничества.  Пропагандируя активные формы досуговой деятельности, я понимаю, что особое место во всестороннем развитии каждого ребёнка занимают кружки, секции, факультативы, творческие мастерские. Они развивают и поддерживают интерес воспитанников к творчеству, дают возможность попробовать себя в различных видах деятельности.

     Спланированная и проводимая мной работа даёт свои положительные результаты:

  • Улучшился нравственный климат группы;
  • Воспитанники стали чаще проявлять инициативу, выбирать (пока ещё из предлагаемых мной) формы проведения досуга;
  • Своё свободное время они чаще, чем прежде заполняют  интересной значимой для них деятельностью;
  • Такие формы активного досуга, как изобразительное творчество, танцевальное искусство, интеллектуальные игры им полюбились особенно;
  • Проявились лидерские качества у Лены Т. Даши Д.

     Работа по организации разнообразной досуговой деятельности в группе с применением активных форм, начатая мной  в этом учебном году будет продолжена и в дальнейшем. Анализ работы (пока ещё частичный) выявил некоторые проблемы:

  • На низком уровне процесс взаимодействия с родителями воспитанников;
  • Возникают сложности в организации посещений спектаклей, концертов не только из-за финансовой стороны этого вопроса, но и из-за необязательности и пассивности родителей.

В следующем  учебном году есть над чем работать, есть с кем работать.  Есть возможности, а главное есть желание.  Я уверена – у нас всё получится!  

Первичная педагогическая диагностика, сентябрь 2011 года.

.

Итоговая диагностика, март 2012 года

1.Танцевальный кружок «Премьера»       2. Художественная школа

3.Секция борьбы      4.Гигабайт         5.Ритмопластика

6.Прикладное творчество      7. Плаванье         8.Оздоровительная физкультура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности".

Федеральными государственными требованиями к организацииобразовательного процесса в ДОУ определили 10 образовательных областей   Каждая образовательная область основана на какой-либо детской...

Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации воспитанников группы "Особый ребёнок" школы-интерната VIII вида.

Данная статья включает в себя теоретические и практические аспекты внеклассной работы  и досуговой деятельности, способствующие активизации процесса социализации и социокультурной реабилитации во...

Название работы: "Методическая помощь педагогам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей"

Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ "Педагогическая куль...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

Статья на тему: «Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Статья на тему:«Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через  организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дне...

«Стартинейджер» как одна из форм организации внеурочной (досуговой) деятельности учащихся, с ограниченными возможностями здоровья в условиях МАОУ ШИ 31

laquo;Стартинейджер» - это увлекательная игра.«Стартинейджер» - это стиль жизни.«Стартинейджер» - это повод собраться подросткам для совместного времяпрепровождения...