Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Удивительный мир слов".
рабочая программа на тему
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной и выразительной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_slov_1.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
III, IV, V вида № 6»
Прошла обсуждение на МО Протокол № __ от _________ | Согласовано Заместитель директора по ВР_________Р. В. Бодрова ______________ 20 г. | Утверждаю Директор ГКС(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 6» _________ Н. В. Соловьёва ______________ 20 г. |
Рабочая программа
(модифицированная)
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Удивительный мир слов»
для воспитанников 1класса.
Срок реализации программы 1 год.
Составитель:
Боярова Людмила Валентиновна,
воспитатель высшей квалификационной категории.
Волгоград, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Удивительный мир слов» составлена на основе нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Устав школы-интерната;
- Основная образовательная программа начального общего образования школы;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- Пособие для учителя: Занимательно о русском языке/ Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
- осознание языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры;
- формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- практическое знакомство с богатейшими возможностями, с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- пробуждение интереса к родному языку, овладение учебными действиями с единицами языка, практическая реализация умений, связанных с «процессом познания нового».
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной и выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются орфоэпическое, лексическое, грамматическое разнообразие мира слов, пути его познания, развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, привлечение внимания детей к миру слов, повседневно употребляемых, дав им понять, что мир слов увлекателен сложен и разнообразен, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
В условиях коррекционной школы-интерната программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введение элементов культурологи.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование представления о языке как универсальной ценности, о структуре языка (его грамматического строя, основного словарного фонда, истории развития русского языка);
- развитие языковой интуиции и ориентирование в пространстве языка и речи;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания);
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1класса. Программа рассчитана на 33 занятия в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Филология», не требует от учащихся дополнительных знаний по родному языку.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 класс.
№п/п | Тема раздела | Кол-во занятий | Универсальные учебные действия |
1 | Мир полон звуков.
| 14 |
|
2 | Сквозь века. | 10 | |
3 | Секреты нашей речи. | 7 | |
4 | Где живут слова. | 2 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» в условиях коррекционной школы ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, потребности обучения различным способом познания языковых единиц. Знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для изучения курса русского языка, пробуждает интерес к речевым явлениям, поддерживает свойственную школьникам пытливость ума.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных книг, к их поступкам.
- эмпатия – сочувствие другим людям, сопереживание;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенству собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре;
- интерес к чтению, потребность в чтении;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы;
- подробно пересказывать небольшие тексты;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других, фиксировать тему, ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, группе;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и идеологической формами речи.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Материалы для учителя:
Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Пособие для учителя: Занимательно о русском языке– Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В.И.Даль. – М.: Эксмо, 2007
Панов Г.А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1994
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1-4 класс/ Е.В.Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта-Принт, 2007
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.
Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом.
Альбомы сюжетных картинок для развития речи учащихся 1 класса.
Демонстрационные картины для развития речи учащихся 1 класса.
Компьютерное оборудование.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ*
1 класс.
№п/п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия, количество часов | |
По плану | Фактически | |||
1 | Мир полон звуков. 14 занятий | Звуки вокруг нас. 2 ч. | ||
2 | Фабрика речи. 2 ч. | |||
3 | Смысл и бессмыслица. 2 ч. | |||
4 | Полоса препятствий. 2 ч. | |||
5 | Рисуем звуками. 2 ч. | |||
6 | Трудности разговорного жанра. | |||
7 | Увлекательное рядом. 2 ч. | |||
8 | Можно ли сломать язык. | |||
9 | Сквозь века. 10 занятий | Словесные раскопки. 2 ч. | ||
10 | Так считали наши предки. 2 ч. | |||
11 | Весёлая буква алфавита. 4 ч. | |||
12 | Загадки русского языка. 2 ч. | |||
13 | Секреты нашей речи. 7 занятий | Слова одинаковые, но разные. 2 ч. | ||
14 | Когда слова спорят? 2 ч. | |||
15 | Имена, имена, имена. 3 ч. | |||
16 | Где живут слова. 2 занятий | Словарь – дом для слов. | ||
17 | «Местные жители» и «иностранцы» | |||
Итого: | 33 занятий |
∗ - в календарно-тематическое планирование могут быть внесены изменения в зависимости от возможностей класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".
Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер»
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер» для 4 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...
рабочая программа по внеурочной деятельности, Общеинтеллектуальное направление
Содержание данной программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 6 класса. Занятия содержат подборку нестанда...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ЮНЫЙ ЭРУДИТ» 7 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Юный эрудит" 7 класс содержит: пояснительную записку, личностные, метапредметные и предметные результаты освое...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ» 9 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Индивидуальный итоговый проект" 9 класс содержит: пояснительную записку,планируемые результаты освоения курса,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»
Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...