Программа дополнительного образования "Летящий мяч"
рабочая программа
Программа для обучения студентов 15-18 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pulina_-_letyashchiy_myach.doc | 744.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1
ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
(ГБПОУ НЕКРАСОВСКИЙ ПЕДКОЛЛЕДЖ № 1)
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1 Протокол от 31.08.2018 № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1 ______________Т.А. Голядкина Приказ от 31.08.2018 № 197-о |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
ВОЛЕЙБОЛ «ЛЕТЯЩИЙ МЯЧ»
Возраст учащихся: 15-18 года
Срок реализации: 1 года
Разработчики:
Пулина Галина Евгеньевна
педагог дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………... | 3 |
Учебный план ………………………………………………………………………………….. | 9 |
Календарный учебный график ……………………………………………………………….. | 11 |
Рабочая программа…………………………………………………………………………….. | 12 |
Оценочные и методические материалы ……………………………………………………… | 23 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологичес-кие требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017 № 617-р; Устава государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга; лицензия государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга на образовательную деятельность и других локальных актов учреждения.
Сроки реализации программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол «Летящий мяч» рассчитана на 1 год обучения.
Программа имеет базовый уровень.
Актуальность программы.
Актуальность программы связана с введением новых федеральных государственных стандартов образования. Программа ориентирована на интеграцию личности в область физической культуры, создана как дополнительный источник информации для студентов второго курса к освоению МДК 07 «Теория и методика физического воспитания с практикумом» на отделениях «Адаптивная физкультура» и «Преподавание в начальных классах».
Занятия по образовательной программе формируют:
- потребность и мотивацию к систематическим занятиям волейболом;
- воспитание моральных и волевых качеств;
- творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий
- коммуникативные навыки.
Основная задача теоретических занятий – дать необходимые знания по волейболу. На практических занятиях применяется комплекс общеразвивающих упражнений, эстафеты и подвижные игры, прыжковые, циклические упражнения, упражнения направленные на развитие гибкости, координационных способностей, общей и специальной выносливости, ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что предложенные методы соответствуют возрасту и учитывают степень подготовленности учащихся. В программе учитываются возрастные особенности организма, сенситивные (благоприятные) периоды развития учащихся.
Новизна программы состоит в том, что учащиеся не только знакомятся с данным видом спорта, но и самостоятельно проводят анализ изучаемого действия, самостоятельно изучают отдельные методические аспекты.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 15 до 18 лет.
Цель программы - формирование системы теоретических знаний о волейболе и методически правильное применение их на практике.
Задачи:
1. Обучающие:
- обучить приемам техники игры в волейбол в защите и нападении;
- обучить тактическим приемам игры;
- научить формулировать цели и задачи тренировочного занятия;
- научить анализировать правильность выполнения технических элементов волейбола.
2. Развивающие:
- развивать аэробную выносливость;
- развивать быстроту реакции;
- развивать скоростные и силовые качества;
- развивать координационные способности.
3. Воспитательные:
- воспитывать черты спортивного характера;
- прививать интерес к систематическим занятиям волейболом;
- воспитывать морально-этические и волевые качества;
- мотивировать к занятиям волейболом.
Условия реализации программы.
Данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Количество учащихся – не менее 15 человек.
Условия набора.
Для обучения по данной программе принимаются учащиеся, заниматься легкой атлетикой, повысить уровень физического развития и улучшить свои показатели в данном виде спорта, имеющие положительное медицинское заключение о состоянии здоровья, а также желающие реализовать свои способности, согласно Уставу учреждения и соответству-ющим локальным актам.
Кадровое обеспечение. Обучение по данной программе может осуществлять один педагог.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации данной программы в полном объеме необходимы:
- Оборудованный стадион колледжа.
- Оборудованный спортивный зал.
- Учебно-методическая литература по волейболу.
- Спортивный инвентарь:
- мячи волейбольные;
- стенка гимнастическая;
- скамейки гимнастические;
- скакалки;
- гантели, отягощения.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа является дифференцированной. В то же время занятия по программе имеют общую тематическую направленность, что позволяет проводить их одновременно со всеми учащимися в едином коллективе, разновозрастном по составу. Спиральный принцип построения программы предполагает усложнение заданий в соответствии с возрастными особенностями учащихся, степенью освоения ими программного материала, а также сформированности у них практических умений и навыков.
Программа является вариативной, и может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей учащихся, государственных праздников и выходных дней.
Форма и режим занятий.
Педагог имеет право в зависимости от творческих способностей, интересов и активности учащихся изменить количество часов внутри тематического планирования программы, отводимых на изучение разделов, тем; увеличить или уменьшить количество часов, отведенных на тренировки и индивидуальные занятия, указав это в рабочей программе в календарно-тематическом планировании.
Занятия могут быть групповыми, индивидуально-групповыми, индивидуальными, могут проходить в форме участия в соревнованиях, конкурсах и др., согласно учебному плану работы, плану работы колледжа, мероприятий, организованных Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и социальными партнерами учреждения.
Темы занятий могут быть изменены или скорректированы в соответствии с событиями, происходящими в мире или новыми технологиями и тенденциями в образовании.
Режим занятий по каждому году обучения следующий:
1 год обучения – 1 раз в неделю (2 часа в неделю, 72 часа в год).
Планируемые результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы.
Личностные:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью;
- потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляя-ющей доминанты здоровья;
- способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельнос-тью;
- умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятель-ностью;
- патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
- готовность к служению Отечеству, его защите.
Метапредметные:
- способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физ-культурной, оздоровительной и социальной практике;
- готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использова-нием специальных средств и методов двигательной активности;
- освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практи-ческих занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортив-ной), экологии, ОБЖ;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятель-ности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, крити-чески оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
- формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку.
Предметные:
- умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
- владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
- владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
- владение техническими приемами и двигательными действиями, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Исходя из поставленных задач и содержания образовательной программы, у учащихся должен сформироваться устойчивый интерес к занятиям по волейболу и потребность в этой деятельности.
В результате освоения образовательной программы занятий, учащиеся должны знать:
- основы техники игры в волейбол и других физических упражнений;
- принципы правильного построения и проведения тренировочного занятия;
уметь:
- владеть техническими приёмами игры в волейбол;
- вести спортивный дневник тренировок;
- провести тренировочное занятие по волейболу;
- составить график соревнований;
- анализировать выполнение технических приёмов игры в волейбол;
понимать:
- принципы работы в информационно - коммуникативном пространстве.
Способ проверки накопленных знаний:
- Обратная связь – ведение спортивного дневника тренировок.
- Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
- Овладение знаниями теории волейбола и практическими навыками.
- Участие в соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации программы.
- тестирование;
- результаты соревнований.
Учебный план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
| 1 | 1,5 | 0,5 | Устный опрос | ||
| 10 | 5 | 2 | Педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности | ||
Общая физическая подготовка | 20 | 5 | 15 | |||
Специальная физическая подготовка | 28 | 5 | 24 | |||
Техническая подготовка | 8 | 2 | 6 | |||
Тактическая подготовка | 4 | 3 | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 1,5 | |||
| 72 | 22 | 50 |
УТВЕРЖДЕН
Приказом № 197-о от «31» августа 2018 г.
Директор
ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1
______________Т.А. Голядкина
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 08.09.2018 | 30.06.2019 | 72 часа | 1 раз в неделю |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1
ИМ. Н.А. НЕКРАСОВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
(ГБПОУ НЕКРАСОВСКИЙ ПЕДКОЛЛЕДЖ № 1)
ПРИНЯТА Педагогическим советом ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1 Протокол от 31.08.2018 № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ Некрасовского педколледжа № 1 ______________Т.А. Голядкина Приказ от 31.08.2018 № 197-о |
Рабочая программа
Волейбол «Летящий мяч»
Возраст учащихся: 15-18 года
Срок реализации: 1 года
Разработчики:
Пулина Галина Евгеньевна
педагог дополнительного образования
Задачи:
1. Обучающие:
- обучить приемам техники игры в волейбол в защите и нападении;
- обучить тактическим приемам игры;
- научить формулировать цели и задачи тренировочного занятия;
- научить анализировать правильность выполнения технических элементов волейбола.
2. Развивающие:
- развивать аэробную выносливость;
- развивать быстроту реакции;
- развивать скоростные и силовые качества;
- развивать координационные способности.
3. Воспитательные:
- воспитывать черты спортивного характера;
- прививать интерес к систематическим занятиям волейболом;
- воспитывать морально-этические и волевые качества;
- мотивировать к занятиям волейболом.
Способ проверки накопленных знаний:
- Обратная связь – ведение спортивного дневника тренировок.
- Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
- Овладение знаниями теории волейбола и практическими навыками.
- Участие в соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации программы:
- тестирование;
- результаты соревнований.
Содержание базовых тем обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с программой, основными темами, режимом работы. Ознакомление с основными правилами техники безопасности. Диагностика начальных навыков и умений. Поясняется перечень литературы и интернет-ресурсов. Физическая культура и спорт в России. Проведение беседы о состоянии и развитии волейбола в России и за рубежом, о содержании программы. Тестирование общефизической подготовки учащихся.
2. Теоретическая подготовка.
Правила игры в волейбол. Правила судейства в волейболе. Составление спортивного дневника. Составление таблицы по теме.
3. Общая физическая подготовка.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм во время занятий волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Оборудование и инвентарь. Презентации учащихся. Строевые упражнения, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, мышц ног и таза, мышц туловища и шеи; гимнастические и акробатические упражнения; легкоатлетические упражнения; упражнения для воспитания общей выносливости, подвижные игры и эстафеты.
4. Специальная физическая подготовка.
Основные меры безопасности и правила поведения в спортивном зале. Предупреждение несчастных случаев. Режим дня, совмещение занятий спортом с учебой в колледже. Составление режима тренировок. Выполнение упражнений для развития быстроты движения и прыгучести, для развития качеств необходимых для броска. Анализ выполняемых упражнений.
5. Техническая подготовка.
Теоретические сведения о технике выполнения передач и подач мяча сверху и снизу индивидуальных, в парах, тройках, подачи верхней и нижней, нападающего удара, блокирования нападающих ударов. Техника защиты и нападения. Методические вопросы технической подготовки. Далее тренировки по:
- Передаче мяча: сверху, снизу, двумя и одной рукой.
- Работе ног и другие навыки игры в нападении: старты, прыжок толчком двух ног, одной ногой, остановка прыжком, двумя шагами, повороты вперед и назад, обман движения или финты.
- Подаче мяча: верхняя, нижняя, боковая, с различных мест, из различных и.п.
- Технике защиты: защитная стойка, параллельная стойка, передвижение приставными шагами, бег спиной вперед, поворот для восстановления позиции защитника; перехваты мяча, выбивание, вырывание мяча.
- Технике нападения: нападающий удар: одной рукой сверху, выпрыгивание, в движении прямо перед сеткой, под углом к сетке, в движении вдоль сетки, добивание.
- Анализу выполняемых упражнений.
6. Тактическая подготовка.
Теоретические сведения о способах ведения спортивной борьбы в различных условиях игры. Методические вопросы тактической подготовки. Виды тактик:
- Тактика нападения: атака, передай мяч и выходи, нападение против личного прессинга, взаимодействия в парах, тройках.
- Тактика защиты: противодействие получению мяча, противодействие выходу
на свободное место, противодействие розыгрышу мяча, атака, система личной защиты. - Тренировочные матчи. Анализ тренировочных матчей.
7. Итоговое занятие.
Подготовка к соревнованиям по волейболу. Составление графика соревнований. Правила соревнований. Тестирование по вопросам методики и содержанию образовательной программы. Соревнования по волейболу. Практика судейства партнеров, участие в соревнованиях различного уровня.
Календарно-тематический план
№ | Раздел тема | Коли-чество часов | ||
Планируе-мая дата | Факти-ческая дата | |||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 14.09 | ||
Теоретическая подготовка | 10 | |||
Правила игры в волейбол | 1 | 21.09 | ||
Правила игры в волейбол. Игра | 1 | 21.09 | ||
Правила игры в волейбол. Игра | 1 | 28.09 | ||
Правила игры в волейбол. Игра | 1 | 28.09 | ||
Составление спортивного дневника | 1 | 5.10 | ||
Правила игры в волейбол. Игра | 1 | 5.10 | ||
Правила игры в волейбол. Игра | 1 | 12.10 | ||
Игра | 1 | 12.10 | ||
Составление таблицы по теме | 1 | 19.10 | ||
Общая физическая подготовка | 20 | |||
Оборудование и инвентарь | 1 | 19.10 | ||
Строевые упражнения | 1 | 26.10 | ||
Упражнения для мышц рук | 1 | 26.10 | ||
Упражнения для плечевого пояса | 1 | 2.11 | ||
Упражнения для мышц ног и таза | 1 | 2.11 | ||
Упражнения для мышц туловища | 1 | 9.11 | ||
Упражнения для шеи | 1 | 9.11 | ||
Гимнастические упражнения | 1 | 16.11 | ||
Акробатические упражнения | 1 | 16.11 | ||
Легкоатлетические упражнения | 1 | 23.11 | ||
Упражнения для воспитания общей выносливости | 1 | 23.11 | ||
Подвижные игры и эстафеты. Игра | 1 | 30.11 | ||
Упражнения для воспитания общей выносливости. Игра | 1 | 30.11 | ||
Упражнения для воспитания общей выносливости. Игра | 1 | 7.12 | ||
Подвижные игры и эстафеты. Игра | 1 | 7.12 | ||
Подвижные игры и эстафеты. Игра | 1 | 14.12 | ||
Подвижные игры и эстафеты. Игра | 1 | 14.12 | ||
Подвижные игры и эстафеты. Игра | 1 | 21.12 | ||
Подвижные игры и эстафеты. Игра | 1 | 21.12 | ||
Подвижные игры и эстафеты. Игра | 1 | 28.12 | ||
Специальная физическая подготовка | 25 | |||
Основные меры безопасности и правила поведения в спортивном зале | 1 | 28.12 | ||
Режим дня, совмещение занятий спортом с учебой в колледже | 1 | 18.01 | ||
Составление режима тренировок | 1 | 18.01 | ||
Выполнение упражнений для развития быстроты движения. Игра | 1 | 25.01 | ||
Упражнения для прыгучести. Игра | 1 | 25.01 | ||
Упражнения для развития качеств необходимых для броска. Игра | 1 | 1.02 | ||
Анализ выполняемых упражнений | 1 | 1.02 | ||
Упражнения для прыгучести. Игра | 1 | 8.02 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 8.02 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 15.02 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 15.02 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 22.02 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 22.02 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 29.02 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 29.02 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 7.03 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 7.03 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 14.03 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 14.03 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 21.03 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 21.03 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 28.03 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 28.03 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 4.04 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 4.04 | ||
Техническая подготовка | 8 | |||
Теоретические сведения о технике выполнения передач. Игра | 1 | 11.04 | ||
Техника защиты. Игра | 1 | 11.04 | ||
Техника нападения. Игра | 1 | 18.04 | ||
Методические вопросы технической подготовки. Игра | 1 | 18.04 | ||
Техника передач и подач мяча сверху снизу. Игра | 1 | 25.04 | ||
Повороты вперед и назад, обманные движения или финты | 1 | 25.04 | ||
Техника защиты: защитная стойка, параллельная стойка, передвижение приставными шагами, бег спиной вперед, поворот для восстановления позиции | 1 | 2.05 | ||
Техника нападения: нападающий удар: одной рукой сверху, выпрыгивание, в движении прямо перед сеткой, под углом к сетке, в движении вдоль сетки, добивание. Игра | 1 | 2.05 | ||
Тактическая подготовка | 4 | |||
Теоретические сведения о способах ведения спортивной борьбы в различных условиях игры | 1 | 9.05 | ||
Тактика нападения: атака по блоку, скидка. Нападающий удар в зоны 1,5,6 | 1 | 9.05 | ||
Тактика защиты: приёмы атакующего удара (сверху, снизу) постановка блока (один игрок, 2 игрока, 3 игрока) | 1 | 16.05 | ||
Амплуа игрока «либеро» (приём, защита, пас) схемы игры в защите: «углом назад» и «углом вперёд. Игра. | 1 | 16.05 | ||
Специальная физическая подготовка | 5 | |||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 23.05 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 23.05 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 30.05 | ||
Специальные упражнения. Игра | 1 | 30.05 | ||
Итоговое занятие. Игра. | 1 | 6.06 | ||
ИТОГО: | 72 |
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Способы проверки результативности:
- педагогическое наблюдение;
- анализ результатов деятельности;
- анализ выступлений на концертах;
- анкетирование;
- тестирование;
- диагностика.
Диагностический лист позволяет фиксировать педагогические наблюдения за процессом обучения и личностного развития каждого учащегося согласно выделенным критериям. Они заполняются три раза в год: в начале учебного года, в конце первого полугодия, в конце учебного года на первом году обучения.
Способ проверки накопленных знаний:
- Обратная связь – ведение спортивного дневника тренировок.
- Выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке.
- Овладение знаниями по теории волейбола и практическими навыками проведения соревнований.
- Участие в соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации программы:
- тестирование;
- результаты соревнований.
Методическое обеспечение обучения
№ п/п | Название темы (базовые разделы) | Форма проведения занятий | Методы и приемы проведения занятий | Дидакти-ческие материалы, техническая оснащенность | Форма подведения итогов |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Лекция | Познаватель-ные: опора на жизненный опыт. Социальные: создание ситуации взаимо-помощи, взаимо-проверка. Практичес-кие: наблюдение.Словесные: беседа | Инструкции по технике безопасности, фото и видеоматериа-лы. Кабинет методики, спортивный зал | Устный опрос |
2. | Теоретичес-кая подготовка | Лекция | Познаватель-ные: опора на жизненный опыт. Социальные:создание ситуации взаимопомо-щи, взаимопро-верка. Практические: наблюдение. Словесные: беседа, | Учебники по теории и методике физического воспитания, плакаты, видео ролики. Кабинет методики, спортивный зал | Педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности. Составление дневника занимающегося, составление таблицы |
3. | Общая физическая подготовка | Лекция, конференция | Учебники по теории и методике физического воспитания. Интернет-ресурсы, видео ролики. Кабинет методики, спортивный зал | Педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности. Презентация по теме «Оборудование и инвентарь» Ответы на вопросы по учебному пакету. | |
4. | Специальная физическая подготовка | Тренировка, лекция | Эмоциональ-ные: поощрение, создание ситуации успеха. Познавательные: опора на жизненный опыт. Социальные: создание ситуации взаимопомо-щи, взаимопро-верка. Практичес-кие: упражнение, тренинг. Словесные: рассказ, беседа | Учебники по волейболу. Волейбольные мячи, набивные мячи. Скакалки. Гимнастические скамейки. Кабинет методики. Спортивный зал | Педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности. Анализ тренировочных матчей |
5. | Техническая подготовка | Лекция, тренировка | Эмоциональ-ные: поощрение, создание ситуации успеха. Познаватель-ные: опора на жизненный опыт. Социальные: создание ситуации взаимопомощи. Практичес-кие: упражнение, тренинг. Словесные: рассказ | Волейбольные мячи, волейбольная сетка, плакаты, видео ролики. Спортивный зал | Педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности. Анализ тренировочных матчей |
6. | Тактическая подготовка | Волейбольные мячи, волейбольная сетка, плакаты, видео ролики. Спортивный зал | Педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности. Анализ тренировочных матчей. | ||
7. | Итоговое занятие | Тренировка | Эмоциональ-ные: поощрение, создание ситуации успеха. Социальные: взаимо-проверка. Практичес-кие: упражнение, тренинг. Словесные: беседа | Волейбольные мячи, волейбольная сетка. Спортивный зал | Соревнования |
Учебно-методический комплекс
№ п/п | Компоненты учебно-методического комплекса | Для педагога | Для родителей и учащихся |
1. Учебные и методические пособия | |||
1.1. | Информационно-справочные материалы | Инструкции:
| |
1.2. | Научная, специальная, методическая литература |
|
|
2. Материалы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся | |||
Методики психолого-педагогической диагностики личности: | |||
2.1. | Тесты | 1. Твой творческий потенциал; 2 Диагностика направленности личности 3. Личностный опросник Г. Айзенка (темперамент личности) 5. Тест Роттера (личностный контроль над внутренними и внешними факторами деятельности) | |
2.2. | Анкеты | 1.Выявление уровня самооценки учащихся | |
2.3. | Диагностические карты | 1. Индивидуальная карта учета результатов обучения и личностного развития учащегося по образовательной программе 2. Общий диагностический лист | |
2.4. | Методики |
| |
3. Материалы по работе с детским коллективом | |||
3.1. | Методики педагогической диагностики коллектива: | Критерии развития личности учащихся. | |
3.2. | Анкеты | Анкета поступающего в коллектив Опросник по итогам окончания года | |
3.3. | Опросники |
|
Методы организации занятий:
1. Словесные методы обучения:
- устное изложение, сообщение новой информации;
- беседа;
- анализ музыкального произведения.
2. Наглядные методы обучения:
- прослушивание и просмотр аудио и видео материалов;
- показ, демонстрация педагогом практических умений и навыков;
3. Практические методы обучения:
- тренировочные упражнения по вокалу и актерскому мастерству.
Дидактический материал
- методические пособия для педагогов дополнительного образования;
- видео материалы и мультимедиа.
Список литературы:
1. Литература для педагога:
- Волейбол в средних профессиональных учебных заведениях.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Программы для общеобразовательных учреждений волейбол для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. – М.: Просвещение 1997.
- Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития \\ Теория и практика физической культуры. №7. – 1977.
- Основы управления подготовкой юных спортсменов \ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт,1974.
- Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
2. Литература для учащихся:
- Волейбол. Для всех и каждого: учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Тригорлова В.В. 2007.
- Майкл Джордан и мир, который он сотворил. Глава 6. Чепел-Хилл, 1981.
- Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
- Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. – Киев: Здоровье, 1984.
Диагностический лист
Год обучения: 1 год
Ф.И.О. педагога: Пулина Галина Евгеньевна
№ п/п | Фамилия Имя | Техника нападающего удара | Техника защитных действий | Техника верхнего прима мяча | Техника нижнего приема мяча | Техника силовой подачи | Техника планирующей подачи | Техника укороченной подачи | Техника блокирующий действий | Техника падений | Техника передвижения | Количество баллов |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | ||||||||||||
15 |
Результаты оцениваются по 5 бальной системе:
5 - отлично
4 - хорошо
3 - удовлетворительно
2 - неудовлетворительно
Уровень подготовки учащихся
Баллы | Уровень |
36 и выше | высокий |
от 30 до 35 | средний |
до 29 | низкий |
Мониторинг результативности объединения
«___________________________________________________________________________»
ФИО учащегося____________________________________________
Группа______________
Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые Вы получили, занимаясь в объединении _____________________________ в этом учебном году и поставьте отметку под соответствующей цифрой (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая).
1 | Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Знаю специальные термины, используемые на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Научился самостоятельно выполнять творческие задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | Умею воплощать свои творческие замыслы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7 | Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8 | Научился сотрудничать с участниками объединения в решении поставленных задач | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 | Научился получать информацию из различных источников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обработка анкет и интерпретация результатов
После сбора анкет, педагог самостоятельно обрабатывает данные, которые обобщены для удобства. При обработке анкеты ответы группируются по следующим категориям:
- освоение теоретической информации – вопросы: 1, 2, 9;
- опыт практической деятельности – вопросы: 3, 4;
- опыт творчества – вопросы: 5, 6;
- опыт сотрудничества – вопросы: 7, 8.
Для каждого учащегося ответы считаются отдельно, путем вычисления среднего арифметического значения. Пример: на 1, 2, 9 вопрос анкеты первый учащийся ответил следующим образом:
1 | Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ | ||||||
2 | Знаю специальные термины, используемые на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ | ||||||
9 | Научился получать информацию из различных источников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ |
второй учащийся ответил так:
1 | Освоил теоретический материал по разделам и темам программы (могу ответить на вопросы педагога) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ | ||||||
2 | Знаю специальные термины, используемые на занятиях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ | ||||||
9 | Научился получать информацию из различных источников | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
+ |
Для удобства впишем данные в отдельную сводную таблицу и посчитаем среднее арифметическое значение, сначала между ответами учащихся, потом итоговое значение:
ФИО | № Вопроса | Баллы | Среднее значение | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Учащийся 1 | 1 | + | 4.0 | |||||
2 | + | |||||||
9 | + | |||||||
Учащийся 2 | 1 | + | 4.6 | |||||
2 | + | |||||||
9 | + | |||||||
ИТОГО | 4.3 |
Итоги анкетирования могут быть учтены педагогом в учебной и воспитательной работе, при предъявлении результатов освоения учащимися образовательных программ. Кроме того, анализ этих данных, их динамики может стать предметом разговора с учащимися и их родителями. По желанию данные анкетирования могут включаться в разделы портфолио учащегося, такие как «Оценка достижений», «Портфолио отзывов».
Бланк для обработки результатов
Освоение теоретической информации – вопросы: 1, 2, 9
ФИО | № вопроса | Баллы | Среднее значение | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
9 | ||||||||
ИТОГО |
Бланк для обработки результатов
Опыт практической деятельности – вопросы: 3, 4
ФИО | № вопроса | Баллы | Среднее значение | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
ИТОГО |
Бланк для обработки результатов
Опыт творчества – вопросы: 5, 6
ФИО | № вопроса | Баллы | Среднее значение | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
ИТОГО |
Бланк для обработки результатов
Опыт сотрудничества – вопросы: 7, 8
ФИО | № вопроса | Баллы | Среднее значение | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
ИТОГО |
Пример вывода
Выводы по результату анкетирования:
- Было выявлено, что с освоением теоретической информации проблем не возникло, и картина в целом удовлетворительная, совпадающая с мнением педагога.
- У учащихся, с регулярной посещаемостью, результат практической деятельности совпадает с задачами, поставленными в программе ОДОД.
- Многие учащиеся не смогли в полной мере раскрыть свои способности в творческом отношении. На это следует обратить внимание и внести коррективы в программу ОДОД.
- В опыте сотрудничества были выявлены проблемы уровня коммуникативности учащихся объединения. Соответственно, в образовательную программу следует внести некоторые изменения, а именно, добавить практических коллективных упражнений, которые способствуют созданию единого коллектива.
Карта самооценки учащихся объединения «___________________________________________________________________________»
Данная методика используется для анализа самооценки учащихся. Методика помогает выяснить уровень самооценки учащихся, способствует осознанию учащимися значимости занятий в системе дополнительного образования. Методика проводится в конце учебного года. Для проведения методики педагог составляет список умений и навыков учащихся, обозначенных в задачах и в ожидаемых результатах образовательной программы. Учащиеся заполняют карту, отмечая свой выбор любым знаком. После заполнения карты педагог анализирует уровень самооценки учащихся, сопоставляет самооценку учащегося и оценку педагога. Первая колонка ответов – для учащихся, вторая для педагога. Ответ да интерпретируется как 1 балл, ответ нет – 0 баллов. Максимум баллов определяется количеством вопросов. В конце необходимо подсчитать среднее арифметическое значение индивидуальное и общее.
Бланк анкеты
№ п/п | Вопрос | Ответ | |
Да | Нет | ||
Сформированность умений и навыков | |||
Теоретические знания | |||
Применение знаний в будущей профессиональной деятельности | |||
Сформированность практических знаний | |||
Способность объединяться с другими участниками для общих проектов | |||
Применение теоретических знаний на практике | |||
Навыки работы в коллективе | |||
Способность демонстрировать навыки публично |
Результаты исследования
ФИО | Сформирован-ность умений и навыков | Теоретические знания | Применение знаний в будущей профессиональ-ной деятельности | Сформирован-ность практических знаний | Способность объединяться с другими участниками для общих проектов | Применение теоретических знаний на практике | Навыки работы в коллективе | Способность демонстриро-вать навыки публично | Итого | ||||||||||
Учащийся | Педагог | ||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
да | |||||||||||||||||||
нет | |||||||||||||||||||
ИТОГО |
Пример вывода
В ходе исследования выяснилось, что самооценка учащихся в целом совпадает с мнением педагога. Так же методика показала, что у некоторых учащихся самооценка несколько завышена, что позволит скорректировать работу в дальнейшем и внести некоторые изменения в программу ОДОД, с уклоном на творчество и коллективную деятельность (внедрение в программу большего количества практических коллективных занятий).
Оценка целесообразности обучения в коллективе объединения
«______________________________________________________________________________»
Вопросы оцениваются по бальной шкале: согласен – 3 балла, трудно сказать – 2 балла, не согласен – 1 балл. Максимум 3 балла.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая вариант знаком «v»
№ п/п | Вопросы | Ответы | ||
Согласен | Трудно сказать | Не согласен | ||
Педагог справедливо оценивает достижения и возможности каждого участника творческого объединения | ||||
Педагог учитывает индивидуальные особенности каждого участника творческого объединения | ||||
Педагог (и) даёт (ют) глубокие и прочные знания, которые пригодятся в дальнейшем | ||||
У меня сложились хорошие отношения с участниками творческого объединения в ОДОД | ||||
Кабинеты и другие помещения в ОДОД устроены удобно, есть места для самых разных занятий и дел в них удобно заниматься | ||||
Я иду в ОДОД с радостью | ||||
К нашему педагогу можно обратиться за советом и помощью в трудную жизненную ситуацию | ||||
У меня есть любимый (е) педагог (и) | ||||
В творческом объединении я всегда свободно могу высказать свое мнение | ||||
Я считаю, что в ОДОД созданы все условия для развития моих способностей |
Бланк для обработки результатов
№ п/п | ФИО | Баллы | Вопросы | Среднее значение | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
ИТОГО |
Пример вывода
При условии максимального значения 3,0 баллов, организация данного объединения ОДОД___________________________________________________________ при значении _______ баллов, может считаться целесообразной. По результатам диагностирования выявлен явный интерес учащихся к работе в данном коллективе, а также желание продолжать обучение в следующем учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...