Программа кружка "Уроки Здоровья"
рабочая программа (5 класс) на тему
Возраст детей 11-12 лет
Срок реализации программы - 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proogramma_kruzhka_uroki_zdorovya.docx | 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ШМО ___________ /Л.А. Емелькина/ ФИО Протокол № ___ от «________» сентября 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ "СОШ п. Пробуждение " ___________ Ю.Г. Кузнецова «________» сентября 2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ "СОШ п. Пробуждение " ___________С.Ф. Родионова Приказ № 767 от «_05_» сентября 2013 г. |
Рабочая программа
кружка
«Уроки Здоровья»
Возраст детей: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 учебный год
Составил: учитель биологии
первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ п. Пробуждение
Энгельсского муниципального района
Саратовской области Россинская Л.А.
Год разработки программы: 2013
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _____ от « _____» августа 2013 г.
2013
Кружок «Уроки здоровья»
(Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи)
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе авторской программы А.А. Сметанкина «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи», 2003 г.
Она составлена на основе нового безлекарственного метода исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы.
Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю в течение 2 учебной четверти (8,5 ч.) в год.
Актуальность.
Навык здоровья, который обретут ребята на Уроках здоровья в школе, останется с ними на всю жизнь. Что подразумевается под навыком здоровья? В первую очередь – это умение защищаться от неблагоприятных факторов внешней среды: неблагополучной экологической ситуации, высоких учебных нагрузок, стрессов школьной жизни. Для этого формируется навык защиты внутренней среды, навык восстановления нормального газообмена. Именно для этого школьники овладевают умением правильно дышать.
Главная задача дыхания – обеспечить газообмен, то есть обеспечить постоянство внутренней среды организма или, другими словами, гармонию внутреннего физиологического мира человека. Этот важнейший для жизни процесс выполняется двумя системами: работой дыхательных мышц и работой сердечнососудистой системы. работа этих систем всегда неразрывна и взаимосвязана. Этот неразрывный процесс мы называем дыханием. Насколько оно хорошо, настолько хорошо взаимодействуют дыхательная и сердечнососудистая системы. Уроки здоровья формируют у ребят такой навык дыхания, при котором показатель его здоровья становится наилучшим.
Хочется подчеркнуть, что навык здорового дыхания нужен не только здоровым людям, он незаменим для людей, страдающих широким кругом заболеваний дыхательной, сердечно - сосудистой и нервной систем. БОС, сознательное управление своим здоровьем – это не просто новейший метод лечения, технология здоровья ХХI века, но и основа национальной идеи оздоровления граждан.
Цель программы:
расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечнососудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи.
Цель курса – научить обучающихся работать с прибором ПБС – БОС для выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания путём последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации до достижения должных показателей дыхательной аритмии сердца (ДАС), характерных для здоровых детей с учётом возраста.
Задачи программы:
формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, выработка у учащихся понимания общественной значимости здоровья, формирования навыка диафрагмального типа дыхания, как одного из способов сознательного управления дыхательной функцией, достижения гармонии физиологических систем своего организма, обучение произвольной регуляции функций организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии.
Форма организации обучения:
групповая и индивидуальная работа.
Форма проведения занятий:
тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путём преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи и реализуется с помощью теоретических уроков и практических занятий с использованием приборов БОС по регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Ожидаемые результаты:
обучающиеся должны выработать и закрепить диафрагмально-релаксационный тип дыхания с целью общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм, профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии, повысить показатели ДАС.
Требования к уровню подготовки обучающихся, прошедших курс оздоровления в классе БОС:
Метапредметные результаты (в соответствии ФГОС):
- Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с различными источниками информации, приобретение элементарных навыков работы с приборами, техника навыка диафрагмально-релаксационного дыхания, ТБ при работе с компьютером.
- Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
- Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
- Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, умение воспринимать информацию на слух.
Личностные результаты (в соответствии ФГОС):
- познавательный интерес к естественным наукам;
- умение применять полученные знания в своей практической деятельности: дышать диафрагмой (животом), снижать пульс на выдохе, снижать частоту дыхания, использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи, анализировать результаты, проведенного сеанс.
Формы подведения итогов реализации программы:
обсуждение результатов с использованием таблиц Сметанкина «Взаимосвязь величины ДАС и оценок здоровья».
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Указание конкретного вида занятий |
1 | Путешествие в мир здоровья. | 0,5 | 0,5 | Лекция | |
2 | Биологическая обратная связь – зеркало здоровья. | 0,5 | 0,5 | Лекция | |
3 | Дыхательная гимнастика. | 0,5 | 0,5 | Лекция | |
4 | Подготовка. | 1 | 1 | Практикум | |
5 | Постановка дыхания. | 2 | 2 | Практикум | |
6 | Формирование навыка. | 2,5 | 2,5 | Практикум | |
7 | Закрепление навыка. | 1 | 1 | Практикум | |
8 | Итоговая конференция «Значение метода БОС в сохранении и укреплении здоровья». | 0,5 | 0,5 | Конференция | |
Итого: | 8,5 | 2 | 6,5 |
Календарно-тематический план
№ занятия | Наименование темы | Дата проведения | |
план | корректировка | ||
1. | Путешествие в мир здоровья. | 15.01.2013 г. | |
2. | Биологическая обратная связь – зеркало здоровья. | 22.01.2013 г. | |
3. | Дыхательная гимнастика. | 29.01.2013 г. | |
4. | Подготовка. | 05.02.2013 г. | |
5. | Постановка дыхания. | 12.02.2013 г. | |
6. | Постановка дыхания. | 19.02.2013 г. | |
7. | Формирование навыка. | 26.02.2013 г. | |
8. | Формирование навыка. | 05.03.2013 г. | |
9. | Формирование навыка. | 12.03.2013 г. | |
10. | Закрепление навыка. | 19.03.2013 г. | |
11. | Итоговая конференция «Значение метода БОС в сохранении и укреплении здоровья». | 09.04.2013 г. |
Содержание программы
1. Путешествие в мир здоровья – 0,5 часа.
Понятие о здоровом образе жизни, знакомство с новым типом дыхания – диафрагмально-релаксационным, знакомство с прибором ПБС-БОС, создание мотивации для овладения учащимися навыком правильного дыхания.
2. Биологическая обратная связь – зеркало здоровья – 0,5 часа.
Активизация знаний о правильном дыхании и его пользе для организма человека, формирование понятия о физиологическом показателе здоровья – дыхательной аритмии сердца (ДАС).
3. Дыхательная гимнастика – 0,5 часа.
Обучение диафрагмально-релаксационному типу дыхания, подготовка к работе с тренажёром БОС, знакомство с методом мышечной релаксации по Джекобсону, знакомство с сюжетами компьютерной программы «Дыхание» («Столбик», «Забор», «Анимация»).
4. Подготовка – 1 час.
Практические занятия, каждое из которых состоит из чередующихся периодов БОС – тренинга и периодов отдыха. Группа состоит из шаблонов «01» и «02», предназначенных для освоения правил проведения сеансов БОС и закрепления техники диафрагмального дыхания.
5. Постановка дыхания - 2 часа.
Практические занятия. Группа состоит из шаблонов «03», «04», «05», «06» компьютерной программы «Дыхание», предназначенных для постановки и начала выработки навыка диафрагмально – релаксационного типа дыхания.
6. Формирование навыка – 2,5 часа.
Практические занятия. Группа состоит из шаблонов «07», «08», «09», «10». Шаблоны данных сеансов предназначены для формирования навыка диафрагмально релаксационного типа дыхания.
7. Закрепление навыка – 1 час.
Практические занятия по шаблонам «11», «12» направлены на закрепление выработанного навыка и перехода к диафрагмально-релаксационному типу дыхания без тренажёра.
8. Итоговая конференция «Значение метода БОС в сохранении и укреплении здоровья» - 0,5 часа.
Обсуждение результатов тренинга, сравнение величин ДАС в начале курса и в конце.
Информационно-методическое обеспечение:
1. А. Сметанкин «Открытый урок здоровья», СПб. «Питер» , 2005г.
2. А Сметанкин «Учитель здоровья», СПб. «Питер», 2003г.
3. Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников, реализующих программы оздоровления.
4. Конспекты теоретических уроков под общей редакцией А. Сметанкина. СПб. «Институт биологической обратной связи». 2004г.
5. Информационное письмо «Об оценке эффективности лечения методом БОС»
6. Гигиенические требования к вычислительной технике, условиям и организации работы. Выписка из СанПиН.
7. Учебник здоровья. СПб. ЗАО «Биосвязь», 2005г.
8. Сметанкин А. Учитель здоровья. СПб.: Питер, 2003г. – 160 с.
9. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровье».
10. О. Юдина. Учебник здоровья для младшего школьного и старшего дошкольного возраста. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2003г.
11. А.Головина Учебник здоровья для среднего школьного возраста. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2003г.
12. А.Головина Учебник здоровья для старшего школьного возраста. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"
разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Сквозная программа "В здоровом теле - здоровый дух"
v Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, ...
Спортивно-развлекательная программа "В здоровом теле - здоровый дух!"
Спортивный праздник укрепляет уверенность детей в том, что интересная и счастливая жизнь может быть только у здорового человека. Дети в ходе игры не только развивают физические качества, но и узнают м...
День здоровья посвященный всемирному дню футбола. Тесты для 8-9 классов в теоретической части программы дня здоровья.
Тесты, построены как в серьезном, так и в шутливом тоне. некоторые вопросы требуют не просто знаний футбола, а смекалки, знания футболистов своей школы, знание футбольных терминов и общей истории футб...
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...
программа по здоровье сбережению младших школьников «Здоровые дети – здоровая Россия».
В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприя...